- Преподавателю
- Музыка
- Методический доклад С музыкой в ладошке от 3-х до 6-ти
Методический доклад С музыкой в ладошке от 3-х до 6-ти
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Анисимова Н.В. |
Дата | 20.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Н.В. Анисимова
Преподаватель МБОУ ДОД «Алтайская ДШИ» (Алтайское)
«С музыкой в ладошке» от 3-х до 6-ти.
Музыкальное обучение в наши дни рассматривается гораздо шире, чем выполнение специальной роли - обучение игре на инструменте и получение музыкальных знаний. Современный ребенок более подвижен, непоседлив, получает много «ненужной» информации. Часто испытывает эмоциональный и познавательный голод, поэтому у музыкальных и детских школ искусств появились новые задачи в воспитании и развитии детей. Каждый ребенок должен получить возможность найти свой способ общения с музыкой, получить эмоционально-психическое развитие и часто необходимую психокоррекцию, научиться проявлять себя творчески. Раннее обучение музыкально-эстетического направления успешно решает эти задачи. Дети быстрее развиваются, у преподавателей есть возможность выявить наклонности, способности ребенка и направить их по правильному пути.
Музыкально-эстетическое развитие детей 3-х, 6-ти лет идет через синтетические виды деятельности, где музыкальный слух, двигательные и ритмические навыки, психические процессы, которые лежат в их основе, творчество связаны в единый неразрывный комплекс. Главной можно считать задачу психологического раскрепощения ребенка, его адаптацию в социуме, через освоение собственного тела, как выразительного («музыкального») инструмента - музицирование со звучащими жестами, импровизированные движения, музыкальные игры, ритмодекламации, игры на элементарных инструментах (часто сделанных родителями совместно с ребенком), через осознание себя как творческой, созидающей, самодостаточной и равноценной личности.
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания заложены в слиянии музыки, пластики и взаимопроникновения различных видов художественной деятельности. Музыкально-ритмические упражнения - универсальное средство развития музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движения, творческого воображения. Чем раньше детям дать разнообразные впечатления, эмоциональный опыт, тем более естественным и успешным будет развитие ребенка, становление его личности. Будет меньше проблем с развитием речи, внимания, памяти, мышления, с формированием красивой осанки.
Музыкально-игровые упражнения позволяют развить у ребенка слуховое внимание, способствуют становлению музыкальной интонации.
Музыкально-речевые игры формируют эмоционально-выразительную речь, развивают речедвигательную координацию, корректируют звукопроизношение, артикуляцию.
Музыкально-ритмические игры восполняют двигательную недостаточность, развивают и координируют пластические движения, координируют мелкую моторику рук.
Музыкально-коммуникативные игры формируют навыки общения, развивают эмоциональную сферу, коммуникативную инициативу и активность, способствуют социализации ребенка.
Использование детских музыкальных инструментов и элементарное музицирование по системе Карла Орфа помогают развитию сенсомоторных способностей обучающихся.
Таким образом, занятия в Школе раннего музыкально-эстетического развития способствуют развитию внутренних механизмов мышления ребенка.
Все формы работы на уроке предполагают личное участие каждого ребенка, обучение в игре - главный принцип раннего обучения. Так в ритмической разминке присутствуют звучащие жесты, ритмические игры обязательно проходят с какими-либо инструментами, это могут быть деревянные палочки, «шуршунчики» (пластиковые упаковки из-под мороженого, с насыпанной в них крупой), колокольчики, пение также сопровождается игрой на музыкальных инструментах, ритмодекламации можно разыграть как театрализованные мини спектакли.
Желательно применять методы и формы работы, предполагающие активизацию двигательной деятельности детей, увеличение объема разнообразных упражнений, быструю смену заданий, рассчитанных на однократное исполнение. И процесс этот должен быть радостным, привлекательным, не должен вызывать отторжения.
Необходимо создать чувство психологического комфорта на уроке, уверенности ребёнка в своих силах. Стремиться сделать занятия привлекательными с яркой музыкой, с игровыми ситуациями и неожиданными сюрпризами, которые вызовут эмоциональный отклик, и детям захочется прийти вновь и вновь. Важно также подбирать доступный для восприятия и исполнения материал, соответствующий возрастным и индивидуальным особенностям.
Дети младшего дошкольного возраста 3-4 лет чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Занятия музыкой доставляют им большую радость. Но возрастные особенности таких детей делают движения недостаточно точными и координированными, поэтому количество и разнообразие упражнений невелики, но должны быстро чередоваться и носить игровой характер.
В возрасте 5 лет дети уже могут выполнять более сложные задания, связанные с координацией движений; они способны воспринимать оттенки музыкального образа, выделять средства музыкальной выразительности.
В возрасте 6 лет ребенок-дошкольник способен исполнять сложные и разнообразные задания. Педагог может подобрать более сложный репертуар для исполнения и прослушивания. Дети этого возраста готовы к выразительному, осмысленному исполнению, умению импровизировать под незнакомую музыку, преодолевать застенчивость и страх публичного выступления, оценивать себя и других.
Поставленные задачи педагог решает непосредственно в творческом общении с детьми. Для педагогов важно владеть музыкально-ритмическим материалом не только как средством развития детей, но и как неким психотренингом. Педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, способен с помощью занятий произвести диагностику детей и, по возможности, корректировать их поведение и состояние.
Литература:
1. Боровик Т.А. Звуки, ритмы и слова: Учебно-методическое пособие / Т.А. Боровик. - Мн.: Книжный дом, 1999. - 112 с.
2. Тютюнникова Т.Э. Учусь творить. Элементарное музицирование: Учебно-методическое пособие / Т.Э. Тютюнникова. - СПб.: ЛОИРО, 2003. - 100 с.
3. Сауко Т. Топ-хлоп, малыши: Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет / Т. Сауко, А. Буренина. - СПб.: ООО Синэл, 2001. - 118 с.