• Преподавателю
  • Музыка
  • Рабочая программа обучения учащихся 7 класса по предмету Искусство (Музыка) (по Е. Д. Критской)

Рабочая программа обучения учащихся 7 класса по предмету Искусство (Музыка) (по Е. Д. Критской)

Рабочая программа обучения учащихся 7 класса по предмету «Искусство (Музыка)» разработана на основе следующих нормативных документов: ·         Федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2004 г.,   ·         Программа «Музыка. Основная школа» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной// Музыка. Программы  общеобразовательных учреждений. 1-7 классы. –М:Просвещение,2009 Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры. Задачи...
Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа обучения учащихся 7 класса по предмету «Искусство (Музыка)» разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2004 г.,

  • Учебный план филиала МБОУ Сещинской СОШ Трёхбратской СОШ на 2014-2015 учебный год, утв. приказом № 40 от 1.09.2014 г.

  • Программа «Музыка. Основная школа» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной// Музыка. Программы общеобразовательных учреждений. 1-7 классы. -М:Просвещение,2009

Цель программы - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Место предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю, предусмотренный федеральным компонентом учебного плана).

Тематическое планирование


Название раздела

Количество часов

1

Особенности драматургии сценической музыки

17 часов

2

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

18 часов

Содержание программы

Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (17 часов)

Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия- Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. приемы симфонического развития образов.

Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.

Перечень музыкального материала

  • Иван Сусанин. Опера (фрагменты) М.Глинка

  • Порги и Бесс. Опера (фрагменты) Дж.Гершвин

  • Князь Игорь. Опера (фрагменты) А.Бородин

  • Ярославна. Балет (фрагменты) Б.Тищенко

  • Высокая месса си минор (фрагменты) И.-С.Бах

  • Всенощное бдение (фрагменты) С.Рахманинов

  • Иисус Христос - суперзвезда. Рок-опера (фрагменты) Л.Уэббер

  • Кармен. Опера (фрагменты) Ж Бизе

  • Кармен-сюита. Балет (фрагменты)Ж.Бизе- Р.Щедрин

  • Празднества. Из симфонического цикла «Ноктюрны» К.Дебюссии

  • Гоголь-сюита. Музыка к спектаклю «Ревизская сказка» по мотивам произведений Н.В.Гоголя. А.Шнитке

  • Родина моя. Д.Тухманов, слова Р.Рождественского

  • Дом, где наше детство остается. Ю.Чичков, слова М.Пляцковского

  • Дорога добра. Из телевизионного фильма «Приключения маленького Мука». М.Минков, слова Ю.Энтина

  • Небо в глазах. С.Смирнов, слова В.Смирнова

  • Рассвет-чародей. В.Шаинский , слова М.Пляцковского

  • Только так. Слова и музыка Г.Васильева и А.Иващенко

  • Синие сугробы. Слова и музыка А.Якушевой

  • Ночная дорога. С.Никитин, слова Ю.Визбора

  • Исполнение желаний. Слова и музыка А.Дольского

  • Тишь. Слова и музыка А.Загота

  • Наполним музыкой сердца. Слова и музыка Ю.Визбора

  • Спасибо, музыка. Из кинофильма «Мы из джаза» М.Минков, слова Д.Иванова

  • Песенка на память. М. Минков, слова П.Синявского

  • Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.)

Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (18 часов)

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно-симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.

Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.

Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения содержания музыкальных образов.

Перечень музыкального материала

  • Соната № 11 для фортепиано. В.-А.Моцарт

  • Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано. Л.Бетховен

  • Соната № 2 для фортепиано(1 часть) С.Прокофьев

  • Симфония № 1 (1-я часть). В.Калинников

  • Симфония № 103 («С тремоло литавр») (фрагменты) Й.Гайдн

  • Симфония № 1 («Классическая») (фрагменты) С.Прокофьев

  • Симфония № 40 (фрагменты) В.А.Моцарт

  • Симфония № 5 (фрагменты) Л.В.Бетховет

  • Симфония № 8 («Неоконченная») (фрагменты) Ф.Шуберт

  • Симфония № 7 («Ленинградская») Д.Шостакович

  • Этюды по каприсам Н.Паганини. Ф.Лист

  • Чакона. Из Партиты № 2 ре минор. И.С.Бах- Ф.Бузони

  • Лесной царь. Ф.Шуберт.- Ф.Лист

  • Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано. А Шнитке

  • Рапсодия в стиле блюз. Дж.Гершвин

  • Концерт для скрипки с оркестром. А.Хачатурян

  • Образцы музыкального фольклора разных регионов

  • Россия, Россия. Ю.Чичков, слова Ю.Разумовского

  • Журавли. Я.Френкель, слова Р.Гамзатова

  • Сыновья уходят в бой. Слова и музыка В.Высоцкого

  • День Победы. Д.Тухманов, слова В.Харитонова

  • Вот солдаты идут. К.Молчанов, слова М.Львовского

  • До свидания, мальчики. Слова и музыка Б.Окуджавы

  • Баллада о солдате. В.Соловьев-Седой, слова М.Матусовского

  • Фантастика- Романтика. Слова и музыка Ю.Кима

  • За туманом. Маленький гном. Слова и музыка Ю.Кукина

  • Следы. Слова и музыка В.Егорова

  • Весеннее танго. Слова и музыка В.Миляева

  • Я бы сказал тебе. Слова и музыка В.Вихарева

Программа реализуется без изменений.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения музыки ученик должен:

Знать/понимать:

  • специфику музыки как вида искусства;

  • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

  • основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • основные формы музыки;

  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

  • имена выдающихся композиторов и исполнителей;

Уметь:

  • эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;

  • выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

  • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

  • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Требования к уровню подготовки учащихся основной школы:

7 класс


Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:

• понимать роль музыки в жизни человека;

  • совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор - исполнитель - слушатель);

  • эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

  • понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;

  • иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;

  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;

  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

  • творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;

  • использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

  • проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

  • выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

  • иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом;

  • совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.











Календарно-тематическое планирование

№ урока

№ в теме

Дата план

Дата факт

Тема урока


Содержание (планируемый результат: знания, умения, навыки)

Формы контроля

Примечание



Первое полугодие: Особенности драматургии сценической музыки.- 17 ч.

1

1

Классика и современность.

Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни.

Знать/ понимать, что такое классическая музыка, Понимать, что по музыкальным пристрастиям, по тому, что нравится или отвергается, можно судить о человеке, его вкусе, уровне культуры. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. религиозная.

Уметь приводить примеры петь под фонограмму с различным аккомпанементом.

Фронтальный опрос

музыка И. Баха, А. Вивальди, С. Рахманинова

О.Митяев - «Как здорово»

2

2


В музыкальном театре. Опера.

Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке.

Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и её составляющее. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере.

Народно- эпическая образность в творчестве русских композиторов, народные истоки в русской профессиональной музыке, обращение композиторов к народному фольклору. Углубление знаний об оперном спектакле, знакомство с формами драматургии в опере. (ария, песня, каватина, речитатив, ансамбль, хор

Знать/ понимать, что такое классическая опера. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений, драматургию музыкальных произведений. Знать имена композиторов: М.Глинка, известных исполнителей: Ф.Шаляпин.

Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая, религиозная.

Индивидуальное сообщение

Опера «Иван Сусанин»

М. И. Глинки (фрагменты)

О.Митяев - «Как здорово»

3

3

Судьба человеческая- судьба народная. Родина моя! Русская земля

Фронтальный опрос

Опера «Иван Сусанин»

М. И. Глинки (фрагменты)

О.Митяев - «Как здорово»

4

4

Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера.

Ария князя Игоря. Портрет половцев.

Знакомство с русской эпической оперой А. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев. Обобщение представлений о жанре эпической оперы на примере оперы «Князь Игорь». Освоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками ее героев (сольных - князь Игорь, Ярославна, и хоровых - сцена затмения, половецкие пляски).

Знать/ понимать, что такое классическая музыка, эпическая опера. Понимать принципы драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками героев оперы.

Уметь размышлять о музыкальных образах и способах их развития..

Индивидуальное сообщение

Опера «Князь Игорь» А. П. Бородина (фрагменты)

5

5

Опера «Князь Игорь». Плач Ярославны.

Фротнтальный опрос

Опера «Князь Игорь» А. П. Бородина (фрагменты)

6

6

В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами.

Балет и его составляющие. Типы танцев в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижёра в балете. Современный и классический балетный спектакль.

Актуализация знаний о жанре балета, раскрытие особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы драматургии балета (танцы, хореографические ансамбли, действенные эпизоды). Современное прочтение произведения древнерусской литературы « Слово о полку Игореве» в жанре балета. Сравнение образных сфер балета Б.Тищенко и оперы А.Бородина.

Знать/ понимать, что такое балет, известных композиторов: М.Глинка, А.Бородин, Р.Щедрин, Б.Тищенко и исполнителей: М.Плисецкая, Г.Уланова, М.Лиепа, В. Васильев и др.

Уметь выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов. (опера А.Бородина « Князь Игорь», балет Б.Тищенко « Ярославна»)

Индивидуальный опрос

Балет «Ярославна» Б. Тищенко (фрагменты)

7

7

Балет «Ярославна». Плач Ярославны. Молитва.

С\Р:Заполнение таблицы

Балет «Ярославна» Б. Тищенко (фрагменты)

8

8

Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.

Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма.

Обобщение особенностей драматургии разных жанров музыки героико- патриотического, эпического характера. Отражение исторического прошлого в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры, подбор музыкальных произведений к произведениям изобразительного искусства.

Знать, что такое классическая музыка, опера, балет, актуализировать музыкальный опыт, знать историческое прошлое своей Родины. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений, которое находит отражение в художественных образах различных искусств. Знать имена русских композиторов: М.Глинка, А.Бородин, С.Рахманинов, П.Чайковский, С.Прокофьев, Р.Щедрин, Б.Тищенко.

Уметь размышлять о музыкальных образах и способах их развития.

Подготовка презентаций

«Былина о Добрыне Никитиче»;

«Александр Невский» С. Прокофьева

Опера «Князь Игорь» А. Бородина

9

9

В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера.

Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина - создателем американской национальной классики XX век, первооткрывателе симфоджаза. «Порги и Бесс»- первая американская национальная опера.

Знакомство с музыкой американского композитора Дж.Гершвина на примере знакомых музыкальных произведений опера «Порги и Бесс». Закрепление понятий блюз, спиричуэл. Новое понятие - симфоджаз. Первая опера в истории музыкального искусства, в которой негритянское население показано с глубоким уважением и сочувствием. Использование композитором народных интонаций. Истоки выразительных средств - блюзы и спиричуэлы, духовные гимны и элементы джаза, трудовые негритянские песни и напевы уличных разносчиков, европейская классическая музыка (оперная и симфоническая).

Знать, понятия- джаз, симфоджаз, жанры джазовых песнопений, имена зарубежных композиторов: Дж.Гершвин, его оперное искусство.

Уметь размышлять о музыкальных образах и способах их развития, совершенствовать умения формулировать свое отношение к художественным произведениям, формулировать свою точку зрения, владеть своим голосом.

Индивидуальные сообщения

Опера «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (фрагменты)

10

10

Развитие традиций оперного спектакля.

Фронтальный опрос

Опера «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (фрагменты)

11

11

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо.

Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен» - самой популярной оперой в мире. Драматургия оперы - конфликтное противостояние. Знакомство с творчеством французского композитора Ж.Бизе и его шедевром, отличающимся ярким драматизмом содержания. Цель драмы - выражение сложных эмоциональных состояний, событий.

Знать/ понимать, что такое классическая музыка, опера, балет. Уметь выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов. Опера Ж.Бизе- «Кармен», балет Р.Щедрина - «Кармен-сюита).

Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, совершенствовать навыки самообразования при организации культурного досуга.

Индивидуальные сообщения

Опера «Кармен» Ж. Бизе (фрагменты)

Образы Хозе и Эскамильо.

12

12

Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе.

Фронтальный опрос

Балет «Кармен-сюита» Ж. Бизе - Р. Щедрина (фрагменты)

13

13

Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора.

Знакомство с балетом Р. Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение литературного сюжета в балете « Кармен-сюита» Р.Щедрина - это симфонический способ прочтения сюжета драмы П.Мериме. сопоставление фрагментов оперы и балета.

Знать/ понимать: драматургию развития балета, понятие «транскрипция»,

Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, выявлять средства музыкальной выразительности, выявлять особенности взаимодействия музыки с различными видами искусства

Индивидуальный опрос

Балет «Кармен-сюита» Ж. Бизе - Р. Щедрина (фрагменты)

14

14

Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени».

Музыка И. С. Баха - язык всех времён и народов. Современные интерпретации сочинений И. С. Баха. Музыкальное зодчество» в России в творчестве С. В. Рахманинова.

Духовная музыка русских и зарубежных композиторов (литургия, месса, всенощная). Знакомство с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( И.Баха и С.Рахманинова).

Знать, актуализировать музыкальный опыт, связанный с образами духовной музыки. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений, драматургию музыкальных произведений духовной музыки, имена русских и композиторов: М.Глинка, С.Рахманинов, П.Чайковский, С.Прокофьев.

Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая, религиозная. Уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом. Уметь владеть своим голосом.

Фронтальный опрос

«Высокая месса» - вокально-драматический жанр.

«Всенощное бдение» С. В. Рахманинова (фрагменты

15

15

Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда».

Углубление знакомства с рок-оперой Э. Л. Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы в искусстве. Традиции и новаторство в жанре оперы, драматургия развития и музыкального языка основных образов рок - оперы « Иисус Христос - суперзвезда» Э.-Л.Уэббера. Сравнение классического жанра оперы с современным исполнением. Просмотр эпизодов из фильма.

Знать, что такое рок- опера, актуализировать музыкальный опыт, связанный с образами духовной музыки. Знать, что сплав традиций и новаторства способствовал возникновению нового жанра - рок-оперы, новых произведений в рок-музыке.

Уметь выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов: И.Бах, Э.-Л. Уэббер.

Индивидуальные сообщения

Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда» Э. Л. Уэббера (фрагменты)

16

16

Вечные темы. Главные образы.

Фронтальный опрос

Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда» Э. Л. Уэббера (фрагменты)

17

17

Музыка к драматическому спектаклю.

«Ромео и Джульетта». Гоголь-сюита. Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образ «Гоголь-сюиты». «Музыканты - извечные маги».

Знакомство с музыкой А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н. Гоголя. «Гоголь-сюита» - ярчайший образец симфонического театра. Музыкальные образы героев симфонической сюиты. Полистилистика.

Знать/ понимать: понятия «сюита», «полистилистика», роль музыки в жизни человека

Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, выявлять средства музыкальной выразительности, выявлять способы и приёмы развития музыкальных образов.

Индивидуальные сообещения

«Гоголь-сюита» А. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по мотивам произведений Н. Гоголя

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки. - 18 ч.

18

1

Музыкальная драматургия - развитие музыки.

Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного. Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Инструментальная и вокальная светская музыка, камерная музыка.

Главное в музыке - развитие. Принципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.

Знать/ понимать, что термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально- сценических, театральных жанров, но и произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально - симфонической музыки.

Уметь сопоставлять различные по жанру и направлениям музыку ( русская - зарубежная, светская - духовная, вокальная - инструментальная, исполнительские составы, особенности оркестровки и хорового пения, полифоническое - гомофоническое изложение музыки), высказывать личностное отношение к произведениям. Уметь выявлять содержание и идею произведения, выраженные в сонатной форме.

Фронтальный опрос

Фуга «Ля-минор» для органа И. С. Баха

«Высокая месса» - месса си-минор И. С. Баха

Ария из «Высокой мессы» си-минор

«Богородице Дево, радуйся» С. В. Рахманинова

19

2

Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.

Индивиуальный опрос

Фуга «Ля-минор» для органа И. С. Баха

«Высокая месса» - месса си-минор И. С. Баха

Ария из «Высокой мессы» си-минор

«Богородице Дево, радуйся» С. В. Рахманинова

20

3

Камерная инструментальная музыка.

Углубление знаний о музыкальном жанре - этюде. Особенности развития музыки в камерных жанрах - этюдах (эпохи романтизма) на примере творчества Ф.Листа и Ф.Шопена, С.Рахманинова. Понятие «транскрипция» на примере творчества М.Глинки и Ф.Шуберта.

Знать понятие «этюд», «транскрипция» особенности претворения вечных тем искусства и жизни различных жанров и стилей классической музыки.

Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. Понимать особенности развития музыки в камерных жанрах. Знать имена композиторов Ф.Лист, Ф. Бузони. Осмыслить некоторые черты, свойственные музыке эпохи романтизма.

Тестирование

Этюды Ф. Листа по каприсам Н. Паганини.

«Чакона» из Партиты №2 ре-минор И. С. Баха, Ф. Буззони

21

4

Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.

Фронтальный опрос

Этюды Ф. Листа по каприсам Н. Паганини.

«Чакона» из Партиты №2 ре-минор И. С. Баха, Ф. Буззони

22

5

Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо.

Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке. Обобщение представлений об особенностях формы инструментального концерта, кончерто гроссо; освоение характерных черт стиля композиторов; закрепление представлений о полистилистике, характерной для современной музыки на примере «Кончерто гроссо №1» и «Сюиты

в старинном стиле» А.Шнитке.

Знать- значение терминов -транскрипция, сюита.

Уметь сопоставлять различные по жанру и направлениям музыку (русская - зарубежная, светская - духовная, вокальная - инструментальная, исполнительские составы, особенности оркестровки и хорового пения, полифоническое - гомофоническое изложение музыки). Выказывать личностное отношение к произведениям.

Фронтальный опрос

Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано А. Шнитке.

23

6

Сюита в старинном стиле. А.Шнитке.

Индивидуальный опрос

Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано А. Шнитке.

24

7

Соната. Соната №8 («Патетическая») Л.Бетховен,

Углублённое знакомство с музыкальным жанром - соната. Знакомство с жанром камерной музыки - соната. Смысл сонаты как самого действенного, драматизированного вида музыкальной драматургии, на примере музыки Л.Бетховена и С.Прокофьева, В.Моцарта. Закрепления понятия сонатная форма.

Знать/понимать закономерности музыкальной драматургии, что они проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства и различия - в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов. Понимать значение терминов соната, выявлять содержание и идею произведения.

Индивидуальное сообщение

Соната №8 для фортепиано Л. Бетховена


25

8

Соната №2 С. Прокофьева. Соната №11 В.-А.Моцарта.

Индивидуальное сообщение

Соната №11 В. Моцарта

Соната №2 С. Прокофьева

26

9

Симфоническая музыка.

Симфония №103(с тремоло литавр) Й.Гайдна.

Углублённое знакомство с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов. Мир музыкальных образов симфонической музыки. Закрепление понимания сонатного аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках. Знакомство с симфоническим творчеством Й.Гайдна, В.Моцарта, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Л.Бетховена.

Понимать значение терминов - симфония, сонатная форма, сонатное аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов. Понимать закономерности музыкальной драматургии, что они проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства и различия - в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.

Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, определять приёмы музыкального развития, выявлять связи в средствах музыки и изобразительного искусства.

Индивидуальное сообщение

Симфония №43 И. Гайдна


27

10

Симфония №40

В.Моцарта.

Симфония №1

( «Классическая») С.Прокофьева.

Индивидуальное сообщение

Симфония №40 В. Моцарта

Симфония №1 «Классическая» С. Прокофьева


28

11

Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта.

Индивидуальное сообщение

Симфония №5 Л. Бетховена

Симфония №8 Ф. Шуберта


29

12

Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского.

Индивидуальное сообщение

Симфония №1 В. Калинникова

Симфония №5 П. Чайковского


30

13

Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича.

Индивидуальное сообщение

Симфония №7 Д. Шостаковича

31

14

Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси.

Знакомство с симфонической картиной «Празднества» К. Дебюсси. Живописность музыкальных образов симфонической картины. Знакомство с произведением К.Дебюсси

«Празднества» закрепляет представление о стиле «импрессионизм»; приемы драматургического развития, сравнение музыки К.Дебюсси с темами праздника в творчестве других композиторов.

Знать/ понимать: понятия «импрессионизм», «программная музыка», «симфоническая картина».

Уметь: анализировать составляющие средства выразительности, определять форму пьесы, проводить интонационно-образный анализ музыки, творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений.

Фронтальный опрос

«Празднества» К. Дебюсси

32

15

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

История создания жанра инструментальный концерт, понятие трехчастная форма, характерная для жанра на примере « Концерта для скрипки с оркестром» А.Хачатуряна.

Понимать значение термина - инструментальный концерт, разновидности концертов, уметь определять их образный строй. Знать историю создания жанра концерт.

Уметь: проводить интонационно-образный анализ, определять принципы музыкального развития.

Индивидуальный опрос

«Концерт для скрипки с оркестром» А.Хачатуряна.

33

16

Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина.

Углубление знакомства с творчеством американского композитора Дж. Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз». Симфоджаз.

Понятие симфоджаз, закрепление понятий о жанре рапсодии на примере сочинений Дж.Гершвина, приемы развития произведений.

Знать основы происхождения симфоджазовой музыки; взаимопроникновение легкой и серьезной музыки способствовало появлению нового жанра - симфоджаза. понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;

Уметь: проводить интонационно-образный анализ, выявлять жанровую принадлежность.

Индивидуальное сообщение

«Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина

34

17

Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок - опер.

Систематизировать жизненно- музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов; обобщить представления о выразительных возможностях в современной музыкальной культуре. Знакомство с известными исполнителями музыки народной традии.

Слушание и исполнение произведений в жанрах легкой, популярной музыки

(мюзикл) .Использование современного музыкального языка, исполнителей, музыкальных инструментов. Иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр. Знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации.

Тестирование

Отрывки из мюзиклов и рок-опер

35

18

«Пусть музыка звучит!»

Презентация проектов




Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Программно-методическое обеспечение.

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта. 2004 г.

  • Программа «Музыка. Основная школа» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной// Музыка. Программы общеобразовательных учреждений. 1-7 классы. -М:Просвещение,2009

УМК.

  • Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Музыка. Учебник для учащихся 7 класса. - М:Просвещение,2010

  • Фонохрестоматия к учебнику «Музыка» для 7 класса.

Дополнительная литература.

  • Ю.Никитин. Музыка. Книга для учителей и учащихся (Серия «Веселый урок»).-Смоленск:Русич,2000

  • Музыка. 1-8 классы. Развернутое тематическое планирование по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой.- Волгоград: Учитель,2010

  • Энциклопедический словарь юного музыканта.-М:Педагогика,1985

  • Марк Зильберквит. Мир музыки.-М:Детская литература,1988

Демонстрационные пособия.

  • Портреты композиторов .

Техническое обеспечение.

  • Музыкальный центр.

  • Мультимедийный проектор.

  • Компьютер.


© 2010-2022