«Поликультурное образование дошкольников через музыкальную культуру»

  Опыт социальных экспериментов XX в. привел мировое сообщество к отказу от идей этнокультурной унификации и утверждению идеала культурного многообразия человечества. Сегодня общепризнанно: подлинную культуру можно строить лишь в соответствии со своим собственным прошлым, имея при этом в виду свое собственное будущее, а укрепление культурной самостоятельности народов благоприятствует расширению контактов и сближению культур. Россия исторически объединила в своем составе множество народов и народ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННУЮ КУЛЬТУРУ

В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА .

Музыкальный руководитель Федорова Л. А.

МДОУ № 6 х.Зайцев

Курского муниципального района Ставропольского края


Опыт социальных экспериментов XX в. привел мировое сообщество к отказу от идей этнокультурной унификации и утверждению идеала культурного многообразия человечества. Сегодня общепризнанно: подлинную культуру можно строить лишь в соответствии со своим собственным прошлым, имея при этом в виду свое собственное будущее, а укрепление культурной самостоятельности народов благоприятствует расширению контактов и сближению культур. Россия исторически объединила в своем составе множество народов и народностей, которые различаются по языку, культуре и вероисповеданию.

Оценивая состояние поликультурного воспитания в Российской Федерации, следует признать, что оно не является приоритетом образования в культуре и педагогики. В политических декларациях и педагогических трудах содержатся верные призывы к воспитанию в духе поликультурности, однако не всегда и не везде они внедряются в практику. Ученые-педагоги, школьные учителя, музыкальные руководители и руководители кружков нередко замалчивают такие «неудобные вопросы», как межэтнические конфликты, культурные предрассудки, национализм. Между тем поликультурность человека отнюдь не генетического происхождения. Она социально детерминирована и должна быть воспитана.

«Поликультурное образование дошкольников через музыкальную культуру»«Поликультурное образование дошкольников через музыкальную культуру»

Проблему образования и воспитания детей в полиэтническом обществе трудно переоценить, поэтому необходимо создать в каждом детском саду концепцию культурного синтеза и интеграции детей в единую нацию - нацию россиян. Для любого дошкольного учреждения это предполагает решение ряда приоритетных воспитательных задач, таких, как:

личностное развитие каждого ребенка;

развитие этнической и культурной грамотности, то есть достижение детьми

определенного уровня информированности об особенностях истории и культуры всех народов

«Поликультурное образование дошкольников через музыкальную культуру»«Поликультурное образование дошкольников через музыкальную культуру»


представителей в кружковом коллективе;

формирование этнокультурной компетентности, то есть не только позитивное

отношение к наличию в коллективе различных этнокультурных групп, но и умение

понимать их представителей и взаимодействовать с партнерами из других культур;

осознание взаимовлияния и взаимообогащения культур в современном мире.

Считаю, что решение этих задач, позволит позитивно повлиять на взаимоотношения детей разных национальностей. Поскольку передача знаний о культурно-этническом разнообразии мира уже недостаточна для ребенка, он должен путем своего жизненного опыта открывать для себя сходство и различие с «другими».

Известно, что к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры человек приходит путем приобщения к национальной культуре. Осознание детьми того, в какой культуре мы живем, какой культуре принадлежим, является важнейшей задачей современного воспитания, ибо культура - это то, что, как отмечал академик Д.С. Лихачев, «делает людей, населяющих определенное пространство, из простого населения - народом, нацией». В осознании принадлежности к своей национальной культуре находятся корни духовности, нравственности, гражданственности и самобытности личности .

«Поликультурное образование дошкольников через музыкальную культуру»«Поликультурное образование дошкольников через музыкальную культуру»


Поликультурное воспитание, собственно, не является для нас культ -организаторов чем-то новым. Россия - одна из первых стран, где были высказаны идеи интернационального воспитания, предусматривающие защиту и покровительство этнических меньшинств. Результатами поликультурного воспитания, как и интернационального, должны стать:

понимание и уважение иных народов, культур, цивилизаций, жизненных ценностей,

включая культуру быта;

осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами;

способность общаться;

осознание не только прав, но и обязанностей в отношении иных социальных и

национальных групп;

понимании особенностей различных культур;

достижение взаимодействия и взаимообмена;

готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса.

Подобно интернациональному, поликультурное воспитание имеет в виду налаживание связей между сообществами людей, исходит из необходимости взаимообогащения различных культур. Становление поликультурной личности дошкольника возможно через музыкально-художественную культуру в условиях посещения музыкальных, танцевальных кружков и народно прикладного искусства.

К настоящему времени накоплен значительный опыт по музыкальному и художественному образованию на различных уровнях: в системе дополнительного образования. При этом вопрос о воспитательных возможностях музыкально-художественной деятельности поднимается слишком редко, что дает основания предположить преобладание у педагогов образовательных целей над воспитательными. А ведь именно песня и танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о песнях и танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы и песни, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.

«Поликультурное образование дошкольников через музыкальную культуру»

«Поликультурное образование дошкольников через музыкальную культуру»




Музыкально-народное творчество, любимое детьми. Ежегодно много детей хотят посещать хоровой и танцевальный кружок Занятия музыкальные чрезвычайно полезны для ребенка, способствуют его физическому, нравственному, эстетическому развитию - дети раскрывают для себя все традиции, нравы, обряды, характер различных народов, и их образ жизни, культуру.

Бесспорно, кружки пения и танца - это самая доступная и массовая база музыкально- народного образования детей, юношества, это тот "фундамент", на котором будет в дальнейшем воздвигаться все "здание" духовной культуры современного, гармонически развитого человека.

Какую же роль должно выполнять музыкально- народное творчество в поликультурном воспитании подрастающего поколения? Должно ли оно быть предметом образования или воспитания?

Социализирующие функции современного музыкально-народного творчества тесно связаны и взаимодействуют между собой. Каждое песенно- хореографическое направление, живя в обществе и воздействуя на него, осуществляет не одну, а одновременно несколько функций, и среди них обязательно - воспитательную, ведь хореография так или иначе воспитывает исполнителей, формирует, преобразовывает их духовный мир.

Мы педагоги музыкально- художественной культуры и музыкальные руководители в сельских МДОУ обучая детей одному из самых любимых видов искусства - песни и танцу, также вносим свой вклад в поликультурное воспитание. В основе этого лежит формирование любви к своей национальной культуре, народному творчеству, интересу и пониманию красоты окружающего мира, общения.

«Поликультурное образование дошкольников через музыкальную культуру»







© 2010-2022