- Преподавателю
- Музыка
- Проект: «Казахские народные инструменты»
Проект: «Казахские народные инструменты»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кущанов Б.Ш. |
Дата | 15.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: «Казахские народные инструменты».
Цель урока:
- Развитие чувства прекрасного у учащихся. - Развитие музыкальных способностей учащихся - музыкального слуха, ритма, музыкальной памяти.
Задачиа урока:
Образовательные - знакомство учеников с коллекцией музыкальных инструментов,история появления казахских народных инструментов,умение учащимися проанализировать знания полученные на уроке.
Развивающиеся - развивать музыкальные способности учащихся,раскрыть картину древней музыкальной жизни народа,сделать выводы.
Воспитание - воспитание понимания тесной связи музыки с жизнью, преемственности народного творчества с древности до наших дней , уважения к народной музыке, являющейся основой развития музыкального искусства.
Оборудование: интерактивная доска, портреты выдающихся народных музыкантов, рисунки казахских народных инструментов.
Тип урока:Изучение новой темы.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Сообщение темы и цели урока.
Знакомство учащихся с коллекцией музыкальных инструментов Б. Сарыбаева, с историей появления жетыгена, асатаяка, кобыза, домбры,шанкобыза;
знакомство с творчеством Коркыта, Курмангазы, А.Кашаубаева.
Слушание музыкальных инструментов, в сопровождение музыкальных инструментов.
-
Беседа учителя - "Из истории становления традиционной казахской музыки".
-
Б. Сырыбаев - создатель музея казахских народных музыкальных инструментов
-
История создания жетегена.
-
История создания асатаяка.
-
История создания кобыза.
-
История создания домбры.
-
Курмангазы и его кюи
-
Заключение.
Показ презентации на интерактивной доске.
Слова Абая:
«Песня летит и рождает порывы в сердцах,
И чудесны её переливы - радость, скорбь,
Убаюкивает сердце она,
Укачает его, как дитя, на руках».
Вступительное слово учителя: Музыка сопровождала людей во всех сферах их жизни: она звучали в походах, на свадьбах, на похоронах, перед советами старейшин. Все песни сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Песни и кюи, созданные казахским народом, живы до сих пор. Из поколения в поколение передавались традиции игры на музыкальных инструментах.
Поэтому мы должны знать:
Какова история казахских народных инструментов?
О чем свидетельствуют нам древние предания?
Народные музыкальные инструменты имеют давнюю историю, легенды, героические сказания, подтверждённые ныне археологическими исследованиями, материалами письменных источников.
Весьма ценные сведения о народных музыкальных инструментах оставили великий учёный-просветитель Абу Наср аль Фараби, арабские путешественники, посетившие дешти-кипчакские степи ещё в древности, которые с удивлением писали о том, что они встретили здесь немало интересных, мелодичных инструментов.
Активную работу по изучению, реконструкции и пропаганде казахских народных инструментов в 60-70-х годах прошлого века развернули известный музыковед, профессор Б.Сарыбаев и такие знатоки казахской старины, как С.Касимов, О. Хаймулдин и другие.
Почти 30 лет назад в Алматы был открыт музей казахских музыкальных инструментов, экспонаты для которого собирались со всего Казахстана. При открытии музея было всего лишь 70 видов инструментов, а в настоящее время их более 500.
Ребята сегодня мы совершим экскурсию в домашний музей видного казахского музыковеда, профессора Болата Шамгалиевича Сарыбаева, который собрал уникальную коллекцию казахских музыкальных инструментов. В коллекции Сарыбаева - инструменты, изготовленные из тростника, глины, металла, шкур и костей животных.
Ребята,у каждого инструмента есть своя легенда о появлении. Есть своя легенда и у жетыгена, инструмента похожего на гусли.
( слайд с изображением жетыгена)
Легенда появления жетыгена. В глубокой древности жил старик. Было у него семь сыновей. В лютую зиму погиб весь скот, наступил голод. Люди остались без еды. Холодным стал очаг. Смерть одного за другим уносила сыновей. Убитый горем, отец встал в отчаянии и стал долбить кусок сухого дерева. Первую струну он натянул, когда умер старший сын, и сыграл на ней погребальную песню. Умирают один за другим все сыновья, и отец, добавляя по струне, посвящает им новые кюи. «Дверь открыла песня для тебя,
Песня провожает в землю прах, скорбя.
Песня вечный спутник радости земли,
Так внемли ей чутко и цени, любя».
Так, по преданию, появился семиструнный жетыген. Этот инструмент сохранил свой первоначальный вид до сих пор.
(исполняется кюй в исполнении фольклорного ансамбля).
(На экране слайд с изображением асатаяка).
Асатаяк - казахский народный шумовой музыкальный инструмент. Атрибут шаманских инициаций. Представляет собой деревянный жезл высотой более одного метра. В верхней части имеется головка, на которую подвешиваются металлические подвески различной формы, издающие при движении шум.
В старину этим звонким инструментом отпугивали волков. Есть ещё одна разновидность асатаяка с подвесками. Его форма напоминает небольшую лопатку, украшенную орнаментом, на которую крепятся погремушки. Очень часто асатаяк использовали шаманы в своих обрядах.
(показ слайда и исполнение кюя фольклорным ансамблем)
Кобыз. В течение многих веков Коркыт хранится в памяти народа, его кобыз, его музыка. Слово кобыз можно перевести так: «коп» -много, «ыз»-жужжащий звук. Существует несколько легенд о том, как Коркыт создал свой первый кобыз. Вот одна из них.
Однажды во сне явился ангел и дал ему совет: «Коркыт, сделай себе кобыз, найди голень шестилетнего верблюда, обтяни её кожей одногорбого верблюда, установи вверху подставку из тёмно - рыжего козла и натяни струны из конского волоса пятилетнего жеребца и будешь ты обладать дивным инструментом».
И, последовав этому совету, Коркыт играл на кобызе так, что замирала вся природа: земля, небо, и все живые существа слушали его игру. Еще в молодости решил он бороться со смертью и стать бессмертным. Но везде и всюду Коркыт видит смерть: ковыль выгорает на солнце и погибает, горы со временем разрушаются. Всё вокруг говорило, что такой же конец ждёт и его. Поэтому в звуках кобыза он искал бессмертие и вечную жизнь. Ведь благодаря имменно звукам кобыза, можно передать звуки птиц, животных, разговора человека.
(кюй Коркыта на кобызе).
Домбра занимает особое место в казахской музыкальной культуре. Это самый распространённый и почитаемый в народе инструмент. Музыканты, владеющие игрой на домбре, пользовались уважением в народе. Путешествуя из аула в аул, они были желанными гостями в каждой юрте. Домбра очень удобна, её легко можно перевозить при кочёвке аула, она лёгкая, быстро настраивается. Музыканты - домбристы отдавали свою жизнь служению этому инструменту. Один из них так говорил о своей судьбе:
« Я советами лучшими пренебрёг,
И бродягой шагнул за родной порог.
В шапке, с перьями филина, да домброй
Не в богатстве, - а в искусстве искал я прок». (кюй «Кенес»)
Одним из выдающихся народных композиторов 19 века является наш земляк Курмангазы Сагирбаев.
Кюи Курмангазы отражали самые актуальные явления жизни народа. Музыка их ясна и мелодична, программное содержание всегда конкретно и доступно широкому кругу слушателей. Поэтому музыкальное искусство Курмангазы и нашло такой живой отклик в сердцах народа, передавалось из поколения в поколение и ныне стало неотъемлемым достоянием мировой музыкальной культуры.
Впечатлённый виртуозной игрой Курмангазы, писатель и этнограф Н. Савичев писал: «Курмангазы - редкая музыкальная душа и», получи он музыкальное образование, то был бы в музыкальном мире звездой первой величины.
Кюй «Сары-арка» - кульминационный пункт творчества Курмангазы. В нём дано широкое изображение народной жизни., всего лучшего, героического, что заложено в народном характере. Этот кюй, рождённый чутким сыновним сердцем, был голосом самого народа, голосом степи, широкой и бескрайней.
( оркестр казахских народных инструментов исполняет кюй Курмангазы « Сары-арка»)
Вывод: Старинные музыкальные инструменты не только хранятся в музеях, но и продолжают жить и радовать нас своим звучанием и в наши дни. На них играют солисты-инструменталисты, в ансамблях, в оркестрах.
И в завершении нашей встречи прозвучит кюй в современном стиле «деко» в исполнении ансамбля домбристов.
Слово учителя. Итак, сегодня мы с вами совершили заочную экскурсию в музей казахских народных инструментов, где познакомились не только с историей их создания, но и услышали их звучание.
5. Творческая работа в классе: Ребята сей час каждый из вас должен нарисовать несколько старинных музыкальных инструментов и объеденить их по видам-струнные и духовые.
6. Презентация работ
Ученики показывают рисунки составив к ним придуманную ими небольшой рассказ.
7.Итог урока. Выставление оценок .
8.Домашнее задание: Нарисовать оркестр народных инструментов, придумать одно стихотворение о любом музыкальном инструменте.
Самоанализ урока.
Ученики с интересом включились в деловой ритм урока.Все оборудование готово к уроку, делая вступление по теме урока,ученики уже знакомы из различных познавательных источников о народных инструментах. При проведении урока наблюдались логические переходы от одного этапа к другому.