- Преподавателю
- Музыка
- Урок по хору Вокальное воспитание в младшем хоре
Урок по хору Вокальное воспитание в младшем хоре
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Подусова Л.А. |
Дата | 05.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
.
Класс: 1-3
Предмет: хоровой класс
Тема урока: Вокальное воспитание в младшем хоре.
Форма проведения: коллективная
Тип урока: урок - повторение, закрепление умений и навыков.
Цель урока: воспитание правильного певческого звукообразования.
Задачи:
Образовательные:
-
учить детей правильно брать дыхание и протягивать звук.
-
добиваться плавного и ровного звучания на протяжении всего диапазона голоса;
-
умение использовать различные виды звуковедения;
-
добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;
-
формировать дикционные, артикуляционные и орфоэпические навыки.
Развивающие:
-
продолжение формирования вокально - хоровых навыков и умений;
-
продолжать вырабатывание основных певческих свойств голоса - звонкость, полётность;
-
развитие дикционных, слуховых и интонационных навыков;
-
развитие музыкальной восприимчивости: умения слушать, слышать, анализировать;
-
расширение музыкального кругозора учащихся через репертуар (произведения русских композиторов, современных , зарубежных, народных песен).
Воспитательные:
-
воспитывать у детей умение слушать самих себя;
-
контролировать воспроизводимый звук;
-
воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержание текста;
-
воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством;
-
воспитывать внимание, естественность в момент коллективного музицирования.
Методы обучения:
-
наглядный (зрительный и слуховой);
-
объяснительно - иллюстративный в сочетании с репродуктивным ( вокальные иллюстрации голосом педагога и воспроизведение услышанного детьми );
-
словесный ( обсуждение характера музыки, словесная оценка исполнения, образные сравнения );
-
индуктивный;
-
проблемно - поисковый.
Методические приемы:
-
применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся;
-
групповой и индивидуальный опрос;
-
вокализация песен на слог и сольфеджио;
-
вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
-
творческие задания и вопросы. Стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
-
задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижера с целью выстраивания унисона;
-
поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям.
Психологические условия на уроке:
-
психологически - комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение;
-
учет индивидуальных особенностей;
-
личностно - ориентированное общение, учет уровня музыкального развития;
-
дифференцированный подход.
Оборудование: фортепиано, стулья, нотный материал: ноты упражнений и попевок, хоровые партии, ноутбук с фонограммами.
План урока
1.Организационный этап.
а) приветствие, психологический настрой учащихся;
б) сообщение темы урока и его задачи;
в) работа над произведением Я.Дубравина на стихи В.Суслова «Гаммы», выполнение поставленных задач: необходимость чистого интонирования, четкая артикуляция, активное дыхание, выполнение точного ритмического рисунка;
г) раздать партии второго произведения - С.Халаимов, сл.А.Гончарова «Босоножки для сороконожки».
2.Основной этап.
1) Дыхательная разминка.
2) Вокальные упражнения.
3) Работа над произведением.
3. Заключительный этап.
1) подведение итогов;
2) анализ урока;
3) домашнее задание.
Ход урока
Начинается урок с приветствия.
Деятельность преподавателя:
Проверка готовности класса к уроку: наличие нотных тетрадей с нотным материалом ( напечатанные партии ), нотные упражнения для распевания.
Деятельность учащихся:
Дети приготовили партии, вокальные упражнения, ручки, если нужна будет запись.
Педагог:
Начинаем наш урок со скороговорок, чтобы язычок позанимался «гимнастикой».Произносим тихо, внятно, с четкой дикцией и хорошим настроением. Говорим все вместе, повторяем несколько раз, делая акценты на определенных словах, чтобы все буквы были произнесены четко и внятно, быстро и коротко. Произносим и индивидуально, чтобы проверить каждого ученика на знание скороговорок и выявить речевые дефекты. Берем активно вдох, а на выдохе произносим скороговорки.
Например:
1.Сеня вез воз сена.
2.Купила бабуся бусы Марусе.
3.В ночной тиши у шалаша чуть слышно шорох камыша.
Цель: активизировать артикуляционный аппарат, работа над дыханием.
А теперь перейдем к дыхательной гимнастике.
-
Вдох носом, выдох ртом. Плечи не поднимать, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине.
-
1 вдох носом, 2 выдоха ртом. Следить за плечами.
-
Руку держать перед губами ладонью вверх параллельно полу, пальцами вперед. Дуть на ладошку, выдох на звук «с», как на свечку дозируя выдох.
-
Задание тоже только на звук «з».Следить за ровностью звука, чтобы не было толчков и провалов.
-
«Ёжик».Упражнение для работы диафрагмы. Дети многократно произносят звук «ф», подталкивая каждое произношение животом.
Далее переходим к вокальным упражнениям, которые используем на каждом уроке для подготовки голосового аппарата к работе и формированию основных певческих навыков. Одной из важнейших особенностей является формирование навыка «автоматизма» исполнения упражнений, поэтому все они поются в определенной последовательности, в определенном диапазоне, исходя из примарной зоны ребенка. Через некоторое время, даже распеваясь без сопровождения, дети сами начинают петь с привычных нот, что, безусловно , говорит о сформированности у них слуховых ощущений.
-
Учимся правильно брать дыхание, вдыхая глубоко, с удовольствием, как будто нюхаем душистый цветок. Затем задержим дыхание и выдыхаем экономно на слоге «лю» ( начинаем со звука «соль»). Пропеваем от нескольких звуков. Следим все время за осанкой, чтобы спина была прямой и ненапряженной. Лучше распеваться стоя, т. к. сидя многие дети сутулятся, у некоторых ноги не достают до пола.
-
Упражнение закрытым ртом: поступенное движение вверх, следя за формированием зевка, ощущение купола.
-
Пение звукоряда от «до» разными штрихами: legato, non legato, staccato. При пении используем игровые моменты: показываем рукой движение мелодии, как надо петь : плавно или как отскакивают горошинки.
Условиями грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующие каждый звук.
Детям необходимо объяснять, что петь - значит тянуть звук, т. е. протяжно исполнять каждый гласный звук.
-
Для того чтобы пение было красивым и правильным, необходимо округленно и мягко исполнять все гласные звуки: «ма», «мэ», «ми», «мо», «му». При пении на заданной высоте разных гласных, следить за ровностью звука.
Задача педагога - воспитывать у ребят умение слушать самих себя, контролировать воспроизводимый звук, добиваться качества пения, активизируя слух.
Когда голосовой аппарат разогрелся, можно переходить к работе над произведением.
«Гаммы» Муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова.
Этапы работы:
а). Показ песни педагогом.
б) .Беседа с детьми о характере, настроении. Это песня - упражнение. Значит, характер шутливый, игривый, ритмичный. Вдох - активный.
в).В запеве необходимость отрабатывать интонационно по фразам, а также обращать внимание на исполнение фраз на одном дыхании;
г). Показываем вместе с детьми рукой движение мелодии, каждое пропевание контролируется.
д). Добиваемся унисонного звучания.
е). Отрабатываем дикционные моменты, слабые слоги не выталкиваем, слушаем свое исполнение.
ж). После того, как добились интонационной чистоты, ясности в дикции, пропеваем весь запев со словами, выполняя те задачи, над которыми проводилась работа.
З). Переходим к работе над припевом, прохлопывая ритм в первой фразе, т. к. дети не всегда выдерживают половинную ноту до конца.
и). Сольфеджируем с поддержкой инструмента. Здесь как раз хорошо слышны фальшивые звуки в звукоряде при движении и вверх, и вниз. Следующие фразы написаны композитором для 2-х-голосного исполнения. Но в нашей младшей группе много детей с неустойчивой интонацией, поэтому приходится исполнять все фразы в унисон. Все поступенные движения выслушиваются, выстраиваются в одну мелодическую линию.
Постоянный слуховой контроль помогает в слиянии голосов. Очень радует, когда дети стараются, внимательны в исполнении.
Когда пропеты и запев, и припев, закреплена мелодия, когда запомнились слова, можно переходить к музыкальной выразительности. По замыслу композитора начинает петь солист. Выявляем одного певца на этом уроке, а припев исполняем все вместе. Предлагаю форму игры: кто лучше всех и чище исполнит запев. Дети очень стараются, ведь каждому хочется быть солистом, правда, не у всех все сразу получается.
Подходит к концу урок.
Заключительный этап.
Подводим итоги: что получилось, чего еще нужно добиться, кто старался, кто не очень.
Дети получают домашнее задание: заучить слова еще двух куплетов, петь мелодию со словами, поддерживая игрой на инструменте. Когда мелодия закрепится в памяти, петь без поддержки инструмента.
В конце урока раздаю партии новой песни «Босоножки для сороконожки» композитора С.Халаимова, сл.А.Гончарова. Дома играть и петь со словами.
По окончании урока дети подают дневники для подписи.
До свидания. Урок закончен.