- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа по музыке (4 класс)
Рабочая программа по музыке (4 класс)
Раздел | Музыка |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Костина В.Н. |
Дата | 31.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
«Нижнекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат I-II вида»
Республики Татарстан
«Рекомендовано»
Руководитель МО
_____/Костина В.Н.
Протокол №____ от
«___» _________ 2015г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УР ГБС(К)ОУ «Нижнекамская специальная(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I-II вида»
_____ /Ладыкина Е.С.
«___» _________ 2015г.
«Утверждаю»
Директор __ ГБС(К)ОУ «Нижнекамская специальная(коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат I-II вида»
___ /Шахмаева З.Л.
Приказ № ______ от
«___» _________ 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке для 4 класса
Костиной Валентины Николаевны, учителя музыки,
высшей квалификационной категории
на 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа рассмотрена
на заседании педагогического совета
(протокол № 1 от « 28 » августа2015 года)
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта начального образования (2004 г.), с опорой на примерную программу начального образования допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагина, М., Просвещение, 2010, учебного плана ГБС(К)ОУ
« Нижнекамская школа-интернат I-II вида» и локального акта образовательного учреждения
« Положение о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов ГБСКОУ « Нижнекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат I-II вида».
Согласно учебному плану школы на 2015-2016 учебный год в 4 классе рабочая образовательная программа включает 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» из расчёта 2 часа в неделю.
Для реализации рабочей программы используетсяучебно - методический комплекс:
- Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 4 класса начальной школы - М.: Просвещение, 2009 г.
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка. Рабочая тетрадь для учащихся 4 класса начальной школы - М.: Просвещение, 2009 г.
Структура документа
Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с распределением учебных часов и требования к уровню подготовки учащихся, а также календарно - тематическое планирование, представленное с учетом примерного тематического планирования уроков музыки в начальной школе в учебных часах по годам обучения.
Изучение музыки в 4 классе направлено на введение детей в многообразный мир музыкальной культуры, через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
В ней также заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Построение данной программы опирается на следующие методические принципы: принцип увлечённости, принцип триединства деятельности композитора- исполнителя- слушателя, принцип тождества и контраста,сходства и различия, принцип интонационности, принцип диалога культур.
Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. В сферу испольнительской деятельности входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование, музыкально- ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.) Помимо этого дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической , пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, муз. спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой; небольших литературных сочинений о музыке, муз. инструментах и др.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;- формирование общего представления о музыкальной картине мира;- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
В результате изучения музыки ученик должензнать/понимать:
слова и мелодию Гимна России;
смысл понятий: "композитор", "исполнитель", "слушатель";
названия изученных жанров и форм музыки;
народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);
названия изученных произведений и их авторов;
наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;
уметь:
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);
определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;
исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
исполнения знакомых песен;
участия в коллективном пении;
музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.
В ходе реализации программы у учащихся формируются следующие универсальные умения и действия:
Личностные: эстетически воспринимают произведения искусства;
рефлексируют свои действия, стремятся к самоконтролю процесса выполнения задания; эмоционально- ценностно относятся к искусству; ориентированы на активное восприятие произведений искусства и красоты окружающего мира;проявляют интерес к предмету; сохраняют способность к художественной и творческой деятельности; оценивают произведения искусства и выражают собственное мнение о них на основе приобретённых знаний; имеют учебную мотивацию обогощать личный опыт восприятия произведений искусства; осознают свою этническую принадлежность и культурную идентичность как гражданина России; гордятся отечественными достижениями в муз. искусстве; сохраняют уверенность в своих силах, способность к творческой деятельности, требовательны к себе; рефлексируют свои действия.
Регулятивные: адекватно воспринимать информацию учителя или товарищей, содержащую оценочный характер ответа ; адекватно использовать речь;
предвосхищать результат; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять взаимоконтроль при выполнении карточек с заданиями; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу заданного вопроса; понимать в выполнении каких заданий приходится испытывать затруднения; анализировать свои действия, мысли, чувства; руководствоваться принципами, нормами и ценностями культуры, художественности, гуманистической воспитанности; выделять и опознавать то, что уже усвоено и что предстоит усвоить; оценивать результат своей деятельности.
Познавательные: общеучебные: осознанное и произвольное речевое высказывание об особенностях муз. произведения; составление описания произведения искусства; приведение поэтических, изобразительных примеров ; понимание назначения условных обозначений и свободное ориентирование в низх; формулирование ответов на вопросы учителя ; выполнение работы согласно правилам работы и обращения с муз. инструментами ;эстетическое восприятие окружающего мира и произведения искусства; выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий, объяснение значения термина; размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства.
логические: осуществление поиска необходимой информации (из учебника, из личного опыта); осуществление качественной характеристики произведения (репродукции) ; осуществление замены терминов определениями; на основе синтеза признаков жанра определение признаков принадлежности произведения жанру; анализ и сравнение произведений искусства; выявление взаимосвязи музыки с изобр. искусством, литературой на произведениях композиторов, народных песнях; выявление специфики, средств выразительности в произведениях искусства; объединение произведений по видовым и жанровым признакам;
Коммуникативные: уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, согласовывать свои действия с партнёром;задавать вопросы, слушать собеседника, вести диалог; формулировать свои затруднения.;проявлять активность при решении познавательных задач; соблюдать правила общения, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; формировать собственное мнение; предлагать помощь; ставить вопросы по данной проблеме; активно слушать учителя или одноклассников; уметь задавать вопросы, с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя; обосновывать и доказывать свою точку зрения; уметь вступать в коллективное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы; интересно рассказывать о своих впечатлениях, представлениях;находках, представлениях ; уметь договариваться., распределять работу, планировать общие способы работы; полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях; взаимодействовать с учителем во время опроса; понимать на слух ответы одноклассников; вступать в коллективное учебное сотрудничество; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.
В качестве форм контроля могут использоваться анализ и оценка учебных, учебно- творческих и творческих работ, игровые формы, устный опрос.
Виды контроля: вводный, текущий, итоговый; фронтальный, комбинированный, устный.
Приёмы контроля: самостоятельная работа, работа по карточкам, тест, анализ и оценка творческих работ, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки- концерты.
Содержание тем учебного курса.
Содержание учебного курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира» и раскрывается в следующих учебных темах: «Россия- Родина моя», «День, полный событий», «О России петь, что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло», «В музыкальном театре», «В концертном зале», «Чтб музыкантом быть, так надобно уменье».
«Россия- родина моя»: Общность сюжетов, тем. Интонаций народной музыки и музыки С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского.Вокализ.Жанры народных песен, их особенности.Патриотическая тема в кантате С.С.Прокофьева «Александр Невский».Фольклор и творчество композиторов, прославляющих защитников Родины, народных героев.
«День, полный событий»: Образ осени в поэзии А.С.Пушкина и музыке русских композиторов. Лирика в поэзии и музыке.Образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов.»Сказка о царе Салтане»А.С.пушкина и опера Н.А.Римского- Корсакова. Музыка ярмарочных гуляний: народные песни, наигрыши, обработка народной музыки.Музыка связанная со Святогорским монастырём. Колокольные звоны. Музыка Тригорского (Пушкинские Горы).Картины природы в романсе «Венецианская ночь»М.И.Глинки.
«О России петь- что стремиться в храм…»: Святые земли русской: княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромец. Стихира русским святым.Величание.Былина.Светлый праздник- пасха.Тропарь, молитва, народные песни.Тема праздника Пасхи в музыке русских композиторов.»Житие» и дела святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Праздник- День славянской письменности.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло…»: Народная песня- летопись жизни народа, её интонационная выразительность. Песни разных народов. Музыка в народном стиле.Многообразие народных инструментов.Состав оркестра русских народных инструментов.Мифы. легенды, предания и сказки о музыке и музыкантах.Народный праздник- Троицын день. «Троица» А.Рублёва
«В музыкальном театре»: Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин».М.П.Мусоргский , опера «Хованщина», характеристика главной героини. Поэтизация Востока русскими композиторами в различных музыкальных жанрах: опере, балете, сюите. Музыка А.И.Хачатуряна.Персонаж народного кукольного театра- Петрушка.Жанры оперетты и мюзикла.
«В концертном зале»: музыкальные инструменты: скрипка и виолончель.Струнныйквартет.Жанрноктюрна.Музыкальная форма вариации.Сюита.Романс.Судьба и творчество Ф.Шопена.Музыкальные жанры: полонез, мазурка. Вальс, песня. Трёхчастная форма музыки.Жанры камерной музыки: сюита, романс, баркарола, симфоническая увертюра.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»: Музыкальные жанры: прелюдия, этюд.Развитие музыкального образа.Любовь к Родине.Многообразие музыкальных жанров. Исполнитель, слушатель. Интонационная выразительность музыкальной речи.Музыкальный инструмент - гитара.Импровизация, обработка, переложение музыки для гитары.Авторскаяпесня.Н.А.Римский- Корсаков- величайший музыкант- сказочник. Сюита «Шехерезада».Образы моря в операх и сюите. Симфоническая картина М.П.Мусоргского «Рассвет на Москве- реке». Образ Родины.
\
Перечень учебно-методического обеспечения
«Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:
На основе « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-4 классы». Авторы программы « Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2010 г.
«Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М.
Просвещение, 2009 г.
«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 класс», М., Просвещение, 2009 г.
Фонохрестоматия для 4 класса (3 кассеты) и СD (mp 3), М., Просвещение, 2009 г.
Учебник «Музыка 4 класс», М., Просвещение, 2009 г.Критская Е.Д., Сергеева Г.П.Шмагина Т.С.
«Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для учащихся 4 класса начальной школы», М., Просвещение, 2009 г.
MULTIMEDIA - поддержка предмета:
- Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».
- Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.
- Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.
- Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.
- Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998.
- МузыкальныйБункер. DSMultimediaProductionLtd.1997.
- Импрессионизмвмузыке. ДиректМедиаПаблишинг. 2
Календарно-тематический план
Костиной Валентины Николаевны
учителя музыки на 2015-2016 учебный год
План составлен на основе требований Федерального компонента государственного стандарта начального образования (2004 г.), с опорой на примерную программу начального образования допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений учреждений «Музыка. 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагина, М., Просвещение, 2010,
Предмет
Класс
Количество часов в неделю
Количество проверочных работ
Всего количество часов
Автор учебника, год издания
музыка
4
2
Проверочные работы не предусмотрены программой
68
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагин, «Музыка. 1-4 классы» М., Просвещение, 2010
Методическая тема на 2015-2016 учебный год
Городская
Школьная
Учителя
Развитие речи глухих и слабослышащих детей в процессе обучения мелодекламации.
Тематический план
№
Разделы и темы
Кол-во часов
Россия - Родина моя
8
1
Мелодия. «Ты запой мне ту песню…».
1
2
«Что не выразишь словами, звуком на душу навей»
1
3
Как сложили песню.
1
4
Звучащие картины.
1
5
«Ты откуда русская, зародилась, музыка?
1
6
Жанры татарской песни.
1
7
«Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!»
1
8
Жанры русской песни.
1
«День, полный событий»
10
9
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»
1
10
Музыкальная интонация
1
11
Зимнее утро, зимний вечер.
1
12
Выразительность и изобразительность в музыке.
1
13
«Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.
1
14
Тембр.
1
15
Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.
1
16
Народные музыкальные традиции Отечества.
1
17
«Приют, сияньем муз одетый…».
1
18
Музыкальная и речевая интонация.
1
«В музыкальном театре»
4
19
Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.
1
20
Основные средства музыкальной выразительности
1
21
Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.
1
22
Народная и профессиональная музыка
1
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
8
23
Композитор - имя ему народ. Музыкальные инструменты России.
1
24
Музыкальные инструменты России.
1
25
Оркестр русских народных инструментов.
1
26
Творческие коллективы (русские и татарские профессиональные коллективы)
1
27
Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.
1
28
Народная и профессиональная музыка.
1
29
Музыкальный фольклор народов России и мира
1
30
«Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка.
1
«В концертном зале».
12
31
Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).
1
32
Вариации на тему рококо.
1
33
Старый замок.
1
34
Различные виды музыки: инструментальная.
1
35
Счастье в сирени живет…
1
36
Различные виды музыки: вокальная, сольная.
1
37
Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…
1
38
Формы построения музыки
1
39
Патетическая соната. Годы странствий.
1
40
Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен.
1
41
Царит гармония оркестра.
1
42
Различные виды музыки: оркестровая.
1
«В музыкальном театре»
4
43
Театр музыкальной комедии.
1
44
Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.
1
45
Балет «Петрушка»
1
46
Музыка в народном стиле.
1
«О России петь - что стремиться в храм»
8
47
Святые земли Русской. Илья Муромец
1
48
Духовная музыка в творчестве композиторов.
1
49
Кирилл и Мефодий.Народные праздники
1
50
Народные музыкальные традиции Отечества.
1
51
Праздников праздник, торжество из торжеств.
1
52
Музыка в народных обрядах и обычаях
1
53
Родной обычай старины. Светлый праздник.
1
54
Народные музыкальные традиции родного края.
1
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
2
55
Народные праздники. Троица.
1
56
Народные музыкальные игры.
1
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
12
57
Прелюдия. Исповедь души.
1
58
Различные жанры фортепианной музыки
1
59
Революционный этюд.
1
60
Мастерство исполнителя.
1
61
Музыкальные инструменты (гитара).
1
62
В каждой интонации спрятан человек.
1
63
Интонационное богатство мира.
1
64
Музыкальный сказочник.
1
65
Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова
1
66
Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане»
1
67
Рассвет на Москве-реке.
1
68
Многозначность музыкальной речи
1
Итого
68
Календарно-тематическое планирование
1 четверть
№
Тема, цель урока
Кол-во
часов
Речевые единицы
Используемый материал
Дата
Дата
план
факт
1-2
Тема: Мелодия. «Ты запой мне ту песню…».
Тема: «Что не выразишь словами, звуком на душу навей»
Цель: Учить пониматьвыразительность и изобразительность музыкальной интонации,
2
Интонация
Попевка с дежурным звуком, Л.Олиферова «Листопад», Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов, «Ты, река ль, моя реченька» русская народная песня
3-4
Тема: Как сложили песню
Тема:Звучащие картины.
Цель:Знакомство с жанрами народной песни.
2
Жанры
Попевка с дежурным звуком, Л.Олиферова «Листопад»,, «Ты, река ль, моя реченька» русская народная песня
5-6
Тема:«Ты откуда русская, зародилась, музыка?
Тема:Жанры татарской песни.
Цель:Продолжать знакомство с жанрами народной музыки
2
Народная музыка
Попевка с дежурным звуком, Л.Олиферова «Листопад», «Ты, река ль, моя - реченька», «Солдатушки, бравы ребятушки»,
«Милый мой хоровод»,
«А мы просо сеяли»
7-8
Тема:«Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!»
Тема:Жанры русской песни
Цель:Учить называть изученные произведения и автора, определять выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
2
Интонация
Попевка с дежурным звуком, Л.Олиферова «Листопад»,Кантата С.Прокофьева «Александр Невский»
Опера «Иван Сусанин» (хор «Славься») М.Глинка
9-10
Тема:«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»
Тема:Музыкальная интонация
Цель:Учитьдемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке,
2
Выразительность , изобразительность
Попевка с дежурным звуком, Л.Олиферова «Листопад», «Осенняя песня» П.Чайковский;
«Пастораль» Г.Свиридов;
«Осень» Г.Свиридов
11-12
Тема:Зимнее утро, зимний вечер.
Тема:Выразительность и изобразительность в музыке.
Цель:Учить определять характер и настроение музыкального произведения
2
Характер музыкального произведения
Попевка с дежурным звуком, Л.Олиферова«Листопад», Зимнее утро. Из «Детского альбома» П. Чайковский.
У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.
Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские на родные песни.
13-14
Тема:«Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.
Тема:Тембр.
Цель:Учить определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.
2
Тембр
Попевка с дежурным звуком, Л.Олиферова «Листопад», Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков
15-16
Тема:Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь.
Тема:
Народные музыкальные традиции Отечества.
Цель: Учить определять жанры народных песен.
2
Музыкальные жанры
Попевка с дежурным звуком, Л.Олиферова «Листопад», «Детский альбом» П.Чайковского.
«Камаринская», «Мужик на гармонике играет»
17-18
Тема: «Приют, сияньем муз одетый…».
Тема:Музыкальная и речевая интонация
Цель:Знакомство с формами музыкального произведения
2
Интонация
Попевка с дежурным звуком, Л.Олиферова «Листопад», Романс «Венецианская ночь» М.Глинка.
2 четверть
№
Тема, цель урока
Кол-во
часов
Речевые единицы
Используемый материал
Дата
Дата
план
факт
19-20
Тема: Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.
Тема: Основные средства музыкальной выразительности
Цель: Учить определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык произведения
2
Опера
Попевка с дежурным звуком, Н.Елисеева «Зимушка-зима». Опера «Иван Сусанин» М.Глинка: интродукция,
танцы из 2 действия,
хор из 3 действия
21-22
Тема: Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.
Тема: Народная и профессиональная музыка
Цель:Знакомство с новым жанром
2
Вариации
Попевка с дежурным звуком, Н.Елисеева «Зимушка-зима». Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина» М. Мусоргский.
Песня Марфы («Исходила младешенька»)
23-24
Тема: Композитор - имя ему народ. Музыкальные инструменты России.
Тема: Музыкальные инструменты России.
Цель: Учить понимать определение: музыка в народном стиле.
2
Народный стиль
Попевка с дежурным звуком, Н.Елисеева «Зимушка-зима». Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни.
Солнце, в дом войди; Светлячок, грузинские народные песни.
25-26
Тема: Оркестр русских народных инструментов
Тема: Творческие коллективы (русские и татарские профессиональные коллективы)
Цель: Знакомство с оркестром народных инструментов
2
Оркестр народных инструментов
Попевка с дежурным звуком, Н.Елисеева «Зимушка-зима». Светит месяц, русская народная песня-пляска.
Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
27-28
Тема: Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.
Тема: Народная и профессиональная музыка.
Цель: Закрепление понятия «музыка в народном стиле»
2
Восточные мотивы
Попевка с дежурным звуком, Н.Елисеева «Зимушка-зима». Танец с саблями».
Пляска пер сидок. Из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила».
29-30
Тема: Музыкальный фольклор народов России и мира
Тема: «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка.
Цель: Знакомство с литературными произведениями о музыке и музыкантах
2
Легенда, миф
Попевка с дежурным звуком, Н.Елисеева «Зимушка-зима».Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах.
31-32
Тема: Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).
Тема: Вариации на тему рококо.
Цель: Накопление музыкальных впечатлений
2
Рококо
Попевка с дежурным звуком, Н.Елисеева «Зимушка-зима».Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты) П. Чайковский.
(Июнь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский
3 четверть
№
Тема, цель урока
Кол-во
часов
Речевые единицы
Используемый материал
Дата
Дата
план
факт
33-34
Тема:Старый замок.
Тема: Различные виды музыки: инструментальная.
Цель: Знакомство с новым музыкальным жанром
2
Сюита
Попевка с дежурным звуком, М.Книппер «Почему медведь зимой спит», Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Myсоргский.
Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко
35-36
Тема: Счастье в сирени живет…
Тема: Различные виды музыки: вокальная, сольная.
Цель:Знакомство с новым музыкальным жанром
2
Романс
Попевка с дежурным звуком, М.Книппер «Почему медведь зимой спит», Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.
37-38
Тема: Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…
Тема: Формы построения музыки
Цель: Знакомство с формами музыкального произведения
2
Музыкальная форма
Попевка с дежурным звуком, М.Книппер «Почему медведь зимой спит». Полонез ля мажор; Мазурки № 47 ля минор, № 48 фа мажор, № 1 си-бемоль мажор. Ф. Шопен.
39-40
Тема: Патетическая соната. Годы странствий.
Тема: Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен.
Цель: Знакомство с формами музыкального произведения
2
Соната
Попевка с дежурным звуком, Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано (фрагменты). Л. Бетховен.
41-42
Тема: Царит гармония оркестра.
Тема: Различные виды музыки: оркестровая.
Цель:Знакомство с названиями групп симфонического оркестра,
2
Оркестр
Попевка с дежурным звуком, М.Книппер «Почему медведь зимой спит», Слушание фрагментов из музыкальных произведений в исполнении симфонического оркестра
43-44
Тема: Театр музыкальной комедии.
Тема: Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.
Цель: Знакомство с жанрами лёгкой музыки
2
Музыкальная комедия
Попевка с дежурным звуком, «Почему медведь зимой спит», Вальс. Из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус, Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова, Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина
45-46
Тема: Балет «Петрушка»
Тема: Музыка в народном стиле.
Цель: Закрепление понятия «музыка в народном стиле»
2
Балет
Попевка с дежурным звуком, М.Книппер «Почему медведь зимой спит», Первая картина. Из балета «Петрушка». И. Стравинский
47-48
Тема:Святые земли Русской. Илья Муромец
Тема:Духовная музыка в творчестве композиторов.
Цель: Знакомство с духовной музыкой в творчестве композиторов.
2
Былина
Попевка с дежурным звуком, М.Книппер «Почему медведь зимой спит», Былина об Илье Муромце, Богатырские ворота. Из сюиты «Картинки с выставки М. Мусоргский, «Не шум шумит» русская народная песня.
49-50
Тема:Кирилл и Мефодий.Народные праздники
Тема:Народные музыкальные традиции Отечества
Цель: Продолжать знакомство с духовной музыкой в творчестве композиторов.
2
Баллада
Попевка с дежурным звуком, М.Книппер «Почему медведь зимой спит», «Баллада о князе Владимире» слова А. Толстого.
«Величание святым Кириллу и Мефодию», обиходный распев
«Гимн Кириллу и Мефодию» П. Пипков, слова С. Михайловский.
51-52
Тема:Праздников праздник, торжество из торжеств
Тема:Музыка в народных обрядах и обычаях
Цель: Знакомство с духовной музыкой
2
Песнопение
Попевка с дежурным звуком, М.Книппер «Почему медведь зимой спит», «Христос воскресе!» (тропарь)
«Ангел вопияше» Молитва. П. Чесноков.
4 четверть
№
Тема, цель урока
Кол-во
часов
Речевые единицы
Используемый материал
Дата
Дата
план
факт
53-54
Тема: Родной обычай старины. Светлый праздник.
Тема: Народные музыкальные традиции родного края
Цель: Учить пониматьзначение колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов.
2
Обычай
Попевка с дежурным звуком, С. Булдаков «Пришла весна», «Не шум шумит» - пасхальная народная песня, Сюита для двух фортепиано, С.Рахманинов. Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии для двух фортепиано. С. Рахманинов.
55-56
Тема: Народные праздники. Троица
Тема: Народные музыкальные игры.
Цель:Учить исполнять и разыгрывать народные песни.
2
Народные праздники, народные песни
Попевка с дежурным звуком, С. Булдаков «Пришла весна», троицкие песни
57-58
Тема: Прелюдия. Исповедь души
Тема: Различные жанры фортепианной музыки
Цель: Учить понимать жанры и формы музыки.
2
Прелюдия
Попевка с дежурным звуком, С. Булдаков «Пришла весна», Прелюдия до-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов, Прелюдии № 7 и № 20 для фортепиано, Ф. Шопен. Этюд №12 («Революционный») для фортепиано.
59-60
Тема: Революционный этюд.
Тема: Мастерство исполнителя.
Цель: Закреплять знание музыкальных жанров
2
Этюд
Попевка с дежурным звуком, С. Булдаков«Пришла весна», Ф. Шопен. Этюд №12 («Революционный») для фортепиано.
61-62
Тема: Музыкальные инструменты (гитара).
Тема: В каждой интонации спрятан человек.
Цель: Показать возможности гитары.
2
Струнные инструменты, гитара
Попевка с дежурным звуком, С. Булдаков «Пришла весна», «Пожелания друзьям»,«Музыкант» Слова и музыкаБ. Окуджавы. «Песня о друге» Слова и музыка В. Высоцкого.
63-64
Тема: Интонационное богатство мира.
Тема: Музыкальный сказочник
Цель: Показать взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.
2
Музыкальная интонация
Попевка с дежурным звуком, С. Булдаков «Пришла весна», «Шехеразада» 1-я часть симфонической сюиты (фрагмен¬ты). Н. Римский-Корсаков.
65-66
Тема: Музыкальные образы в произведениях Н.Римского-Корсакова
Тема: Оперы «Садко», «Сказка о царе Салтане»
Цель: Закрепление понятия «музыкальные образы»
2
Опера
Попевка с дежурным звуком, С. Булдаков «Пришла весна», фрагменты из музыки Римского-Корсакова
67-68
Тема:Рассвет на Москве-реке
Тема:Многозначность музыкальной речи
Цель: Показать возможности музыкальной речи.
2
Музыкальная речь
Попевка с дежурным звуком, С. Булдаков «Пришла весна», «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.