Методическая разработка по музыке на тему «Когда музыка не нуждается в словах »

Тема. Когда музыка не нуждается в словах. Цель: формировать у учащихся эмоциональное отношение к музыкальному образу. Задачи: - направить учащихся на осмысление музыкального образа в литературе, в частности в  сказках; - развивать образное восприятие, самостоятельность мышления. Умения слышать и выделять -главное. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения; - воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства. Тип урока: урок углубления и расши...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











УРОК МУЗЫКИ ПО ТЕМЕ

«Когда музыка не нуждается в словах »

7 класс






Подготовила и провела: учитель музыки Шайнурова З.Р




Тема. Когда музыка не нуждается в словах.

Цель: формировать у учащихся эмоциональное отношение к музыкальному образу.

Задачи:

- направить учащихся на осмысление музыкального образа в литературе, в частности в сказках;

- развивать образное восприятие, самостоятельность мышления. Умения слышать и выделять -главное. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;

- воспитывать чувство прекрасного через произведения искусства.

Тип урока: урок углубления и расширения темы.

Форма обучения: фронтальная.

Структура урока:

  • организационный момент;

  • подготовка к изучению нового материала, через повторение и актуализацию опорных знаний;

  • сообщение темы и цели урока;

  • ознакомление с новым материалом;

  • осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;

  • подведение итогов урока;

  • постановка задания на дом.

Музыкальный материал: «Шехеразада» Н.Римский -Корсаков(фрагмент), Симфония № 9 Л.Бетховен, песня «Наши судьбы» муз. В.Михайлова . сл.Т.Мухаметшиной

Оборудование: мультимедиапроэктор, проигрыватель, грамзаписи, CD - записи.

Ход урока


Организационный момент. Со звонком дети входят в класс под музыку.

На экране проектора приветствие (слайд №1)

(слайд № 2)

-Ребята, нет, наверное, более точного высказывания об очаровании музыки, чем эти стихи Новеллы Матвеевой. Сегодня на уроке мы с вами попробуем ответить на вопрос, Когда музыка не нуждается в словах?

(слайд №3)

- Вы знаете, что любое музыкальное произведение имеет свое содержание. Оно может рассказывать нам о чудесных странах и о вечной поэзии природы, оно погружает нас в далекое историческое прошлое и дарит мечту о будущем, оно заново создает характеры героев - даже тех. Что уже известны нам по произведениям литературы. Такое содержание воплощается в музыкальных произведениях и называется программностью.

Давайте проследим. Как проявляет себя содержание в произведениях программной музыки и послушаем произведение, обладающее более конкретным программным содержанием. Это - симфоническая сюита по мотивам сказок из арабского сказочного сборника «Тысяча и одна ночь». Свое сочинение автор предваряет небольшим программным вступлением.( пересказ вступления) Некоторые наиболее яркие эпизоды чудесных сказок Шехеразады стали основой симфонического сочинения Н.Римского - Корсакова.

Слушание фрагмента

слайд №4

слайд №5

слайд №6

Обсуждение.

-Что вы почувствовали ребята?

-Какая по характеру музыка? (ответы учеников)

Вывод. Мы погрузились в атмосферу звучания восточной музыки, с ее характерными изгибами, с инструментальными тембрами, создающих сказочный, почти фантастический колорит. В этом произведении есть замысел - литературный первоисточник.

Значительно сложнее объяснить музыкальное содержание в произведениях, никакой программы не содержащих. А ведь их в музыке великое множество: почти все симфонии. Концерты, пьесы, сонаты. Несмотря на отсутствие литературной программы. Такие сочинения имеют не менее богатое музыкальное содержание , чем произведения с программной музыкой.

Вслушайтесь в звучание симфонии №9 Л.Бетховена.

Слушание.

(слайд № 7)

Обсуждение. Что вы почувствовали, услышав это произведение? Каков характер музыки? (ответы детей)

Вывод. №9 симфония - итог всей жизни Л.Бетховена Мелодия «радости». Воздействие симфонии таково, что программность здесь пожалуй, была бы излишней.( подвожу детей к выводу) Произведения , подобные 9 симфонии Бетховена обнаруживают одно очень важное свойство музыки: говорить с человеком о нем самом, минуя слова.

(слайд № 8)

Итак, что вы понимаете под выражением «программное произведение»?

Всегда ли нам необходимо знать программное содержание в музыке?

Распевка. Дыхательная гимнастика. Речевая гимнастика.

Работа над совершенствованием вокально - хоровых навыков.

Исполнение песни « Наши судьбы» (во время исполнения на экране воспроизводятся видеоматериалы для релаксации)

Итог урока. Домашнее задание (индивидуальные карточки с заданиями)


Литература:

Л.В.Золина Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. М.: Глобус, 2008

Н.Н.Рябенко. Уроки музыки в 1-7 классах: книга для учителя. М.:Айрис - пресс, 2006

Самигулина В.М. Музыка 7 класс: поурочные планы по учебгнику В.В.Алеева., Т.И.Науменко.- Волгоград: Учитель, 2007


© 2010-2022