Рабочая программа по музыке для 1 классов

Раздел Музыка
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по музыке для 1 класса разработана и составлена на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству;

- учебного плана ГБОУ школы № 471;

- примерной программы начального общего образования по музыке;

- программы «Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критской, Г. П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной.

(Издательство «Просвещение», год издания: 2011)

В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю).

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1 кл.нач.шк. - М.: Просвещение, 2010

  • Рабочая тетрадь для 1 класс, М.: Просвещение, 2010

  • Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 1 кл.:

  • Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2011;

  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».1 класс. (СD)

Согласно федеральному компоненту государственного стандарта, предмет музыка в 1 классе начальной школы имеет целью введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

  • воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно - творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

  • освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Данная программа рассчитана на 1 «А» класс. В рамках урока учитываются особенности класса (темперамент учеников, адаптация), поэтому считаю целесообразно в рамках программы уделять больше внимания музыкально-ритмическим движениям, вокально-певческой работе, познакомить с творчеством великих композиторов.

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются

групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 1 класса начальной школы в форме тестов

Четверть

Раздел

Всего часов

Промежуточное тестирование (общее количество часов)

Итоговое тестирование (общее количество часов)

1 четверть

Музыка вокруг нас

9

-

-

2 четверть

Музыка вокруг нас

7

1

-

3 четверть

Музыка и ты

9

-

-

4 четверть

Музыка и ты

8

-

1

Всего:

33

1

1

Промежуточный: 14 урок - «Пришло Рождество, начинается торжество»

Итоговый: 29 урок - « Дом, который звучит»

В конце учебного года в форме заключительного урока-концерта (33 урок)

В календарно-тематическом планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем.

Данная программа рассчитана на самостоятельное обучение учащихся 1 класса.

Содержание учебного предмета

Раздел 1. «Музыка вокруг нас»

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор - исполнитель - слушатель. Песни, танцы и марши - основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия - душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.

Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.

Тема полугодия: «Музыка вокруг нас» - 16 часов

Урок 1. И Муза вечная со мной!

Композитор - исполнитель - слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.

Муза - волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор - исполнитель - слушатель.

Урок 2.. Хоровод муз.

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Музыка, которая звучит в различных жизненных ситуациях. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Хоровод, хор. Хоровод - древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры.

Урок 3. Повсюду музыка слышна.

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки.

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора».

Урок 4. Душа музыки - мелодия.

Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).

Песни, танцы и марши - основа многообразных жиз­ненно-музыкальных впечатлений детей. Мелодия - главная мысль любого музыкального произведения. Выявление характерных особенностей жанров: песня, танец, марш на примере пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня- напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец- движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие "шаги" в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики- "солдатики" маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса.

Урок 5. Музыка осени.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.

Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песен.

Урок 6. Сочини мелодию.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация - источник элементов музыкальной речи. Региональные музыкально - поэтические традиции.

Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».

Урок 7. «Азбука, азбука каждому нужна…».

Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.

Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.

Урок 8. Музыкальная азбука.

Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков.

Музыкальная азбука - взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ.

Урок 9. Музыкальные инструменты.

Народные музыкальные традиции Отечества..

Музыкальные инструменты русского народа - свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр».

Урок 10. «Садко». Из русского былинного сказа.

Наблюдение народного творчества.

Знакомство с народным былинным сказом "Садко". Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен - колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского -Корсакова дать понятия «композиторская музыка».

Урок 11. Музыкальные инструменты.

Народные музыкальные традиции Отечества. Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.

Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель- флейта, гусли - арфа - фортепиано.

Урок 12. Звучащие картины.

Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.

Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля - на каких картинах "звучит" народная музыка, а каких - профессиональная, сочиненная композиторами.

Урок 13. Разыграй песню.

Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении.

Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки.

Урок 14. Пришло Рождество, начинается торжество.

Народные музыкальные традиции Отечества. Народное

Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Тестирование за 1 полугодие.

Урок 15. Родной обычай старины.

Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Наблюдение народного творчества.

Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок..

Урок 16. Обобщающий урок 2 полугодия. Добрый праздник среди зимы.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре - балет.

Урок посвящен одному из самых любимых праздников детворы - Новый год. Знакомство со сказкой Т.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей.

Раздел 2. «Музыка и ты»

Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.

Тема полугодия: «Музыка и ты » - 17 часов

Урок 17. Край, в котором ты живешь.

Сочинения отечественных композиторов о Родине.

Россия- Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие "Родина" - через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемам жизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в дни испытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу - саму жизнь. Однако у каждого вида искусства - свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.

Урок 18. Поэт, художник, композитор.

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.

Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу - саму жизнь. Однако у каждого вида искусства - свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи- это трепетное отношение композиторов к увиденной, "услышанной сердцем", очаровавшей их природе. Логическое продолжение темы взаимосвязи разных видов искусства, обращение к жанру песни как единству музыки и слова.

Урок 19. Музыка утра.

Интонационно - образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.

Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство- без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес. Выявление особенностей мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы. Выражение своего впечатления от музыки к рисунку.

Урок 20. Музыка вечера.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация - источник элементов музыкальной речи.

Вхождение в тему через жанра - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки.

Урок 21. Музы не молчали.

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества.

Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества.

Урок 22. Музыкальные портреты.

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.

Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизве­дение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов.

Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.

Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры - драматизации.

Знакомство со сказкой и народной игрой "Баба-Яга". Встреча с образами русского народного фольклора.

Урок 23. Мамин праздник.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.

Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки.

Урок 24. Разыграй сказку. У каждого свой музыкальный инструмент.

Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры - драматизации.

Знакомство со сказкой и народной игрой "Баба-Яга". Встреча с образами русского народного фольклора.

Урок 25. Музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты.

Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов.

Урок 26. Музыкальные инструменты. Звучащие картины.

Музыкальные инструменты.

Встреча с музыкальными инструментами - арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов - лютня, клавеснн. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство

исполнителя-музыканта. Закрепление представления о музыкальных инструментах и исполнителях. Характер музыки и ее соответствие настроению картины.

Урок 27. «Чудесная лютня»

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку "Чудесная лютня". Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни разудалой плясовой. Выполнение задания и выявление главного вопроса: какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать другую страну? Художественный образ.

Урок 28. Музыка в цирке.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности.

Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружаю­щего его мира. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке и помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления.

Урок 29. Дом, который звучит.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость.

Введение первоклассников в мир музыкального театра. Путешествие в музыкальные страны, как опера и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах "встречаются" песенная, танцевальная и маршевая музыка. Тестирование за 2 полугодие

Урок 30. Опера-сказка.

Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики - мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе - хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка.

Урок 31. «Ничего на свете лучше нету».

Музыка для детей: мультфильмы.

Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами-песенниками, создающими музыкальные образы.

Урок 32. Афиша. Программа.

Составление афиши и программы концерта.

Повторение и обобщение знаний.

Урок 33. Обобщающий урок. (Урок-концерт.)

Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за год.

Исполнение выученных песен в течение всего года. Составление афиши и программы концерта.

Содержание примерного музыкального материала:

Раздел 1. «Музыка вокруг нас»

«Щелкунчик», фрагменты из балета. П. Чайковский.
Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
«Октябрь» («Осенняя песнь») из цикла «Времена года». П. Чайковский.
«Колыбельная Волховы», песня Садко («Заиграйте, мои гусельки») из оперы «Садко». Н. Римский- Корсаков.
«Петя и волк», фрагменты из симфонической сказки. С. Прокофьев.
Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
«Гусляр Садко». В. Кикта.
«Фрески Софии Киевской», фрагмент 1-й части Концертной симфонии для арфы с оркестром. В. Кикта.
«Звезда покатилась». В. Кикта, слова В. Татаринова.
«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.
«Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.
«Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Пастушья песенка» на тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой.
«Капельки». В. Павленко, слова Э. Богдановой; «Скворушка прощается». Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; «Осень», русская народная песня и др.
«Азбука». А. Островский, слова З. Петровой; «Алфавит». Р. Паулс, слова И. Резника; «Домисолька». О. Юдахина, слова В. Ключникова; «Семь подружек». В. Дроцевич, слова В. Сергеева; «Песня о школе». Д. Кабалевский, слова В. Викторова и др.
«Дудочка», русская народная песня; «Дудочка», белорусская народная песня.
«Пастушья», французская народная песня; «Дударики-дудари», белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича; «Веселый пастушок», финская народная песня, русский текст В. Гурьяна.
«Почему медведь зимой спит». Л. Книппер, слова А. Коваленкова.
«Зимняя сказка». Музыка и слова С. Крылова.
Рождественские колядки и рождественские песни народов мира.

Раздел 2. «Музыка и ты»

Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
«Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
«Добрый день». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
«Утро». А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина.
«Солнце», грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили.
«Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Пастораль» из Сюиты в старинном стиле. А. Шнитке.
«Наигрыш». А. Шнитке.
«Утро». Э. Денисов.
«Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря.
«Вечерняя» из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтению В. Шукшина). В. Гаврилин.
«Вечер» из «Детской музыки». С. Прокофьев.
«Вечер». В. Салманов.
«Вечерняя сказка». А. Хачатурян.
«Менуэт». Л. Моцарт.
«Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто.
«Баба Яга». Детская народная игра.
«У каждого свой музыкальный инструмент», эстонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен.
Главная мелодия из Симфонии № 2 («Богатырской»). А. Бородин.
«Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня.
«Песня о маленьком трубаче». С. Никитин, слова С. Крылова.
«Учил Суворов». А. Новиков, слова М. Левашова.
«Волынка». И. С. Бах.
«Колыбельная». М. Кажлаев.
«Колыбельная». Г. Гладков.
«Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.
Лютневая музыка. Франческо да Милано.
«Кукушка». К. Дакен.
«Спасибо». И. Арсеев, слова З. Петровой.
«Праздник бабушек и мам». М. Славкин, слова Е. Каргановой.
Увертюра из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский.
«Клоуны». Д. Кабалевский.
«Семеро козлят», заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой.
Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского.
«Добрые слоны». А. Журбин, слова В. Шленского.
«Мы катаемся на пони». Г. Крылов, слова М. Садовского.
«Слон и скрипочка». В. Кикта, слова В. Татаринова.
«Бубенчики», американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова.
«Ты откуда, музыка?». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
«Бременские музыканты» из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Г. Гладков, слова Ю. Энтина.

Тематический план предмета «Музыка»

1 класс

33 часа.

п/п

Тема урока

Кол-во часов

В том числе:

Тестирование

Тема полугодия: «МУЗЫКА ВОКРУГ НАС»

16


1 четверть


1

«И Муза вечная со мной!»

1


2

Хоровод муз.

1


3

Повсюду музыка слышна.

1


4

Душа музыки - мелодия.

1


5

Музыка осени.

1


6

Сочини мелодию.

1


7

«Азбука, азбука каждому нужна…».

1


8

Музыкальная азбука.

1


9

Музыкальные инструменты

1



2 четверть


10

«Садко». Из русского былинного сказа.

1


11

Музыкальные инструменты.

1


12

Звучащие картины

1


13

Разыграй песню.

1


14

Пришло Рождество, начинается торжество.

1

1

15

Родной обычай старины.

1


16

Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок 2 полугодия.

1



Тема полугодия: «МУЗЫКА И ТЫ».

17


3 четверть


17

Край, в котором ты живешь.

1


18

Поэт, художник, композитор.



19

Музыка утра.

1


20

Музыка вечера.

1


21

Музы не молчали.

1


22

Музыкальные портреты

1


23

Мамин праздник.

1


24

Разыграй сказку. У каждого свой музыкальный инструмент.

1


25

Музыкальные инструменты

1



4 четверть


26

Музыкальные инструменты. Звучащие картины

1


27

«Чудесная лютня»

1


28

Музыка в цирке.

1


29

Дом, который звучит.

1

1

30

Опера-сказка.

1


31

«Ничего на свете лучше нету»

1


32

Афиша. Программа. Твой музыкальный словарик.

1


33

Обобщающий урок.

1


итого


33

2












Календарно-тематическое планирование


Дата

урока

Тема урока


Тип

урока

Форма конт

ро

ля

Средства наглядности

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

УУД,

формируемые на уроке

Д/З

1 четверть

Тема 1 полугодия: «Музыка вокруг нас».

1

« И Муза вечная со мной!»

Вводный

ФО

Фонограмма

Учебник-тетрадь

Муза, композитор, исполнитель, слушатель, оркестр, дирижер, звуки музыкальные и шумовые Рабочая тетрадь стр. 3

П.И.Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»

Д.Кабалевский «Песня о школе».

И.Якушенко «Пестрая песенка»

Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель.

Уметь выявлять характер музыки, принимать организованное участие в общей игре

Наблюдение за музыкой в жизни человека. Интерес к музыкальной деятельности.

Проявление эмоциональной отзывчивости, лич­ностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.

Овладение навыками исполнения песни (соло, ансамблем, хором)

2

Хоровод муз

Сообщение и усвоение новых знаний

УО

Фонограмма

Учебник-тетрадь

Хор, хоровод, танцы разных народов мира

Рабочая тетрадь стр. 14

р.н.п. «Во поле береза стояла»

греческий танец «Сиртаки»

молдавская хороводная песня-пляска «Хора».

Знать понятия: хор, хоровод

Уметь участвовать в хороводах, выполнять движения по кругу

Формирование умения планировать учебное сотрудничество в совместной деятельности (в груп­пе, в паре) при воплощении различных музыкаль­ных образов.

Овладение навыками исполнения песни (соло, ансамблем, хором)

3

«Повсюду музыка слышна…»

Закрепление знаний, выработка умений и навыков

ФО

ИКТ

Композитор, импровизация учащихся на тексты русских народных песенок. Рабочая тетрадь стр. 4-5 Ролевая игра «Играем в композитора»,

Сочинение мелодии и исполнение песен-попевок.

Знать понятия: композитор

Уметь сочинять мелодию на заданный текст.

Умение проводить сравнение музыкальных и речевых интона­ции, определять их сходство и различия.

Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.

Овладение навыками исполнения песни (соло, ансамблем, хором)

4

Душа музыки- мелодия

Сообщение и усвоение новых знаний

УО

Иллюстрации

Мелодия, марш, танец, песня, образ, характер, настроение Рабочая тетрадь стр. 18-19

П.Чайковский:

«Сладкая греза», «Вальс»,

«Марш деревянных солдатиков».

Знать понятия: мелодия, марш, танец, песня.

Наблюдать за музыкой в жизни человека.

Моделировать в графике особенности песни, танца, марша

Овладение навыками исполнения песни (соло, ансамблем, хором)

Владение навыками выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке

5

Музыка осени

Интегрированный

ФО

ИКТ

Образцы поэзии, рисунки художников, музыкальных произведений об осени П.И.Чайковский «Осенняя песнь»

Г.Свиридов «Осень»

В.Павленко «Капельки»

Т.Потапенко «Скворушка прощается»

Уметь определять настроение стихотворений, музыкальных произведений

Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов.

Овладение навыками исполнения песни (соло, ансамблем, хором)

Владение навыками выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке

6

Сочини мелодию

Закрепление знаний, выработка умений и навыков

УО

Иллюстрации

Импровизации учащихся на стихотворения А.Барто, Н. Михайловой

Рабочая тетрадь стр. 28

Знать понятия: мелодия, аккомпанемент, уметь сочинять мелодию на заданный текст

Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.

Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен.

Овладение навыками исполнения песни (соло, ансамблем, хором)

7

«Азбука, азбука каждому нужна!..»

Расширение и углубление знаний

ФО

Фонограмма

Учебник-тетрадь

Путешествие в школьную страну

Д.Кабалевский «Песня о школе»

А. Островский «Азбука»

Знать понятия: азбука, куплетная форма

Овладение навыками исполнения песни (соло, ансамблем, хором).

Принятие и освоение социальной роли обучающегося.

8

Музыкальная азбука

Сообщение и усвоение новых знаний

ФО

ИКТ

Музыкальная азбука: ноты, звукоряд, нотный стан, скрипичный ключ

Рабочая тетрадь стр. 8

В. Дроцевич «Семь подружек»

«Нотный хоровод»

Знать понятия: ноты, звуки, нотный стан, скрипичный ключ

Уметь запоминать и называть ноты по графике, по руке

Овладение навыками исполнения песни (соло, ансамблем, хором)

Владение навыками выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке

9

Музыкальные инструменты

Урок изучения и закрепления новых знаний

УО

ИКТ таблицы

Музыкальные инструменты русского народа - свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр». Сходства и различия инструментов разных народов, их тембровая окраска.

«Полянка» (свирель),

«Во кузнице» (рожок),

«Как под яблонькой» (гусли)

«Пастушья песенка» (французская народная песня)

Рабочая тетрадь стр. 16

Знать понятия: мелодия, аккомпанемент, ноты, звуки, нотный стан, скрипичный ключ

Принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Совершенствование контроля и оценки действий партнера в коллективной музыкальной деятельности.

2 четверть

10

«Садко». Из русского былинного сказа.

Комбинированный урок

УО

Иллюстрации

Знакомство с народным былинным сказом "Садко". Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен - колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского-Корсакова дать понятия «композиторская музыка».

Д.Локшин «Былинные наигрыши» - (гусли)

Н.А.Римский-Корсаков «Заиграйте, мои гусельки», «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко»

Знать понятия: народная музыка Уметь определять на слух звучание свирели, рожка, гуслей

Владение навыками выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке

11

Музыкальные инструменты

Сообщение и усвоение новых знаний

УО

Фонограмма

Учебник-тетрадь

Музыкальные инструменты

Знакомство с понятием профессиональная музыка, с музыкальными инструментами

И.С.Бах «Шутка»

К.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».

Л.Бетховен «Пасторальная симфония» (фрагмент) Рабочая тетрадь стр. 17

Знать понятия: музыка авторская (композиторская)

Уметь определять на слух звучание флейты, арфы, фортепиано

Владение навыками выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке

12

Звучащие картины

Комбинированный урок

ФО

ИКТ

Расширение художественных впечатлений уч-ся, развитие их ассоциативно-образного мышления. Инструменты, на которых играют музыканты

К.Кикта «Фрески Софии Киевской»

Л.Дакен «Кукушка»

Рабочая тетрадь стр. 9

Проверка рабочих тетрадей.

Знать понятия: отличия народной от профессиональной музыки. Лад.

Уметь приводить примеры, отвечать на вопросы

Владение навыками выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке

13

Разыграй песню

Расширение и углубление знаний, выработка уменй и навыков

ФО

Фонограмма

Учебник-тетрадь

Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни; составление исполнительского плана песни

«Почему медведь зимой

Рабочая тетрадь стр. 10

Уметь: выразительно исполнять песню; составлять исполнительское развитие вокального сочинения исходя из сюжета стихотворного текста

Овладение навыками исполнения песни (соло, ансамблем, хором)

Моделирование воспринимаемого образа двигательно-пространственными способами.

Реализация творческого потенциала при воплощении музыкальных образов

14

«Пришло Рождество, начинается торжество»

Сообщение и усвоение новых знаний

Т

ИКТ

Народные праздники, духовная жизнь людей; рождественские песни

«Щедрик»- украинская народная колядка

Тестирование

Знать понятия: народные праздники, рождественские песни

Уметь петь тихо, выразительно

Овладение навыками исполнения песни (соло, ансамблем, хором)

Познание обычаев и традиций своего региона

15

Родной обычай старины

Повторение и закрепление изученного.

ФО

Фонограмма

Учебник-тетрадь

Праздник «Рождество Христово», колядки

«Все идут, спешат на праздник» - колядка

С.Крылов - «Зимняя сказка»

Уметь выразительно исполнять колядки

Овладение навыками исполнения песни (соло, ансамблем, хором)

Познание обычаев и традиций своего региона

16

Добрый праздник среди зимы

Обобщающий урок 1 полугодия

Закрепление знаний, выработка умений и навыков

ФО

Фонограмма

Учебник-тетрадь

Видео-фрагмент

Любимый праздник детей Новый год. Сказка Т.Гофмана и музыка из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»

«Марш»

«Вальс снежных хлопьев»

«Па- де-де»

«Зимняя песенка»А.Бердыщев

Рабочая тетрадь стр. 15

Уметь: определять настроение, характер музыки; посильным образом участвовать в ее исполнении

Овладение навыками исполнения песни (соло, ансамблем, хором)

Владение навыками выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке

3 четверть

Тема 2 полугодия: «Музыка и ты».

17

Край, в котором ты живешь

Сообщение и усвоение новых знаний

ФО

ИКТ

Родина, родной край, родная природа, народ

В.Степанова «Добрый день»

А.Шнитке - «Пастораль»

Г.Свиридов - «Пастораль»

В.Алексеев «Рощица»

Рабочая тетрадь стр. 23

Знать понятия: Родина, малая Родина

Уметь объяснять их

Овладение навыками исполнения песни (соло, ансамблем, хором)

Владение навыками выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке

18

Поэт, художник, композитор

Интегрированный

УО

Фонограмма

Учебник-тетрадь

Искусство имеет общую основу- саму жизнь, но у каждого вида искусства свой язык

И. Кадомцев « Песенка о солнышке, радуге и радости»

И.Никитин «Вот и солнце встает»

Рабочая тетрадь стр.6- 7 и стр. 28-29

Уметь находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже

Владение навыками выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке

19

Музыка утра

Комбинированный урок

УО

Иллюстрации

Музыкальный пейзаж. Лад. Фортепианные и оркестровое исполнение музыки

Э.Григ «Утро»

П.Чайковский «Зимнее утро»

В.Симонов «Утро в лесу»

Рабочая тетрадь стр. 20

Уметь проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения (чувства, характер, настроение)

Владение навыками выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.

Реализация творческого потенциала при воплощении музыкальных образов

Нарисовать картину утра

20

Музыка вечера

Расширение и углубле-ние знаний, выработка умений и навыков

УО

ИКТ

Музыкальный пейзаж. Лад. Фортепианные и оркестровое исполнение музыки

В. Гаврилин «Вечерняя музыка»

С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами»

Е. Крылатов «Колыбельная Умки»

В.Салманов « Вечер»

Рабочая тетрадь стр.21

Проверка рабочих тетрадей.

Уметь проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения(чувства, характер, настроение)

Овладение навыками исполнения песни (соло, ансамблем, хором)

Владение навыками выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке. Реализация творческого потенциала при воплощении музыкальных образов

Нарисовать «Картина утра», «Настроение вечера»

21

«Музы не молчали…»

Сообщение и усвоение новых знаний

ФО

ИКТ

Отечество, подвиг, память, памятник. Симфония. Солист и хор. Песенность и маршевость

А.Бородин «Богатырская симфония»

«Солдатушки, бравы ребятушки»

«Учил Суворов» Рабочая тетрадь стр. 12-13

Музыкальные портреты. Инструментальная и вокальная музыка

Знать понятия: солист, хор

Уметь объяснять понятия: отечество, подвиг, память, выразительно исполнять песни

Владение навыками выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке

22

Музыкальные портреты.

Сообщение и усвоение новых знаний

ФО

Иллюстрации

Музыкальные портреты. Инструментальная и вокальная музыка

В.Моцарт « Менуэт»

С.Прокофьев «Болтунья»

Знать понятие портрет

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений

Овладение навыками исполнения песни (соло, ансамблем, хором)

Владение навыками выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке

23

Мамин праздник

Расширение и углубле-ние знаний

Урок - концерт

УО

Фонограмма

Учебник-тетрадь

Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки

В.Моцарт «Колыбельная»

И.Дунаевский «Колыбельная»

М.Славкин « Праздник бабушек и мам»

И.Арсеев «Спасибо»

Рабочая тетрадь стр. 22-23

Уметь проводить анализ, обобщать, формулировать выводы, выразительно исполнять песни

Владение навыками выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установления аналогий.

24

Разыграй сказку. У каждого свой музыкальный инструмент.

Комбинированный урок. Урок - игра.

ФО

Иллюстрации.

Знакомство со сказкой и народной игрой "Баба-Яга" («Теремок»). Встреча с образами русского народного фольклора.

П.Чайковский «Баба Яга»

« Баба - Яга» - детская песенка

Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов.

«У каждого свой музыкальный инструмент»- эстонская народная песня.

Рабочая тетрадь стр. 24-25

Уметь анализировать музыкальные сочинения, импровизировать на музыкальных инструментах, выразительно исполнять песни

Овладение навыками исполнения песни (соло, ансамблем, хором)

Воспитание этических чувств, доброжелательности

25

Музыкальные инструменты

Расширение и углубле-ние знаний

УО

Таблицы

Общее и различное в старинных и современных музыкальных инструментах

«У каждого свой музыкальный инструмент»- эстонская народная песня.

Знать понятия: старинные и современные инструменты

Уметь на слух определять звучание лютни, гитары, клавесина и фортепиано

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установления аналогий.

4 четверть

26

Музыкальные инструменты. Звучащие картины.

Сообщение и усвоение новых знани

УО

ИР

ИКТ

Встреча с музыкальными инструментами - арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов - лютня, клавеснн. Сопоставление звучания произведений, исполняемых на клавесине и фортепиано. Мастерство исполнителя-музыканта.

Художественный образ. Закрепление представления о музыкальных инструментах и исполнителях. Характер музыки и ее соответствие настроению картины.

И.Бах «Волынка»

П.Чайковский « Сладкая греза»

Л.Дакен «Кукушка»

«Тонкая рябина» - гитара

Ж.Рамо - «Тамбурин»- клавесин

И.Конради - «Менуэт» - лютня

Уметь проводить музыкальный анализ сочинений

Овладение навыками исполнения песни (соло, ансамблем, хором)

Владение навыками выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке

27

«Чудесная лютня».

Урок обобщения и систематизации знаний.

УО

ИР

Иллюстрации

Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку "Чудесная лютня". Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни разудалой плясовой. Выполнение задания и выявление главного вопроса: какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать другую страну?

сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов,

- размышлять о возможностях музыки в передаче чувств. Мыслей человека, силе ее воздействия.

Владение навыками выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установления аналогий..

28

Музыка в цирке

Комбинированный урок

ФО

ИКТ

Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке, помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления.

А.Журбин « Добрые слоны»

И.Дунаевский « Выходной марш»

Д.Кабалевский «Клоуны»

О.Юдахина « Слон и скрипочка»

Рабочая тетрадь стр. 27

определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня- танец - марш.

- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

Овладение навыками исполнения песни (соло, ансамблем, хором)

Моделирование воспринимаемого образа двигательно-пространственными способами

29

Дом, который звучит

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Т

ИКТ

Музыкальный театр. Через песенность, танцевальность и маршевость можно совершать путешествие в музыкальные страны - оперу и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах "встречаются" песенная, танцевальная и маршевая музыка.

Н.Римский-Корсаков опера «Садко»

( фрагменты)

Р.Щедрин балет «Конек-Горбунок»

( «Золотые рыбки»)

Итоговое тестирование

вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике.

Овладение навыками исполнения песни (соло, ансамблем, хором)

Развитие интереса к музыкальной деятельности.

30

Опера-сказка

Повторение и обобще-ние знаний

ФО

Карточки

Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики - мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе - хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка.

М.Коваль «Волк и семеро козлят»

М.Красев «Муха - цокотуха»

Рабочая тетрадь стр. 26

Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель, музыкальная азбука, основные жанры, мелодия, аккомпанемент, старинные и современные музыкальные инструменты, народная и композиторская музыка, выразительная и изобразительная музыка

Овладение навыками исполнения песни (соло, ансамблем, хором).

Реализация творческого потенциала при воплощении музыкальных образов

31

«Ничего на свете лучше нету».

Повторение и обобще-ние знаний

ИР

М/ фильм

Музыка, написанная специально для мультфильмов. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами- песенниками, создающими музыкальные образы.

Г.Гладков «Бременские музыканты» Проверка рабочих тетрадей.

Реализация творческого потенциала при воплощении музыкальных образов.

Развитие интереса к музыкальной деятельности.

32

Афиша. Программа. Твой музыкальный словарик.

Обобщение изученного материала.

ФО

Фонограмма

Музыкальные произведения наиболее понравившиеся учащимся

Рабочая тетрадь стр. 32

Уметь выразительно исполнять песни в хоре

Овладение навыками исполнения песни (соло, ансамблем, хором)

Реализация творческого потенциала при воплощении музыкальных образов

33

Обобщающий урок.

Обобщение изученного материала.

УО

Фонограмма

Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен

Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель; музыкальная азбука; основные жанры; мелодия, аккомпанемент; старинные и современные музыкальные инструменты; народная и композиторская музыка; музыка изобразительная и выразительная.

Овладение навыками исполнения песни (соло, ансамблем, хором)

Реализация творческого потенциала при воплощении музыкальных образов

Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса.


При изучении курса «Музыка» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и националь­ной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских компо­зиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, националь­ных стилей;

  • умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их пони­мание и оценка - умение ориентироваться в культурном мно­гообразии окружающей действительности, участие в музы­кальной жизни класса, школы, города и др.;

  • уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учите­лем и сверстниками;

  • ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, шко­лы, города и др.;

  • формирование этических чувств доброжелательности

и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляю­щего себя в эмоционально-ценностном отношении к искус­ству, понимании его функций в жизни человека и общества.

При изучении курса «Музыка» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты:

  1. Первичные представления о роли музыки в жизни человека, её роли в духовно-нравственном развитии человека.

  2. Основы музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края.

  3. Освоение элементов музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи.

  4. Развитие певческих умений и навыков (координация между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен.

  5. Формирование навыков элементарного музицирования на простейших музыкальных инструментах.

  6. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике.

При изучении курса «Музыка» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты, которые характеризуют уровень сформированных универсальных учебных действий учащих­ся, проявляющихся в познавательной и практической дея­тельности:

  • овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществле­ния в разных формах и видах музыкальной деятельности;

  • освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания со­держания музыкальных образов; определять наиболее эффек­тивные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-твор­ческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешколь­ной музыкально-эстетической деятельности;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих, музыкально-твор­ческих возможностей;

  • овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответ­ствии с целями и задачами деятельности;

  • приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направ­лений в соответствии с задачами коммуникации;

  • формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе инто­национно-образного и жанрового, стилевого анализа музы­кальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презен­тации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Критерии и нормы оценки знаний на уроках музыки

Критерии оценки.

1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

В 1 классе форма оценивания безотметочная. Результаты обучения оцениваются и дополняются устной характеристикой ответа, похвальными значками и карточнами.

Формы организации учебного процесса:

- групповые, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

- экскурсия, путешествие

Виды контроля:

- вводный, текущий, итоговый

- фронтальный, комбинированный, устный

Формы (приемы) контроля:

- наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Учебно-методические пособия:

  • Сергеева Г.П., Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина Музыка 1 класс: учебник-тетрадь для общеобразовательных учреждений, 2006.Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.- М.: Просвещение.

  • Сергеева Г.П., Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина Музыка 1 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, 2013. ФГОС - М.: Просвещение.

  • Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс (Ноты): пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ сост. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. - М.: Просвещение, 2013.

  • Музыка. Фонохрестоматия. 1 класс(Электронный ресурс)/ сост. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. - М.: Просвещение, 2011- электронный диск (СD-ROM).

  • Сергеева Г.П., Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина Уроки музыки. Поурочные разработки. 1-4 классы: пособие для учителя, 2013. ФГОС - М.: Просвещение.

Дидактические пособия:

  • Комплект портретов композиторов

  • Демонстрационный материал «Музыкальные инструменты»: комплект пособий для начальной школы

  • Практический курс «Учимся понимать музыку» из серии «Школа развития личности» Кирилла и Мефодия (1 CD)

Материалы для контроля:

  • Диагностические тесты

  • Подборка фонограмм для проведения музыкальных викторин на CD

Интернет-ресурсы:

  • Классическая музыка. - Режим доступа: http:/classic.chubrik.ru

  • Классическая музыка для начинающих - Режим доступа: olofmp3.ru/

  • Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/

Материально-техническое обеспечение:

  • Музыкальный инструмент (фортепиано)

  • Набор детских шумовых и мелодических музыкальных инструментов

  • Музыкальный центр

  • Компьютер и процессор

  • Экран для демонстрации презентаций, фильмов и т.д.

Список литературы для учителя (основной).


  1. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  2. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

  3. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

  4. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  5. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.

  6. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  7. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.

  8. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  9. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

.

  1. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

  2. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  3. . Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

  4. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г

  5. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

  6. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

  7. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

  8. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г

  9. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г

Список литературы для учителя (дополнительный).

1.Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.

2. Бакланова Т.И. «Обучение в 1 классе», М., Астрель, 2005г.

3.Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с

4.Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.

5.«Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

6.«Музыка в школе» № №1-3, 2007г, №№1-6 - 2008г., №№1-5 - 2009 г.

7.Новодворская Н.В. «Поурочные планы. Музыка 1 класс»/2 части/, Волгоград, Корифей, 2006г.

8.«Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.

9.Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

10Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.

11.Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

12.Тузлаева Г.С. «Поурочные планы по учебнику Г.С.Ригиной 1 класс», Волгоград, Учитель,2006г.

13.Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

14.Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г

Список литературы для учеников (основной).


1.Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

2.Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

3.Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

4.«Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

5.Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.

6.Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

7..Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

8.Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г

Список литературы для учеников (основной).

1.Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г

2.Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

3.Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

4.Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.





© 2010-2022