Рабочая программа по музыке (4 класс)

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

«Нижнекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат I-II вида»

Республики Татарстан

«Рекомендовано»

Руководитель МО

_____/Костина В.Н.

Протокол №____ от

«___» _________ 2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР ГБС(К)ОУ «Нижнекамская специальная(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида»

_____ /Ладыкина Е.С.

«___» _________ 2015г.

«Утверждаю»

Директор __ ГБС(К)ОУ «Нижнекамская специальная(коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат I-II вида»

___ /Шахмаева З.Л.

Приказ № ______ от

«___» _________ 2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке для 4 класса

Костиной Валентины Николаевны, учителя музыки,

высшей квалификационной категории

на 2015-2016 учебный год.







Рабочая программа рассмотрена

на заседании педагогического совета

(протокол № 1 от « 28 » августа2015 года)

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта начального образования (2004 г.), с опорой на примерную программу начального образования допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагина, М., Просвещение, 2010, учебного плана ГБС(К)ОУ

« Нижнекамская школа-интернат I-II вида» и локального акта образовательного учреждения

« Положение о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов ГБСКОУ « Нижнекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат I-II вида».

Согласно учебному плану школы на 2015-2016 учебный год в 4 классе рабочая образовательная программа включает 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» из расчёта 2 часа в неделю.

Для реализации рабочей программы используетсяучебно - методический комплекс:

- Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 4 класса начальной школы - М.: Просвещение, 2009 г.

- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка. Рабочая тетрадь для учащихся 4 класса начальной школы - М.: Просвещение, 2009 г.

Структура документа

Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с распределением учебных часов и требования к уровню подготовки учащихся, а также календарно - тематическое планирование, представленное с учетом примерного тематического планирования уроков музыки в начальной школе в учебных часах по годам обучения.

Изучение музыки в 4 классе направлено на введение детей в многообразный мир музыкальной культуры, через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

- освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;

- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

В ней также заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.

Построение данной программы опирается на следующие методические принципы: принцип увлечённости, принцип триединства деятельности композитора- исполнителя- слушателя, принцип тождества и контраста,сходства и различия, принцип интонационности, принцип диалога культур.

Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. В сферу испольнительской деятельности входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование, музыкально- ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.) Помимо этого дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической , пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, муз. спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой; небольших литературных сочинений о музыке, муз. инструментах и др.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;- формирование общего представления о музыкальной картине мира;- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.





Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

В результате изучения музыки ученик должензнать/понимать:

слова и мелодию Гимна России;

смысл понятий: "композитор", "исполнитель", "слушатель";

названия изученных жанров и форм музыки;

народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);

названия изученных произведений и их авторов;

наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;

уметь:

узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);

определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;

исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;

исполнения знакомых песен;

участия в коллективном пении;

музицирования на элементарных музыкальных инструментах;

передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.

В ходе реализации программы у учащихся формируются следующие универсальные умения и действия:

Личностные: эстетически воспринимают произведения искусства;

рефлексируют свои действия, стремятся к самоконтролю процесса выполнения задания; эмоционально- ценностно относятся к искусству; ориентированы на активное восприятие произведений искусства и красоты окружающего мира;проявляют интерес к предмету; сохраняют способность к художественной и творческой деятельности; оценивают произведения искусства и выражают собственное мнение о них на основе приобретённых знаний; имеют учебную мотивацию обогощать личный опыт восприятия произведений искусства; осознают свою этническую принадлежность и культурную идентичность как гражданина России; гордятся отечественными достижениями в муз. искусстве; сохраняют уверенность в своих силах, способность к творческой деятельности, требовательны к себе; рефлексируют свои действия.

Регулятивные: адекватно воспринимать информацию учителя или товарищей, содержащую оценочный характер ответа ; адекватно использовать речь;

предвосхищать результат; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять взаимоконтроль при выполнении карточек с заданиями; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу заданного вопроса; понимать в выполнении каких заданий приходится испытывать затруднения; анализировать свои действия, мысли, чувства; руководствоваться принципами, нормами и ценностями культуры, художественности, гуманистической воспитанности; выделять и опознавать то, что уже усвоено и что предстоит усвоить; оценивать результат своей деятельности.

Познавательные: общеучебные: осознанное и произвольное речевое высказывание об особенностях муз. произведения; составление описания произведения искусства; приведение поэтических, изобразительных примеров ; понимание назначения условных обозначений и свободное ориентирование в низх; формулирование ответов на вопросы учителя ; выполнение работы согласно правилам работы и обращения с муз. инструментами ;эстетическое восприятие окружающего мира и произведения искусства; выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий, объяснение значения термина; размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства.

логические: осуществление поиска необходимой информации (из учебника, из личного опыта); осуществление качественной характеристики произведения (репродукции) ; осуществление замены терминов определениями; на основе синтеза признаков жанра определение признаков принадлежности произведения жанру; анализ и сравнение произведений искусства; выявление взаимосвязи музыки с изобр. искусством, литературой на произведениях композиторов, народных песнях; выявление специфики, средств выразительности в произведениях искусства; объединение произведений по видовым и жанровым признакам;

Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, согласовывать свои действия с партнёром;задавать вопросы, слушать собеседника, вести диалог; формулировать свои затруднения.;проявлять активность при решении познавательных задач; соблюдать правила общения, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; формировать собственное мнение; предлагать помощь; ставить вопросы по данной проблеме; активно слушать учителя или одноклассников; уметь задавать вопросы, с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя; обосновывать и доказывать свою точку зрения; уметь вступать в коллективное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; интересно рассказывать о своих впечатлениях, представлениях;находках, представлениях ; уметь договариваться., распределять работу, планировать общие способы работы; полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях; взаимодействовать с учителем во время опроса; понимать на слух ответы одноклассников; вступать в коллективное учебное сотрудничество; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.

В качестве форм контроля могут использоваться анализ и оценка учебных, учебно- творческих и творческих работ, игровые формы, устный опрос.

Виды контроля: вводный, текущий, итоговый; фронтальный, комбинированный, устный.

Приёмы контроля: самостоятельная работа, работа по карточкам, тест, анализ и оценка творческих работ, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки- концерты.















Содержание тем учебного курса.

Содержание учебного курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира» и раскрывается в следующих учебных темах: «Россия- Родина моя», «День, полный событий», «О России петь, что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло», «В музыкальном театре», «В концертном зале», «Чтб музыкантом быть, так надобно уменье».

«Россия- родина моя»: Общность сюжетов, тем. Интонаций народной музыки и музыки С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского.Вокализ.Жанры народных песен, их особенности.Патриотическая тема в кантате С.С.Прокофьева «Александр Невский».Фольклор и творчество композиторов, прославляющих защитников Родины, народных героев.

«День, полный событий»: Образ осени в поэзии А.С.Пушкина и музыке русских композиторов. Лирика в поэзии и музыке.Образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов.»Сказка о царе Салтане»А.С.пушкина и опера Н.А.Римского- Корсакова. Музыка ярмарочных гуляний: народные песни, наигрыши, обработка народной музыки.Музыка связанная со Святогорским монастырём. Колокольные звоны. Музыка Тригорского (Пушкинские Горы).Картины природы в романсе «Венецианская ночь»М.И.Глинки.

«О России петь- что стремиться в храм…»: Святые земли русской: княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромец. Стихира русским святым.Величание.Былина.Светлый праздник- пасха.Тропарь, молитва, народные песни.Тема праздника Пасхи в музыке русских композиторов.»Житие» и дела святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Праздник- День славянской письменности.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло…»: Народная песня- летопись жизни народа, её интонационная выразительность. Песни разных народов. Музыка в народном стиле.Многообразие народных инструментов.Состав оркестра русских народных инструментов.Мифы. легенды, предания и сказки о музыке и музыкантах.Народный праздник- Троицын день. «Троица» А.Рублёва

«В музыкальном театре»: Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин».М.П.Мусоргский , опера «Хованщина», характеристика главной героини. Поэтизация Востока русскими композиторами в различных музыкальных жанрах: опере, балете, сюите. Музыка А.И.Хачатуряна.Персонаж народного кукольного театра- Петрушка.Жанры оперетты и мюзикла.

«В концертном зале»: музыкальные инструменты: скрипка и виолончель.Струнныйквартет.Жанрноктюрна.Музыкальная форма вариации.Сюита.Романс.Судьба и творчество Ф.Шопена.Музыкальные жанры: полонез, мазурка. Вальс, песня. Трёхчастная форма музыки.Жанры камерной музыки: сюита, романс, баркарола, симфоническая увертюра.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»: Музыкальные жанры: прелюдия, этюд.Развитие музыкального образа.Любовь к Родине.Многообразие музыкальных жанров. Исполнитель, слушатель. Интонационная выразительность музыкальной речи.Музыкальный инструмент - гитара.Импровизация, обработка, переложение музыки для гитары.Авторскаяпесня.Н.А.Римский- Корсаков- величайший музыкант- сказочник. Сюита «Шехерезада».Образы моря в операх и сюите. Симфоническая картина М.П.Мусоргского «Рассвет на Москве- реке». Образ Родины.






\

Перечень учебно-методического обеспечения

«Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:

На основе « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-4 классы». Авторы программы « Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2010 г.

«Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М.

Просвещение, 2009 г.

«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 класс», М., Просвещение, 2009 г.

Фонохрестоматия для 4 класса (3 кассеты) и СD (mp 3), М., Просвещение, 2009 г.

Учебник «Музыка 4 класс», М., Просвещение, 2009 г.Критская Е.Д., Сергеева Г.П.Шмагина Т.С.

«Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 4 класса начальной школы», М., Просвещение, 2009 г.

MULTIMEDIA - поддержка предмета:

- Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».

- Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.

- Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.

- Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.

- Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998.

- МузыкальныйБункер. DSMultimediaProductionLtd.1997.

- Импрессионизмвмузыке. ДиректМедиаПаблишинг. 2









Календарно-тематический план

Костиной Валентины Николаевны

учителя музыки на 2015-2016 учебный год


План составлен на основе требований Федерального компонента государственного стандарта начального образования (2004 г.), с опорой на примерную программу начального образования допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений учреждений «Музыка. 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагина, М., Просвещение, 2010,

Предмет

Класс

Количество часов в неделю

Количество проверочных работ

Всего количество часов

Автор учебника, год издания


музыка


4


2


Проверочные работы не предусмотрены программой


68

Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагин, «Музыка. 1-4 классы» М., Просвещение, 2010





Методическая тема на 2015-2016 учебный год




Городская


Школьная


Учителя





Развитие речи глухих и слабослышащих детей в процессе обучения мелодекламации.









Тематический план

Разделы и темы

Кол-во часов

Россия - Родина моя

8

1

Мелодия. «Ты запой мне ту песню…».

1

2

«Что не выразишь словами, звуком на душу навей»

1

3

Как сложили песню.

1

4

Звучащие картины.

1

5

«Ты откуда русская, зародилась, музыка?

1

6

Жанры татарской песни.

1

7

«Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!»

1

8

Жанры русской песни.

1

«День, полный событий»

10

9

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

1

10

Музыкальная интонация

1

11

Зимнее утро, зимний вечер.

1

12

Выразительность и изобразительность в музыке.

1

13

«Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.

1

14

Тембр.

1

15

Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.

1

16

Народные музыкальные традиции Отечества.

1

17

«Приют, сияньем муз одетый…».

1

18

Музыкальная и речевая интонация.

1

«В музыкальном театре»

4

19

Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

1

20

Основные средства музыкальной выразительности

1

21

Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.

1

22

Народная и профессиональная музыка

1

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

8

23

Композитор - имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

1

24

Музыкальные инструменты России.

1

25

Оркестр русских народных инструментов.

1

26

Творческие коллективы (русские и татарские профессиональные коллективы)

1

27

Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.

1

28

Народная и профессиональная музыка.

1

29

Музыкальный фольклор народов России и мира

1

30

«Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка.

1

«В концертном зале».

12

31

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).

1

32

Вариации на тему рококо.

1

33

Старый замок.

1

34

Различные виды музыки: инструментальная.

1

35

Счастье в сирени живет…

1

36

Различные виды музыки: вокальная, сольная.

1

37

Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…

1

38

Формы построения музыки

1

39

Патетическая соната. Годы странствий.

1

40

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен.

1

41

Царит гармония оркестра.

1

42

Различные виды музыки: оркестровая.

1

«В музыкальном театре»

4

43

Театр музыкальной комедии.

1

44

Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.

1

45

Балет «Петрушка»

1

46

Музыка в народном стиле.

1

«О России петь - что стремиться в храм»

8

47

Святые земли Русской. Илья Муромец

1

48

Духовная музыка в творчестве композиторов.

1

49

Кирилл и Мефодий.Народные праздники

1

50

Народные музыкальные традиции Отечества.

1

51

Праздников праздник, торжество из торжеств.

1

52

Музыка в народных обрядах и обычаях

1

53

Родной обычай старины. Светлый праздник.

1

54

Народные музыкальные традиции родного края.

1

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

2

55

Народные праздники. Троица.

1

56

Народные музыкальные игры.

1

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

12

57

Прелюдия. Исповедь души.

1

58

Различные жанры фортепианной музыки

1

59

Революционный этюд.

1

60

Мастерство исполнителя.

1

61

Музыкальные инструменты (гитара).

1

62

В каждой интонации спрятан человек.

1

63

Интонационное богатство мира.

1

64

Музыкальный сказочник.

1

65

Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова

1

66

Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане»

1

67

Рассвет на Москве-реке.

1

68

Многозначность музыкальной речи

1

Итого

68













































Календарно-тематическое планирование

1 четверть



Тема, цель урока

Кол-во

часов

Речевые единицы

Используемый материал

Дата


Дата

план

факт

1-2

Тема: Мелодия. «Ты запой мне ту песню…».

Тема: «Что не выразишь словами, звуком на душу навей»

Цель: Учить пониматьвыразительность и изобразительность музыкальной интонации,

2

Интонация

Попевка с дежурным звуком, Л.Олиферова «Листопад», Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов, «Ты, река ль, моя реченька» русская народная песня



3-4

Тема: Как сложили песню

Тема:Звучащие картины.

Цель:Знакомство с жанрами народной песни.

2

Жанры

Попевка с дежурным звуком, Л.Олиферова «Листопад»,, «Ты, река ль, моя реченька» русская народная песня



5-6

Тема:«Ты откуда русская, зародилась, музыка?

Тема:Жанры татарской песни.

Цель:Продолжать знакомство с жанрами народной музыки

2

Народная музыка

Попевка с дежурным звуком, Л.Олиферова «Листопад», «Ты, река ль, моя - реченька», «Солдатушки, бравы ребятушки»,

«Милый мой хоровод»,

«А мы просо сеяли»



7-8

Тема:«Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!»

Тема:Жанры русской песни

Цель:Учить называть изученные произведения и автора, определять выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

2

Интонация

Попевка с дежурным звуком, Л.Олиферова «Листопад»,Кантата С.Прокофьева «Александр Невский»

Опера «Иван Сусанин» (хор «Славься») М.Глинка



9-10

Тема:«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

Тема:Музыкальная интонация

Цель:Учитьдемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке,

2

Выразительность , изобразительность

Попевка с дежурным звуком, Л.Олиферова «Листопад», «Осенняя песня» П.Чайковский;

«Пастораль» Г.Свиридов;

«Осень» Г.Свиридов



11-12

Тема:Зимнее утро, зимний вечер.

Тема:Выразительность и изобразительность в музыке.

Цель:Учить определять характер и настроение музыкального произведения

2

Характер музыкального произведения

Попевка с дежурным звуком, Л.Олиферова«Листопад», Зимнее утро. Из «Детского альбома» П. Чайковский.

У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.

Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские на родные песни.



13-14

Тема:«Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.

Тема:Тембр.

Цель:Учить определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

2

Тембр

Попевка с дежурным звуком, Л.Олиферова «Листопад», Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков



15-16

Тема:Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.

Тема:

Народные музыкальные традиции Отечества.

Цель: Учить определять жанры народных песен.

2

Музыкальные жанры

Попевка с дежурным звуком, Л.Олиферова «Листопад», «Детский альбом» П.Чайковского.

«Камаринская», «Мужик на гармонике играет»



17-18

Тема: «Приют, сияньем муз одетый…».

Тема:Музыкальная и речевая интонация

Цель:Знакомство с формами музыкального произведения

2

Интонация

Попевка с дежурным звуком, Л.Олиферова «Листопад», Романс «Венецианская ночь» М.Глинка.




2 четверть



Тема, цель урока

Кол-во

часов

Речевые единицы

Используемый материал

Дата

Дата

план

факт

19-20

Тема: Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

Тема: Основные средства музыкальной выразительности

Цель: Учить определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения

2

Опера

Попевка с дежурным звуком, Н.Елисеева «Зимушка-зима». Опера «Иван Сусанин» М.Глинка: интродукция,

танцы из 2 действия,

хор из 3 действия



21-22

Тема: Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.

Тема: Народная и профессиональная музыка

Цель:Знакомство с новым жанром

2

Вариации

Попевка с дежурным звуком, Н.Елисеева «Зимушка-зима». Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина» М. Мусоргский.

Песня Марфы («Исходила младешенька»)



23-24

Тема: Композитор - имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

Тема: Музыкальные инструменты России.

Цель: Учить понимать определение: музыка в народном стиле.

2

Народный стиль

Попевка с дежурным звуком, Н.Елисеева «Зимушка-зима». Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни.

Солнце, в дом войди; Светлячок, грузинские народные песни.



25-26

Тема: Оркестр русских народных инструментов

Тема: Творческие коллективы (русские и татарские профессиональные коллективы)

Цель: Знакомство с оркестром народных инструментов

2

Оркестр народных инструментов

Попевка с дежурным звуком, Н.Елисеева «Зимушка-зима». Светит месяц, русская народная песня-пляска.

Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.



27-28

Тема: Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.

Тема: Народная и профессиональная музыка.

Цель: Закрепление понятия «музыка в народном стиле»

2

Восточные мотивы

Попевка с дежурным звуком, Н.Елисеева «Зимушка-зима». Танец с саблями».

Пляска пер сидок. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.

Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила».



29-30

Тема: Музыкальный фольклор народов России и мира

Тема: «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка.

Цель: Знакомство с литературными произведениями о музыке и музыкантах

2

Легенда, миф

Попевка с дежурным звуком, Н.Елисеева «Зимушка-зима».Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах.



31-32

Тема: Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).

Тема: Вариации на тему рококо.

Цель: Накопление музыкальных впечатлений

2

Рококо

Попевка с дежурным звуком, Н.Елисеева «Зимушка-зима».Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты) П. Чайковский.

(Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский



3 четверть



Тема, цель урока

Кол-во

часов

Речевые единицы

Используемый материал

Дата

Дата

план

факт

33-34

Тема:Старый замок.

Тема: Различные виды музыки: инструментальная.

Цель: Знакомство с новым музыкальным жанром

2

Сюита

Попевка с дежурным звуком, М.Книппер «Почему медведь зимой спит», Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Myсоргский.

Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко



35-36

Тема: Счастье в сирени живет…

Тема: Различные виды музыки: вокальная, сольная.

Цель:Знакомство с новым музыкальным жанром

2

Романс

Попевка с дежурным звуком, М.Книппер «Почему медведь зимой спит», Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.



37-38

Тема: Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…

Тема: Формы построения музыки

Цель: Знакомство с формами музыкального произведения

2

Музыкальная форма

Попевка с дежурным звуком, М.Книппер «Почему медведь зимой спит». Полонез ля мажор; Мазурки № 47 ля минор, № 48 фа мажор, № 1 си-бемоль мажор. Ф. Шопен.



39-40

Тема: Патетическая соната. Годы странствий.

Тема: Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен.

Цель: Знакомство с формами музыкального произведения

2

Соната

Попевка с дежурным звуком, Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано (фрагменты). Л. Бетховен.



41-42

Тема: Царит гармония оркестра.

Тема: Различные виды музыки: оркестровая.

Цель:Знакомство с названиями групп симфонического оркестра,

2

Оркестр

Попевка с дежурным звуком, М.Книппер «Почему медведь зимой спит», Слушание фрагментов из музыкальных произведений в исполнении симфонического оркестра



43-44

Тема: Театр музыкальной комедии.

Тема: Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.

Цель: Знакомство с жанрами лёгкой музыки

2

Музыкальная комедия

Попевка с дежурным звуком, «Почему медведь зимой спит», Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус, Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова, Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина



45-46

Тема: Балет «Петрушка»

Тема: Музыка в народном стиле.

Цель: Закрепление понятия «музыка в народном стиле»

2

Балет

Попевка с дежурным звуком, М.Книппер «Почему медведь зимой спит», Первая картина. Из балета «Петрушка». И. Стравинский



47-48

Тема:Святые земли Русской. Илья Муромец

Тема:Духовная музыка в творчестве композиторов.

Цель: Знакомство с духовной музыкой в творчестве композиторов.

2

Былина

Попевка с дежурным звуком, М.Книппер «Почему медведь зимой спит», Былина об Илье Муромце, Богатырские ворота. Из сюиты «Картинки с выставки М. Мусоргский, «Не шум шумит» русская народная песня.



49-50

Тема:Кирилл и Мефодий.Народные праздники

Тема:Народные музыкальные традиции Отечества

Цель: Продолжать знакомство с духовной музыкой в творчестве композиторов.

2

Баллада

Попевка с дежурным звуком, М.Книппер «Почему медведь зимой спит», «Баллада о князе Владимире» слова А. Толстого.

«Величание святым Кириллу и Мефодию», обиходный распев

«Гимн Кириллу и Мефодию» П. Пипков, слова С. Михайловский.



51-52

Тема:Праздников праздник, торжество из торжеств

Тема:Музыка в народных обрядах и обычаях

Цель: Знакомство с духовной музыкой

2

Песнопение

Попевка с дежурным звуком, М.Книппер «Почему медведь зимой спит», «Христос воскресе!» (тропарь)

«Ангел вопияше» Молитва. П. Чесноков.




4 четверть



Тема, цель урока

Кол-во

часов

Речевые единицы

Используемый материал

Дата

Дата

план

факт

53-54

Тема: Родной обычай старины. Светлый праздник.

Тема: Народные музыкальные традиции родного края

Цель: Учить пониматьзначение колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов.

2

Обычай

Попевка с дежурным звуком, С. Булдаков «Пришла весна», «Не шум шумит» - пасхальная народная песня, Сюита для двух фортепиано, С.Рахманинов. Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов.



55-56

Тема: Народные праздники. Троица

Тема: Народные музыкальные игры.

Цель:Учить исполнять и разыгрывать народные песни.

2

Народные праздники, народные песни

Попевка с дежурным звуком, С. Булдаков «Пришла весна», троицкие песни



57-58

Тема: Прелюдия. Исповедь души

Тема: Различные жанры фортепианной музыки

Цель: Учить понимать жанры и формы музыки.

2

Прелюдия

Попевка с дежурным звуком, С. Булдаков «Пришла весна», Прелюдия до-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов, Прелюдии № 7 и № 20 для фортепиано, Ф. Шопен. Этюд №12 («Революционный») для фортепиано.



59-60

Тема: Революционный этюд.

Тема: Мастерство исполнителя.

Цель: Закреплять знание музыкальных жанров

2

Этюд

Попевка с дежурным звуком, С. Булдаков«Пришла весна», Ф. Шопен. Этюд №12 («Революционный») для фортепиано.



61-62

Тема: Музыкальные инструменты (гитара).

Тема: В каждой интонации спрятан человек.

Цель: Показать возможности гитары.

2

Струнные инструменты, гитара

Попевка с дежурным звуком, С. Булдаков «Пришла весна», «Пожелания друзьям»,«Музыкант» Слова и музыкаБ. Окуджавы. «Песня о друге» Слова и музыка В. Высоцкого.



63-64

Тема: Интонационное богатство мира.

Тема: Музыкальный сказочник

Цель: Показать взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.

2

Музыкальная интонация

Попевка с дежурным звуком, С. Булдаков «Пришла весна», «Шехеразада» 1-я часть симфонической сюиты (фрагмен¬ты). Н. Римский-Корсаков.



65-66

Тема: Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова

Тема: Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане»

Цель: Закрепление понятия «музыкальные образы»

2

Опера

Попевка с дежурным звуком, С. Булдаков «Пришла весна», фрагменты из музыки Римского-Корсакова



67-68

Тема:Рассвет на Москве-реке

Тема:Многозначность музыкальной речи

Цель: Показать возможности музыкальной речи.

2

Музыкальная речь

Попевка с дежурным звуком, С. Булдаков «Пришла весна», «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.






© 2010-2022