- Преподавателю
- Музыка
- Доклад
Доклад
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мишанина Н.Н. |
Дата | 15.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГБС(К)ОУ «Бугульминская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I, II вида»
ДОКЛАД
на тему: «Развитие и формирование творческих способностей
детей с нарушением слуха на музыкально-ритмических занятиях»
Учитель ритмики
первой квалификационной
категории
Мишанина
Надежда Николаевна
Г.Бугульма 2014г.
ЗАДАЧИ
Эстетическое развитие глухих и слабослышащих детей;
Развитие и расширение кругозора школьников;
Обучение восприятию музыки и эмоциональное развитие учащихся;
Развитие воображения и творческих способностей учеников;
Развитие правильных, выразительных и ритмичных движений у глухих и слабослышащих детей;
Развитие произносительной стороны устной речи учащихся с помощью использования музыкальных средств.
Я работаю учителем ритмики. В нашей школе музыкально-ритмические занятия проводятся 2 раза в неделю, начиная с подготовительного и до 4 класса.
Музыкально-ритмические занятия являются частью образовательно-коррекционного процесса в специальных школах для детей с нарушениями слуха, направленного на всестороннее развитие учащихся, их социальную адаптацию. На занятиях глухие и слабослышащие школьники учатся воспринимать музыку (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов), правильно, выразительно и ритмично исполнять под музыку танцы и гимнастические упражнения, декламировать и петь под музыкальное сопровождение песни, знакомятся с классической и современной музыкой, композиторами, исполнителями, музыкальными театрами. Тем самым для учащихся расширяются границы познания прекрасного в жизни и искусстве, что важно для приобщения детей с нарушениями слуха к духовной культуре общества.
Задачи, которые ставлю перед собой на музыкально-ритмических занятиях:
-
Эстетическое развитие глухих и слабослышащих детей - это оборудование кабинета,
форма одежды учащихся, дидактические пособия, манера общения учителя с
учениками и детей между собой.
-
Развитие и расширение кругозора школьников - ученики узнают о роли музыки в жизни
человека, о её связи с другими видами искусства; о деятельности композиторов и
исполнителей; о народном творчестве; знакомятся с фрагментами из произведений.
Это требует расширение словарного запаса, пополнения его новой лексикой.
-
Обучение восприятию музыки и эмоциональное развитие учащихся - здесь слушаем музыкальные произведения разного характера. Дети слушают музыку и «входят» в её эмоциональный мир. Разнообразные эмоции вызывает и исполнение различных по настроению танцев и песен. Особенно ярко дети выражают свои эмоции при инсце- нировании музыкальных сказок. Большую роль в эмоциональном разви- тии учащихся играют дидактические игры, позволяющие в интересной и увлека- тельной деятельности формировать у детей достаточно сложные умения, связанные с развитием нарушенной слуховой функции. Например, при обучении определять начало и окончание музыки применяется известная игра «Третий лишний»: с началом звучания музыки водящий догоняет третьего лишнего, тот встаёт впереди пары детей, и игра продолжается.
-
Развитие воображения и творческих способностей учеников - это постоянное побуждение учеников к творчеству, импровизации, инициативе. Творческое начало у детей с нарушениями слуха проявляются по-разному: в стремлении узнать что-то новое о музыке, в самостоятельном выборе танцевальных движений под музыку, составлении композиции из знакомых уже движений, в подборе иллюстраций к прослушанной музыке.
-
Развитие правильных, выразительных и ритмичных движений глухих и слабослышащих детей - у учащихся формируется правильная осанка, совершенствуются движения, их координация. Развитие двигательных способностей учащихся - важнейшая цель коррекционной работы и средство формирования слуховых и речедвигательных навыков. Развитие слухового восприятия учащихся имеет важное значение для полноценного развития ребёнка, имеющего нарушения слуха. В процессе музыкально-ритмических занятий обогащаются представления детей о звучащем мире, развивается восприятие разнообразной акустической информации - речи, неречевых звучаний, музыки.
• В кабинете слуховой ритмики нашей школы, на занятиях школьники воспринимают музыку и речь через компьютер, синтезатор с помощью индивидуальных слуховых аппаратов. Они учатся вслушиваться в музыку, анализируют её; также учатся правильно произносить звуки и слова.
> Развитие произносительной стороны устной речи у учащихся с помощью использования музыкальных средств - у учащихся закрепляются навыки воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи, развивается речевое дыхание, а также нормальное звучание голоса с необходимыми высотными и динамическими модуляциями. На занятиях широко используются различные виды деятельности, сочетающие устную речь и музыку: декламация песен под музыку детьми с тяжёлыми нарушениями слуха, пение, инсценирование музыкальных сказок. Обучение происходит целенаправленно с развитием у учащихся слухового восприятия и развития слухо-зрительной системы.
Только при учёте всех задач на музыкально-ритмических занятиях, может быть достигнута полная реализация возможностей урока.
Что ещё я использую на своих занятиях, и что изучаю в процессе работы с детьми имеющими нарушения слуха?
На своих занятиях широко использую дидактические игры с сенсорными заданиями, позволяющие в интересной для детей форме закрепить умения восприятия музыки.
Например, при игре в лото «Узнай музыкальный инструмент» ученикам раздаю карточки с рисунками 7 музыкальных инструментов (можно на одной карточке повторить один музыкальный инструмент 2-3 раза ); дети воспринимают звучание инструментов на слух и закрывают соответствующие картинки; первый закрывший все картинки выигрывает. Использую также подвижные игры с музыкальными заданиями, типа игры «Волк и зайцы»: плясовая музыка в среднем регистре - зайчики весело пляшут на лужайке; грозные звуки низкого регистра - просыпается волк и ловит зайчиков.
-
Учащиеся слушают музыкальный материал при моём комментарии, словесно определяют элементы музыки ( с помощью табличек).
Например, для различения громкой и тихой музыки (обучение восприятию динамических отношений) применяется игра «Птицы и клетка». Часть детей встаёт в круг, держась за руки, - это клетка, остальные образуют внешний круг, не держась за руки - это птицы. Громкая музыка - птицы свободно летают за клеткой: легко бегут на носках со взмахом рук; тихая музыка -птицы то залетают в клетку, то вылетают из неё; музыки нет - клетка захлопывается, пойманные птицы становятся в круг, расширяя клетку. Игра продолжается до тех пор, пока все птицы не будут пойманы.
Также дети с нарушением слуха обучаются восприятию метрических соотношений. Дети сначала моделируют движениями сильную и каждую доли такта в музыке двухдольного метра, затем - в музыке трёхдольного и четырёхдольного метров (пример показать руками). Например:
-
Моделирование хлопками сильной доли такта в музыке двухдольного
метра. Я сообщаю ученикам (говоря и показывая таблички): «Будем
хлопать только на «раз» (громко), на «два» (тихо). -
Моделирование сильной и каждой долей такта в музыке двухдольного
метра танцевальными движениями. На «раз» - выставить правую ногу
на носок, на «два» - приставить к левой. Аналогично с левой ноги.
Обучение музыкально-ритмическим движениям.
Движения под музыку - важный раздел работы на музыкально-ритмических занятиях. Выполнение движений под музыку - это не только один из основных видов деятельности на занятии, но и ведущий методический приём развития восприятия музыки у детей с нарушениями слуха.
Например, музыка марша придаёт ритмичность движениям, подтянутость делает осанку красивой; музыка вальса побуждает к свободным, плавным движениям.
Танцы приносят детям радость и удовлетворение от ощущения свободы лёгкости, красоты выполняемых движений, умения владеть своим телом и развивают способность импровизации движений под музыку. На занятиях дети осваивают различные виды ходьбы, бега, прыжков, основные позиции рук и ног, некоторые построения и перестроения (в шеренгу, колонну, круг, парами, свободное размещение, разучивают элементы народных, классических, современных и характерных танцев.
Также дети выполняют упражнения, направленные на развитие способности импровизации. При этом творческая активность проявляется у школьников по-разному: в самостоятельном выражении движениями эмоционального содержания музыки, в подборе известных им движений при прослушивании нового музыкального сопровождения, в выразительном выполнении под музыку разученных движений.
Нас много видят в школе, в городе, по телевидению; о нас пишут в газетах. Мы, педагоги, слышим слова благодарности за работу с детьми неимеющих слуха. Оценку о моей работе дают родители, гости города, представители таких же школ как: г.Казани, г.Альметьевска, г.Нижнекамска. К любой оценке прислушиваюсь, т.к. любая оценка важна в моей работе. Учишься еще многому в процессе самой работы; вместе с детьми ищем новое на пути к творчеству. Порой сами дети побуждают меня к новым идеям, а иногда , послушивая новую песню или музыку, начинаем импровизировать.
Главная задача всей нашей школы - учителей и воспитателей, - это социальная адаптация школьников в мир слышащих.
В процессе музыкального воспитания дети учатся не только правильно, но и эмоционально, выразительно выполнять танцевальные движения, передавая характер музыки. Они становятся грамотными и благодарными слушателями, глубоко чувствующими и понимающими хорошую музыку.
Всё это побуждает ребёнка к творчеству, развиваются его творческие способности. Слушая музыку, ребёнок сопоставляет, анализирует звуковой материал. Пытаясь понять язык музыки, ребёнок учится думать.
Со временем дети начинают комфортно чувствовать себя в мире слышащих.