Разработка урока в 5 классе на тему: Романса трепетные звуки

Данная разработка урока составлена на основании:Программы для общеобразовательных учреждений  - Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл. Авторы:  В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. Тип урока: изучение нового материала.Проектируемый результат: уметь определять музыкально-образный язык романса.Ведущий метод: проблемный. Проблема данного урока: Без литературы не появились бы романсы.Цель урока: определить «романс» как жанр вокальной миниатюры.Вывод, к которому должны прийти учащиеся: Без литературы (без поэтическ...
Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №110»












Разработка урока по музыке в 5 классе.

Тема урока:

«Романса трепетные звуки»







Работу выполнила:

учитель музыки

Вин-Син Н.В.








Нижний Новгород

2014

Разработка урока составлена на основании:

Алеев,В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. - 8-е изд., стереотип. М.6 Дрофа, 2010. - 90 с.

Учебник: Науменко Т.И. музыка. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Т.И.Науменко, В.В.Алеев. - 13 изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 190 с.: ил., нот. Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, включен в Федеральный перечень.

В.В. Алеев О роли учебника на уроках музыки // Искусство и образование. Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. № 5 (55).-М.: 2008.- С.71

Рекомендованные часы по разделам программы и резервное время распределены следующим образом:

Тема программы

Количество часов по программе

Музыка и литература

22

Музыка и изобразительное искусство

12

Итог

34



Раздел программы: Музыка и литература

Романс (2 ч.)

1. Романса трепетные звуки

2. Мир человеческих чувств










Тема урока: Романса трепетные звуки

Проблема данного урока: Без литературы не появились бы романсы.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный.

Проектируемый результат: уметь определять музыкально-образный язык романса.

Ведущий метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: проблемный.

Цель урока: определить «романс» как жанр вокальной миниатюры.

Задачи:

- научить определять особенности жанра «романс»;

- познакомить с понятием «камерная музыка»;

- учить эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;

- на примере романса М. Глинки «Жаворонок» проанализировать взаимосвязь поэтического текста и музыки в этом жанре;

- воспитывать культуру слушателя, эмоционального отклика на музыкальные произведения;

- формировать вокально-хоровые умения.

Планируемые результаты:

Предметные:

получат возможность

  • узнать о романсе как жанре вокальной миниатюры;

  • узнать что общего между романсом и песней и чем они отличаются друг от друга;

  • узнать какие темы привлекали внимание русских композиторов при создании романсов;

  • познакомиться с романсовым творчеством Михаила Ивановича Глинки;

  • научиться слушать, анализировать, чувствовать поэтический мир романса «Жаворонок»;

  • развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование).

Метапредметные:

  • Познавательные - внимательно слушают, формируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются учебником, дополнительной справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;

  • Коммуникативные - осваивают и развивают культуру диалогической и монологической речи в процессе изучения учебного материала;

  • Регулятивные - организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике;

Личностные:

  • оценивают результаты деятельности;

  • находят возможность для творческой самореализации на уроке и во внеурочное время;

  • направляют себя на построение самостоятельного маршрута общения с искусством (самостоятельное прослушивание музыки в домашних условиях, приобретение записей классической музыки для домашней фонотеки, посещение концертов, обучение игре на музыкальных инструментах, чтение литературы по искусству).

Оборудование: фортепиано, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Сценарий урока

1.Организационный момент

Звонок на урок. Звучит мелодия знакомой песни.

Учитель: Мелодия какой, уже хорошо знакомой нам песни, встретила вас сегодня на музыкальном уроке? Что выражает эта музыка?

Давайте споем ее. Будьте внимательны - слушайте музыку и друг друга.

2. Повторение

Исполнение песни.

Учитель: Давайте вспомним, что это за жанр «песня» и какими особенностями он обладает.

Все вместе выполняют задание (слайд) - из предложенных характерных черт выбрать те, которые соответствуют жанру «песня».

Жанр

Характерные черты жанра

песня

1. обязательно сольное пение с инструментальным сопровождением

2. жанр вокальной музыки

3. исполнение без аккомпанемента

4. разнообразная тематика

5. отличает более изысканный музыкально-поэтический образ

6. исполнение солистом или хором

7. особая роль поэтического текста, преобладают тема природы, любви

8. более сложные средства музыкальной выразительности

9. возникновение в России в конце 18 в.- начале 19 в.

10. оркестровое сопровождение

Похвалить за полученный результат и акцентировать внимание ребят на те черты, которые нам не подошли.

Что же это за жанр?

Послушайте фрагмент музыкального произведения, которое мы с вами слушали в прошлом году, может быть оно поможет вам вспомнить жанр, о котором пойдет речь сегодня.

Слушание (фрагмент романса, с которым знакомились в 4 классе).

Ответы ребят.

Романс. Вот о нем сегодня и поговорим.

3. Изучение нового материала.

Наша цель сегодня: определить романс, как жанр вокальной миниатюры.

На слайде записан аспект проблемы: Без литературы появились бы романсы?

Учитель: «Музыкальность стихотворения или поэтичность музыки» - говорим мы порой. Великие русские поэты считали музыку самым сокровенным искусством и потому не сомневались в гармонии мира, ощущали творческую силу как музыкальное начало.

Учитель обращает внимание ребят на проблему, написанную на доске, с просьбой подумать и высказать свое мнение.

Мысли ребят.

Учитель: Мы уже не раз говорили о взаимосвязи Музыки и Поэзии. Жанр «романс» напрямую возник благодаря литературе, так как в средневековой западноевропейской литературе и в подражательной поэзии позднейших поэтов романсом называли лирическое любовное стихотворение песенного народного склада. А в испанской литературе романсом называли старинное стихотворение с историческим или эпическим сюжетом.

Эти факты не маловажны, потому что романс - испанское слово.

В средневековой Испании слово означало светскую песню, исполнявшуюся под аккомпанемент гитары, арфы, клавесина на романском языке, т.е. испанском, в отличие от церковных, которые пелись на латинском языке.

Позже, романсом стали называть произведение для голоса, исполняемое с сопровождением какого-нибудь инструмента, чаще всего гитары или фортепиано, огромное значение имеет текст.

В России романс стал популярен в 19 веке. Со становлением русской музыкальной профессиональной школы в лице М.И.Глинки, П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова, С.В.Рахманинова и других композиторов, романс превратился в изюминку вокальной музыки, шедевром слияния двух искусств.

Учитель: Как вы считаете, о чем могут рассказывать в романсах? Что может отображаться в романсах?

Мысли ребят (разные стороны жизни, личные отношения героя, его переживания, чувства).

Учитель: Огромное влияние на развитие романса оказала русская поэзия. Воспетые ею русские просторы, картины природы, времена года, любовь, с ее радостями и страданиями - все звучит в романсе. Внимание и любовь к окружающему миру - эта идея стала одной из главных в русском музыкальном искусстве.

Бывало так, что прекрасные романсы писались на тексты поэтов «второстепенных» (неизвестных), как это нередко можно встретить у П.И.Чайковского. В таких случаях композитору удается облагородить стихи, «омыть» их по выражению М.И.Глинки в атмосфере высокой музыки. Но бывало и так, что композитору необходимо было подняться до уровня признанного шедевра поэзии и стать равным великому мастеру стиха. Тогда происходило чудо - идеальное слияние высокой поэзии и изумительной музыки. Например, романс М.И.Глинки, написанный на стихи А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновение».

Давайте послушаем один из известнейших романсов.

Слушают.

Учитель: Романс принято относить к КАМЕРНОЙ вокальной музыке.

Почему? И что значит камерная музыка?

Камерная музыка - музыка, предназначенная для небольшого количества слушателей и исполнителей (от латинского camera - комната).

В книге Б.В.Афанасьева «Путеводитель по концертам» сказано: «Романс - это усложненный вид "комнатой", "домашней", салонной песни, ставшей более интимной, отзывчивой в отношении передачи лучших душевных настроений и поэтому тесно спаявшейся с лирической поэзией».

Таким образом, романс, как откровение героя, о котором не «кричат на весь мир», а делятся в доверительной беседе с близкими людьми.

Учитель:

КАК ЩЕДРО ЛЬЮТСЯ ЭТИ ЗВУКИ

ИЗ НЕОБЪЯТНОЙ ВЫШИНЫ,

Я К НИМ ПРОТЯГИВАЮ РУКИ -

ЛАДОНИ МУЗЫКОЙ ПОЛНЫ.

ЗАПРЕТ НА МИГ, И СНОВА ЛЬЕТСЯ

ЖИВАЯ ЗВОНКАЯ СТРУЯ,

И СОЛНЦЕ ЛАСКОВО СМЕЕТСЯ,

И ДЫШИТ ЛАСКОВО ЗЕМЛЯ.

ЗАВИДУЯ САМОЗАБВЕНЬЮ

НЕУТОМИМОГО ПЕВЦА,

Я У НЕГО УЧУСЬ УМЕНЬЮ

И ПЕТЬ, И РАДОВАТЬ СЕРДЦА…

Это стихотворение Н. Оленина, посвященное романсу, с которым мы сейчас познакомимся.

Слушание романса М.Глинки на стихи Н.Кукольника «Жаворонок».

Анализ музыкального произведения.

- Какое настроение передал М.И.Глинка в романсе?

- Кто исполнители?

- О чем поет солистка?

- Какие изобразительные интонации мелодии и аккомпанемента помогают словам рисовать звуковую картину природы?

- Как вы думаете, нужны ли здесь слова, или можно обойтись без них?

Учитель: М.И.Глинка писал романсы на протяжении всей своей жизни. Лирические романсы композитора - это исповедь его души. Один из них - романс «Жаворонок» из вокального цикла «Прощание с Петербургом».

Название «Прощание с Петербургом» вокальный цикл получил в связи с предполагавшимся отъездом М.И.Глинки за границу. Прощаясь с Родиной, путешественник как будто вызывает в памяти любимые картины родной природы, воспоминания счастливого детства.

Вокально-хоровая деятельность

Раскрытие темы осваивается в процессе исполнения и восприятия музыки. Процесс исполнения необходимо предварять интонационным анализом стиха и музыкального сопровождения.

МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ ПЕСНЯ РАЗДАЕТСЯ,

НЕИСХОДНОЮ СТРУЕЙ ГРОМЧЕ, ГРОМЧЕ ЛЬЕТСЯ.

НЕ ВИДАТЬ ПЕВЦА ПОЛЕЙ, ГДЕ ПОЕТ ТАК ГРОМКО

НАД ПОДРУЖЕНЬКОЙ СВОЕЙ ЖАВОРОНОК ЗВОНКИЙ,

ВЕТЕР ПЕСЕНКУ НЕСЕТ. А КОМУ, НЕ ЗНАЕТ…

ТА, КОМУ ОНА, ПОЙМЕТ, ОТ КОГО - УЗНАЕТ.

ЛЕЙСЯ, ПЕСЕНКА МОЯ, ПЕСНЬ НАДЕЖДЫ СЛАДКОЙ,

КТО-ТО ВСПОМНИТ ПРО МЕНЯ И ВЗДОХНЕТ УКРАДКОЙ.

Разучивание 1 куплета.

  1. Исполнение мелодии учителем на инструменте, вокальное исполнение, используя графический показ рукой звуковысотность мелодии;

  2. обратить внимание на фразировку, распевание слогов, динамические оттенки;

  3. при разучивании «Жаворонка» часто сложным оказывается исполнение фраз широкого дыхания, поэтому не следует слишком затягивать темп;

  4. главное, чтобы исполнители передали характер музыки, чувства, настроение.

Давайте еще раз послушаем романс. По желанию можно тихонько подпевать.

Слушание.

Вот такой, очень красивый романс - сколько в нем сердечности, сколько нежной грусти и задушевной теплоты! Приподнятое настроение сочетаются с мечтательной грустью.

4. Закрепление учебного материала.

Задание: А теперь, ребята, попробуйте, используя все знания, создать свою формулировку жанра «романс», чтобы как можно полнее вы отразили неповторимость этого жанра, в какой-то степени уникальность и исключительность.

Анализируем несколько версий, выбираем лучшую и записываем в тетрадь.

Учитель: Что послужило основой для возникновения жанра романса?

Так «Без литературы появились бы романсы?»

Вывод: Без литературы (без поэтического текста) не появились бы романсы.

5. Домашнее задание:

Ответить на вопрос - Можно ли превратить в романс любое стихотворение? Почему?

Подобрать стихотворение, которое бы вы выбрали для своего романса, если бы были композитором.

© 2010-2022