- Преподавателю
- Музыка
- Урок в 5 классе на темуМузыкальные краски в произведениях композиторов-импрессионистов
Урок в 5 классе на темуМузыкальные краски в произведениях композиторов-импрессионистов
Раздел | Музыка |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ризаева Л.И. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
5 класс. Тема урока: «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов
Цели и задачи
Познакомить учащихся с новым понятием - «импрессионизм», отличие импрессионизма от традиционного искусства; понимать характерные стилевые особенности музыкального импрессионизма; называть основных выдающихся представителей импрессионизма в области живописи и музыки.
Что означают «музыкальные краски» в пьесе «Игра воды» М. Равеля и в оркестровом ноктюрне К. Дебюсси «Облака».
Музыкальный материал:
М. Равель. Игра воды. Фрагмент (слушание); К. Дебюсси. Облака. Из симфонического цикла «Ноктюрны». Фрагмент (слушание). Песенный репертуар: Ты река ли моя. Русская народная песня. Обработка А. Лядова (пение).
Художественный материал: Живопись К. Моне Река в Аржантёе , « Впечатление. Восходящее солнце»;П. Сезанн. Гора Святой Виктории; В. Ван Гог. Море в Сен-Мари., "Хижины".
Ход урока:
У.: Во второй половине 19 века в европейском искусстве появляется направление «Импрессионизм».
Чтобы познакомиться ближе с этим понятием, мы совершим путешествие в Париж 1874 г. В этом году в Париже произошло событие, которое надолго заставило говорить о себе- выставка молодых художников - импрессионистов, где были выставлены необычные картины. Одна из них - работа К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце" (impression - с французского «впечатление»). Критик Леруа в своём сатирическом отчёте иронически повторил это слово по отношению к участникам выставки: Эдгару Дега, Полю Гогену, Эдуарду Мане … (на доске вывешиваются таблички с фамилиями художников) и зло их высмеял, назвав мазилами- «впечатленщиками».
Отсюда и пошло это название, сначала как бранная кличка, а затем определение целого течения (на доске вывешивается слово "импрессионизм", а также репродукции картин), которое было увековечено в истории культуры.
Более полувека художников преследовали, не давая им выставиться и не покупая их работы.
Посмотрите внимательно, что необычного в этих картинах? Чем их работы отличались от работ других художников?
(Учитель обращает внимание ребят на доску, где представлены две группы картин).
У.: - Есть различия в написании картин? Чем они отличаются? Что особенного в них? Что можно сказать о цвете?
Ученики высказывают свое мнение по поводу увиденного -новые цвета, необычная манера письма, как бы расплывчатость…
У.: Публика была шокирована. Чем? Подбор красок, расплывчатость, внимание к фактуре мазков, аля-прима, т.е. «пишу быстро, мгновенно»- красота мига, новая живописная техника письма, работали на открытом воздухе - они полностью обновили живописный язык . Во всём окружающем находили красоту и жизнеутверждающее начало. Импрессионизм - это живопись впечатлений, моментов. «Вы, может быть, не любите эту живопись, но вы ее полюбите" - так очертил путь импрессионизма сам Мане еще в 1877 г.
Идеи импрессионизма в живописи в 90-е годы овладели умами композиторов. Говоря об импрессионизме в музыке, имеют ввиду «живописные» моменты - красочность тембров, гармонии, особое внимание к динамике, звуковых красок, способных передавать оттенки одного и того же цвета.
Одними из ярких представителей этого направления - французские композиторы Клод Дебюсси и Морис Равель. (Портреты) Они также стремились передавать свои впечатления от окружающего их мира.
И не случайно, так например, Клод Дебюсси назвал свою симфоническую сюиту «Ноктюрнами» (в переводе с французского «ночной»),перелистывая альбом художника Тёрнера, где художник передал разнообразные оттенки облачного неба.
Сюита открывается оркестровой пьесой «Облака». Звучит произведение К. Дебюсси "Облака». Эта музыка- воплощение стихии воздуха, высокого неба. Как сказал композитор: ««Облака»- это картина неподвижного неба с медленно проходящими облаками, уплывающими в серой агонии…». Однако в этом однообразии много красок, оттенков.
Учитель просит ребят поделиться своими впечатлениями.
У.: - Каков характер музыки? Какие чувства вложил композитор в музыку?
Какая из представленных картин по наблюдению близка этому произведению? Почему?
Прослушаем фортепианную пьесу М. Равеля «Игра воды». В явно слышны переливы искрящихся на солнце струй, как смех речного бога сливается со смехом быстрой воды. Угадывается очарование солнечного лета, сверкание солнечных бликов…
Задание. Из предложенных картин по слайдам ( где отмечены номерами ), вперемежку репродукции импрессионистов и традиционных художников, отобрать работы импрессионистов(назвав номера слайдов).
Исполнение песни- «Ты река ли моя». Русская народная песня. Обработка А. Лядова (пение). Отработка вокально- певческих навыков.
Итог урока.
У.: Перечислите, с какими новыми понятиями вы познакомились?
- О какой музыке мы узнали сегодня?
- Назовите "ключевые слова".
- Что вы узнали об особенностях письма импрессионистов?
Д/З : Нарисовать иллюстрацию к одной из пьес в стиле «импрессионизма» акварельными красками .