Формы работы на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формы работы на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ

В процессе обучения музыке начальный период имеет особое значение. Здесь закладываются основные навыки, которые должны обеспечить развитие юного музыканта. Предмет сольфеджио в детской музыкальной школе всегда считался одним из самых сложных и мало кому интересных.
Перед преподавателем стоит важная задача - увлечь ученика музыкальными впечатлениями, заложить основы для развития подлинной любви и глубокого интереса к музыке. Обычные формы учебной работы, используемые на занятиях сольфеджио, не позволяют формировать активно-познавательную позицию учащегося, поскольку он всегда находится в состоянии обучающегося.

Программа по сольфеджио предполагает использование основных видов музыкальной деятельности учащихся на уроке: слушание музыки, анализ на слух, интонационные упражнения, пение, чтение с листа, изучение нотной грамоты, музыкально - ритмические упражнения. Однако на сегодняшний день этот список расширен и включает: размышления по поводу услышанной музыки, импровизации (вокальные, ритмические), творческие задания, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений - все эти формы способствуют развитию ученика, формированию его как творческой и музыкальной личности. На некоторых из вышеперечисленных форм можно остановиться подробнее.

Итак, разнообразные вокально-интонационные упражнения применяются для накопления учащимися внутренних слуховых впечатлений. Упражнения помогают узнавать элементы пения при анализе на слух, при записи диктантов. Именно эти упражнения являются основным методическим средством развития музыкальных способностей, в первую очередь, музыкального слуха.

Занятия с начинающими обычно включают в себя пение простейших песен на одном звуке. Эти попевки дают возможность поставить сразу несколько задач. Песню на одном звуке можно спеть и сыграть forte, piano, в разных регистрах и октавах, на любой черной и белой клавише, медленно, быстро, окрашивая гармоническим сопровождением педагога, любым количеством исполнителей, в октаву, в квинту и другие интервалы (вводя понятия «консонанс» и «диссонанс»), staccato, legato и т.п. Расширяя диапазон предлагаемых песен, можно воспитывать в детях ощущение устойчивости и неустойчивости звуков, а также умение распознавать на слух интонацию: движение гаммообразное, скачкообразное, опевание, движение по звукам трезвучия и т.п. Таким образом, круг узнаваемых интонационных оборотов расширяется, составляя своеобразный «музыкальный словарь». Возможны также следующие задания:

1. На доске записаны 5 мелодических оборотов, включающих опевание, движение по звукам трезвучия, поступенное движение и т.п. Педагог играет один из них, дети должны услышать и выбрать его. Следующий этап: записать подобный оборот на слух; следующий - самостоятельно сочинить подобный оборот.

2. «Упрямцы». Короткий мелодический оборот повторяется с учащимися до уверенного запоминания. Далее педагог импровизирует короткие попевки в тональности, заканчивая на разных ступенях. Учащиеся в ответ «упрямо» поют заданную попевку.

3. Импровизация мелодии вопросо - ответной структуры.

4. Импровизация мелодии на заданные ступени, например: I - V - VI - V - III - II - I

5. Задание, проверяющее знание пройденных тональностей. Например, нота «фа» какой ступенью является в тональностях: C-dur (IV), a-moll (VI), D-dur (нет), B-dur (V), G-dur (нет).

Интересные игры, позволяющие закрепить отдельные интонационные обороты, предложены в работе Т. Стокликцой «100 уроков сольфеджио для самых маленьких».

Для того, чтобы стимулировать творческую фантазию учащихся, им предлагается уроке сочинить мелодии на заданный ритм и затем пропеть её с названием нот, не записывая. Также важно использовать как можно больше разных форм чтения с листа. Формы эти весьма разнообразны:

  • пение мелодии с одновременным проигрыванием её на фортепиано;

  • пение мелодии с одновременным проигрыванием её на фортепиано в другой октаве;

  • пение с тактированием под импровизируемый преподавателем гармонический аккомпанемент;

  1. пение в различных темпах выученного примера;

  2. пение с транспонированием;

  3. пение «цепочкой»;

  4. пение индивидуально;

  5. пение на слоги и с текстом.

Широко распространено в педагогической практике интонирование аккордов. Для усвоения трезвучий в тональности следует петь их по группам: Т5/3, S5/3, D5/3. От звука в младших классах поются трезвучия по видам: Б5/3, М5/3, Ув 5/3, Ум 5/3. При пении аккордов от звука учащиеся должны направлять внимание не только на интервальный состав аккордов, но и представлять его целиком.

Владение интервалами, то есть умение их петь, слышать, называть, необходимо для всего хода развития навыков чтения с листа и записи диктантов. Однако овладение интервалами - длительный путь, работа должна вестись на протяжении всего курса сольфеджио.

Интервалы на слух дети воспринимают в самом раннем возрасте. Отличные результаты дает методика педагога Т. Е. Первозванской, предложившей следующую систему, которая позволяет охватить сразу все интервалы.

∆ треугольники - злые, резкие, острые, колючие. Секунды, септимы, тритон.

О кружочки - теплые, гладкие, мягкие. Терции и сексты.

 квадраты - пустые, холодные, кубики льда, царство Снежной Королевы. Прима, октава, кварта, квинта.

При использовании этого метода у детей быстро складываются и закрепляются устойчивые слуховые представления, и дальнейшая работа по освоению интервалов идет очень быстро. Тема «Интервалы» является центральной во 2 классе, и все формы работы вращаются вокруг этой темы. Цепочки интервалов на слух можно подать нетрадиционно. Например, ставится задача, концентрирующая внимание: сколько раз в прозвучавшей последовательности встретилась секунда или квинта? (причем, возможно и отсутствие в последовательности названного интервала).

Наиболее полной формой слухового анализа является музыкальный диктант - запись услышанной музыки. Цель музыкального диктанта состоит в том, чтобы воспитать навыки непосредственного перевода воспринимаемых музыкальных образов в четкие слуховые представления. Совершенно очевидно, что сложный процесс записи диктанта - «слышу - понимаю - записываю» - требует специальной подготовки. Это одна из важнейших задач методики сольфеджио: показать и научить, как писать диктант. Приступая к работе над музыкальным диктантом, следует помнить об огромном разнообразии возможных форм заданий в этой области, применимых на разных стадиях обучения.

1. «Попугайчики». Педагог поет незнакомую мелодию (2-4 такта), содержащую изучаемые интонационные и ритмические обороты. Дети должны повторить ее сначала со словами, затем с названием нот.

2. Педагог играет на фортепиано новую мелодию, включающую знакомые мотивы, обороты, и называет первый звук мелодии. Прослушав ее 1-2 раза, ученик должен найти мелодию, т.е. сыграть на фортепиано.

3. «Узнавайка». На доске нотами записана знакомая песня, которую следует узнать, услышав ее внутренним слухом. Вариант: записано несколько песен, из которых следует выбрать знакомую. После того, как песню узнали, ее можно стереть с доски и предложить записать в тетрадях по памяти.

4. Вспомнить и записать знакомую мелодию, не глядя на доску или в учебник.

5. Записать на доске очень простую незнакомую мелодию. Затем стереть с доски и предложить записать по памяти.

6. «Диктант с хвостиком». На доске записана мелодия с пустым последним тактом или двумя тактами. После 1-2 проигрываний мелодии ее следует закончить по слуху.

7. «Диктант с дырками». Задание аналогично предыдущему, только пустые такты находятся в середине мелодии.

8. Диктант с ошибками. На доске записана мелодия с ошибками. Ученикам следует после проигрывания по слуху найти и исправить ошибки. Мелодия может быть знакомая или незнакомая.

9. Диктант с вариациями. На доске записана мелодия, педагог играет ее вариацию, которую следует записать по слуху.

10. Диктант - воспоминание. Одна из самых полезных форм работы. На уроке вновь записывается диктант, записанный несколько уроков тому назад. В зависимости от «срока давности» и от сложности мелодии, ее записывают сразу по памяти, или вначале пропевают или проигрывают. Диктант может быть даже из числа записанных 1-2 года тому назад, и дети чаще всего вспоминают и узнают эти мелодии.

11. Аналогичные формы работы в виде ритмических диктантов, в том числе и двухголосных.

12. Запись мелодии с ритмическим сопровождением.

13. На доске записана мелодия без ритма (целыми нотами), без размера и без тактовых черточек. После прослушивания ее следует оформить ритмически. Все перечисленные формы работы являются подготовительными к записи «традиционных» видов диктанта:

- устный диктант: запись короткой мелодии после 2-3 проигрываний

- диктант с предварительным разбором

- диктант без предварительного разбора.

Однако, целесообразно не отказываться от упомянутых форм диктанта на всех этапах обучения, поскольку они мобильны и позволяют решать много задач за короткое время. Кроме того, игровые задания очень нравятся детям всех возрастов.

Сольфеджирование - основная форма работы в классе на протяжении всех лет обучения. При сольфеджировании вырабатываются правильные певческие навыки, интонационная точность, сознательное отношение к музыкальному тексту, воспитываются чувства лада, ритма, ансамбля.

Один из важнейших практических навыков, которым должны овладеть учащиеся - чтение нот с листа. Исполнение по нотам незнакомой мелодии требует наличия значительного слухового опыта, умения ориентироваться в ладу, ощущения метроритма, знания нот и нотной записи (правила группировки длительностей).

В работе над развитием навыка чтения с листа необходимо добиваться осмысленного отношения к тексту: научить учащихся мысленно представить мелодию, проанализировать ее структурные, ладовые, метроритмические особенности.

В качестве подготовительного упражнения можно использовать прием сольмизации. Музыкальные примеры для чтения нот с листа должны быть легче разучиваемых в классе, с преобладанием знакомых мелодических и ритмических оборотов. В младших классах сольфеджировать выученные примеры и петь мелодии с листа следует коллективно, группами.

Формирование чувства ритма является одной из важных задач начального обучения. Воспитание любви к музыке, развитие чувства ритма, ладового слуха и музыкального мышления, формирование игровых умений и навыков, освоение элементов нотной грамоты - все это в работе с начинающими переплетается друг с другом. Методика работы над элементами музыкального ритма разнообразна. Начиная с самых первых уроков и в течение всего первого года обучения, можно использовать задание «Хлопай в такт».

Вместе с детьми пробуем уловить и воспроизвести хлопками метрический пульс речи, а затем звучащей музыки. Подойдут любые детские стихотворения (А. Барто, С. Маршака), детские песни, инструментальная музыка. Можно использовать ритмическую игру «Обезьянки», в которой дети повторяют за учителем не только ритмическую фразу, но и то эмоциональное настроение, с которым была исполнена фраза: грустная, весёлая, добрая, сердитая. Через несколько уроков можно предложить роль «учителя» в этой игре желающим учащимся, которые сымпровизируют свои ритмические варианты с разной эмоциональной палитрой. В работе над метроритмом дети придумывают и отхлопывают руками имена, отдельные слова и фразы.

На первых занятиях важно добиться осознания равномерности музыкального пульса, мерного следования метрических долей или, как мы говорим, «шагов, которые слышны в музыке». С этой целью мы обращаемся к доступным песенкам с сопровождением. Это песенки «Как у нашего кота», «Пастушок», «Ёлочка» - Красев, «Перепёлочка» - белорусская народная песня, «Весёлые гуси», и др.

При работе по воспитанию чувства ритма очень важно усвоить взаимосвязь между метром и ритмом.

а) Воспользуемся следующим приемом - определим музыкальный пульс и ритм любой знакомой мелодии. Учитель отбивает пульс, а ученик - ритм и наоборот.

б) Усложним задание: сам ученик исполняет и музыкальный пульс, и ритм.

в) Уяснить взаимосвязь между метром и ритмом поможет пропевание мажорных звукорядов.

Поем, одновременно отмечая метрические доли. Дети уясняют, что четверть длится одну долю, восьмые - по две на долю, а половинная тянется две доли.

Осознанию ритмического рисунка на раннем этапе помогает использование ритмослогов. За каждой длительностью закрепляется определяется слоговое название: четверти - «та», восьмые - «ти-ти».

Используем такие приемы в работе:

  • читаем ритмическую строчку ритмослогами;

  • исполняем ритмический рисунок ритмослогами, глядя в нотный текст, синхронно с исполнением педагога.

Существуют различные методы объяснения ритма. Можно предложить следующий: четверти ассоциируются с шагом; восьмые - с бегом, а половинные - с остановкой.

Следует подчеркнуть, что музыкально-ритмическое чувство развивается только в процессе музыкальной деятельности.

Все виды работ в классе «Сольфеджио» - сольфеджирование, чтение с листа, слуховой анализ, музыкальный диктант - дают возможность для развития чувства метроритма. Для более успешного результата развития этого чувства необходимо отдельно прорабатывать и осмысливать метроритмические трудности, применяя специальные ритмические упражнения.

В заключении можно сказать, что освоение учащимися комплекса знаний, приобретение ими умений и навыков возможно при условии всех форм работы на уроке «Сольфеджио».

Важная задача на уроках сольфеджио - в условиях групповых занятий найти индивидуальный подход к каждому ребенку и максимально раскрыть его потенциал. Следует выбирать доступные для учащихся задания и формы их исполнения.

Список используемой литературы:

1.Баева Н. Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ. - М., 1975

2.Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. - М., 1986

3.Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь.1-7 классы. - М., 2003

4.Музыкальные занимательные диктанты. Младшие классы. Составитель Г.Ф. Калинина.-М., 2002

5.Первозванская Т. Мир музыки. Полный курс теоретических дисциплин. С - Пб, 2007

6.Столицкая Т. Сто уроков по сольфеджио для самых маленьких. - М., 1998

7.Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. - М., 1974



© 2010-2022