• Преподавателю
  • Музыка
  • Научно-исследовательская работа Газиза Ахметовна Жубанова первая женщина-композитор РК

Научно-исследовательская работа Газиза Ахметовна Жубанова первая женщина-композитор РК

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание:


  1. Введение………………………………………………………………..1 стр.

  2. Жизнь композитора. Моменты из жизни……………………………..1стр.

  3. В пижаме с роялем……………………………………………………...3стр.

  4. С золотой медалью……………………………………………………..3стр.

  5. Она будет композитором!.......................................................................4стр.

  6. Новогоднее знакомство………………………………………………...4стр.

  7. Музыкант, гражданин,ректор…………………………………………5стр.

  8. В зените педагогического мастерства………………………………...6стр.

  9. Двенадцать пьес для детей и юношества……………………………..6стр.











Введение.

Слово «музыка» в переводе с греческого означает «искусство муз». Музыка - это вид искусства. У каждого искусства имеется свой язык: живопись говорит с людьми при помощи красок, цветов и линий, литература - при помощи слова, а музыка - с помощью звуков. В мир музыки человек погружается с детства. Музыка оказывает большое влияние на человека. Совсем еще маленький ребенок может вдруг заплакать под грустную мелодию и засмеяться под веселую, или весело запрыгать, хотя он еще не знает, что такое танец. Какие только чувства не выражает человек с помощью музыки!

Интересно, что одно и то же произведение мы воспринимаем по-разному, каждый по-своему. Мы выделяем для себя более доступные и близкие произведения, которые легко слушаются и понимаются. Это запоминающиеся мелодии и зажигательные ритмы. А также серьезная музыка, которая требует к себе особого отношения, - например, симфонии Бетховена или реквием Моцарта. Музыка может быть для человека и развлечением, и «учителем».

Самая разная и при самых разных условиях звучит в нашей жизни музыка. Без нее нет радио, телевидения, кино, музыкой наполнены концертные залы. Мы слышим ее везде: в детских садах и ш колах, на спортивных соревнованиях, в цирке, в местах для отдыха, в парках, дома, в поездах, в самолетах. Ее любили, любят и будут любить всегда, ведь музыка - это часть нашей жизни.

Существует такое изречение: "Философия начинается с удивления". А если

человек, тем более композитор, не испытывает удивления, радости

открытия, он много теряет в своем культурном наследии. Г.Жубанова.

Жизнь композитора. Моменты из жизни…

Газизу Ахметовну Жубанову по праву можно назвать лидером композиторской

школы Казахстана. Она внесла значительный вклад в современную казахскую

музыкальную культуру своей научной, педагогической и общественной

деятельностью. Основы музыкального воспитания заложил отец будущего

композитора - академик А.К. Жубанов, один из основоположников казахской

советской музыки. Формирование самостоятельного музыкального мышления

произошло еще в студенческие и аспирантские годы (училище им. Гнесиных, 1945-49

и Московская консерватория, 1949-57). Напряженные творческие опыты вылились

в скрипичный Концерт (1958), который открыл первую страницу истории этого

жанра в республике. Сочинение показательно тем, что в нем ярко проявилась

концепция всего последующего творчества: отклик на извечные вопросы бытия,

жизнь духа, преломленные сквозь призму современного музыкального языка в

органичном сочетании с художественным переосмыслением традиционного

музыкального наследия.

Жанровый спектр творчества Жубановой многообразен. Ею созданы : 3 оперы,

4 балета, 3 симфонии, 3 концерта, 6 ораторий, 5 кантат, свыше 30

произведений камерной музыки, песенные и хоровые сочинения, музыка к

спектаклям и кинофильмам. Большинству из этих опусов присущи философская

глубина и поэтическое осмысление мира, который в сознании композитора не

ограничен пространственно-временными рамками. Художественная мысль автора

обращается как в глубь времен, так и к актуальным проблемам современности.

Вклад Жубановой в современную казахскую культуру огромен. Она не только

использует или продолжает сложившуюся в течение многих веков национальную

музыкальную традицию своего народа, но и сама существенно влияет на

формирование ее новых признаков, адекватных этническому сознанию казахского народа конца XX в.в, так же сознанию, не замкнутому в своем Пространстве, а включенному в общечеловеческий мировой Космос.

Поэтический мир Жубановой - это мир Социума и мир Эпоса, с его

противоречиями и ценностями. Таковы обобщенно-эпический струнный Квартет

(1973); Вторая симфония с ее противостоянием двух антимиров - красоты

человеческого «Я и социальных бурь» (1983); фортепианное «Трио» Памяти Юрия

Шапорина, где образы Учителя и художественного «Я» построены на ярком

психологическом параллелизме (1985).

Будучи глубоко национальным композитором, Г. Жубанова одержала свое слово

большого мастера в таких сочинениях, как: симфоническая поэма «Аксак-Кулан»

(1954), оперы «Енлик и Кебек» (по одноим. драме М. Ауэзова, 1975) и

«Курмангазы» (1986), симфония «Жигер» (в переводе Энергия, памяти отца, 1973),

оратория «Письмо Татьяны» (на стихи и песни Абая, 1983), кантата «Сказ о

Мухтаре Ауэзове»(1965), балет «Карагоз»(1987) и др.

Помимо плодотворного диалога с традиционной культурой, Газиза Ахметовна представила яркие образцы обращения к современной тематике с ее трагическими и незабываемыми страницами, как: камерно-инструментальная поэма «Толгау»(1973) посвящена памяти Алии Молдагуловой; опера «Двадцать восемь» (За нами Москва) - подвигу панфиловцев (1981); в балетах «Акканат» (Легенда о белой птице, 1966) и

«Хиросима» (1966) выражена боль трагедии японского народа. Духовная

сопричастность нашей эпохе с ее катаклизмами и величием идей отразилась в

трилогии о В. И. Ленине - оратория «Ленин» (1969) и кантаты «Аральская быль»

(Письмо Ленина, 1978), «Ленин с нами» (1970).

Г. Жубанова успешно сочетает творческую работу с активной общественной и

педагогической деятельностью. Будучи ректором Алма-Атинской консерватории

(1975-87), она много сил отдала воспитанию современной плеяды талантливых

казахских композиторов, музыковедов, исполнителей. В течение многих лет

Газиза Ахметовна являлась членом правления Комитета советских женщин, а в 1988 г.

избрана членом Советского фонда милосердия.

Широта проблем, которая проявляется в творчестве Жубановой, находит

отражение и в сфере ее научных интересов: в публикациях статей и очерков, в

выступлениях на всесоюзных и международных симпозиумах в Москве, Самарканде,

Италии, Японии и др. И все же главным для нее является вопрос о путях

дальнейшего развития культуры Казахстана.Как говорила наша соотечественница: «Истинная традиция живет в развитии культуры народа» - в этих словах выражена и гражданская, и творческая позиция Газизы Жубановой, человека с удивительно добрым взглядом как и в жизни, так и в Музыка.

Национальная Консерватория имени Курмангазы отмечает 65-летие. 12 лет ее ректором была Народная артистка СССР Газиза Жубанова
Через дорогу от консерватории находится музей-квартира Ахмета и Газизы Жубановых. В юбилейные для консерватории дни, его особенно часто посещают студенты. В центре музейного зала стоит рояль Жубановой, за которым рождались смелые, новаторские музыкальные произведения композитора.

В пижаме за роялем.

Сочинять музыку Газиза Жубанова мечтала с детства. Она часто вспоминала один эпизод: как-то в седьмом классе дети получили задание - написать сочинение на тему «Кем я хочу быть». И Газиза Ахметовна вывела аккуратным почерком - буду композитором. Тогда, по итогам этого сочинения, она оказалась единственным ребенком, чья мечта была - сочинять музыку. Мальчишки - одноклассники Газизы отнеслись к этому с недоверием. Они подошли к девочке на перемене и спросили: «как же ты хочешь стать композитором, если это мужская профессия?». На что она невозмутимо ответила: «А я все равно буду композитором». И так утверждать были все основания. Она усердно занималась в музыкальной школе и уже сочинила целых две собственных музыкальных пьесы. А рождались произведения следующим образом: когда папы, известного композитора Ахмета Жубанова не было дома, она надевала его пижаму, в которой сразу же утопала, садилась за отцовский рояль и сочиняла.
«Папину пижаму я долго хранила+ Мои композиторские опыты он всегда поощрял», - писала Газиза Ахметовна в своей книге «Мир мой - музыка».


С золотой медалью.

В старших классах школы Газиза Жубанова одновременно начала учиться в музыкальном училище. Вместе с ней занимались Сыдык Мухамеджанов, Дмитрий Мацуцин, Борис Лебедев. В последствии, весь этот курс составил цвет отечественной музыкальной культуры.
Школу она окончила в 1944 году. В тот же год была учреждена золотая медаль, которой, за отличную учебу, была награждена Газиза Жубанова. Перед ней открывались двери любого вуза, без экзаменов. Девушка даже некоторое время подумывала о поступлении на истфак МГУ. "Но опять - природа, моя творческая суть, она не позволила мне изменить ей. Я сказала родителям, что хочу серьезно заняться музыкальной профессией. И опять повторила уверенно: "Я буду композитором! И хочу учиться в Москве", - настояла Жубанова.
Наверное, такого ответа от нее и ожидал отец, родители поддержали решение дочери. Но Ахмет Жубанов сказал, что к поездке в Москву нужно серьезно подготовиться . И все лето она сочиняла.

Она будет композитором!

Осенью вместе с папой Газиза отправилась в Москву, к Михаилу Гнесину. Ахмет Жубанов был с ним в добрых отношениях - в конце тридцатых они совместно сочиняли музыку к фильму "Амангельды". Девушка сыграла маститому педагогу несколько своих вещей. Среди них были романс "Не пугай меня бурей", Сонатина для фортепиано, Пьеса для скрипки и фортепиано.
У Гнесина, ученика Римского-Корсакова, произведения Газизы вызвали симпатию. Что-то их роднило со стилем "Могучей кучки" искусство которой ознаменовало новые музыкальные тенденции двадцатого века. В сочинениях начинающего композитора читался поиск новых форм, свежий музыкальный язык. "У Газизы несомненный дар, она будет композитором!", - сказал Гнесин Ахмету Жубанову и дал рекомендацию на поступление девушки Гнесинское училище.
"Возможно, это были просто бодрящие слова, но я восприняла их почти мистически, как голос провидения+", - рассказывала Газиза Жубанова.
После успешного окончания Гнесинки она поступила в Московскую консерваторию, в класс профессора Юрия Шапорина, а затем в аспирантуру. Среди однокурсников Жубановой были Александра Пахмутова и Евгений Светланов, ряд других, в будущем, прославленных музыкантов.
В качестве дипломной работы Газиза Жубанова представила один акт оперы "Ночные раскаты" по Ауэзову. Главную партию исполнил Николай Гяуров - ставший через несколько лет звездой оперной сцены. Годы обучения в аспирантуре были очень плодотворным периодом. Тогда были созданы скрипичный концерт, который Газиза Ахметовна считала новым этапом в своем творчестве, первый вариант оратории "Заря над степью", которую Арам Хачатурян назвал самобытной и свежей музыкой.

Новогоднее знакомство.

Московский период обучения был для Газизы Жубановой временем судьбоносных встреч, и не только творческих. Студент четвертого курса ГИТИСа Азербайджан Мамбетов пригласил своих друзей - знакомых казахстанских студентов московских вузов к себе - в комнату общежития на встречу нового, 1957 года. Благо повод для этого был. Он только, что вернулся из Гурьева, где, по приглашению Министерства культуры Казахской ССР, успешно поставил пьесу А. Штейна "Персональное дело". После премьеры труппа подарила ему огромную красную рыбу весом более 20 кг.
"Среди приглашенных студентов-казахов была Газиза, Газиза Ахметовна Жубанова. Она была беленькая, голубоглазая, скромная и очень общительная девушка. Было весело, мы пели песни, дифирамбы лились рекой. Это был незабываемый вечер в моей жизни+", - рассказывал режиссер.
Вскоре они поженились. Это был союз двух единомышленников. Жубанова неоднократно писала музыку к спектаклям своего супруга.

Музыкант, гражданин и ректор.

Газиза Жубанова могла бы остаться в Москве и сделать там блестящую карьеру. Но, прежде всего, она ощущала себя казахстанским композитором и понимала, что ее талант и знания нужны здесь. Зная о ее организаторских и лидерских качествах в ЦК партии предложили Жубановой возглавить Союз композиторов Казахстана. И в ответ на ее реплику: "Я училась в Москве не на председателя, а на композитора", настойчиво сказали: "Задание партии, отказаться нельзя".
Это был 1962 год, ознаменовавшийся расколом в этой творческой организации. Как вспоминала Газиза Жубанова, "Мужчины не поделили между собой власть". И руководить союзом в тот период было непросто. Но у Газизы Ахметовны было два критерия: профессиональный - к произведениям и человеческий - к людям. Начинающий руководитель стала продвигать молодые таланты, инициировала проведение фестивалей современной классической музыки, как в Алма-Ате, так и в регионах республики.
Несмотря на то, что был уже период хрущевской оттепели, прежние суждения еще бродили в сознании людей. Старая гвардия Союза композиторов не приняла ни стремительных перемен в творческой организации, ни композиторских новаций Газизы Жубановой. 1967 и 1968 годы выдались сложными для Газизы Ахметовны. В начале умерла мать, а затем и не стало отца. Как вспоминала композитор, "затаившиеся" воспаряли и мобилизовали власть. Газиза Жубанова не стала бороться с "ветряными мельницами" и ушла из Союза. Но, "свободным композитором" она пробыла недолго. В 1975 году ей, к тому времени уже известному композитору и опытному организатору, предложили стать ректором консерватории. "Интуитивно я чувствовала, что работа ректора отнимем много времени+ Вместе с тем, во мне неотступно жила идея - поднять профессиональный уровень нашей консерватории", - вспоминала Газиза Жубанова.
"Она всегда давала дорогу молодым, давала талантливой молодежи рекомендации для продолжения учебы в Москве", - вспоминает сын Газизы Жубановой композитор Алиби Мамбетов.
В должности ректора она проработала 12 лет.
В конце восьмидесятых Газиза Жубанова оставила должность ректора и вновь стала, как она любила говорить, "свободным композитором", ведь свобода для творческого человека - главное.
"И смысл той юношеской мечты - "Я буду композитором", - высветился для меня лишь сейчас, но, с той разницей, что теперь - я композитор", писала Газиза Ахметовна.
Но, на самом деле, она никогда, ни на минуту не забывала о своем композиторском призвании. В ее произведениях отразился новаторский дух двадцатого века, традиции Стравинского, Прокофьева, других выдающихся коллег. Она сочиняла сквозь призму своей гражданской позиции. Жила в ногу со временем, а зачастую даже опережая его.
И кажется, что ее рояль, стены музея-квартиры Жубановых, хранят мощную энергетику ее творчества, энергетику новаторского духа композитора.
Газиза Ахметовна была-не только творцом, но и Учителем с большой буквы.

Она воспитала целую плеяду молодых талантливых композиторов , среди которых такие мастера как : Алмас Саркебаев , Тулеген Мухамеджанов и другие. И сегодня хочется надеяться , что народ , из недр которого выходят такие известные творцы , как Газаза Жубанова , и что народ , для которого она творила , воздаст ей должное , потому что ее творчество воплотило все лучшее , что есть в душе нашего казахского народа- это красота, мудрость , и сила духа.

В зените педагогического мастерства.

Не для пустой забавы пой

В угоду суетному миру !

Готовься к подвигу, поэт,

Когда берешь святую лиру.

( Шандор Петефи )

Эти известные строки венгерского поэта, своего рода воззвания к художнику , с полным правом можно адресовать Газизе Жубановой- женщине-композитору из Казахстана. Исключительного размаха деятельность Газизы аккумулирует в себе огромнейший поток жизненной энергии.

Вспоминаются слова Д.Д. Шостаковича и заключенная в них высокая оценка музыки Жубановой : « Она не боится выйти за рамки принятой народности , делает это понятие все более широким». Вдумываясь в смысл этих слов , еще и еще раз убеждаешься в национальной принадлежности, почвенности композитора , впитавшей душой и сердцем народное искусство. Глубинное постижение композитором народных истоков , сильное и полнокровное усвоение их обусловили свободу , логичность, виртуозность, и разнообразие форм претворения фольклора в собственном творчестве , свободу , сочетающуюся с вдумчивостью и высоким этносом отношения к бесценным образцам национальной традиции.

Эти же качества Газиза Ахметовна прививает и своим ученикам , неутомимо говоря им о том , как «необходимо композитору овладеть глубокими знаниями национальной культуры , впитать фольклор душой». Без этого, композитор . даже самый талантливый , оказывается между небом и землей. Именно сегодня , когда все всё знают, когда все в курсе всех художественных течений, учитесь слушать музыку своего народа». И в этих словах, пожалуй, выявляется одна из главных черт Газизы Жубановой, вдумчивого педагога, творящего мастера, находящегося в зените своих творческих сил.

Двенадцать пьес для детей и юношества.

Фортепианные произведения Народной артистки СССР, профессора Г.А. Жубановой представляют огромный интерес. Судьба «Трех прелюдий», созданы автором еще в годы учебы в Московской консерватории, сложилась счастливо: они не раз издавались и прочно утвердились в репертуаре пианистов, став классическим образом казахской фортепианной миниатюры.

В последние годы, после большого перерыва, композитор вновь обращается к фортепианной музыке. За период с 1985 по 1993 годы появляются Три прелюдии «ЕВА», посвященные памяти Е.Б.Коган. Цикл пьес для детей и юношества , две фортепианные сонаты , цикл «Миражи» и , наконец , Концерт для фортепиано с оркестром. Эти произведения сразу вошли в репертуар музыкальных учебных заведений и концертирующих пианистов.

Цикл «Двенадцать пьес для детей и юношества» был написан Г.А. Жубановой в 1987-1990 годы и является одним из ярких образцов детской фортепианной музыки Казахстана. Пьесы адресованы юным музыкантам и могут исполнятся учащимися детских музыкальных школ и музыкальных училищ.

Главная задача исполнителя этого цикла- раскрытие сути музыки, ее характера , настроения, ее жанровой основы и поэтической одухотворенности. Среди музыкальных образов пьес- сценки из жизни, картинки неуёмной фантазии детства, философские размышления, заставляющие думать и сопереживать.

Пьесы помогут выявить яркие индивидуальные черты молодых исполнителей , и национальное своеобразие музыки Казахстана. Они уже прочно вошли в репертуар детских музыкальных школ, исполнялись на фестивалях и конкурсах, таких, например, как конкурс имени А. Жубанова , впервые проведенный в 1993 году.

Творческая энергия Г.А. Жубановой была неиссякаема. В обширных замыслах композитора предполагалось объединить пьес для детей и юношества в Альбом из двадцати пьес, количество Прелюдий довести до 24-х… Однако в большинстве фортепианные произведения Г.А. Жубановой до сих пор не опубликованы. Настоящее издание призвано в какой-то мере восполнить этот пробел.

Выдающийся композитор , неординарная личность, Газаза Ахметовна Жубанова более тридцати лет посвятила воспитанию нескольких поколений молодых композиторов.







Список литературы:

  1. «Моя жизнь в искусстве» Г.А. Жубанова; Алматы 2002 год.

  2. Жубанова Г.А. Двенадцать пьес для детей и юношества. Для фо-но, под редакцией Д.А.Мамбетовой .Алматы.Тоо «Дайк-Пресс» 1994-20с.

Ссылки веб-сайтов:

  1. yadi.sk/d/lbh9TOixKrJ4d

  2. yadi.sk/d/6gJmvf_zKrHhh

  3. yadi.sk/d/REXDDwuJKrJ8j

  4. yadi.sk/d/ROsw_-QCKrJSF

  5. yadi.sk/d/yuSxdW4-KrJdE

  6. conservatoire.kz/index.php?id=44

  7. rhapsody.ru/whatismusic.html

  8. files.mail.ru/997E710D087E4FE7A3CFEFBC1D2F839C











Камзина Диана Руслановна

Газиза Жубанова. «В зените композиторского мастерства». Детский альбом «Двенадцать маленьких пьес для детей и юношества»

Научно-исследовательская работа





2015 год.

© 2010-2022