Проект: «Казахские народные инструменты»

Музыка в жизни человека имеет огромное значение, нельзя представить жизнь человека без музыки,ведь музыка дает нам так много прекрасного,подростающее поколение с огромным интересом изучает искусство музыкальной жизни. В Республике Казахстан культура поднимается среди населения,открываются детские музыкальные, дома творчества,школы искуссвт,всевозможные культурные учреждения. Так же интересна и самобытна история музыкальных инструментов, в нашей Республике большой популярностью пользуются Казахск...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Казахские народные инструменты».

Цель урока:

- Развитие чувства прекрасного у учащихся. - Развитие музыкальных способностей учащихся - музыкального слуха, ритма, музыкальной памяти.

Задачиа урока:

Образовательные - знакомство учеников с коллекцией музыкальных инструментов,история появления казахских народных инструментов,умение учащимися проанализировать знания полученные на уроке.

Развивающиеся - развивать музыкальные способности учащихся,раскрыть картину древней музыкальной жизни народа,сделать выводы.

Воспитание - воспитание понимания тесной связи музыки с жизнью, преемственности народного творчества с древности до наших дней , уважения к народной музыке, являющейся основой развития музыкального искусства.

Оборудование: интерактивная доска, портреты выдающихся народных музыкантов, рисунки казахских народных инструментов.

Тип урока:Изучение новой темы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели урока.

Знакомство учащихся с коллекцией музыкальных инструментов Б. Сарыбаева, с историей появления жетыгена, асатаяка, кобыза, домбры,шанкобыза;

знакомство с творчеством Коркыта, Курмангазы, А.Кашаубаева.

Слушание музыкальных инструментов, в сопровождение музыкальных инструментов.

  1. Беседа учителя - "Из истории становления традиционной казахской музыки".



  1. Б. Сырыбаев - создатель музея казахских народных музыкальных инструментов

  2. История создания жетегена.

  3. История создания асатаяка.

  4. История создания кобыза.

  5. История создания домбры.

  6. Курмангазы и его кюи

  7. Заключение.

Показ презентации на интерактивной доске.

Слова Абая:

«Песня летит и рождает порывы в сердцах,
И чудесны её переливы - радость, скорбь,
Убаюкивает сердце она,
Укачает его, как дитя, на руках».

Вступительное слово учителя: Музыка сопровождала людей во всех сферах их жизни: она звучали в походах, на свадьбах, на похоронах, перед советами старейшин. Все песни сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Песни и кюи, созданные казахским народом, живы до сих пор. Из поколения в поколение передавались традиции игры на музыкальных инструментах.

Поэтому мы должны знать:

Какова история казахских народных инструментов?

О чем свидетельствуют нам древние предания?

Народные музыкальные инструменты имеют давнюю историю, легенды, героические сказания, подтверждённые ныне археологическими исследованиями, материалами письменных источников.
Весьма ценные сведения о народных музыкальных инструментах оставили великий учёный-просветитель Абу Наср аль Фараби, арабские путешественники, посетившие дешти-кипчакские степи ещё в древности, которые с удивлением писали о том, что они встретили здесь немало интересных, мелодичных инструментов.

Активную работу по изучению, реконструкции и пропаганде казахских народных инструментов в 60-70-х годах прошлого века развернули известный музыковед, профессор Б.Сарыбаев и такие знатоки казахской старины, как С.Касимов, О. Хаймулдин и другие.
Почти 30 лет назад в Алматы был открыт музей казахских музыкальных инструментов, экспонаты для которого собирались со всего Казахстана. При открытии музея было всего лишь 70 видов инструментов, а в настоящее время их более 500.

Ребята сегодня мы совершим экскурсию в домашний музей видного казахского музыковеда, профессора Болата Шамгалиевича Сарыбаева, который собрал уникальную коллекцию казахских музыкальных инструментов. В коллекции Сарыбаева - инструменты, изготовленные из тростника, глины, металла, шкур и костей животных.
Ребята,у каждого инструмента есть своя легенда о появлении. Есть своя легенда и у жетыгена, инструмента похожего на гусли.
( слайд с изображением жетыгена)
Легенда появления жетыгена. В глубокой древности жил старик. Было у него семь сыновей. В лютую зиму погиб весь скот, наступил голод. Люди остались без еды. Холодным стал очаг. Смерть одного за другим уносила сыновей. Убитый горем, отец встал в отчаянии и стал долбить кусок сухого дерева. Первую струну он натянул, когда умер старший сын, и сыграл на ней погребальную песню. Умирают один за другим все сыновья, и отец, добавляя по струне, посвящает им новые кюи. «Дверь открыла песня для тебя,
Песня провожает в землю прах, скорбя.
Песня вечный спутник радости земли,
Так внемли ей чутко и цени, любя».
Так, по преданию, появился семиструнный жетыген. Этот инструмент сохранил свой первоначальный вид до сих пор.
(исполняется кюй в исполнении фольклорного ансамбля).

(На экране слайд с изображением асатаяка).

Асатаяк - казахский народный шумовой музыкальный инструмент. Атрибут шаманских инициаций. Представляет собой деревянный жезл высотой более одного метра. В верхней части имеется головка, на которую подвешиваются металлические подвески различной формы, издающие при движении шум.
В старину этим звонким инструментом отпугивали волков. Есть ещё одна разновидность асатаяка с подвесками. Его форма напоминает небольшую лопатку, украшенную орнаментом, на которую крепятся погремушки. Очень часто асатаяк использовали шаманы в своих обрядах.
(показ слайда и исполнение кюя фольклорным ансамблем)

Кобыз. В течение многих веков Коркыт хранится в памяти народа, его кобыз, его музыка. Слово кобыз можно перевести так: «коп» -много, «ыз»-жужжащий звук. Существует несколько легенд о том, как Коркыт создал свой первый кобыз. Вот одна из них.
Однажды во сне явился ангел и дал ему совет: «Коркыт, сделай себе кобыз, найди голень шестилетнего верблюда, обтяни её кожей одногорбого верблюда, установи вверху подставку из тёмно - рыжего козла и натяни струны из конского волоса пятилетнего жеребца и будешь ты обладать дивным инструментом».
И, последовав этому совету, Коркыт играл на кобызе так, что замирала вся природа: земля, небо, и все живые существа слушали его игру. Еще в молодости решил он бороться со смертью и стать бессмертным. Но везде и всюду Коркыт видит смерть: ковыль выгорает на солнце и погибает, горы со временем разрушаются. Всё вокруг говорило, что такой же конец ждёт и его. Поэтому в звуках кобыза он искал бессмертие и вечную жизнь. Ведь благодаря имменно звукам кобыза, можно передать звуки птиц, животных, разговора человека.
(кюй Коркыта на кобызе).

Домбра занимает особое место в казахской музыкальной культуре. Это самый распространённый и почитаемый в народе инструмент. Музыканты, владеющие игрой на домбре, пользовались уважением в народе. Путешествуя из аула в аул, они были желанными гостями в каждой юрте. Домбра очень удобна, её легко можно перевозить при кочёвке аула, она лёгкая, быстро настраивается. Музыканты - домбристы отдавали свою жизнь служению этому инструменту. Один из них так говорил о своей судьбе:

« Я советами лучшими пренебрёг,
И бродягой шагнул за родной порог.
В шапке, с перьями филина, да домброй
Не в богатстве, - а в искусстве искал я прок». (кюй «Кенес»)

Одним из выдающихся народных композиторов 19 века является наш земляк Курмангазы Сагирбаев.
Кюи Курмангазы отражали самые актуальные явления жизни народа. Музыка их ясна и мелодична, программное содержание всегда конкретно и доступно широкому кругу слушателей. Поэтому музыкальное искусство Курмангазы и нашло такой живой отклик в сердцах народа, передавалось из поколения в поколение и ныне стало неотъемлемым достоянием мировой музыкальной культуры.
Впечатлённый виртуозной игрой Курмангазы, писатель и этнограф Н. Савичев писал: «Курмангазы - редкая музыкальная душа и», получи он музыкальное образование, то был бы в музыкальном мире звездой первой величины.
Кюй «Сары-арка» - кульминационный пункт творчества Курмангазы. В нём дано широкое изображение народной жизни., всего лучшего, героического, что заложено в народном характере. Этот кюй, рождённый чутким сыновним сердцем, был голосом самого народа, голосом степи, широкой и бескрайней.
( оркестр казахских народных инструментов исполняет кюй Курмангазы « Сары-арка»)

Вывод: Старинные музыкальные инструменты не только хранятся в музеях, но и продолжают жить и радовать нас своим звучанием и в наши дни. На них играют солисты-инструменталисты, в ансамблях, в оркестрах.
И в завершении нашей встречи прозвучит кюй в современном стиле «деко» в исполнении ансамбля домбристов.

Слово учителя. Итак, сегодня мы с вами совершили заочную экскурсию в музей казахских народных инструментов, где познакомились не только с историей их создания, но и услышали их звучание.

5. Творческая работа в классе: Ребята сей час каждый из вас должен нарисовать несколько старинных музыкальных инструментов и объеденить их по видам-струнные и духовые.

6. Презентация работ

Ученики показывают рисунки составив к ним придуманную ими небольшой рассказ.

7.Итог урока. Выставление оценок .

8.Домашнее задание: Нарисовать оркестр народных инструментов, придумать одно стихотворение о любом музыкальном инструменте.





Самоанализ урока.

Ученики с интересом включились в деловой ритм урока.Все оборудование готово к уроку, делая вступление по теме урока,ученики уже знакомы из различных познавательных источников о народных инструментах. При проведении урока наблюдались логические переходы от одного этапа к другому.



© 2010-2022