• Преподавателю
  • Музыка
  • Статья на тему Формирование имиджа лицеиста-старшеклассника средствами музыкальнго искусства

Статья на тему Формирование имиджа лицеиста-старшеклассника средствами музыкальнго искусства

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование имиджа лицеиста-старшеклассника средствами музыкального искусства

В педагогику люди приходят по разным мотивам. Один из них - желание следовать образу любимого учителя. Исполнение педагогической профессии предполагает мастерское соблюдение привлекательного имиджа. Образ педагога исторически должен быть представлен с наилучшей стороны. Но судя по востребованности учительской профессии в новом тысячелетии имиджевые характеристики современного педагога очень искажены и часто средствами современного искусства бывают доведены до карикатуры. Отсюда возникает необходимость в формировании иного отношения к учителю еще на школьной, а затем и на студенческой скамье в условиях педагогического вуза. Особую роль эта проблема занимает в условиях Алтайского краевого педагогического лицея - старшей школы, ориентирующей на профессию учителя.

Известно, что познание и развитие собственной духовности выступает одним из условий подготовки к созданию достойного имиджа. "Имидж (image - англ., "образ") - стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании. Имидж формируется как на основе реального поведения индивида, так и под влиянием оценок и мнений других людей" (Современый словарь по педагогике. Минск, 2001).

В современном обществе актуальное значение приобретают особенности человека, его способности и компетентности, профессиональная подготовка и готовность к творческому поиску, к нововведениям. Все это диктует необходимость формирования нового стиля социального поведения, который отвечал бы современным задачам развития общества.

Формирование позитивного имиджа молодого поколения на современном этапе развития общества является актуальной проблемой. Педагог в современном понимании - это активная, гармонично развитая, творческая личность, которая призвана быть эталоном для подражания учащихся в морально-этическом, поведенческом, коммуникативном и профессиональном плане.

Современные высшие учебные заведения России ориентированы на становление духовного облика своих воспитанников, конкурентноспособной целостной личности. Но в третьем тысячелетии в жизнь вступило новое поколение молодежи с принципиально иными личностными качествами, ценностными установками, жизненными ориентирами и потребностями. Социологами замечено, что сегодня нарастает тенденция дегуманизации общества, усиление межличностной и межгрупповой агрессии, когда нормальные человеческие чувства и устремления искажаются или подменяются фарсом.

Цель данной статьи - обоснование формирования внутренней составляющей имиджа старшеклассника-лицеиста средствами музыкального искусства. Вопрос формирования имиджа старшеклассника - будущего студента как отражения внутренней культуры личности лежит в плоскости педагогической науки, в том числе и в области музыкальной педагогики. Мы хотим рассмотреть связь имиджевых характеристик личности и музыкально-педагогической практики.

Любое из искусств дает свои ответы на запросы времени, и красота воспринимается молодежью эмоционально. В связи с этим, выбирается то искусство, которое наиболее «массово» воздействует на молодежь, наиболее ей доступно и легко усваивается. Таким искусством является музыка, и особенно, наиболее активная его форма - музыкальное исполнительство. "Музыка оказывает воспитывающее воздействие на человека, на основе которого обогащается его жизненный опыт, пробуждаются социально-ценные психические состояния, развиваются инициатива, находчивость, организаторское чутье, критическое отношение, человек приучается делать выводы и обобщения" (Б.В.Асафьев). В ряду искусств именно музыка обладает особо высоким "педагогическим" потенциалом. Среди характеристик музыки необходимо выделить следующие функции: коммуникативную, чувственную, познавательную, воспитательную, функцию сапознания личности.

Широкая практика социально-воспитательной миссии музыки не только правомерна, но и крайне актуальна сегодня. Необходимо смотреть на музыкальную культуру как на нечто целостное, как на единую систему очень высокого уровня, как на равную среди других дисциплин. "Если хочешь узнать, благополучно ли обстоят дела с правлением в какой-либо стране, и здоровы ли ее нравы, то прислушайся к ее музыке" (Конфуций).

Воспитание средствами музыки невозможно без творческого процесса, без развития творческих наклонностей обучаемых. Музыкальное воспитание играет положительную роль в преподавании других предметов, делая их привлекательными, создавая благоприятные условия для раскрытия творческих способностей. Роль музыки в этих процессах чрезвычайно высока и значительна. Это учитывали создатели первой программы АКПЛ, вводя в учебный план старшей школы такие предметы как музыка и ритмика за счет регионального компонента.

"Центр музыкальности" человека - это его душевная отзывчивость на музыку, а не специфическая музыкальная одаренность. В связи с этим, на наш взгляд, роль музыки в процессе формирования эстетической культуры и внутреннего имиджа старшеклассника намного значительнее других видов искусств. Сегодня предмет «История музыки» позволяет учащимся соприкоснуться с миром зарубежной и отечественной музыкальной культуры, с ее особым символическим языком. Он развивает ориентации личности в мире эстетических ценностей, формирует эстетическое сознание, потребность к творческой деятельности, стремление к креативности, а также культуру слушания музыки, приобщает к активной музыкально-творческой деятельности через собственный исполнительский опыт. Кроме этого, данный курс призван решать воспитательно-корректирующие задачи, направлен к душе старшеклассников-лицеистов, их сегодняшним эмоциям, вкусам, увлечениям. Это позволяет курсу носить практикоориентирующий характер и отвечать потребностям современной молодежи, ведь подбор музыкально-теоретического материала и исполнительского репертуара строится, исходя из музыкальных способностей и ранее приобретенных умений и навыков учащихся. Правильно подобранный репертуар решает учебные, воспитательные и исполнительские задачи. При подаче материала используются разные методы и формы организации занятий:

словесные методы подачи музыкально-теоретического материала (рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия, сравнение). Данные методы позволяют передать большую по объему информацию, поставить проблемы, указать пути их решения, сделать выводы. Слово активизирует воображение, память, чувства обучающихся;

наглядно-слуховые методы. Приоритетным видом наглядности на занятиях музыкальным искусством является звучание самой музыки, предполагающее демонстрацию музыкальных произведений как в живом исполнении педагогом, так и с использованием звуко- и видеовоспроизводящей техники;

наглядно-зрительные методы (наглядные дидактические пособия, хрестоматийный нотный материал, репродукции, музыкальные словари);

практические методы (активное взаимодействие с музыкой, воспроизведение музыкального материала в вокальных формах исполнительской деятельности, моделирование интонационно-звукового процесса). По словам Б.В.Асафьева "необходимо вызывать в слушателе инстинкт исполнителя";

методы формирования вокально-хоровых умений и навыков (правильная певческая установка, формирование певческого дыхания, звукообразования, певческой дикции, точность музыкальной интонации, работа над ансамблевым звучанием, тембровой слитностью).

Особое внимание уделяется методам, активизирующим развитие осознанности восприятия музыки, таким как:

  • метод перспективы и ретроспективы (забегание вперед и возвращения к пройденному). Данный метод в процессе обучения позволяет устанавливать преемственные связи между темами программы, формируя целостное представление о музыке у лицеистов;

  • метод музыкального обобщения - ведущий метод организации музыкальных занятий (направлен на усвоение ключевых знаний о музыке, воплощенных в тематизме программы, направлен на формирование художественного мышления);

  • метод индивидуального и группового размышления о музыке (направлен на личностное, творчески индивидуальное присвоение лицеистами духовных ценностей). Использование данного метода подразумевает не усвоение учащимися готового знания, а выбор проблемы педагогом и предъявление ее для самостоятельного решения лицеистам;

  • метод эмоциональной драматургии (направлен на активацию эмоционального отношения учащихся к музыке на основе принципов эмоционального контраста, где решается задача соотнесения предлагаемого варианта построения занятия с конкретными условиями, уровнем музыкального и общего развития учащихся в условиях данного класса).

Перечисленные выше методы имеют четкую ориентацию, многофункциональный характер. Деятельность учащихся на занятиях музыкальным искусством осуществляется как художественная по содержанию и учебная по форме. Занятия музыкой, особенно классическим ее направлением, повышают общий культурный уровень лицеистов, воспитывают дисциплинированность, организованность, ответственность, порядочность. Учащиеся, приобщаются к истокам национальной культуры, у них воспитывается культура восприятия художественного произведения, развивается культура слушания музыки, разбиваются стереотипы мышления, например, по вопросу слушания и исполнения классической музыки только людьми старше 50-ти лет и т.п., меняются стереотипы поведения, происходит осмысленное осознание результатов тех или иных поступков. Таким образом, путь формирования имиджа будущего современного студента-нынешнего старшеклассника - это объемная совокупная работа, включающая в себя систему формирования внешних и внутренних профессиональных и социальных качеств личности. Создавая свой образ, мы совершенствуемся, а личностное начало как внутреннее состояние человека всегда проявляется через конкретную деятельность, в том числе и творческую.

Приобщение старшеклассника к ценностям мировой художественной культуры и искусства - это непременное условие формирования его общей и эстетической культуры, а также и собственного внутреннего имиджа.

© 2010-2022