- Преподавателю
- Музыка
- Конспект поурочного плана по учебному предмету Сольфеджио ФГТ на тему Переменный лад (3 класс)
Конспект поурочного плана по учебному предмету Сольфеджио ФГТ на тему Переменный лад (3 класс)
Раздел | Музыка |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Белобородова В.В. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект поурочного плана по предмету «Сольфеджио»
3 класс (5-летний курс обучения) ФГТ
преподаватель МУДО «Усть-Ордынская ДШИ»
Белобородова Виктория Викторовна
Тема: Переменный лад
Цель: закрепить с учащимися пение музыкальных примеров в переменном ладу
Задачи: 1. Образовательная:
Переменный лад - правило. Переменный лад - это лад, в котором 2 тоники: мажорная и минорная. Произведение может начаться в мажоре, а закончиться в параллельном миноре и наоборот. Например, № 319 (I ч.) В. Макаров «Молодой кузнец» начинается в тональности Ре мажор, а заканчивается в тональности си минор.
№ 319 переписать в тетрадь карандашом, простучать ритм и спеть с листа с тактированием.
Спеть гамму си минор (3 вида), в ней комплекс: разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные звуки, t5/3, t6, t6/4.
Игра на ф-но: t5/3, t6, t6/4 в тональности си минор.
Спеть диктант № 46 с тактированием наизусть.
№ 203 (I ч.) - простучать ритмическое упражнение, с использованием группы шестнадцатых и четверть с точкой.
№ 41 (II ч.) р.н.п. «За реченькой было» - петь 1 и 2 голос с тактированием.
Слуховой анализ: м.6 - б.2 - ч.4 - м.3 - м.2 - ч.5 - б.6 - ч.8 - б.3
Песенки про интервалы.
Анализ на слух: П. Чайковский «Болезнь куклы» - определить лад, размер, динамические оттенки, ритмические особенности.
2.Воспитательная: осознанное отношение у учащихся к интонации музыкальных примеров.
3.Развивающая: слух, ритм, речь, память, мышление.
Методы: словесный, наглядный, ретроспективы, сравнения, музыкального обобщения.
Оборудование: доска, мелки, фортепиано.
Список литературы и средств обучения
Учебная и методическая литература
-
И.А. Лазарева, И.В. Казанцева. Программа учебного предмета ПО.02.УП.01. «СОЛЬФЕДЖИО» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» для учащихся 1 - 5 классов. - Срок реализации - 5 лет. - Усть-Ордынский, 2015.
-
Сольфеджио / Сост. Б. Калмыков, Г. Фридкин. - Ч. 1 : Одноголосие. - М.: «Музыка», 1980.
-
Сольфеджио / Сост. Б. Калмыков, Г. Фридкин. - Ч. 2 : Двухголосие. - М.: «Музыка», 2006.
-
И. Способин Элементарная теория музыки. - М.: Кифара, 1998.
-
О. Лежнева Практическая работа на уроках сольфеджио: Диктант. Слуховой анализ: Учеб. пособие для уч-ся 1-8 кл. ДМШ и ДШИ. - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
-
П. Чайковский. Детский альбом. Для ф-но. - М.: «Музыка», 1988.
Перечень учебно-методических материалов
1.Наглядные пособия для работы на уроках сольфеджио: Клавиатура, столбица, тональный «градусник», пособие по ступеням.
2.Карточки музыкальных обозначений: t5/3, t6, t6/4, интервалы.
Ход урока
Вокально-интонационные навыки
1. Спеть гамму си минор (3 вида), в ней комплекс: разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные звуки, t5/3, t6, t6/4.
2. Спеть диктант № 46 наизусть с тактированием:
.
3.Песенки про интервалы.
Теоретические сведения
1.Переменный лад - правило.
Переменный лад - это лад, в котором 2 тоники: мажорная и минорная. Произведение может начаться в мажоре, а закончиться в параллельном миноре и наоборот. Например, № 319 (I ч.) В. Макаров «Молодой кузнец» начинается в тональности Ре мажор, а заканчивается в тональности си минор.
2.№ 319 переписать в тетрадь.
3. Игра на ф-но: t5/3, t6, t6/4 в тональности си минор.
Сольфеджирование и пение с листа
№ 41 (II ч.) р.н.п. «За реченькой было» - петь 1 и 2 голос с тактированием.
№ 319 (I ч.) - спеть с листа с тактированием.
Воспитание чувства метроритма
№ 319 (I ч.) - простучать ритм.
№ 203 (I ч.) - простучать ритмическое упражнение, с использованием группы шестнадцатых и четверть с точкой.
Слуховой анализ
1.Определить на слух: м.6 - б.2 - ч.4 - м.3 - м.2 - ч.5 - б.6 - ч.8 - б.3
2.Анализ на слух: П. Чайковский «Болезнь куклы» - определить лад, размер, динамические оттенки, ритмические особенности.
Д/з
1.№ 319 (I ч.) - петь по нотам с тактированием.
2. № 41 (II ч.) - петь 1 и 2 голос с тактированием.
3.Построить гамму ля минор (3 вида), вводные звуки, в ней t5/3, t6, t6/4.