• Преподавателю
  • Музыка
  • Конспект открытого занятия по сольному пению «Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях»

Конспект открытого занятия по сольному пению «Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Районное муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Знаменская Детская школа искусств»










Конспект открытого занятия по сольному пению


Тема:

«Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном

материале и вокальных произведениях».







Автор - составитель: преподаватель РМБОУ ДОД

«Знаменская ДШИ»

Касторнова Елена Анатольевна







г. Тамбов

2015 год

Тема занятия:

«Дикция и артикуляция в музыкально-тренировочном материале и вокальных произведениях».

Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста посредством отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.


Задачи:

Образовательные:

Обучение правильному произношению скороговорок.

Обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкальных произведений.

Знакомство с истоками древней письменности и старинным русским алфавитом, при исполнении учебно-тренировочных упражнений.

Развивающие:

Развитие певческого и артикуляционного аппарата.

Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.

Воспитательные:

Формирование речевой культуры.

Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду.

Воспитания уважения и любви к истокам русской культуры.


Оборудование и материалы:

- просторное светлое помещение;

- фортепиано;

- телевизор с DVD;

- микрофон.


Методическое обеспечение занятия:

- DVD диск с видеофрагментом отрывка с международного конкурса вокалистов «Детское Евровидение»;

- плакаты по теме «Дикция и артикуляция».








Ход занятия

Звучит мелодия песни «Человек-чудак» А. Петряшевой (концертмейстер Д.Н. Лапий). Под музыку в класс входит ученица 4 класса хорового отделения Позднякова Соня.


I. Организационный момент.

Педагог: Здравствуй, Соня!

Мы рады видеть тебя на индивидуальном занятии по сольному пению.


II. Введение в тему.

Педагог: Сегодня мы будем работать с тобой над развитием артикуляционного аппарата, над чётким и правильным произношением слов при исполнении музыкального произведения. Давай вспомним с тобой такие понятия как «дикция» и «артикуляция».

Итак, дикция -это………………………………………………………………………

Предполагаемый ответ учащегося: Дикция - это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста или вокального произведения. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствует излишнее придыхание и посторонние дополнительные звуки.

Педагог: Артикуляция - это……………………………………………………………

Предполагаемый ответ учащегося: Работа органов артикуляционного аппарата направленная на создание звуков речи (гласных и согласных) называется артикуляцией.


Педагог: Что мы называем артикуляционным аппаратом?


Предполагаемый ответ учащегося: Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи. К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щёки, губы, зубы, язык, челюсти и нёбо), глотка, гортань. Посмотрим на рисунок - схему голосового аппарата.


  1. Объяснение темы.


Педагог обращает внимание на плакат «Схема голосового аппарата».

Педагог: Необходимо помнить, что ротовая полость - это очень важный резонатор, от которого зависит качество звука. Условие работы артикуляционного аппарата - это качественная активность. Важно чётко произнести каждую букву, каждое слово, каждую фразу и в целом всё вокальное произведение. Знаменитый певец Карузо говорил: «Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью». Сам он часто репетировал вокальные произведения, стоя перед зеркалом. Соня, как ты думаешь, зачем он, великий мастер, это делал?


Предполагаемый ответ учащегося: Я думаю, для того, чтобы контролировать правильную работу голосового аппарата. Убрать все ошибки, что порой видно только со стороны.


Педагог: Да, ты совершенно права. Зеркало - большой помощник в работе над дикцией и артикуляцией. Наше ухо слышит, как произносить слово в пении, а глаза контролируют правильную работу артикуляционного аппарата.

Даша, ты знаешь, что певец перед началом пения музыкальных произведений должен подготовить свой музыкальный инструмент, а точнее сказать - настроить его. Что же для этого нужно?


Предполагаемый ответ учащегося: Проговаривать скороговорки для того, чтобы настроить свой голос, для более чёткого произношения слов. Распеваться, то есть петь тренировочные упражнения, разогревая наши связки.


Педагог: Молодец, Соня!

Скажи, пожалуйста, а для чего нужно распеваться на каждом занятии? А может это совсем не обязательно?


Предполагаемый ответ учащегося: Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Мы приобретаем навык правильного произношения слова в песне. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки.


Педагог: Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат, а вокальные упражнения развивают голосовой аппарат.


IV. Практическая часть.

Учебно-тренировочные упражнения на развитие речевого аппарата.


Педагог: Мы переходим к практической части нашего занятия. Я предлагаю вспомнить две скороговорки на согласную букву «Р», которые мы разучили на предыдущих занятиях.

Первая скороговорка называется «Ярило». Интересно, что обозначает слово «Ярило».


Предполагаемый ответ учащегося: Ярило - это бог солнца у древних славян.

Скороговорка «Ярило»


Ярило, Ярило

По небу катило,

А туча нашла

И Ярило закрыло.

Рекомендации:

В скороговорке «Ярило» отрабатывается правильное произношение согласной буквы «Р», а также проводится работа на раскрепощение речевого аппарата.


Педагог: Спасибо, Соня. Назови, пожалуйста, следующую уже знакомую скороговорку тоже на согласную букву «Р».


Предполагаемый ответ учащегося: Скороговорка «Триглава» - о богине почвы, воды и воздуха.

Скороговорка «Триглава»


Богиня Триглава - одна, а трём слава!

У этой богини три добрых Начала:

Одно - это почва, второе - вода,

А третье есть воздух, чем дышим всегда.

Рекомендации:

В скороговорке «Триглава» идёт работа над правильным произношением согласной буквы «Р» и произношением по фразировкам с правильным вдохом и выдохом. Скороговорка произносится в достаточно быстром темпе.

Педагог: Молодец, Соня!

Сейчас ты услышишь новую скороговорку о боге любви «Леле» на чередование согласных букв «Л» и «Р». Послушай, пожалуйста.

Скороговорка «Лель» - чтение и тренировка с повторением

На дворе звенит капель,

У реки сидит бог Лель

И игрою на свирели

Ворожит птиц, чтоб летели.

Рекомендации:

В скороговорке «Лель» отрабатывается правильное произношение согласной буквы «Л» и «Р», а также скороговорка произносится на одном дыхании с постепенным увеличением темпа произношения. Важно обратить внимание на выражение, с которым читается эта скороговорка.

Поработав над развитием речевого аппарата, можно приступать к вокальным упражнениям на развитие голоса. Распеваясь, наши голосовые связки, разогреваются и правильно настраиваются.


Учебно-тренировочные упражнения на развитие голосового аппарата.

Педагог: Послушаем первое упражнение, которое называется «Буквы» и настроимся пропеть его.

Упражнение «Буквы» - исполнение упражнения

Буквы встали чётко в ряд с АЗА и до ИЖИЦЫ,

Получилась в старину буквенная книжица.

Эту книжку называли раньше РУНЫ иль ЧЕРТЫ

И теперь об этом знаешь - милый друг и лично ты.

Рекомендации:

В вокальном упражнении «Буквы» происходит опевание 1 (До) и 3 (Ми) основных ступеней в ДО-мажоре. Важно обратить внимание на раздельное и чёткое произношение согласных букв «Р», «Д», «Г» и «Ч».

Педагог: Хорошо, Соня. Продолжаем петь вокальные упражнения и следующее называется «ЙОТ и КАКО». Сначала слушаем, а потом поём.

Упражнение на буквы «ЙОТ и КАКО» - исполнение упражнения.

ЙОТ и КАКО дружат давно.

Рядом стоят, любят ребят.

Рекомендации:

Пение упражнения «ЙОТ и КАКО» по восходящим и нисходящим полутонам от ноты. До первой октавы до ноты Ми второй октавы. Важно отработать правильное произношение согласных букв «Р» и «Т», а также гласных букв «А» и «О».


Педагог: Молодец, Соня, у тебя хорошо получается. И следующее упражнение «СЛОВО, ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ». Сначала слушаем, потом поём.

Упражнение на буквы «СЛОВО, ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ» - исполнение упражнения.

СЛОВО, ТВЁРДО, СЛОВО, ТВЁРДО -

Буквы рядом звучат гордо.

Также ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ -

Буквы лучшие на свете.

Рекомендации:

Упражнение «СЛОВО, ТВЁРДО, ЛЮДИ и МЫСЛЕТЕ» на чередование согласных и гласных звуков. Пение основных ступеней мажора, по полутонам вверх от ноты До первой октавы до ноты Ми второй октавы и вниз.

Упражнение на буквы «ГЛАГОЛЬ, УК и НАШ» - исполнение упражнения.

ГЛА-ГЛА-ГЛА-ГЛАГОЛЬ

Познакомиться изволь.

Укрепляет голос Наш

Ты возьми на карандаш.

Рекомендации:

Упражнение «ГЛАГОЛЬ, УК и НАШ» на развитие интервала «кварта». Важно внимательно произносить окончания слов на согласные в конце фраз. Петь в До мажоре и в Ре мажоре.


Упражнение «ЖИВЕТЕ ЛЮДИ ДОБРО» - исполнение упражнения.

ЖИВЕТЕ, ЛЮДИ, ДОБРО!

Так буквы желают всем нам,

Чтоб жить увлечённо и бодро

Ты азбуку выучи сам.

Рекомендации:

В упражнении «ЖИВЕТЕ, ЛЮДИ, ДОБРО!» отрабатывается навык пения в «октаву». Чётко проговаривать согласные буквы «Б», «Д» и «Р». Петь в характере гимна. Репетировать в До, Ре и Ми мажоре.


Педагог: Прекрасно наш голосовой аппарат настроился и готов к исполнению вокального произведения.


Видео-пауза

Педагог: Соня, я предлагаю посмотреть видеофрагмент выступления нашей соотечественницы, Кати Рябовой на конкурсе «Детское Евровидение», где она получила достойную оценку, заняла II место. Пожалуйста, обрати внимание на артикуляцию. Особенно это ярко видно в начале исполнения песни, где пропевание фраз происходит речетативом.

Просмотр видеофрагмента.


Работа над дикцией и артикуляцией при разучивании вокального произведения

Педагог: Давай вспомним песню «Есть сказка одна», которую мы разучили на предыдущих занятиях.

Исполнение песни «Есть сказка одна» сл. и муз. С. Науменко

  1. Есть сказка одна, а в ней есть полёт

Из дома родного туда, где цветёт

Цветок алый-алый, он сказки той главный,

Он сказки той главный секрет!

Припев:

Колечко неслучайное, колечко обручальное

Даровано девице затем, чтоб возвратиться.

В мир сказочных явлений, чудесных превращений,

Проявленной мечты, любви и красоты.


  1. Есть сказка одна, а в сказке поверь,

Есть добрый, тоскующий, ласковый зверь.

Стерёг он цвет алый и сказки той главный,

И сказки той главный герой!

Припев:


  1. Есть сказка одна, а в сказке дворец

И сад, расцветающей негой сердец,

В саду есть цвет алый, он сказки той главный.

Он сказки той главный секрет.

Припев:


Рекомендации:

При повторении вокального произведения нужно чётко пропевать согласные и гласные звуки. Правильно брать дыхание в конце каждой фразы. Пропевать фразу мягко и не форсировать звук.

Педагог: Хорошо, Соня. Текст нужно дома повторять и проговаривать по несколько раз перед уроком.

Сегодня мы начнём разучивать новую песню «Лукоморье».

Песня «Лукоморье» сл. и муз. С. Науменко - разучивание и исполнение 1 куплета и припева.

Давай сначала проговорим по фразам текст 1 куплета и припева, а потом послушаем мелодию и попробуем спеть её со словами.

Песня «Лукоморье»

Лукоморья дуб, древо вечное.

И ветвистое и сердечное.

Корнева, глубока, потому он в соку

Крона так разрослась, стремясь к солнышку.

Припев:

А вокруг гуляет кот, песни петь не устаёт.

А то сказку нам расскажет

Зеркальце всю правду скажет

Мудрым праведным словцом,

Где Руси заветный дом,

Где герои молодцы -

Слова меткого стрельцы.

Рекомендации:

Во время работы над вокальным произведением «Лукоморье», необходимо обратить внимание на чёткое произношение слов, особо обращая внимание на артикуляционный аппарат солиста и его дикцию. Согласные буквы произносятся быстро, язык не напрягается, а работает слаженно вместе с артикуляционным аппаратом. Гортань не опускается, а держится на одном уровне и в одном положении. Петь высокие звуки устойчиво, не задирать гортань вверх. Извлекать согласные звуки мягко, певуче.


  1. Подведение итогов.

Педагог: Подведём итоги нашего занятия. Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевах. Познакомились с новыми понятиями. Для закрепления материала, я предлагаю разгадать кроссворд.

Итак, первый вопрос:

  1. Жанр выступающих на сцене артистов, поющих современные песни (эстрада).

  2. Работа органов речи направленная на создание гласных и согласных (артикуляция).

  3. Составные части речевой полости: (-щёки;

  4. -челюсти;

  5. - язык).

  6. Человек, поющий песни на сцене (певец).

Молодец Соня, ты справилась с кроссвордом. Мы сегодня хорошо потрудились, и чтобы наш труд не прошел даром, я вклеила в твою тетрадь домашнее задание, состоящее из определения «артикуляция» и «артикуляционный аппарат», которое тебе предстоит выучить и текста 2-го куплета новой песни «Лукоморье» слова и муз. С. Науменко.

Спасибо, Соня! До свидания. До новой встречи.







Литература

1. Адулов И.А. Руководство по постановке певческого и разговорного голоса. - Липецк, 1986.

2. Варламов А.Е. Школа пения. - М.: Музыка, 1988.

3. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 1964.

4. Дмитриев Л.Б. Голосообразование у певцов. - М.: Музыка, 1968.

5. Егоров А.М. Гигиена голоса и его физеологические основы. - М.: Музыка, 1926.

6. Козлянинова И. Дикция. - М.: ВТО, 1976.

7. Комякова Г. Уроки технической речи в самодеятельном коллективе. - Л.: ЛГИК, 1972.

8. Кох И. Основы сценического движения. - Л.: Искусство, 1970.

9. Культура сценической речи: Сб. статей /Отв. ред. И. Козлянинова. - М.: ВТО, 1979.

10. Леонарди Е. Дикция и орфоэпия. - М.: Просвещение, 1967.

11. Морозов В. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 1965.















© 2010-2022