Урок Работа с оркестром

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок

По предмету «Коллективное музицирование»

Оркестр бурятских народных инструментов

Тема урока:

«Работа с оркестром народных инструментов»

Цель урока:

Приобщение учащихся к музыке, посредством коллективного музицирования

Задачи:

- применять в оркестровой игре практические навыки игры на инструменте, приобретённые в специальных классах;

- слышать и понимать музыкальное произведение - его основную тему, подголоски, вариации и т.д., исполняемые как всем оркестром, так и отдельными оркестровыми группами;

- исполнять свою оркестровую партию;

- понимать дирижёрские жесты;

- уметь читать оркестровую партию и ориентироваться в ней;

- уметь аккомпанировать солисту;

- приобретать навыки игры под фонограмму;

- знать творчество композиторов;

- ориентироваться в жанрах музыки.

Оркестранты:

Учащиеся, обучающиеся в инструментальных классах на чанзе, аккордеоне, баяне, фортепиано. Привлекаются в оркестровые коллективы с третьего класса. Учащиеся с разными музыкальными данными, умственными и интеллектуальными способностями.

Методы ведения урока

  1. Словесные и вокально-интонационные.

  2. Наглядные (показ на инструменте, дирижёрский жест)

  3. Творческие (подбор темпа, штриха, голоса)

Основные требования

Учащиеся должны уметь читать ноты с листа. Исполнять свою партию в соответствии с замыслом композитора и требованиями дирижёра. Слушать и понимать музыку, исполняемую оркестром в целом и отдельными группами; слышать и понимать тему, подголоски, сопровождение. Аккомпанировать солисту. Рассказывать о композиторе и исполняемом произведении.

Ход урока

Вид деятельности

задачи

А.Прибылов «Бронзовые статуэтки»

Показ нотного текста.

Добиться идеального совпадения штриха staccato.

Выработать синхронности при взятии звука.

Работа над оттенками.

Рассказ о композиторе.

Балансировка звучания.

Туомас Кантиленин, гр. «Алтан ураг» «Реквием»

Разучивание текста по партиям.

Добиться единого штриха.

Выработать ощущение единого ритмического пульса.

Выработать умение передать мелодическую линию от партии к партии.

Балансировка звучания.

Рассказ о композиторе.

Н. Нараанбатор «Басаганай шог дуун»

Прослушивание текста.

Работа над оттенками.

Выработать умение слушать солиста.

Выработать умение играть на слабую долю.

Рассказ о композиторе.

А.Прибылов «Бронзовые статуэтки»

Александр Александрович Прибылов родился 29 сентября 1953 г. в поселке Каменск Кабанского района в многодетной семье рабочего. Там же закончил 8 классов общеобразовательной школы и детскую музыкальную школу по классу баяна у заслуженного работника культуры Бурятии И.Г.Серебренникова. С 1968 по 1972 гг. обучается в Улан-Удэ в классе заслуженного работника культуры Бурятии В.И.Анисимова. Получив диплом с отличием, Александр Прибылов сразу поступает в Новосибирскую консерваторию им. М.И.Глинки в класс заслуженного работника культуры России, доцента Д.Г. Ермакова. После окончания консерватории часто выступал в качестве солиста, концертмейстера, аккомпанировал многим ведущим солистам оперного театра г. Улан-Удэ, преподавал в Улан-Удэнском музыкальном училище, а с 1979 г. работает в Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств.

В настоящее время - профессор родного вуза. Десять лет являлся участником ансамбля русских народных инструментов преподавателей академии. В составе этого коллектива дано более 200 концертов, подготовлено около 10 программ. Сейчас А.А. Прибылов - опытный преподаватель кафедры народных инструментов и оркестрового дирижирования. Им написан ряд методических пособий и научных работ.

Александр Александрович известен не только в республике, но и далеко за ее пределами как талантливый композитор. В его творческом багаже более 100 наименований музыкальных сочинений. Это, прежде всего, произведения для народных инструментов. А.А.Прибылов хорошо знает специфику народных инструментов и пишет с тонким учетом их технических и выразительных возможностей. Его сочинения мелодичны и стройны по форме.

Произведения талантливого композитора исполняют многие известные коллективы и солисты: академический оркестр народных инструментов Новосибирского радио и телевидения, академический оркестр русских народных инструментов им. Н.Осипова, ансамбль аккордеонистов "Каскад" (г.Москва), ансамбль народных инструментов "Забайкальский самоцвет" и ансамбль им.Н.Будашкина (г.Чита) и многие другие. Его музыка часто звучит на различных всероссийских и региональных конкурсах. Ряд коллективов исполняет пьесы А.Прибылова и за рубежом: в Германии, Франции, Англии, Швеции, Швейцарии, Японии, Бельгии и т.д.

Часть сочинений А.А.Прибылова опубликована: сюита "Забайкалье мое" для оркестра русских народных инструментов, "Пьесы и обработки" для баяна, "Избранные произведения для ансамблей баянов", "Избранные произведения для оркестра" и другие.

Состоялось несколько авторских концертов А.Прибылова в Улан-Удэ (1985, 1994), Чите (1994). В 1985 г. А.А.Прибылов как композитор стал лауреатом Всероссийского конкурса патриотической музыки, а в 1995 г. - лауреатом I Всероссийского конкурса на создание произведений для оркестра русских народных инструментов, посвященного 75-летию оркестра им. Н.Осипова.

В 1993 г. А.А.Прибылову присвоено почетное звание "Заслуженный деятель искусств Республики Бурятия", а в 1997 г. - "Заслуженный деятель искусств Российской Федерации".

Сюита А.Прибылова состоит из четырёх пьес, и одна из них это «Бронзовые статуэтки». Это произведение передаёт картинку из восточной жизни.


Группа «Алтан ураг»,Туомас Кантелинен «Реквием»

Жанр этнорока

Этни́ческая му́зыка (этника, этно) - ближайший аналог английского термина «World music» (музыка народов мира, музыка мира). Это в первую очередь азиатская и африканская музыка, адаптированная под североамериканские и европейские стандарты коммерческой звукозаписи, а также современная «западная» музыка с широким использованием заимствованных из традиционной народной музыки (различных культур мира) и классической музыки неевропейских традиций звукорядов, инструментов, манер исполнения и т. п. В произведениях этнической музыки применяются звуки народных инструментов. Распространено семплирование народных инструментов и пения.

Рок-му́зыка (англ. Rock music) - обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово «rock» - качать - в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и т. п.

Рок-музыка имеет большое количество направлений: от лёгких жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл, поп-рок, бритпоп до брутальных и агрессивных жанров - дэт-метала и грайндкора. Содержание песен варьируется от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского. Часто рок-музыка противопоставляется поп-музыке и т. н. «попсе».

Истоки рок-музыки лежат в блюзе, из которого и вышли первые рок-жанры - рок-н-ролл ирокабилли. Первые поджанры рок-музыки возникали в тесной связи с народной и эстрадной музыкой того времени - в первую очередь это фолк, кантри, скиффл, мюзик-холл. За время своего существования были попытки соединить рок-музыку практически со всеми возможными видами музыки - с академической музыкой (арт-рок, появляется в конце 60-х), джазом (джаз-рок, появляется в конце 60-х - начале 70-х), латинской музыкой (латино-рок, появляется в конце 60-х), индийской музыкой (рага-рок, появляется в середине 60-х).

Что такое минусовка? Термин придумали музыканты. Минусовка - есть любое музыкальное произведение, будь то песня, инструментальная композиция, или концерт для симфонического оркестра. Суть её в том, что в этом полотне аранжировки отсутствует не лидирующая партия (сольный инструмент или вокал, как правило), а любая партия может отсутствовать. Минусовка гораздо сильнее приближена по звучанию к оригиналу, чем караоке, т.к. в идеальном варианте минусовка пишется теми же средствами, что и оригинал. Подбираются инструменты, звуки, обработка звука, звучащие партии снимаются подробно, т.е. штрих, фразировка, динамика, а не набор нот, отдалённо напоминающий оригинал.

В нашем случае присутствуют только ударные, голосовое сопровождение и электронный инструмент. Всё остальное должен сыграть оркестр.

Реквием - Траурная заупокойная месса, посвящённая памяти усопших.

Бурятская народная песня «Басаганай шог дуун», обработка

Наранбаатора

Песня была первым музыкальным жанром, к которому обратились композиторы Бурятии в 30х годах, когда национальная композиторская школа делала первые шаги. Примером, как и в других жанрах, послужили сочинения русских композиторов. Важнейшее достижение композиторов, работавших в жанре песни, - ясно выраженный национальный характер, что связано с преимущественно с пентатотичностью мелодики, использованием квартовых созвучий в хоровых партиях и в инструментальном сопровождении. Песня звучащая под аккомпанемент оркестра национальных инструментов усиливает и подчёркивает национальный склад песенных оборотов.

Наранбаатор - монгольский композитор, аранжировщик, музыкант.

Произведение предназначенное для совместного исполнения солиста и оркестра, разучиваются отдельно. Учащиеся должны уяснить, что аккомпанемент уходит на второй план и играется тише, а вступление и проигрыш играется громче. Т.е. нужно соблюдать равновесие звучания солиста и оркестра.

Список использованной литературы.

1 Программа для детских музыкальных школ. Оркестровый класс. Редакция Кузнецовой С.М. М. 1987 г.

2 Коллективное музицирование. Оркестровый класс. Программа для детских музыкальных школ. Редакция Куус И.М. М 1988 г.

3 Рекомендации для преподавателей детских музыкальных школ и школ исскуств. Программа по классу ансамбля и оркестровому классу. Иркутск. 1988 г.

4 Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов. Редакция А.Каргин. М.М. 1982 г.

5 Оркестр бурятских народных инструментов. Редакция В.Китова Улан-Удэ 2001 г.


© 2010-2022