Открытый урок для 3 класса «Колористические приемы игры на трехструнной домре»

"Описание материала: Открытый урок «Колористические приемы игры на трехструнной домре» с учащейся 3 класса ДШИ «Форте» Шмельковой Мариной. Целью является освоение новых и закрепление уже изученных красочных приемов звукоизвлечения. На уроке велась работа над форшлагами , пиццикато среднем пальцем и пальцами левой руки, над шумовыми эффектами (игра за подставкой, игра медиатором по панцирю , игра у порожка. А так же при помощи игры на грифе и у подставки подбирали тембральную окраску музыкальны...
Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок


Отделение: музыкальное.

Специальность: музыкальный инструмент - домра.

Преподаватель: Салтыкова Юлия Алексеевна.

Учащаяся: Шмелькова Марина, 3 класс.

Тема: «Колористические приемы игры на трехструнной домре».

Цель: Освоение и закрепление красочных приемов звукоизвлечения, специфических по колориту и тембровой выразительности.

Задачи:

Обучающие:

  • исполнение музыкальных фрагментов на тремоло с использованием форшлагов;

  • формирование, обобщение и углубление знаний учащейся о красочных приемах игры.

Развивающие:

  • развитие верного исполнительского приема на основе свободных движений в правой руке;

  • развитие творческого воображения на примере шумовых звуковых эффектов.

Воспитательные:

  • воспитание у учащейся чувства самосовершенства и творческого поиска, опыта работы с музыкальным инструментом;

  • воспитание критического мышления учащейся.

Вид урока: урок теоретических и практических работ.

Методы обучения: наглядный метод, метод показа.

Оборудование: домра для учащейся;

домра для преподавателя;

подставка под ногу;

пюпитр;

ноты исполняемых произведений;

наглядные пособия.

Рекомендуемая литература:

1. Александров А. «Школа игры на трехструнной домре». М., «Музыка»

1994г.

2. Гареева И. «Ступени мастерства домриста». Методическое пособие. Екатеринбург, 1996г.

3.Олейников Н.Ф. «О работе правой руки домриста».

4.Чунин В. С. «Развитие художественного мышления домриста». Методическая разработка для педагогов ДМШ и ДШИ.М., 1988г.

5.Чунин В. С. «Школа игры на трехструнной домре».

Этапы урока:

I.Организационный:

Приветствие. Постановка цели и задач урока. Общая характеристика учащейся.

II.Основной:

  1. Форшлаги. Закрепление пройденных и изучение новых.

  2. Пиццикато средним пальцем и пальцами левой руки. Работа над упражнениями.

  3. Подбор тембральной окраски при помощи игры на грифе и у подставки.

  4. Работа над шумовыми приемами игры.

III.Заключительный:

Выводы. Домашнее задание.

Содержание урока


I.Организационный этап.

- Добрый день, уважаемые коллеги. Тема сегодняшнего урока звучит так: «Колористические приемы игры на трехструнной домре».

Колористические приемы - это значит красочные, особые способы извлечения звука, специфического по колориту и тембровой выразительности. Как раз освоение новых и закрепление уже изученных красочных приемов звукоизвлечения и является целью нашего урока. Помогать мне будет учащаяся по классу домры - Шмелькова Марина. Она увлеченно занимается третий год, ведет активную концертную деятельность в школе, в городских и областных конкурсах.

Работа с колористическими приемами на инструменте ставит перед музыкантом - исполнителем несколько задач:

-приблизиться к характеру произведения и его содержанию;

-глубже вникнуть в нотный текст и авторский замысел произведения;

-воспитывать творческое отношение к музыке;

-выявить музыкальный образ и добиться выразительного исполнения;

-воспитание художественного и эстетического вкуса.

II.Основной этап урока.

- Для лучшего понимания сравним нашу работу с работой художников. Я думаю, тебе это будет сделать не сложно, так как ты, обучаясь на художественном отделении, уже успела получить определенный опыт. Посмотри, пожалуйста, на коллекцию матрешек, выполненную руками учащихся художественного отделения. Рассмотри их лица, костюмы, головные уборы. Как ярко, красочно они расписаны. Художники достигли такого эффекта при помощи орнамента, то есть украшения в декоративно-прикладном искусстве.

- Вот и мы с тобой сейчас попробуем побывать в роли художников. Только вместо кисти и красок будем использовать разнообразную звуковую палитру нашего любимого инструмента.

- Итак, начнем. На прошлом уроке я тебя просила поработать дома над «Полькой». Исполни, пожалуйста, Польку «Забава» композитора Владимира Польдяева.

Играет произведение выразительно.

- Спасибо.

Я отмечаю, что получилось хорошего, а что не очень.

- А что это у тебя звучало так интересно в нескольких местах?

Играю сама отрывок. Марина отвечает.

- Правильно, форшлаг - это одна, две и более короткие вспомогательные ноты перед основным звуком, украшающих мелодию. В нотах форшлаг из одного звука записывается маленькой восьмой нотой перечеркнутым штилем вверх, слигованной с основной нотой.

Показываю карточку с форшлагом.

-В данном случае наше произведение носит легкий, танцевальный характер, поэтому форшлаги нужно играть чередующимися ударами. Вспомогательный звук - ударом вверх, а основной - ударом вниз.

Прошу сыграть отрывок с форшлагами и работаем над ними.

-Замечательно! У тебя получился очень легкий, прозрачный форшлаг. А сейчас ненадолго отвлечемся от «Польки». Послушай, пожалуйста, отрывок из другого произведения. Я сыграю его два раза по - разному, а твоей задачей будет прослушать внимательно, сравнить и ответить, что ты услышишь.

Играю без форшлагов и с форшлагами. Марина говорит что услышала.

- Правильно. С таким форшлагом мы еще не встречались, поэтому я хочу тебе немного о нем рассказать. Здесь не одна, а две вспомогательные ноты форшлага, которые исполняются вместе с основным звуком на тремоло, потому что характер этого произведения певучий, мягкий, протяжный.

Показываю карточку с двойным форшлагом.

- Ты помнишь, что форшлаг исполняется за счет длительности предшествующей ноты, поэтому его нужно сыграть как бы заранее и точно попасть в основной звук. Попробуй сама.

Играет.

- Хорошо. Хочу добавить, что в данном случае форшлаг нужно исполнить с небольшим динамическим усилием, чтобы сохранить характер этого произведения.

Показываю сама.

- А теперь ты.

Марина играет.

- Молодец! Сейчас ты познакомилась с двойным форшлагом, который тоже является одним из красочных приемов игры на домре. А теперь давай снова вернемся к «Польке «Забава». В самом последнем такте ты исполнила такой прием…

Играю сама.

- Как он называется?

Марина отвечает.

- Да, правильно. Вот так пиццикато средним пальцем обозначается в нотах.

Показываю карточку.

- Давай с тобой более подробно разберем этот прием на упражнении.

Сама играю упражнение без пиццикато.

- Вот так будет звучать упражнение, если не замечать обозначений в нотах. И послушай другой вариант.

Играю с пиццикато.

- Обрати внимание, насколько интереснее стало звучать упражнение! Правда? Теперь давай вспомним, как исполняется прием пиццикато средним пальцем. Медиатор, как обычно, удерживается большим и указательным пальцем. А звук извлекается средним пальцем движением вверх, одновременно с кистью. Вот посмотри.

Играю и комментирую: «Собранно - свободно. Кисть должна быть свободной, мягкой, воздушной, как будто птичка машет крылышками. За счет таких движений кисти звук приобретает легкость, прозрачность. Попробуй сама сыграть».

Марина играет. Я поправляю.

- Молодец! Марина, но прием пиццикато исполняется не только правой рукой, но и пальчиками левой руки. Послушай, как это звучит на примере упражнения.

Играю сама упражнение.

- Пиццикато пальцами левой руки обозначается так.

Показываю карточку.

- По - другому его называют «срывы» или «сдергивания». Этот прием характерен для нисходящих последовательностей или единичных звуков. Очень важное условие при исполнении этого приема: палец ставить на лад на большую площадь подушечки и при «срыве» со струны он должен двигаться вглубь пальца, а не вниз, под гриф. Теперь попробуй сама сыграть это упражнение.

Марина исполняет.

- Замечательно! А сейчас давай сыграем другое произведение, над которым мы работаем последнее время. Это тоже Полька под названием «Первоклассница». А кто ее композитор?

Ученица отвечает.

- На прошлом уроке я просила тебя больше узнать о жизни и творчестве Евгения Петровича Дербенко. Что ты можешь рассказать о нем?

Марина рассказывает яркие моменты из биографии композитора.

- Хорошо! Домашнее задание выполнила отлично! А еще мы с тобой знаем, что в городе Сызрань в 2009 году был организован Межрегиональный конкурс молодых исполнителей на народных инструментах имени

Е. Дербенко под названием «В ритме времени». Он был приурочен к 60 - ти летию самого Евгения Петровича, который лично присутствовал на конкурсе и был председателем жюри. Ну, а теперь, пожалуйста, сыграй «Польку Первоклассница» Евгения Дербенко.

Марина играет.

- Спасибо. Ты уже знаешь, что в этом произведении встречается много колористических (красочных) приемов игры. Сейчас перечисли те приемы, о которых мы уже сегодня говорили.

Марина все их перечисляет.

- Правильно. И давай подробнее разберем приемы, о которых еще сегодня не упоминали. Марина, вот в этом фрагменте ты сыграла очень интересно: перемещала правую руку ближе к подставке, а затем возвращала ее на место. Как называются эти приемы?

Ученица отвечает.

- Да, верно. При игре на домре звук, извлекаемый в различных точках струны, имеет различную тембральную окраску. Вот послушай, если сыграть один и тот же фрагмент перемещая руку по грифу, то что получится.

Играю на панцире.

- Это основное место звукоизвлечения. Здесь звук красивый, мягкий.

Играю у подставки.

- Здесь звук более «открытый», резкий (как на клавесине или банджо).

Играю на грифе.

- Здесь звук более «закрытый», смягченный (как на скрипке или флейте).

Итак, в «Польке» встречается игра у подставки. Полное обозначение этого приема звучит так: sul ponticello, что в переводе означает «играть у подставки».

Показываю карточку.

- А теперь сыграй, пожалуйста, отрывок из «Польки».

Марина играет.

- Спасибо. Попробуй сыграть его еще раз, только правую руку перемести ближе к подставке.

Марина играет снова.

- Хорошо. На мой взгляд, последний вариант звучит более интересно. Потому что в этом случае звук получается специфический, контрастный, «гнусавый», быстро гаснущий. А тебе какой вариант ближе?

Ученица отвечает неуверенно, пожимает плечами.

- Ты еще не определилась? Тогда поиграй дома, как раньше играла и как сейчас - ближе к подставке. А затем сама реши, на каком варианте остановиться. Хорошо? После игры у подставки в нотах сразу стоит обозначение Ord., то есть «играть на грифе».

Показываю карточку.

- Мне показалось, что твоя рука недостаточно приблизилась к грифу. Постарайся сейчас сыграть на грифе, вот так.

Играю сама.

- Здесь нужно постараться, чтобы при исполнении этих двух приемов получился наиболее яркий контраст тембров. И еще, играя на грифе, не погружай медиатор слишком глубоко в струны, чтобы избежать призвуков.

Марина играет.

- Замечательно! В этом произведении встречается несколько шумовых звуковых эффектов. Они не имею определенной высоты звучания, а только подчеркивают ритмический рисунок данного отрывка произведения, подражая ударным инструментам. Продемонстрируй, пожалуйста, этот фрагмент из «Польки».

Марина играет.

- Молодец! Здесь автор очень подробно обозначил все шумовые эффекты: это игра за подставкой (показать карточку), игра медиатором по панцирю (показать карточку) и игра у порожка (показать карточку). Марина, хочу напомнить тебе, чтобы при исполнении всех этих приемов игры, ты крепко держала медиатор во избежание его потери и полностью снимала опору руки с деки для ее свободного перемещения вдоль грифа. Движения правой руки должны быть подобны движениям руки скрипача, равномерно перемещающего смычок то в одну, то в другую стороны.

Показать самой как должна двигаться правая рука.

- Марина, исполни, пожалуйста, еще раз этот отрывок.

Ученица играет.

III. Заключительный этап урока.

- Итак, сегодня мы с тобой много внимания уделили красочному оформлению произведений, побывали в роли художников, которые раскрашивают свои работы, свои картины. Только мы украшали нашу «Польку» различными колористическими (красочными) приемами игры. Давай перечислим все приемы, над которыми сегодня работали.

Марина перечисляет.

- Все правильно, отлично! Дома, пожалуйста, отдельно поработай над форшлагами и найди более контрастное звучание в исполнении таких приемов, как «игра у подставки» и «игра на грифе». Это домашнее задание я попрошу тебя самостоятельно записать в дневник. Договорились? Марина, сегодня на уроке ты была внимательная, старалась выполнять все задания, быстро реагировала на мои замечания. Поэтому твою работу на уроке я оцениваю как отлично.

Благодарю за внимание!


© 2010-2022