Занятие по музыке на тему Оркестр русских народных инструментов

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Технологическая карта пробного занятия

проведенного в ГДДТ

студии РЭР «Родничок»

ГБПОУ РО «ШПК»

студенткой группы 4 «Д»

специальности 44.02.03/050148 Педагогика дополнительного образования

Бреус Анастасией Николаевной

16 ноября 2015 года





Соколова.Т.В ___________________

Краснолуцкая. О.В.______________

Оценка_________________________



Технологическая карта музыкального занятия

«Оркестр русских народных инструментов»

Целевой компонент

Тема занятия

Оркестр русских народных инструментов

Педагогическая цель

Воспитание нравственных качеств посредством знакомства дошкольников с русскими народными музыкальными инструментами.

Планируемые результаты

Личностные:

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Метапредметные:

Коммуникативные:

признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

Регулятивные:

•овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

•освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Познавательные:

•овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

•овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Инструментальный компонент

Тип занятия

Комбинированное занятие

Формы, методы,

приемы

Методы обучения: беседа с элементами сравнения, анализа, обобщения; демонстрационно-иллюстративный метод эвристический, рефлексия, эмоционального воздействия, художественного контекста, создание ситуации успеха в учении, разъяснение

Образовательные

ресурсы

ТСО, фортепиано


План занятия:

  1. Организационное начало занятия

  2. Актуализация знаний

  3. Постановка проблемы

  4. Рефлексия

  5. Итог



Технологическая карта занятия:

Педагог: Ребята, по традиции наше занятие мы начнем с музыкального приветствия. Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
Педагог: Меня зовут Анастасия Николаевна, и сегодняшнее музыкальное занятие вести у вас буду я.

Коллектив музыкантов, что вместе играют,

И музыку вместе они исполняют.

Бывает он струнный и духовой,

Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)

Ребята, сегодня мы познакомимся с русскими народными музыкальными инструментами, которые входят в состав русского народного оркестра.

Педагог: Ребята, а вы знаете, что такое оркестр?
Дети:………….
Педагог: оркестр (греч. orchestra) - коллектив музыкантов ,играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальные произведения.

Тонкой палочкой взмахнет -
Хор на сцене запоет.
Не волшебник, не жонглер.
Кто же это?

Педагог: У оркестра есть свой руководитель - это дирижёр!

Педагог: А почему, как вы думаете, инструменты называются «народными»?

Дети:……………

Педагог: Правильно, потому что в большинстве своем они были созданы русскими мастерами, имена которых до нас не дошли, и играли на них простые люди.

- В недалеком прошлом повседневная жизнь русского народа была немыслима без музыкальных инструментов. Практически все наши предки владели секретами изготовления звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Приобщение к тайнам мастерства прививалось с детства, в играх, в работе, посильной для детских рук. Наблюдая за работой старших, подростки получали первые навыки создания простейших музыкальных инструментов.
(Показ иллюстрации с изображением балалайки.)

Педагог:- Ребята, знаете, какой это музыкальный инструмент?
Дети: балалайка.

Педагог:- Да, это балалайка. Русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент. Музыкантов, играющих на балалайках называют балалаечниками. Давайте послушаем, как она звучит, и определим тембр балалайки.

Что такое тембр?

Дети: окраска звука

(Дети прослушивают фонограмму со звучанием балалайки. )

Педагог: игровой, озорной, танцевальный. Под нее плясали в праздники и пели песни

Педагог:- Знакомимся со следующим инструментом!

(Показ иллюстрации с изображением домры.)

Педагог:- Я думаю, что этот музыкальный инструмент вы ещё не видели!

Это - домра. Она тоже имеет 3 струны как балалайка, но отличается от неё! Давайте посмотрим, чем она отличается? (Сравниваем.)- А теперь давайте внимательно послушаем, как звучит домра, и определим тембр звучания домры.

Дети:………………
(Дети слушают фонограмму со звучанием домры.)

Педагог: Менее резкий, более мягкий и певучий

Педагог: Ребята, а вот этот музыкальный инструмент вы наверняка узнали!

(Показ иллюстрации изображением гуслей).

Педагог:- Да, это гусли. Где вы могли слышать о них?

Дети:(Ответы детей.)

Педагог:- Послушаем, как звучат гусли и определим тембр звучания инструмента.

(Дети слушают фонограмму со звучанием гуслей.)

- Музыкантов, играющих на гуслях, называют гусляры.

Немного отдохнем

Физминутку

1.Мы оркестр создавали

И лесных зверей позвали:

- Приходите в гости к нам.

Очень рады мы гостям!

2. Прискакали зайки,

Взяли балалайки.

Балалайки звонкие -

Музыканты ловкие.

3. Прилетели свиристели

Подарили нам свирели,

А свирели непростые,

Звуки льются золотые.

6. Косолапый мишка-

Наш лесной братишка.

Он играть - то не умел

Дирижировать хотел.

7. Ни кого не обижали

Всех к себе мы приглашали.

Посмотрите - ка, на нас

Наш оркестр просто класс!



(Показывает иллюстрацию с изображением свирели.)

- А этот музыкальный инструмент вам знаком?

Дети: (ответы детей.)

Педагог: Если нет, то давайте его внимательно рассмотрим.

Это духовой инструмент называется, свирель. Он представляет собой простую деревянную дудку. На одном конце её есть свистковое устройство в виде клюва, а на середине лицевой стороны вырезаны шесть игровых отверстий. А теперь внимательно послушаем, как же звучит свирель, и определим тембр звучания.

(Дети слушают фонограмму со звучанием свирели.)

- А вот ещё один русский народный инструмент.

(Показывает иллюстрацию с изображением жалейки.)

Педагог: Жалейка. Это духовой инструмент. Выглядит она, как небольшая трубочка. На её стволе находится от 3 до 7 игровых отверстий.
(Дети слушают фонограмму со звучанием жалейки.)

Педагог:

Ребята, а вот этот музыкальный инструмент хорошо вам известен.

(Показывает иллюстрацию с изображением баяна.)

Педагог: Кто скажет, как он называется?

Дети: (Ответы детей).

Педагог: Правильно, это музыкальный инструмент баян. Он оснащён пяти или трёхрядной правой клавиатурой и пяти или шестирядной левой клавиатурой.

Музыкантов, играющих на баяне, называют баянистами. Давайте послушаем, как он звучит и определим тембр звучания


(Дети слушают фонограмму со звучанием баяна.)

Педагог:-А сейчас ребятки, загадаю вам загадки, а отгадки - это инструменты, с которыми мы знакомились.


1.Приложу к губам я трубку -
Полилась по лесу трель, -

Инструмент тот очень хрупкий,

Называется ... (свирель)


2.А всего-то три струны
Всех игрою веселит!
Ой, звенит она, звенит,
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка…
Это наша… (Балалайка)


3.У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет -
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.

Весельчак, а не буян
Голосистый мой… (Баян)


4.Любил играть Садко на них,


И день, и ночь и каждый миг. (гусли)

Педагог: Помимо народных инструментов есть и народные песни. Одну из них мы с вами сейчас разучим.

Послушайте и ответьте на вопрос О чем поется в песне.

Дети: о березе.

Береза символ России. Как можете описать березу.

Дети: величавая

Педагог: с чем можно сравнить березу

Дети: с девушкой

Как движется мелодия

Поступенно

Есть одинаковые фразы

Какое настроение в песне?

Какой образ представляете?

В каком ладу написана песня? Минор

Что такое лад-

Под народные песни люди в основном что делают? Ведут хороводы.

Сегодня мы познакомились с русскими народными музыкальными инструментами. Давайте мы назовём их ещё раз. (Дети перечисляют по очереди).

Спасибо за внимание!
До свидания!

© 2010-2022