- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа по музыке 2 класс
Рабочая программа по музыке 2 класс
Раздел | Музыка |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ахметова Г.В. |
Дата | 21.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка»
на 2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Нормативные документы
Рабочая программа по предмету «Музыка » 2 класса разработана в соответствии со стандартами второго поколения, примерными программами общего образования и основными положениями художественно-педагогической концепции выдающегося музыканта-педагога Дмитрия Борисовича Кабалевского. На основе программы Ямалетдиновой Наили Гильмановны и Хусаиновой Риды Хабиевны. - Музыка: Программа для 1-4 классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. - Уфа: Китап, 2011.
Место учебного предмета в учебном плане
Количество часов за неделю -1 часа. За год - 34 часов.
Iчетверть - 9, II четверть - 8, III четверть - 9, IV четверть - 8
Проверочная работа - 2
Цели и задачи
Цель программы: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры обучающихся, формирование основ художе-ственно - нравственного воспитания школьников в процессе приобщения к музыкальной культуре как к важнейшему компоненту гармонического развития личности.
Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкаль- но-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произ-ведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному обще-нию с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Результаты обучения
К концу второго года обучения учащиеся должны:
-
эмоционально - образно воспринимать содержание музыкальных произведений,
-
высказывать суждения о музыкальных произведениях;
-
узнавать изученные произведения и называть их авторов;
-
знать жанры музыкального произведения;
-
уметь определять на слух отличительные особенности первичных жанров;
-
иметь представление об особенностях оперы, балета, симфонии;
-
уметь понимать содержание музыкальных произведений
-
различать основные выразительные средства музыки: темп, ритм, динамика, тембр;
-
петь красивым звуком самостоятельно и в ансамбле.
В учебниках доступным языком даётся представление о музыкальной культуре многонациональной России. Здесь, особенно на начальном этапе учения в школе, важно развить у детей способности наблюдать, видеть и слышать окружающий мир, выражать свои впечатления в рисунке, пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, художественном движении.
Учебник 2-го класса раскрывает содержание музыкального искусства через темы: «Три кита в музыке», «О чём говорит и что выражает музыка», (характер, настроение, эмоции) и изображать (движение, покой), «Что такое музыкальная речь». Пониманию единства мысли, речи, характера человека послужит представленная в учебнике «Галерея» портретов русских людей, написанные художниками-передвижниками.
Материал учебника структурирован в соответствии с поурочным планированием программы, дающим возможность полнее раскрыть её образовательный и воспитательный потенциал. Этот «ход» был необходим для того, чтобы убедительно показать неслучайность выбора учебных тем, того или иного «методического ключа» в освоении тематизма, репертуара, вида музыкальной деятельности.
Освоение учебных тем связано с разными видами музыкальной деятельности школьников, когда в собственном исполнении они почувствуют важную роль тех или иных выразительных средств языка музыки. Учебник содержит задания, выполнение которых заставит детей обратиться к рабочей тетради в форме блокнота для музыкальных записей (БН).
В представленных материалах широко используется нотная графика. Применение нотной записи не преследует целей заучивания нотных примеров, ритмических рисунков, они, скорее, иллюстрируют объяснения учителя, выступают ассоциативным обрамлением музыкальной фразы, мелодии. Педагогическая задача - постепенно сделать для учеников общение с нотными обозначениями привычным и естественным, а главное - приучать находить важные содержательные соответствия между слышимым звучанием музыки и его выражением (отображением) в нотных знаках.
Второй год обучения объединяют 4 темы: «Три жанра музыки»(9 ч), «О чем говорит музыка?»(7 ч), «Опера, балет, симфония»(10 ч), «Как говорит музыка?»(9 ч).
В основе тематизма второго года обучения лежит дальнейшее освоение учащимися первичных жанров. Углубление и закрепление понятий о разных видах марша, танца, песни. Знакомство в общем виде с жанрами оперы, балета, симфонии, концерта.
Использование ИКТ (показ фрагментов оперных и балетных спектаклей, презентации с использованием фонограмм звучащих инструментов, компьютерные энциклопедии, музыкальные игры) позволяет учащимся лучше понять и усвоить музыкальный материал.
« О чем говорит музыка?» и «Как говорит музыка?» становится предметом обсуждения на уроках. В ходе слушания музыки закрепляется понимание о выразительных средствах музыки и эмоционально - образном воздействии. Музыкально - дидактические игры способствуют лучшему усвоению материала.
Задачи музыкально - творческого развития учащихся 2 класса.
Воспитывать и развивать эмоциональную сферу ребенка, художественный вкус; углубить и закрепить понятие о жанрах музыкальных произведений: песня, танец, марш; научить понимать различия жанра оперы, балета, симфонии; учить понимать содержание музыкальных произведений и различать основные выразительные средства музыки: темп, ритм, динамика, тембр.
Разделы предмета
Как говорит музыка (17 ч.)
Богатство и выразительность музыкальной речи. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты и музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, регистр, лад, тембр и т.д.). Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Музыкальные и речевые интонации, их сходство и различие. Выразительные и изобразительные интонации. Мелодия- интонационно осмысленное музыкальное построение. Интонационная выразительность исполнения. Эмоциональное воздействие музыкальной речи на слушателей.
Общее представление о развитии музыки на основе сопоставления и столкновения человеческих чувств и действий, музыкальных тем, интонаций, художественных образов. Повтор и контраст как основные приемы музыкального развития. Зависимость приемов развития в вокальных произведениях от поэтического текста, в инструментальной - от замысла композитора.
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Различные формы построения музыки: одно-, двух и трехчастные, вариации, рондо и др. Содержание музыкального произведения и его воплощение в различных формах и жанрах на основе приемов повтора, контраста, вариативности.
Песенность, танцевальность, маршевость и их значение в музыке. Общее представление о многообразии музыкальных жанров (песня, пьеса, симфоническая сказка, вокальный цикл, сюита, прелюдия, вариации и т. д.). Музыка вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Детские, женские и мужские певческие голоса. Музыкальные инструменты.
Добрый день; Ю. Чичков, сл. Я. Халецкого. Из чего же, из чего же…А. Пахмутова, сл. Ю. Черных. Кто пасется на лугу? Ю. Муратов, сл. Г. Юнусовой. Гульгайша; С. Прокофьев, сл. А. Барто. «Болтунья» из вокального цикла «Три детские песни»; М. Мусоргский (слова и музыка). «В углу». «С куклой» из вокального цикла «Детская»; Эстонская детская песня «Кукушка»; Башкирская народная песня «Кукушка»; Н. Римский-Корсаков. Опера «Золотой петушок» (темы Звездочета, петушка, царя Дадона); И. Арсеев, перевод с англ. С. Маршака. Кузнец; Бетховен. Симфония № 5 (3 часть).
Развитие музыки : Т. Хренников. «Марш» из оперы «Мать»; Э. Григ. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»; Х. Ахметов. Утро Урала; Е.
Примерный музыкальный материал
Введение в тему: А. Островский, сл. З. Петровой. Урок пения; И. Гилязетдинов, сл. Э. Шарифуллиной. Маленький музыкант; С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».
Элементы музыкальной речи: В. Дроцевич, сл. В. Сергеева. Семь подружек; О. Юдахина, сл. В. Ключникова. Домисолька; Г. Струве, сл. В. Виноградова. Тихая песня. Громкая песня; Медленная песня. Быстрая песня (из сюиты «Песни-картинки»); Д. Кабалевский, сл. А. Барто. Игра в слова; Д. Кабалевский. Клоуны. Зайчик дразнит медвежонка; Г. Свиридов. Весна и Осень (из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель»); Т. Попатенко, сл. М. Ивенсен. Скворушка прощается; Р. Сальманов, сл. А. Игебаева. До свидания, лебеди! С. Майкапар. Фортепианные пьесы из сб. «Бирюльки» (по выбору учителя).
Интонация: Д. Кабалевский, сл. Н. Рахилла. Игра в гостей (песня-игра); Д. Кабалевский, сл. Е. Шварца. Кто дежурный; Р. Сальманов, сл. А. Игебаева. Ива есть и тополь есть; Я. Дубравин, сл. В. Суслова. Шатрова, сл. Р. Валеевой. Доброе утро; С. Баневич, сл. Т. Калининой. Мир; Ф. Шопен. Прелюдия № 7 и № 20; Н. Сабитов. Прелюдии № 2 и № 4; Ф. Шуберт. Вальс; Т. Каримов. Проводы. Э. Григ. «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт»; С. Прокофьев. «Сказочка» из сб. «Детская музыка»; Л. Книппер. Почему медведь зимой спит».
Построение (форма) музыки
Одночастная форма: Русская народная песня «На горе-то калина» (обр. Т. Бейдера); Башкирская народная песня «Туяляс» (в обработке С. Шагиахметовой); Д. Кабалевский. Три подружки (Резвушка, Плакса, Злюка); Х. Заимов. Песня девушки.
Двухчастная форма: Д. Львов-Компанеец, сл. В. Викторова. Дружат дети всей земли; Р. Сальманов, сл. Г. Гумера. Наши грядки; Э. Григ. «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт»; И. Дунаевский. «Песенка о капитане» из к/ф «Дети капитана Гранта»; Русская народная песня «Калинка».
Трехчастная форма: М.И. Глинка. «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин»; Е. Тиличеева, сл. А. Абрамова. Березка; М. Валеев. Полька; Н. Галиев. Сабантуй; И. Дунаевский. Увертюра к к/ф «Дети капитана Гранта»; Х. Ахметов. Ночной Урал.
Вариационная форма: Русская народная песня «Со вьюном я хожу»; М. Валеев, сл. З. Ярмаки. Белая береза; Р. Сальманов. Варитему песни «Белая береза» М. Валеева; Башкирская народная песня «Весенние цветы»;А. Каримов. Вариации на тему башкирской народной песни «Весенние цветы»; Попевки: «Крокодил Гена и Чебурашка», «В нашем классе» (песня, вальс, полька, марш); Татарская народная песня «Аниса»; Л. Батыркаева. Легкие вариации на татарскую народную песню «Аниса»; Французская народная песня «Пастушья песня»; В. Моцарт. Вариации на тему французской народной песни; Русская народная плясовая «Камаринская» (в исполнении оркестра русских народных инструментов).
Рондо: Д. Кабалевский. Классное рондо. Рондо-марш; С. Шагиахметова. Рондо для виолончели; К. Мясков. «Марш зверей» из детской сюиты «В лесу у юннатов»; А. Бородин (слова и музыка). Романс «Спящая княжна»; Д. Кабалевский, сл. В. Викторова. Зачем нам выстроили дом; Музыкально-дидактическая игра «Выделывание ковра» (в форме рондо) - композиция А. Зиннуровой на музыку А. Гайнуллиной «Эх, сибайские девчата!»
Обобщение темы: П. Чайковский Марш «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»; А. Пинегин, сл. А. Усачева. Зимняя сказка»; М. Равель. «Снег танцует» из сюиты «Детский уголок». Г. Свиридов, сл. Б. Пастернака. Кантата «Снег идет»; Ф. Лист. Метель; Р. Шуман. «Зима-II» из сб. «Альбом для юношества»; Д. Львов-Команеец, сл. С. Богомазова. Снежная песенка. А. Цфасман. Снежинки. С. Низамутдинов, сл. Г. Юнусовой. Снежинки. В. Герчик, сл. З. Петровой. К нам приходит Новый год. Р. Шуман. «Дед Мороз» из сб. «Альбом для юношества».
Открываем дверь в мир большой музыки: опера, балет, симфонии, концерт (17 ч.)
Песни, танцы и марши вводят детей в мир серьезной музыки. Общие представления о многообразии музыкально-сценических жанров: музыкальная сказка, балет, опера (рок-опера), мюзикл. Путешествие в музыкальный театр (детский музыкальный театр, театр оперы и балета). Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей; многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля (сказочные сюжеты, народные мотивы и т.д.); роль дирижера, режиссера, художника, балетмейстера в создании музыкального спектакля. Элементы оперного и балетного спектаклей.
Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки: симфония (симфониетта), концерт (концертино). Жанр инструментального концерта (музыкальное состязание). Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. Тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра. Известные дирижеры и симфонические оркестры. «Вторая жизнь» песни в инструментальном концерте, симфонии, балете и опере.
Примерный музыкальный материал
Введение в тему: Закрепление на новом музыкальном материале трех жанров музыки: песня, танец, марш; М. Коваль. Хор из оперы «Волк и семеро козлят»; Р. Шуман. «Отзвуки театра» из сб. «Альбом для юношества»; «Вхождение» в мир большой музыки через показ фрагментов оперы и балета (по выбору учителя); Русская народная плясовая песня «Во саду ли, в огороде»; Башкирская народная песня «Сы4рау торна» (Журавлиная песнь).
Куда ведет нас песня: М. Коваль. «Колыбельная мамы Козы» из оперы «Волк и семеро козлят»; башкирская народная песня «Салават»; З. Исмагилов. Увертюра к опере «Салават Юлаев» (1 часть: б.н.п. «Салават»); русская народная плясовая песня «Во саду ли, в огороде»; Н. Римский-Корсаков. «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» (первое чудо «Белка»: р.н.п. «Во саду ли, в огороде»); Н. Осминина, сл. Э. Мифтяхетдиновой. Пушкинские сказки; башкирская народная песня «Сы4рау торна» (Журавлиная песнь); Л. Степанов - З. Исмагилов. Балет «Журавлиная песнь». Вступление. Юмагул играет на курае (б.н.п. «Сы4рау торна»); татарская народная песня «Тафтиляу»; Ф. Яруллин. Балет «Шурале». Сон Сююмбике и вальс (т.н.п. «Тафтиляу»); П. Чайковский. «Неаполитанская песенка» из сб. «Детский альбом»; П. Чайковский. «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро»; башкирская народная песня «Весенние цветы; Р. Муртазин. Праздничная симфониетта (финал: б.н.п. «Весенние цветы»); русская народная песня «Во поле береза стояла»; П. Чайковский. Симфония № 4 (финал: р.н.п. «Во поле береза стояла»); Д. Кабалевский, сл. А. Прищельца. Наш край; Д. Кабалевский. Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (2 часть: «Наш край»); башкирская народная песня «Ирендык»; Н. Сабитов. Концерт для скрипки с оркестром № 1 (финал: б.н.п. «Ирендык»).
Куда ведет нас танец: М. Коваль. Темы Всезнайки, Бодайки, Болтушки, Топтушки и хор «Целый день поем, играем» из оперы «Волк и семеро козлят»;
С. Прокофьев. «Вальс» из балета «Золушка» (ф-но); С. Прокофьев. Балет «Золушка» (сцена «Полночь»); А. Спадавеккиа, сл. Е. Шварца. «Добрый жук» из к/ф «Золушка»; башкирский танец «Гюльназира» (в исполнении Государственного ансамбля народного танца им. Ф. Гаскарова); Л. Степанов - З. Исмагилов. Балет «Журавлиная песнь». (Первое действие, выход Зайтунгуль: б.н.п. «Гюльназира»); Н. Сабитов. Фантазия для фортепиано с оркестром (б.н.п. «Гюльназира»); Н. Сабитов. Балет «Тайна золотого ключика» (тема Мальвины); А. Рыбников, сл. Ю. Энтина. «Буратино» из к/ф «Буратино»; Х. Заимов, А. Спадавеккиа. «Танец подводных девушек» из оперы «Акбузат»; башкирский танец «Перовский; Р. Муртазин «Праздничная симфониетта» (1 часть: «Перовский»); башкирский танец «Три брата»; Р. Муртазин. Симфония №2 (финал «Три брата»).
Куда ведет нас марш: М. Коваль. Тема Малыша и «Воинственный марш» из оперы «Волк и семеро козлят»; Ж. Бизе. Опера «Кармен» (Марш Тореадора); П. Чайковский. Балет «Щелкунчик» (1 действие. Марш); Н. Сабитов. Балет «Тайна золотого ключика» (марш Буратино); Д. Шостакович. Концертино для 2-х фортепиано (1 часть); Л. Бетховен. Симфония № 5 (экспозиция 3-ей части); Х. Заимов, А. Спадавеккиа. Увертюра к опере «Акбузат» (тема Хаубана); Е. Адлер, сл. В. Семернина. Наш оркестр; Д. Запольский, сл. Е. Руженцева. Дирижер.
Зрительный ряд: Э. Дега. «Репетиция балета на сцене», «Голубые танцовщицы»; Р. Нурмухаметов. «Минута отдыха»; М. Арсланов. «Весна» (эскиз декорации к балету «Журавлиная песнь»); эскизы декорации и костюмов действующих лиц оперы или балета (по выбору учителя).
Обобщение темы:
Детские оперы : М. Коваль. Волк и семеро козлят; М. Красев. Муха-цокотуха; В. Герчик. Стрекоза.
Детские рок-оперы: Е. Лапейко и В. Калле. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях; А. Клевицкий, Н. Денисов. Джельсомино; В. Калле, Н. Денисов. Гадкий утенок.
Музыкальные сказки: Р. Касимов, сл. С. Маршака. Сказка о глупом мышонке; А. Зиннурова. Муха-цокотуха; Л. Батыр-Булгари. Лето, прошедшее в песнях (Стрекоза и муравей); Г. Гладков. Бременские музыканты; В. Герчик. Колобок; Ф. Гершова. Ильдар-батыр. Халима. Петушиная мельница.
Детские мюзиклы: А. Рыбников. Волк и семеро козлят на новый лад; Б. Савельев. День рожденье кота Леопольда; В. Клепинин. Кот в сапогах. Три поросенка и три медведя. Носорог и жираф.
Детские балеты: Н. Сабитов. Мурзилка-космонавт; Тайна золотого ключика; Р. Щедрин. Конек-Горбунок; И. Морозов. Доктор Айболит; К. Хачатурян. Белоснежка и семь гномов. Чиполлино; П. Овсянников. Том Сойер; С. Прокофьев. Петя и волк.
Дополнительный песенный репертуар:
Л. Лядова, сл. М. Садовского. Все мы моряки; А. Габдрахманов, сл. Г. Юнусовой. Наши мамы как день весенний; Кубинская народная песня «Моя мама»; А. Зиннурова, сл. Р. Ураксиной. Дедушкины медали; Б. Савельев, сл. М. Танича. Из чего наш мир состоит?
Национально-региональный компонент на уроках музыки.
Сегодня общеобразовательная школа находится в процессе перехода на новый образовательный стандарт (ФГОС), методологической основой которого является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
В программах по музыке стержневым моментом этой концепции становится не воспитание музыкальной культуры, а создание условий, которые обеспечат устойчивое музыкально-художественное саморазвитие личности, приводящее к обладанию музыкальной культурой, как частью культуры духовной.
Художественно-эстетическое образование в школе должно включать в себя народное и профессиональное, национальное и мировое искусство. От родной песни, родного слова, картин родной природы к пониманию культуры и искусства своих ближайших соседей и к мировой художественной культуре - таков путь познания национальных и мировых ценностей.
Существенная, на мой взгляд, новизна музыкального воспитания заключена в обращении к культурным традициям прошлого и настоящего родного края. В тематическое планирование уроков музыки введён национально-региональный компонент (НРК). Изучение музыкального краеведческого материала помогает познакомить учащихся с музыкальными традициями башкирского народа: народными песнями, праздниками и обычаями, известными коллективами и исполнителями. На реализацию национально-регионального компонента отводится 10% учебного времени, что составляет в 1 классе - 3 учебных часа, во 2 - 8 классах - 4 учебных часа в год. Для введения НРК в тематические планирования вариативных учебных программ по предмету «Музыка» предлагаются следующие содержательные линии:
-
детский музыкальный фольклор и сочинения башкирских композиторов для детей;
-
музыкальный фольклор башкирского народа;
-
музыкальная жизнь родного края;
-
творчество башкирских композиторов;
-
музыкальная жизнь республики Башкортостан;
-
музыкальное прошлое республики Башкортостан.
Интернет- ресурсы
-
74213s3.edusite.ru/p104aa1.html
-
classic-music.ru/ - классическая музыка.ru
-
news.oboe.ru/- лента новостей о классической музыке
-
classicalforum.ru/ - Форум об опере и классической музыке
-
terramusic.nm.ru/ - Музыка в Интернете
-
cbook.ru/tchaikovsky/index/index.shtmlv - Дом музей Чайковского
-
ournetclassic.dp.ua/frm/enc.htm - Музыкальная энциклопедия
-
midiclassic.narod.ru/ - Все о композиторах
-
members.tripod.com/Beethoven_page/ - Все о Бетховене
-
library.thinkquest.ru/c025/index_musik.htm - Замечательные уроки музыки
-
mmv.ru/p/museum/ - Музей музыкальных инструментов
-
pro-uroki.ru/music/planning/ - про уроки музыки
-
sc149.narod.ru/ - уроки музыки
-
borgo.ucoz.ru/ - башкирские народные музыкальные инструменты
Выбор УМК - «Школа России»
-
Программа для 1-4 классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Ямалетдиновой Н.Г.Ямалетдинова, Р.Х.Хусаинова- Уфа: Китап, 2011,.
-
Хрестоматия к программе по музыке для 4 класса общеобразовательных школ,лицеев,гимназий. Сост.: Н.Г.Ямалетдинова, Р.Х.Хусаинова - Уфа: «Китап»,2003.
Тематическое планирование по предмету «Музыка» 2 класс
1 часа в неделю. Всего 34 часа
№
План
дата
Факт
дата
Тема урока
Кол.
часов
Планируемый результат
I полугодие
Тема полугодия: «Открываем дверь в мир большой музыки. Опера. Балет. Симфония. Концерт.
(17 часов)
Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам произведений разных жанров.
Определять особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.
Выразительно, интонационно-осмысленно исполнять темы действующих лиц опер и балетов.
Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.
Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету.
Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, либретто, оркестровый эпизод, ария- вариации; хор- кордебалет; дуэт - па-де-де и др.;
Рассуждать о значении либреттиста, режиссера, художника-постановщика, дирижера в создании музыкального спектакля.
Участвовать в ролевых играх (дирижер, режиссер, балетмейстер, художник-декоратор, художник костюмер, действующие лица и др.).
Определять взаимосвязь музыки, литературы, изобразительного искусства, хореографии, театра в синтетических видах искусства.
Сравнивать музыкально-театральные жанры: опера-балет; опера- музыкальная сказка; опера-мюзикл; и др.
Исполнять песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (музыкальная сказка ,опера, мюзикл). Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с использованием знаний основных средств музыкальной выразительности.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкальных спектаклей.
Узнавать тембры инструментов и различных групп симфонического оркестра.
Сравнивать жанры инструментальной музыки: симфония- концерт, симфония-симфониетта, концерт-концертино и др.
Исполнять музыкальные темы симфоний, инструментальных концертов по нотной записи.
Инсценировать песни, танцы из детских опер, балетов, мюзиклов, музыкальных сказок и демонстрировать их на школьных праздниках, концертах для родителей.
Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.
Оценивать собственную музыкально- творческую деятельность.
Участвовать в подготовке заключительного урока-концерта.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.
1
Куда ведет
нас песня?
1
2
Куда приводит
нас песня?
1
3
Опера «Волк и
семеро козлят».
1
4
Куда ведет нас
башкирская
народная песня
«Салават»?
1
5
Куда ведет нас
русская народная
песня «Во поле
береза стояла»?
1
6
Куда ведет нас
песня «Наш край»?
1
7
Куда ведет нас
песня «Во саду ли,
в огороде»?
1
8
Куда ведет нас
танец «Вальс»?
1
9
Куда ведет
нас танец?
1
10
Куда ведет нас башкирский танец «Бишбармак»?
1
11
Куда ведет нас танец «Перовский»?
1
12
Куда ведет нас башкирский танец «Три брата»
1
13
Куда ведет
нас марш?
1
14
Куда ведет
нас марш?
1
15
Опера «Муха-
Цокотуха».
1
16
Мюзикл.
1
17
Мюзикл «Волк и семеро козлят».
1
II полугодие
Тема III четверти: «Как говорит музыка» (9 часов)
Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл.
Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения.
Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности.
Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки.
Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.
Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.
Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
Определять жизненную основу музыкальных интонаций.
Ориентироваться в нотном письме как графическом изображении интонации (вопрос-ответ, выразительные и изобразительные интонации и др.)
Исполнять интонации, темы и мелодии с ориентаций на нотную запись.
Импровизировать, сочинять попевки, песни, опираясь на заданный текст и «зерно-интонацию».
Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии, применяя знания основных средств музыкальной выразительности.
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.
Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки.
Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров.
Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении).
Моделировать в графике развитие музыкального образа.
Определять форму построения музыкального произведения и создавать музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра на элементарных музыкальных инструментах) на основе полученных знаний.
Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. форм построения музыки (одно-, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.), наблюдая за процессом и результатом развития музыки в произведениях разных жанров.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.
18
Как понять
музыкальный язык?
1
19
Элементы
музыкальной речи.
1
20
Тембр.
1
21
Музыкальная
интонация.
1
22
Интонации настойчивости и решительности.
1
23
Развитие музыки.
1
24
Динамическое и темповое развитие музыки.
1
25
Мелодическое развитие музыки.
1
26
Обобщение темы «Как говорит музыка».
1
Тема ΙΙΙ четверти: «Построение музыки» (8 часов)
27
Одночастная форма
1
28
Двухчастная форма.
1
29
Трехчастная
музыкальная форма.
1
30
Трехчастная форма.
1
31
Рондо - это музыкальная форма
1
32
Форма рондо
1
33
Вариационная форма
1
34
Вариационная форма
1
10