Музыкальное образование в современной школе: пути развития

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Музыкальное образование в современной школе: пути развития.

Во всём мире признано качество Российского музыкального образования. Нам есть чем гордиться, но и есть что терять.

Многое изменилось с тех пор, как мы сами учились в музыкальном училище. «Сейчас учащиеся другие», - всё чаще повторяют учителя. В условиях информационно-насыщенной среды меняется и роль преподавателя: сегодня он перестаёт быть для учащегося единственным и авторитарным источником информации.

Мир не просто изменился и «стал другим». Он стал динамичным, требуя от человека мобильности, способности постоянно учиться и переучиваться, адаптировать к непрерывным технологическим новациям.

А потому велением времени становятся кадры новой формации, когда наряду с высокой подготовленностью в предметной сфере педагогу требуется освоить специфические знания в области современных информационных технологий. В перечень аттестационных требований включён вопрос об инновационной деятельности преподавателя и использовании компьютерных технологий. С каждым днём растёт число профессиональных конкурсов методических разработок мультимедийных уроков, иных мероприятий с применением цифровых образовательных ресурсов. Если выразиться образно, наверное, настал момент, когда преподавателю требуется владеть компьютером так же свободно, как и клавиатурой аккордеона.

К сожалению, здесь нечего скрывать, даже высококвалифицированные педагоги признают недостаточную осведомленность в области информационных технологий. Многие из нас не готовы работать в новых условиях: мы уступаем своим учащимся в уровне владения компьютером, имеем слабое представление об образовательных Интернет-ресурсах. Во многом это связано с отсутствием внятного общепризнанного представления о том, как должен выглядеть педагогический колледж информационного века. Добавим сюда консерватизм и известные проблемы технофобии учителей.

Образование тем и замечательно, что в нём всегда сосуществуют, соревнуются консервативные, прочно устоявшиеся традиции и динамические составляющие - то, что движет вперёд и позволяет идти в ногу со временем, обеспечивая развитие. В этом контексте информатизация ни в коей мере не призывает нас провести в прочном здании музыкального образования вместо грамотной реставрации евроремонт. Информационно-компьютерные технологии позволяют обогатить традиционные формы обучения, расширить горизонты образовательного пространства, предоставить преподавателям и учащимся доступ к дополнительным образовательным ресурсам, удалённым источникам.

По данным оренбургских учёных В. Рындак и Е. Полянской, учитель компетентен в области информационных технологий, если:

  1. ведёт поиск и отбор дополнительной информации для обучения с использование Интернет-ресурсов;

  2. представляет образовательную информацию с использованием различных компьютерных средств;

  1. применяет готовые мультимедийные разработки в образовательных и воспитательных целях;

  2. формирует собственные базы данных из Интернет- ресурсов учебного назначения;

  3. создаёт учебные пособия и материалы на электронных носителях с использованием стандартных приложений и инструментальных средств;

  4. разрабатывает компьютерные тесты, системы рейтинговой оценки знаний на основе стандартных приложений и программ-оболочек;

  5. участвует в работе сетевых объединений преподавателей, Интернет-конференциях с целью повышения своего профессионального уровня.

Пока наши попытки использования компьютерной техники очень робки, и чаще не идут дальше оцифровки, набора нот, и того, что ноутбук с проектором обеспечивают известный дидактический принцип наглядности. С одной стороны, мы не поспеваем за изменениями (на смену РоwегРоiпt становятся более популярными Flash-технологии). А с другой, гдето и сопротивляемся, осознавал, что даже сам факт использования такого «чуда техники» как интерактивная доска не сделает учителя талантливее, а учащегося умнее.

Те преподаватели, кем движут мотивы профессионального совершенствования, стараются найти точки соприкосновения учебного предмета, внешних информационных потоков и современных технологических ресурсов. К примеру применение компьютера позволяет педагогу совместить ТСО с наглядными пособиями, упорядочить методический материал и эффективно использовать его на уроке. Мгновенный доступ к любой, входящей в мультимедиа продукт информации - будь то звук, видео, текст, фотографии, таблицы или графики, позволяют учащемуся взглянуть на предмет изучения одновременно с разных сторон. А значит, составить о нём более полное представление. Цель такого подхода - от развития интереса учащегося к предмету до позитивных изменений качества обучения. К тому же, учитель в глазах учащегося становится на порядок выше того, кто обучает в рамках привычной образовательной технологии.

В немалой степени на помощь педагогу-музыканту всегда придут Интернет-ресурсы. Не зря говорят; что всё знать не обязательно - но обязательно знать, где взять недостающие сведения. Работа по отбору авторитетных источников информации весьма трудоёмка. И чтобы педагогу, делающему первые шаги на пути к информационной компетентности, не заблудиться в сети, отсечь так называемый «информационный шум», мы можем рекомендовать следующий «краткий путеводитель по Интернет-ресурсам».

В первую очередь, такими «электронными помощниками» призваны стать успешно развивающиеся образовательные порталы типа еdи. ru: Федеральный портал «Российское образование» (edu.ru), портал «ВСЕОБУЧ» - всё об образовании (edu-all.ru / ), Федеральный портал дополнительного образования детей (vidod.edu.ru / ). К примеру, на образовательном портале МОиН РТ (httр://mоn. tаtаг. ru / ) представлен проект «Образовательные ресурсы сети Интернет», содержащий ценные сведения о возможностях сети Интернет в педагогической деятельности, а также хотя и весьма немногочисленные, но полезные для преподавателей музыки и учащихся ссылки в разделе «Мировая художественная культура».

Учитель может снабдить ученика необходимыми ссылками на нужные источники, а для этого ему самому нужно знать ресурсы по своему профилю. На Российском общеобразовательном портале, работающем под девизом «Доступность, качество, эффективность», заслуживают внимания обширная «музыкальная коллекция» (music.edu.ru / ) и коллекция «МХК» (artclassic.edu.ru / ). Портал классической музыки (Сlassic-Мusiс. ru / ) привлекателен по целому ряду показателей: здесь представлены биографии и творческие портреты композиторов и исполнителей классики, крупнейшая коллекция записей в формате mр3, словарь музыкальных терминов и инструментов, ссылки на сайты классической музыки, а также приглашение на форум об опере и классической музыке, новости, реклама, бесплатные уроки музыки LearnMusic и многое другое. Популярный мультипортал «Кирилл и Мефодий» (km.ru / ) известен нам, прежде всего благодаря разделу «Мегаэнциклопедия» (megabook.гu / ) в рубрике «Знания» Педагогам-музыкантам и учащимся будут интересны «Энциклопедия рока, джаза, популярной музыки», «Энциклопедия персонального компьютера». Музыкальный канал портала (vip.km.ru / ) представляет собрание редких записей классической музыки. В бесплатном доступе серии «Виртуалыная школа» - новые мультимедиа-пособия «Ноты и звуки», разработанные для дошкольников и учащихся средней школы в соответствии с государственным стандартом образования РФ.

Сайту с большим рейтингом «Музыканты о классической музыке» (alI-2music.com / index. html) всего два года. Здесь можно найти интересную информацию о музыкантах, истории музыки и музыкальных инструментах, о музыке и духовном развитии, медицине и музыке. Педагогам со стажем и не только интересно самостоятельно пройти тест музыкального слуха.

Среди множества музыкальных порталов безусловного внимания заслуживает один из самых старых сайтов - Classikal.net, разместивший солидное собрание ссылок на различные музыкальные ресурсы. Ряд полезных для музыкантов линклистов (Liпk list - список ссылок) - в частности, популярный httр:// ClassicalMusicLinks.ru / , содержит каталог Бориса Лифановcкого (lifanovsky.com / links / ). Лифановский - создатель первого русскоязычного cайта об академической музыке - «Московского музыкального вестника» (mmv.ru / ), основатель и администратор крупнейшего web-форума «Классика» (forumklassika.ru / ), автор колонки «Обертоны по вторникам» (ezhe.ru / ib / tuesdау / ), автор известного практического руководства «Интернет для музыканта» (Издательский дом «Классика - XXI», 2006), которое для многих стало настоящей настольной книгой.

«Музыка в Интернете» (terramusic.nm.ru / pedag. html) - пожалуй, самый полный путеводитель по сети, содержащий как универсальные, так и специализированные каталоги. Аудиоархивы и нотные архивы упорядочены по эпохам, стилям и направлениям.

Подавляющее большинство газет и журналов обзавелись собственными сайтами, что позволяет постоянно находиться в курсе новостей образования и классической музыкальной культуры. Спектр специализированных СМИ для педагогов - музыкантов достаточно широк: это газеты («Учительская газета» ug.гu / ; «Музыкальное обозрение» muzobozrenie.ru / ; «Культура- портал» kultura-роrtаl. гu / ; «Искусство» art.1september.ru / ), журналы («Музыкант классик» сl-music.com / ; «Музыкальные инструменты» musinstruments.ru / ; «Cтаринная музыка» stmus.nm.ru / ; «Трибуна современной классики» tribunacm.ru / ), телеканалы («Культура» tvkultura. ru / ) и радиостанции («Культура» cultradio.ru / ). Всегда полезные статьи предлагает Интернет-журнал о классической музыке «Classical music» (classika-journal.ru / ).

Ссылки на музыкальные конкурсы содержат большое множество сайтов, мы рекомендуем наиболее авторитетный: «Ассоциация музыкальных конкурсов России» (music-competitions.ru / ). Пожалуй, самая востребованная информация для музыкантов - это ноты.

В Российской онлайновой библиотеке классической музыки (nlib.naгod.ru / ), состоящей из центрального каталога и сайтов-спутников, содержится более четырех тысяч страниц.

Один из самых известных сетевых собирателей нот - Борис Тараканов (notes.tarakanov.net / ) - его нотный архив весьма внушителен. Здесь же содержатся полезные музыкальные ссылки, в т. ч. нотный архив Евгения Архипова. Заслуживают внимания нотный архив «Диаспора» (diaspora.ru / ); музыкальная литература, ноты и книги из личной библиотеки Нины Дотан (Idn-knigi.Iib.ru / ).

Собрания ссылок с бесплатными нотами часто содержат в адресе указания «frее» (frее-sсоres. соm / ). Среди западных источников, предлагающих подборки нот для скачивания, пожалуй, следует назвать проект Мutорiа (mutopiaproject.оrg / ), электронную библиотеку МuseData (musedata.org / ), сайт хоровых партитур (срdl.org / ) и др.

Развитие информационных технологий столь стремительно, что им нельзя научить и научиться «раз и навсегда» - знания быстро устаревают. К Интернету нельзя составить исчерпывающую инструкцию - настолько он сложно устроен и переменчив. А потому в движении к современным ИКТ просто не стоит пытаться увидеть наперёд весь путь. Конечно, обозначенные нами собрания ссылок для педагога-музыканта - это всего лишь очень маленькая частица образовательных потенциалов сети Интернет, возможная для. представления в рамках данной статьи. Но она может оказаться достаточной, чтобы преодолеть неуверенность в своих силах и сдвинуться с места. Недаром народная мудрость гласит: «Дорогу осилит идущий».

Работая в системе среднего профессионального образования, на первый план выходит проблема конкурентно способного выпускника, личности быстро приспосабливающийся, к изменяющимся условиям, обладающий активностью, целеустремленностью. Сегодня от будущего специалиста требуется умение работать не только с другими людьми, но и с самим собой, с учетом меняющихся жизненных ситуаций. Общество формирует социальный заказ, направленный на развитие активной творческой личности, которая способна к непрерывному обучению и саморазвитию. Чтобы подготовить молодое поколение к постоянно изменяющейся ситуации на рынке труда, в процессе образования необходимо создавать условия, чтобы молодые специалисты овладели технологиями самоорганизации и само презентации, выбора и принятия решений, развития критического и диагностического мышления.

В условиях модернизации современного образования, особую значимость приобретает сегодня поиск идей, в области преобразования учебного и воспитательного процесса, которые позволили бы в полной мере реализовать потенциал предметов образовательной области «Музыкальное искусство».

Ведущим принципом текущей реформы высшего и среднего профессионального образования избран компетентностный подход, как основа подготовки будущих специалистов. Современная система музыкального образования помогает создавать условия для формирования интеллектуальной и творческой элиты на ранних стадиях профессиональной ориентации. Новаторство, творческий поиск и компетентность педагогов станут залогом совершенствования реализации программы обучения и воспитания одаренных детей старшего возраста.

Литература:

  1. Лифановский Б. Интернет для музыканта. - М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2006. - 213 с., ил.

  2. Мацур В. Н. Применение компьютерных технологий на уроках музыки / соmuz.ru / сопfеrеnсе / 04Тоmsk. htmI.

  3. Рындак В. Г., Полянская Е. Е. Электронный лабораторный практикум как средство формирования ИКТ-компетентности будущего учителя //Интернет-журнал «Эйдос». - 2007. - 30 сентября// eidos.ru / journal / 2007 / 0930-1. htm.


© 2010-2022