Коспект урока по музыке на тему Симфония №7 или Ленинградская

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Особенности драматургии симфонической музыки. Д.Д. Шостакович симфония №7 или Ленинградская»

Тема урока: Особенности драматургии симфонической музыки.

Д.Д. Шостакович симфония №7 или Ленинградская

Цель урока: раскрыть образный строй одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры - Симфонии №7 Д.Д. Шостаковича. На основе проникновения в творческую лабораторию великого творца, убедиться в развитии замысла композитора: «через борьбу - к победе».

Задачи:

Познавательные:

  • Факты из жизни и творчества композитора Д.Д.Шостаковича;

  • Факты истории Великой Отечественной войны - Блокада Ленинграда;

Образовательные:

  • проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями её симфонического развития;

Развивающие:

  • развивать умения раскрывать образный строй одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры Симфонии №7.

  • развитие навыков анализа музыкального произведения;

Оборудование: портрет Д.Д. Шостоковича, ноутбук, симфония №7 (запись)

Ход работы

-Здравствуйте, сегодня наша встреча с музыкой посвящена творчеству одного из величайших композиторов ХХ века - Д.Д.Шостаковича. Многие из вас, наверное, слышали выражение «талантлив, как Моцарт». Так говорят, когда хотят сказать о человеке необычайно одарённом и выдающемся. Эти слова неоднократно произносили в адрес Дмитрия Шостаковича. Ещё в юности, когда ему было только 17 лет, в печати его уже общенародно называли гением.

Д.Д.Шостакович родился 25 сентября 1906 года в Петербурге.

Музыкальные способности проявились очень рано, а с 11 лет начал сочинять музыку. В 1919 году Шостакович был принят в Петроградскую консерваторию. В 18 лет когда обычно начинают учёбу в вузе, он завершил 1-ую симфонию, представив её в качестве дипломной работы на окончание Ленинградской консерватории.

Шостакович написал более 120 произведений, в том числе 15 симфоний, 24 прелюдии и фуги, 10 поэм для хора, ораторию «Песнь о лесах»

Творческая деятельность Шостаковича посвящена почти всем жанрам музыкального искусства. Он сочинял оперы и балеты, симфонии, концерты и сонаты, писал музыку к драматическим спектаклям. С момента зарождения советского звукового кино Шостакович - неутомимый, активнейший участник в создании звуковых кинофильмов. Он написал музыку к кинофильмам «Встречный», «Человек с ружьём», «Молодая гвардия», «Овод», «Гамлет» и т.д.

Сегодня мы поговорим об истории создания самой знаменитой симфонии Шостаковича - Седьмой. Той самой, что началась создаваться во время Великой Отечественной войны в осаждённом фашистами городе Ленинграде. Но перед тем как поговорим, вспомним сначала что такое симфония?

-Симфония - это музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей (первая часть,в быстром темпе, пишется в сонатной форме; вторая часть в медленном движении, пишется в форме рондо , реже в форме сонаты или вариационной форме; третья часть, скерцо или менуэт в трехчастной форме; четвёртая часть, в быстром темпе, в сонатной форме или в форме рондо, рондо-сонаты. )

- Что такое «Симфоническая музыка» - музыка, предназначенная для исполнения симфоническим оркестром.

-А какие группы музыкальных инструментов входят в состав оркестра?

- Смычковые струнные, деревянные духовые, медные духовые, ударные инструменты.

-Совершенно верно!

Итак, симфония №7 на столько широко известна, что его узнают по началу главной темы, которую композитор назвал «тема нашествия».

Шостакович решил сочинить симфонию, которая расскажет о несокрушимой стойкости ленинградцев, всех людей нашей страны, об их стремлении к победе над врагом. Композитор стал делать наброски, и работа пошла очень быстро. Музыка словно постоянно звучала у него в ушах.

Шостакович не мог ни на минуту расстаться со своей симфонией. Часто бывало так, что, отправляясь дежурить на крышу во время фашистских бомбёжек, он захватывал с собой нотные листы с записями. Сохранились даже фотографии, где композитор Дмитрий Шостакович, одетый в пожарную каску, дежурит на крыше консерватории. Даже во время воздушной тревоги, когда вся семья отправлялась в бомбоубежище, Шостакович, не замечая рёва самолётов и взрыва снарядов, продолжал сочинять свою гениальную музыку.

Первое исполнение седьмой симфонии, или, как её сразу стали называть, «Ленинградской», состоялось в марте 1942 года в Куйбышеве. Зрительный зал был переполнен. Но главное её исполнение состоялось немного позднее - в самом Ленинграде.

Многие считали, что исполнение этой музыки в суровом, измученном блокадой городе осуществить невозможно, но всё же решено было это сделать. Оригинал партитуры перевозили на боевом самолёте вместе с медикаментами. Но выяснилось, что оркестр ленинградской филармонии распался: многие музыканты были на фронте, кто-то погиб от истощения. Но, собирая оркестр заново, все понимали, что вскоре суждено состояться не просто концерту, а подлинному историческому событию. Потому что эта музыка говорила: город не только сражался в кольце блокады, он жил и высокой духовной жизнью. Поэтому так важно было услышать эту симфонию самим ленинградцам.

Осуществить исполнение симфонии в голодном полуразрушенном городе, это было уже само по себе подвигом. К премьере готовились не только в городе. Чтобы фашисты не смогли помешать исполнению музыки, военные на линии фронта провели мощную артиллерийскую атаку, чтобы враги не смогли своими обстрелами сорвать долгожданную премьеру.

Зал слушал новую симфонию в полной тишине. Одна за другой проходили перед воображением слушателей картины современности: мирная довоенная жизнь, нападение на страну фашистских завоевателей, поступь которых композитор передал в своей «теме нашествия», героическое сопротивление нашей страны и оплакивание погибших героев. Шёл 1942 год, до конца войны оставалось ещё три тяжёлых года, но композитор своей гениальной музыкой словно провозглашал: «Мы выстоим, и победа будет за нами!»

-Сейчас наступило время послушать музыку Дмитрия Шостаковича. Вы услышите отрывок из первой, самой яркой, части «Ленинградской» симфонии. В этой части и звучит «тема нашествия». И так, слушаем и думаем о характере этой музыки.

-Что рисует эта музыкальная тема?

Анализ музыки. (Ответы детей)

-Тема нашествия рисует нападение на нашу страну, тупую силу, из которой выбили всё гуманное, живое. Она повторяется 280 тактов, создавая впечатление, что это идут марионетки, которых дёргают за нитки, они идут, не рассуждая, топчут, грабят и убивают. Но вот в тот момент, когда кажется, что нет силы, способной остановить их, возникает тема сопротивления, как её называют музыковеды - «русская тема», она сталкивается с темой нашествия и побеждает её.

Давайте теперь разберём эту симфонию подробнее. Как я уже сказала симфония состоит из 4 частей.

СОНАТНАЯ ФОРМА

ЭКСПОЗИЦИЯ

РАЗРАБОТКА

РЕПРИЗА

КОДА

Главная

тема

Побочная

тема

Показ тем

Повторение

частей

Заключение

финал

Героическая

величественная

лирическая

- Затем вдруг появляется тема нашествия, т.е. Вариации (это музыкальная форма, где вначале даётся тема, а затем её варианты).

Звучание темы меняется 11 раз.

- Как они изменяются?

- Меняется тембр и динамика.

Исполнение Седьмой симфонии в блокадном Ленинграде стало символом мужества и грядущей победы. Когда начали исполнять финал симфонии, все в зале встали, а у многих на глазах выступали слёзы. Всем в то время так нужна была вера в торжество разума и справедливости, надежда на то, что мы победим. Тогда эта музыка часто исполнялась по радио.

Когда симфония впервые была исполнена в Америке, то один из американских критиков заявил: «Народ, который сочиняет такие произведения, непобедим».

Дмитрий Шостакович писал в одной из своих статей, обращённых к молодёжи: «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище и совершеннее. Благодаря музыке, вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

На этом урок подошёл к концу. До новых встреч!

4


© 2010-2022