- Преподавателю
- Музыка
- Занятие по музыке на тему Оркестр русских народных инструментов
Занятие по музыке на тему Оркестр русских народных инструментов
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бреус А.Н. |
Дата | 04.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта пробного занятия
проведенного в ГДДТ
студии РЭР «Родничок»
ГБПОУ РО «ШПК»
студенткой группы 4 «Д»
специальности 44.02.03/050148 Педагогика дополнительного образования
Бреус Анастасией Николаевной
16 ноября 2015 года
Соколова.Т.В ___________________
Краснолуцкая. О.В.______________
Оценка_________________________
Технологическая карта музыкального занятия
«Оркестр русских народных инструментов»
Целевой компонент
Тема занятия
Оркестр русских народных инструментов
Педагогическая цель
Воспитание нравственных качеств посредством знакомства дошкольников с русскими народными музыкальными инструментами.
Планируемые результаты
Личностные:
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Метапредметные:
Коммуникативные:
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества
Регулятивные:
•овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
•освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Познавательные:
•овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
•овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Инструментальный компонент
Тип занятия
Комбинированное занятие
Формы, методы,
приемы
Методы обучения: беседа с элементами сравнения, анализа, обобщения; демонстрационно-иллюстративный метод эвристический, рефлексия, эмоционального воздействия, художественного контекста, создание ситуации успеха в учении, разъяснение
Образовательные
ресурсы
ТСО, фортепиано
План занятия:
-
Организационное начало занятия
-
Актуализация знаний
-
Постановка проблемы
-
Рефлексия
-
Итог
Технологическая карта занятия:
Педагог: Ребята, по традиции наше занятие мы начнем с музыкального приветствия. Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
Педагог: Меня зовут Анастасия Николаевна, и сегодняшнее музыкальное занятие вести у вас буду я.
Коллектив музыкантов, что вместе играют,
И музыку вместе они исполняют.
Бывает он струнный и духовой,
Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)
Ребята, сегодня мы познакомимся с русскими народными музыкальными инструментами, которые входят в состав русского народного оркестра.
Педагог: Ребята, а вы знаете, что такое оркестр?
Дети:………….
Педагог: оркестр (греч. orchestra) - коллектив музыкантов ,играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальные произведения.
Тонкой палочкой взмахнет -
Хор на сцене запоет.
Не волшебник, не жонглер.
Кто же это?
Педагог: У оркестра есть свой руководитель - это дирижёр!
Педагог: А почему, как вы думаете, инструменты называются «народными»?
Дети:……………
Педагог: Правильно, потому что в большинстве своем они были созданы русскими мастерами, имена которых до нас не дошли, и играли на них простые люди.
- В недалеком прошлом повседневная жизнь русского народа была немыслима без музыкальных инструментов. Практически все наши предки владели секретами изготовления звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Приобщение к тайнам мастерства прививалось с детства, в играх, в работе, посильной для детских рук. Наблюдая за работой старших, подростки получали первые навыки создания простейших музыкальных инструментов.
(Показ иллюстрации с изображением балалайки.)
Педагог:- Ребята, знаете, какой это музыкальный инструмент?
Дети: балалайка.
Педагог:- Да, это балалайка. Русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент. Музыкантов, играющих на балалайках называют балалаечниками. Давайте послушаем, как она звучит, и определим тембр балалайки.
Что такое тембр?
Дети: окраска звука
(Дети прослушивают фонограмму со звучанием балалайки. )
Педагог: игровой, озорной, танцевальный. Под нее плясали в праздники и пели песни
Педагог:- Знакомимся со следующим инструментом!
(Показ иллюстрации с изображением домры.)
Педагог:- Я думаю, что этот музыкальный инструмент вы ещё не видели!
Это - домра. Она тоже имеет 3 струны как балалайка, но отличается от неё! Давайте посмотрим, чем она отличается? (Сравниваем.)- А теперь давайте внимательно послушаем, как звучит домра, и определим тембр звучания домры.
Дети:………………
(Дети слушают фонограмму со звучанием домры.)
Педагог: Менее резкий, более мягкий и певучий
Педагог: Ребята, а вот этот музыкальный инструмент вы наверняка узнали!
(Показ иллюстрации изображением гуслей).
Педагог:- Да, это гусли. Где вы могли слышать о них?
Дети:(Ответы детей.)
Педагог:- Послушаем, как звучат гусли и определим тембр звучания инструмента.
(Дети слушают фонограмму со звучанием гуслей.)
- Музыкантов, играющих на гуслях, называют гусляры.
Немного отдохнем
Физминутку
1.Мы оркестр создавали
И лесных зверей позвали:
- Приходите в гости к нам.
Очень рады мы гостям!
2. Прискакали зайки,
Взяли балалайки.
Балалайки звонкие -
Музыканты ловкие.
3. Прилетели свиристели
Подарили нам свирели,
А свирели непростые,
Звуки льются золотые.
6. Косолапый мишка-
Наш лесной братишка.
Он играть - то не умел
Дирижировать хотел.
7. Ни кого не обижали
Всех к себе мы приглашали.
Посмотрите - ка, на нас
Наш оркестр просто класс!
(Показывает иллюстрацию с изображением свирели.)
- А этот музыкальный инструмент вам знаком?
Дети: (ответы детей.)
Педагог: Если нет, то давайте его внимательно рассмотрим.
Это духовой инструмент называется, свирель. Он представляет собой простую деревянную дудку. На одном конце её есть свистковое устройство в виде клюва, а на середине лицевой стороны вырезаны шесть игровых отверстий. А теперь внимательно послушаем, как же звучит свирель, и определим тембр звучания.
(Дети слушают фонограмму со звучанием свирели.)
- А вот ещё один русский народный инструмент.
(Показывает иллюстрацию с изображением жалейки.)
Педагог: Жалейка. Это духовой инструмент. Выглядит она, как небольшая трубочка. На её стволе находится от 3 до 7 игровых отверстий.
(Дети слушают фонограмму со звучанием жалейки.)
Педагог:
Ребята, а вот этот музыкальный инструмент хорошо вам известен.
(Показывает иллюстрацию с изображением баяна.)
Педагог: Кто скажет, как он называется?
Дети: (Ответы детей).
Педагог: Правильно, это музыкальный инструмент баян. Он оснащён пяти или трёхрядной правой клавиатурой и пяти или шестирядной левой клавиатурой.
Музыкантов, играющих на баяне, называют баянистами. Давайте послушаем, как он звучит и определим тембр звучания
(Дети слушают фонограмму со звучанием баяна.)
Педагог:-А сейчас ребятки, загадаю вам загадки, а отгадки - это инструменты, с которыми мы знакомились.
1.Приложу к губам я трубку -
Полилась по лесу трель, -
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется ... (свирель)
2.А всего-то три струны
Всех игрою веселит!
Ой, звенит она, звенит,
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка…
Это наша… (Балалайка)
3.У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет -
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой… (Баян)
4.Любил играть Садко на них,
И день, и ночь и каждый миг. (гусли)
Педагог: Помимо народных инструментов есть и народные песни. Одну из них мы с вами сейчас разучим.
Послушайте и ответьте на вопрос О чем поется в песне.
Дети: о березе.
Береза символ России. Как можете описать березу.
Дети: величавая
Педагог: с чем можно сравнить березу
Дети: с девушкой
Как движется мелодия
Поступенно
Есть одинаковые фразы
Какое настроение в песне?
Какой образ представляете?
В каком ладу написана песня? Минор
Что такое лад-
Под народные песни люди в основном что делают? Ведут хороводы.
Сегодня мы познакомились с русскими народными музыкальными инструментами. Давайте мы назовём их ещё раз. (Дети перечисляют по очереди).
Спасибо за внимание!
До свидания!