Обобщение опыта учителя музыки

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

~ 24 ~













  1. Литературный обзор состояния вопроса.


  1. История темы педагогического опыта в педагогике и данном общеобразовательном учреждении.

«Таланты будущих поколений могут быть охраняемы только путем развития и воспитания юных талантов; для этого необходимо их раннее узнавание»- Г. Ревеш.

По мнению современных ученых, педагогов, психологов, раскрытию личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Ведь искусство театра представляет собой органичный синтез музыки, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средство выразительности, имеющееся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условие для воспитания целостной одаренной личности.

Сердцевиной театрального творчества является так называемая «игра в поведение». Дети - актеры от природы. Они сами сочиняют свои роли, сами драматургически обрабатывают материал жизни. Как писал К.С.Станиславский, детское «как будто бы» куда сильнее нашего магического «если бы ». С помощью детского «как будто бы» дети прощаются со своими комплексами и неуверенностью, приобретают навыки жизненного общения. Карл Ролджерс в своей работе «Свобода учиться» приводил пример того, как обучить ребенка значению слова «горячо». Можно сто раз объяснить ему, что батарея горячая и можно обжечься, если прикоснуться к ней. А можно дать ребенку один раз коснуться радиатора с тем, чтобы он усвоил значение слова на личном опыте. Чтобы обучение привело к результату, оно должно задействовать не только ум, но и вовлекать в значимый опыт всю личность. Именно занятия театрально-сценической деятельностью и дают ребенку тот самый значимый жизненный опыт. В процессе игры учителем создаются разнообразные коммуникативные ситуации. Здесь большой простор для проявления интеллектуальных и концептивных возможностей каждого участника игры. Сильное влияние на характер самооценки оказывают педагогический оптимизм, стимул доверия познавательным возможностям учащихся. Игровая технология обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Педагоги всего мира говорят о том, что театр для детей - это чудесная возможность присвоения себе измененной действительности. Прекрасный учитель Ш. А. Амонашвили писал в знаменитой книге «Как живете , дети?» о своем опыте раннего включения театра в школьную жизнь и о том, как «духовный мир ребенка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес».

«Невозможно научить навыкам поведения и межличностного общения просто рассказывая о них. Их нужно отрабатывать в действии…» - писал П.Ф. Келлерман. Театр и есть учение навыкам поведения и межличностного общения. Но это учение с увлечением, это постижение мира человеческих отношений и характеров через игру, лицедейство. Занятия театрально-сценическим творчеством - это воздействие на память, волю, воображение, чувство, внимание, мышление ребенка. Они помогают развивать логику, владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся идеи и мечты, проверить себя. т В современном мире не столько фундаментальные знания, сколько творческое мышление, способность к фильтрации информации, быстрота реакции, устойчивость к эмоциональным нагрузкам являются гарантией профессиональной карьеры.

Подводя итог, мы можем сказать, что вокальная работа обладает большой воспитательной силой: формирует художественный вкус, его эмоциональную отзывчивость, знакомит с выразительными средствами музыкального языка, строением музыкальной речи. Учитель должен уметь создать такой психологический климат, благодаря которому у ребенка складывается положительное отношение к творчеству. Благодаря деятельности театра педагог имеет реальную возможность сформировать у детей отношение к вокалу, как к интересному, творческому, полезному и нужному делу. Совершенствуя вокальную работу с учащимися, мы создаем благоприятную почву для воспитания успешной, творчески активной личности.

Музыкальное воспитание - это целенаправленное формирование личности учащихся путем воздействия музыкального искусства - формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке. Развитие личности происходит в следующем:

- В области эмоций - от импульсных откликов на музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным реакциям;

- В области ощущения, восприятия и слуха - отдельных различений музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики;

- В области проявления отношений - от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, к первым проявлениям музыкального вкуса;

- В области исполнительской деятельности - к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении, чтобы развить эстетическое отношение к музыке, вызвать интерес, надо научить детей активно действовать, внимательно различать и характерные особенности звучания, своеобразие ритма, улавливать нюансы, приучая детей эстетически относиться к музыке, учитель проявляет много повседневных усилий, терпения. И, если ребенок чувствует, как рождается его музыка, значит педагог ввел его в мир музыки, в мир мыслей, чувств, помогая в будущем стать добрым и отзывчивым, творчески активным человеком, влияние музыки в развитии творческой активности учащихся очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие, пробуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего. Наряду с другими видами искусства, музыкальный театр приобщает к прекрасному. Детское творчество нужно ценить и беречь, в чем бы ни выражалось оно. Конечно, не каждый станет музыкантом, но это время не пройдет для него даром.

1.1. История изучения темы педагогического опыта в педагогике и данном общеобразовательном учреждении.

Работа по проблеме: «Учитель-ученик: развитие креативности и особенности общения во время вокально - хоровой работы на занятиях школьного тетра» была начата в 2000 году на базе МОУГ № 4 поселка Псебай.

В дальнейшем становление опыта происходило на базе не только одного учебного заведения, но и в других образовательных учреждениях района в форме открытых уроков, действующих семинаров, фестивалей педагогического мастерства, поскольку Бронская Г.Н. на протяжении ряда лет является руководителем школьного тетра «До- ми- соль- ка».

Опыт создавался в условиях обычной общеобразовательной школы, работающей как в режиме функционирования (обеспечение учебно-воспитательного процесса в стабильном режиме; поддержание и использование имеющегося потенциала школы; использование традиционных учебных планов, программ, технологий), так и в режиме развития (освоение инноваций; наращивание потенциала школы и разнообразие его использования; обновление управляющей системы школы; использование новых идей, новых научных знаний, программ, учебников, технологий).

1.2. История изучения темы педагогического опыта в общеобразовательном учреждении и муниципальном образовании.

Педагогу необходимо стать своеобразным поводырем, ведущим маленькие таланты на Олимп духовного совершенства, зная, что ведомым помогут не столько ведущие, сколько собственные силы подрастающего поколения. Этот процесс важно вести соразмерно с творческой основой (задатками, стремлениями, желаниями) маленького человечка. Именно руководствуясь в музыкально-педагогической практике этими личностными категориями, появляется возможность целостно, в естественном продуктивном режиме формировать внутренний мир ученика, сохраняя у него любовь к прекрасному и возвышенному. Цель кружка - показать, что учащиеся могут серьезно подходить к этому виду творчества. Гуманизация образования, ориентация на личность и максимальное развитие ее уникальности, приоритет человеческого и личностного над любыми другими ценностями - эти идеи побуждают к поиску адекватных им педагогических технологий.

Одной из них, реализующей задачи образования, является игровая, представляющая собой систему применения различных дидактических игр в обучении, формирующих умения решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов,

Обращение к литературе по вопросам развития креативности привело учителя к следующим выводам:

многие авторы (Т. А. Жданова, П. Ф. Келлерман , И. А. Агапова, И. А. Генералова и др.) описывают технологию творческой деятельности;

имеется множество описаний, сценариев, разработок, по работе с творческими детьми.

Авторы многих статей знакомят с театральной деятельности, многообразием, классификациями, требованиями, предъявляемыми к работе в учебном процессе, структурой деятельности учителя во время работы по созданию спектаклей.

Расширить представления о театральном творчестве помогли труды:

Агапова И. А. "Школьный театр".

Серикова В. В. "Личностно ориентированное обучение"

Богданов Г. Ф. "Работа над музыкально- танцевальной формой хореографического произведения".

Гурков А. Н. «Театр».

Театр рассматривается в них, как художественно - эстетическая программа, направленная на развитие общей и эстетической культуры обучающихся.

1.3. Основные понятия, термины в описании опыта.

Методологические условия реализации опыта

Типы занятий:

- комбинированный;

- первичного ознакомления материала;

- усвоение новых знаний;

- применение новых знаний;

- итоговое.

Формы занятий:

- кружковое занятие;

- концерт;

- творческий отчет;

- урок - лекция;

- творческая мастерская.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

- репродуктивный;

- иллюстративный;

- проблемный;

- эвристический;

и воспитания:

- убеждения;

-упражнения;

- личный пример;

- поощрения.

Определение степени развития учащихся проводится посредством выработанной классификации категорий степени творческого развития АФАЛО ( активность, фантазия, актерское мастерство, логика, образное видение) в в течении года в количестве трех раз ( исходное, промежуточное, конечное) через анализ соответственных итоговых заданий.




2. Психолого - педагогический портрет класса (группы) обучающихся, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

Включение российских школ в международное образовательное пространство предъявляет новые обширные требования к личности учащихся, способной к постоянному развитию, обучению, самоорганизации и самовоспитанию.

Опыт сформировался в среде провинциального общеобразовательного учреждения, где у учащихся высокий или средний уровень развития интеллектуальной сферы ( 46,8 %) , мотивации достижения (55,7%).

Условия формирования опыта (неширокая база) позволяют, тем не менее, говорить о возможности апробации программ разного содержания и разной длительности и достоверности полученных результатов, даже на базе одной школы, на классах с очень неоднородным социальным составом и интеллектуальным развитием учащихся, а также о технологичности ( воспроизводимости ) содержания и методов обучения, поскольку автор опыта на практике апробировал многие технологические приёмы в течение всей своей педагогической деятельности.

В опыте можно рассматривать репродуктивный уровень (опыт, основанный на успешном применении установленных наукой принципов и методов) и инновационный (поисковый, исследовательский) уровень.






3.Педагогический опыт

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

Основное противоречие, решаемое в этом опыте, - это противоречие между необходимостью получения школьниками обязательных готовых знаний по музыке и возможностью развивать у учащихся стремление к самостоятельному добыванию и исследованию дополнительных фактов и сведений, что должно способствовать формированию ценностного отношения ребят к музыкальному наследию и эстетическому развитию и саморазвитию личности. Обеспечение реализации этой идеи в практике общеобразовательной школы пока не достигнуто в полной мере. Именно поэтому игровая технология, по мнению автора данного опыта, является наиболее эффективной в плане личностно-- ориентированного образования и развития креативности учащихся.

Ведущая педагогическая идея опыта:

Театр - это та школа, в которой человек учится восприятию условности, это отражение мира и его условная модель. Художественное произведение - это материализованный творческий процесс, в основе которого как раз и лежит перевоплощение.

Сама структура спектакля такова, что в нем, как в игре, совмещаются действительное и вымышленное, условное и безусловное, творческая свобода и ограничивающие ее правила. Игровое начало заключается и в том, что оно есть результат свободного творчества в границах определенных правил. Ограничения, налагаемые спецификой того или иного жанра, - это тоже игровые правила, реализация которых демонстрирует необычайную искусность и мастерство.

Игровое начало характеризует не только художественное творчество и его результат, но также и процесс его восприятия. Восприятие художественного произведения - это творческая деятельность, предполагающая и способность перевоплощения. Для того чтобы постигнуть художественный образ и освоить его, необходимо с ним сжиться, попытаться взглянуть на мир глазами автора. А для этого необходимо развивать способности.

В процессе работы решается наиболее актуальная задача:

система целенаправленных игровых и творческих заданий позволяет не только развивать уже проявившиеся музыкальные способности, но и формировать их у людей, не владеющих навыками «диалога со сценой», вовлекать этих людей в «процесс сотворчества». И применение игровой технологии в практике преподавания музыки позволяет повысить творческую активность .

Интенсификация обучения опирается на правильную организацию самостоятельной работы учащихся и поиск учителем новых приёмов работы по совершенствованию творческой деятельности ребят.

Для организации системной , поэтапной работы с учениками Бронская Галина Николаевна выделяет специальные уровни владения игровой технологией обучения, а созданная ею система игр по теме или курсу характеризуется высокой целостностью, взаимосвязью между играми, определённым порядком их следования друг за другом в учебном процессе, не только в соответствии с чередующимися дидактическими целями и задачами, но и с тенденциями развития личности.

Игра в ее практике является формой организации учебного процесса. На первый план выходит игровая цель, для решения которой учащиеся выполняют учебные действия, Усвоение нового материала в таких условиях идет сознательно, целенаправленно, знания приобретают более действенный характер.

Наибольшей эффективности удается достичь при условии интеграции урочной и внеурочной деятельности.

В опыте отражены принципы деятельности педагога и приемы контроля с помощью творческих заданий ( подавляющее большинство - с элементом исследования ) учащихся, творческих отчётов учителя.

Достигнутые результаты устойчивы и стабильно высоки.

Преимущества данного опыта: актуальность; создание особой творческой атмосферы»; технологичность ( воспроизводимость в иных условиях); широкие возможности для творческого применения; природосообразность (соответствие возрастным этапам развития музыкальной деятельности ребенка). В процессе занятий педагог опирается также на драмотерапию, или как еще говорят психодраму. Психодрама - это психокоррекционный метод групповой работы, возникший немногим менее 100 лет назад, в результате работы Я.Л. Морено. Актер психодрамы может даже не владеть актерским мастерством, но готов попытаться ощутить себя творцом жизни. Он может «исправить», может «переиграть» жизнь по-новому. Но в отличие от психодрамы, порой вносящей существенные психические корректировки в установки человека, программа «До- ми- соль - ка » помогает ребенку самосовершенствоваться, используя театральную игру как инструмент. Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле - инструментом решения конфликтов. В основу опыта положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

  1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с дошкольниками и младшими школьниками рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.

  2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.

  3. Деятельностный подход. Деятельность- основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

  4. Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействия социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического воздействия с детьми.

  5. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и во-вторых, становление его как творческой личности.

В основу опыта положен методы воспитания ребенка, как артиста, творца, исполнителя с позиции театральной «школы переживания», созданной К.С.Станиславским, где учитываются личностный опыт ребенка и уровень психофизического развития.

3.2 .Актуальность в представляемом опыте.

и Мое обращение к данной теме не случайно. Вопрос о важности вокально-хоровой работы в школе актуален сегодня как никогда. Мы наблюдаем устойчивый интерес взрослых и детей к этому виду художественного творчества. Свидетельство тому - появление интересных проектов на телевидении («Народный артист», «Фабрика звезд», вокальные конкурсы молодых исполнителей).в школах активно дискутируются вопросы вокально-хоровой культуры, все больше организуется вокальных групп, ансамблей, хоровых коллективов. Пение стало занимать ведущее место в музыкальной деятельности. Это показатель несомненных успехов в деле музыкального образования и воспитания. Музыкальное искусство формирует потребность к творческой преобразовательной деятельности. Приобщая школьников к музыке через школьный театр, необходимо в первую очередь иметь в виду эмоционально активное восприятие, так это является основой музыкального воспитания. Важно научить ребят не только понимать музыкальный язык, но пользоваться им для самовыражения. Внедрение в практику идей личностно- ориентированного обучения привели к необходимости искать адекватные им средства. Сущность личностно- ориентированного подхода в образовании состоит в создании условий для целостного проявления, развития и самореализации учащихся. Единицей личностно ориентированного образовательного процесса является личностно ориентированная учебная ситуация, которая делает востребованными личностные функции учащихся (В. В. Сериков). Наибольшими возможностями в актуализации личностных функций учащихся обладают контекстно-игровые ситуации, так как в ходе игры познавательные действия выполняются учащимися в структуре деятельности, имеющей определенный личностный смысл, игра приближает учебную деятельность к действительности, реальным жизненным ситуациям.

Музыка, как и всякое другое искусство, тесно связано с жизнью, она говорит о жизни художественными, музыкальными образами и не только побуждает дремлющие в человеке чувства, но и дает им выражение. Музыка позволяет излить то что давно просилось в мир, но не находило выхода. Деятельность музыкального театра - яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний, а также это путь объединения ребят, путь к оценке и познанию искусства. Именно поэтому игровая технология обучения, на наш взгляд, является наиболее эффективной в плане личностно- ориентированного образования. В опыте успешно решаются следующие педагогические задачи:

• активизируется познавательная деятельность учащихся,

• развивается интерес к предмету;

• облегчается процесс усвоения учебного материала;

• обеспечивается психологическая комфортность процесса обучения,

• развиваются творческие способности школьников,

• представляются возможности для самореализации, самовыражения личности.

В настоящее время в один ряд с важнейшими государственными задачами защиты и обеспечения безопасности российской национальной культуры встали проблемы воспитания творческой личности, как инструмента повышения интеллектуального потенциала, творческой и социальной активности россиян.

Школьная практика сегодняшнего дня выдвигает ряд проблемных вопросов, связанных с вокально - хоровой работой:

1.Какова специфика начального периода ( становления ) вокальной деятельности?

2. Какие методы и приемы необходимо выбрать для эффективной, результативной работы с детьми.

3. Каковы условия успешного формирования музыкальных способностей.

С одной , нам дана во владение - неисчерпаемая сокровищница для духовного, нравственного, эстетического воспитания учащихся, развития и саморазвития личности, раскрытия внутреннего потенциала ребенка;

существует богатый опыт, «копилка» лучших методических традиций музыкального образования (композиторы - классики);

с другой стороны,

идет массированная информационно-психологическая «атака» на юное поколение, нравственная переориентация молодежи на «новые жизненные ценности», утверждаемые прежде всего в западных образцах;

в массовых изданиях идет экспансия низкопробной музыки;

бездуховность общества выражается в небрежном, неуважительном отношении к классическому музыкальному искусству;

в современной школе происходит «отчуждение» и угасание детского интереса к музыкальному наследию.

Таким образом, налицо противоречие между:

1) необходимостью и возможностью развития и саморазвития личности, формирования ценностного отношения к музыке.

2) недостаточным обеспечением реализации этой идеи в практике общеобразовательной школы.

Это можно объяснить отсутствием:

системного подхода к деятельности учащихся и учителей (как правило, деятельность школ по развитию интереса к музыке является фрагментарной, а не системообразующей);

условий для формирования и реализации потребностей учащихся;

эффективности управления деятельностью учеников и учителей.

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.

Гуманизация образования, ориентация на личность и максимальное развитие ее уникальности, приоритет человеческого и личностного над любыми другими ценностями - эти идеи побуждают к поиску адекватных им педагогических технологий.

Одной из них, реализующей задачи гуманизации образования, является игровая, представляющая собой системы применения различных дидактических игр в обучении, формирующих умения решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов.

Бронская Г.Н. выделяет следующие моменты, значимые для духовно - креативного развития учащихся на занятиях театра:

1. В музыкально- творческом процессе следует обращать пристальное внимание как на деятельностную, так и на чувствительную стороны креативной природы учащихся. Необходимо различать предметную деятельность и мыслительные процессы, руководствоваться формулой: мыслить- действовать - мыслить. 2. При формировании эстетического сознания важно учитывать всю его многокомпонийную структуру: « интересы », « потребности », « вкусы », «способности», « суждения », « оценки » , « взгляды », « установки », « убеждения », « позиции » и др.)

3. При работе с музыкальным материалом следует креативно - конгруэнтно принимать неосознанные восприятия и воображения, интуицию, внутренние состояния ( «общий настрой», «вдохновение», «озарение», «желание», «стремление», «самопогружение» ) - то есть их бессознательное. 4. В музыкально-творческом процессе необходимо развивать личностные качества и свойства обучающихся (общепсихологические волевые, морально-нравственные, собственно креативные). 5. Педагогу важно работать над собой и с учениками непрерывно на «творческом остинато», целостно поднимая концертно-исполнительский, научно-теоретический, методический - весь общий квалификационный уровень. 6. Создавая творческую атмосферу на занятиях педагог обязан руководствоваться либерально-толерантными принципами взаимодействие со своими подопечными (диалогический,персонализационный, индивидуализированный) 7. Активизируя самостоятельную работу музыкантов, необходимо воспринимать ее как значимую составляющую всего творческого процесса. Важно научить ученика самостоятельно, целенаправленно мыслить, адекватно оценивать результаты труда. 8. При выборе и освоении музыкального репертуара следует учитывать его организационную, целостно-содержательную, креативно-формирующую стороны. 9. Для динамичного развития духовно-творческого потенциала целесообразным представляется применение комплексных репертуарных программ. 10. Использование авторского творчества (сочинительства) позволит обогатить творческий процесс.

Система игр по теме или курсу характеризуется высокой целостностью, взаимосвязями между играми, определенным порядком их следования друг за другом в учебном процессе не только в соответствии с чередующимися дидактическими целями и задачами, но и с тенденциями развития личности

Бронская Г. Н.. использует не только музыкально- педагогические методы обучения, но и музыкально- терапевтические. Терапия - в переводе с греческого "лечение". Таким образом, термин музыкотерапия обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья. Опираясь в своей работе на здоровьесберегающие технологии, особое внимание я уделяю вокально-хоровой работе с учащимися, которая помогает формированию в школьнике оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения.
Исполнение партий несет в себе начало следующих видов тренинга: интонационный, дыхательный, дикционный, образно-визуальный, ритмический, двигательный.
Голос- это своеобразный индикатор здоровья человека. Взяв на вооружение упражнения по «реабилитации» голосовых связок, улучшению состояния здоровья через произносимые и пропеваемые звуковые сочетания, можно провести тренинг, который предполагает: устранения бормотания у доски, координацию дыхания с речью, улучшение артикуляции и дикции, устранение монотонности в голосе.
Упражнения А.И.Попова, А.Свешникова, М.Глинки благоприятно воздействуют на весь организм в целом и на важные голосовые элементы тембрации при физвокализе. Каждое занятие хорошо начинать с подготовки голосового аппарата детей. Распевка выполняет несколько функций: физиологическая подготовка певческого аппарата к работе (дыхание, артикуляция, слуховой контроль) и психологическая подготовка исполнителя к пению ( Приложение №6) . Хорошо использовать упражнения, которые укрепляют здоровье учащихся и одновременно выполняют функцию учебно-тренировочных упражнений. К примеру, одно из упражнений физвокализа: учитель предлагает детям потянуться, поиграть всеми мышцами, распрямить плечи, высоко поднять голову («столб достоинства»), почувствовать себя победителем и обязательно напевать (распевки или сочетания различных звуков можно предложить ребятам придумать самостоятельно). Если ученик будет постоянно выполнять такое упражнение, его сознание зафиксирует горделивую позу в мозгу, и мозг даст команду всем системам организма работать на его благополучие.
Занимаясь систематически, у детей вырабатываются определенные вокально - хоровые и творческие навыки, а главное, занятия вокалом способствуют улучшению работы сердечно- сосудистой системы, снижению риска развития хронических заболеваний дыхательных путей. К примеру, перед началом вокальной работы можно в игровой форме провести дыхательную гимнастику. Учитель предлагает прислушаться к звукам за окном и попробовать их повторить, при этом соблюдая правила пения. Очень хорошо, у ребят, получается, изобразить звук ветра то усиливающегося, то затихающего; данное упражнение также помогает ребятам осознать роль динамических оттенков в музыке. Детям предлагается спокойно вдохнуть и задержать дыхание, после этого неторопливо выдохнуть воздух, но при этом напевать звук «у» усиливая и уменьшая его уровень громкости.
Во время распевки можно разыграть любую историю из повседневной жизни (Приложение №5). С помощью смены интонации в голосе, можно показать отношение человека к поступкам другого человека, при этом, применяя в качестве вокального упражнения простейшие тонические трезвучия и различные сочетания звуков «о-го-го», «о-хо-хо»; например, ребятам предлагается проследить, как меняется отношение у дедушки к мальчику, который совершил какой-то плохой поступок. Несколько первых трезвучий ребятам предлагается исполнить с интонацией радости, как бы показывая дружеские отношения между мальчиком и дедушкой, но после того, как учитель сообщает ребятам, к примеру, что мальчик сломал куст сирени, и дедушка на него рассердился, дети меняют интонацию в голосе и исполняют упражнение уже в другом характере.

Приступая к работе, важно знать, какие навыки и умения потребуются учащимся на первом занятии. Для этого нужно, разумеется, иметь представление о прошлом музыкально-исполнительском опыте школьников, а именно: какие навыки надо только восстановить, а какие отрабатывать с самого начала. Необходимо требовать от учащихся четкого, технически грамотного выполнения основных приемов вокальной работы (правильная певческая установка) или позиция; стойка вокалиста, правильное певческое дыхание, отработанными до автоматизма. На решение этих задач не стоит жалеть времени - впоследствии оно окупится сторицей и принесет желаемые результаты.

Игра в ее практике является формой организации учебного процесса. На первый план выходит игровая цель, для решения которой учащиеся выполняют учебные действия, Усвоение нового материала в таких условиях идет сознательно, целенаправленно, знания приобретают более действенный характер.

Учитель выделяет такие этапы своей деятельности по разработке и внедрению дидактической игры в учебный процесс:

анализируется содержание учебного материала, определяется, будет ли игровая форма способствовать более эффективному его усвоению, адекватно ли его содержание игровой форме обучения;

выделяются цели и задачи урока, на основе которых определяется дидактическое предназначение игры - изучение нового материала, закрепление или отработка умений и навыков, контроль за усвоением, повторение или обобщение материала;

на основании содержания учебного материала и дидактических целей определяется форма игры - индивидуальная, парная или командная, в виде соревнования, путешествия и т. д.;

разрабатывается сюжет или сценарий игры. Составляются правила, определяется схема взаимодействий игроков между собой, разрабатываются роли, отбирается учебный материал, который будет включен в игру, изготавливается игровой инвентарь. Особое внимание в дидактической игре учитель уделяет порядку оценивания игроков, системе штрафов и поощрений для того, чтобы избежать "уравниловки" при выставлении оценок учащимся. Этап мысленного проигрывания сценария учителем позволяет уточнить такие организационные моменты: какая подготовка требуется для проведения игры, как и где должны быть размещены игроки, жюри, где и в каком количестве находятся игровые материалы и инвентарь, как должно быть оформлено помещение, сколько времени занимает игра. На основании этого в первоначальный сценарий вносятся поправки, уточнения, создается полное описание игры и готовится весь игровой материал.

Игра - это та школа, в которой человек учится восприятию условности, это отражение мира и его условная модель. Художественное произведение - это материализованный творческий процесс, в основе которого как раз и лежит перевоплощение. Артист играет роль создаваемых им образов.

Игровое начало заключается и в том, что оно есть результат свободного творчества в границах определенных правил. Ограничения, налагаемые спецификой того или иною жанра, - это тоже игровые правила, реализация которых демонстрирует необычайную искусность и мастерство.

Игровое начало характеризует не только художественное творчество и его результат, но также и процесс его восприятия. Восприятие художественного произведения - это творческая деятельность, предполагающая и способность перевоплощения. Для того чтобы постигнуть художественный образ и освоить его, необходимо с ним сжиться, попытаться взглянуть на мир глазами автора. Для решения этих задач автор опыта использует такие педагогические средства:

Игру как часть урока, позволяющую интенсифицировать процесс обучения, активизировать деятельность учащихся, развивать интерес, создавать ситуацию успеха.

Одним из самых распространенных приемов в практике Галины Николаевны является применение тренингов на занятиях театра, которую она использует на разных этапах изучения произведения и как форму итогового и промежуточного контроля (Приложение №4). Высоки результаты педагогического труда Бронской Г.Н. Школьники стремятся к активному участию в познавательной деятельности, осознают уникальность, неповторимость своей личности как субъекта деятельности, принимают возможность свободного выбора видов деятельности.

Игра создает условия для "подпитки" трех уровней интереса: потребность во впечатлениях, любопытство, любознательность, интерес, связанный с социально и личностно значимой познавательной деятельностью. Игра побуждает ориентировочный рефлекс, вызывает эмоции удивления, радости, удовольствия, удовлетворения; привлекает внимание к содержанию деятельности, несет необходимую информационную нагрузку. В игре учащиеся видят результаты своей деятельности, во время ее формируется способность к анализу, самоанализу, видению альтернативы.

Отношения между учителем и учащимися всегда проявляются на занятиях в эмоциональном тонусе деятельности учащихся: интеллектуальный и эмоциональный настрой учеников, совместная увлеченность деятельностью, накал страстей в спорах, дискуссиях, деловой, энергичный стиль проведения урока, спокойный, ровный, положительный тон в общении на уроке, создание атмосферы полного расположения, доброжелательности, участливости в успехах и затруднениях.

3.4. Результативность представляемого педагогического опыта.

Анализ результатов опыта позволяет со всей ответственностью утверждать, что деятельность театра - это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционном классе приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов. Иными словами, у любого учащегося можно сформировать творческие способности и развить их, особенно используя элементы игровой методики, а точнее, систему игровых заданий, уроков, мероприятий.

Рассматривая музыкальное образование в данном аспекте, хочется отметить, что театр обладает большой воспитательной силой: формирует художественный вкус, его эмоциональную отзывчивость, знакомит с выразительными средствами музыкального языка, строением музыкальной речи. Формируется способность сопереживать, гармонично выражать себя в творчестве. Определение степени развития учащихся проводится посредством выработанной классификации категорий степени творческого развития АФАЛО ( активность, фантазия, актерское мастерство, логика, образное видение) в в течении года в количестве трех раз ( исходное, промежуточное, конечное) через анализ соответственных итоговых заданий.

Учащиеся участвуют в конкурсах творческих работ, на праздниках, конференциях, исследовательских секциях разного уровня: школьного, муниципального, регионального. К наиболее ярким результатам работы по формированию творческих способностей учащихся за последние несколько лет можно отнести следующие : на зональном уровне - «Маленькая страна» 2007 год 1 место, «Планета детства» 2008 год 2 место, «Дадим шар земной детям» 2008 год 1 место, «Планета детства» 2009 год 1 место, «Мир в теплых ладошках» 2010 год 2 место; на муниципальном уровне - 1 место в конкурсе агитбригад 2011 год, лауреат фестиваля детского творчества «Планета детства» 2011 год; на краевом уровне - благодарность от ККИДППО за демонстрацию авторского мюзикла в 2010 году.

Как видим, представленный педагогический опыт положительно повлиял на формирование у учащихся системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства, эстетического вкуса как ориентира самостоятельной музыкальной деятельности, эмоциональной культуры. Опыт Бронской Г. Н. является развивающим (направлен на решение первостепенных задач, ведущих к самораскрытию детей, к осознанию ими собственной духовной индивидуальности, к ослаблению характерологических конфликтов средствами смежных видов искусств) и

социально-адаптивным

(развивает: отношение к себе - реабилитация «Я» в собственных глазах, достижение уверенности в себе, реставрация и коррекция чувства достоинства, объективная самооценка, укрепление адаптивности;

отношение к другим - способность к доброжелательному критическому восприятию достоинств и недостатков окружающих, формирование навыков адекватного общения, навыков культуры эмоциональной экспрессии;

отношение к реальности - приобретение навыков выбора и принятия решений, мобилизация и самоорганизация , обретение оптимизма в отношении к реальности).

Результативность деятельности определяется от исходного уровня развития ребенка начальным, текущим, итоговым контролем педагога и самоконтролем обучающихся. Главное требование к проведению итоговых контрольных мероприятий заключается в том, чтобы дети хотели их выполнять. Для этого, во-первых, их не должно быть много, и, во-вторых, желательно, чтобы они носили игровой характер.

Итог обучения - самостоятельные постановки инсценировок литературно-художественных произведений, отрывков из пьес, полномасштабных спектаклей, театрализованных представлений.

Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы;

- театральные постановки

- игры;

- открытые занятия;

-концерты;

-анкеты;

- тесты;

- фестивали;

-конкурсы.

3.5. Новизна ( инновационность ) представляемого педагогического опыта.

Двигаясь по пути преодоления пассивности учащихся на занятиях театра, автор опыта начала поиск продуктивных методов обучения. Опыт Бронской Галины Николаевны содержит элементы поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой опыт прокладывает новые пути в педагогической практике. Находя и используя все новые и новые оригинальные приемы или по- новому эффективно сочетая старые, автор постепенно становится подлинным новатором.

Сущность опыта заключается в использовании ведущих методологических принципов современной педагогики и психологии с целью развития творческой деятельности учащихся, в разработке новых приёмов работы по совершенствованию вокально- хоровой деятельности; в постановке и решении новых образовательных и педагогических задач.

Цель педагогического опыта:

Развивать у учащихся

1) стремление к получению новых знаний в области театрального искусства;

2) активизировать познавательный интерес ;

3) снимать зажатость и скованность;

4) развивать чувство ритма и координацию движений;

5 ) познакомить детей с видами театрального творчества ;

6 ) развивать речевое дыхание и артикуляцию.

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.

Используемые в опыте методы обучения активизируют интеллектуальный и творческий потенциал учащихся. Занятия могут проводиться, как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально. Численный состав учебных групп определяется, исходя из имеющихся условий проведения образовательного процесса, согласно требованиям Са ПиНа.

Реализация опыта проводится в соответствии в основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, воспитывающее обучения, научности, систематизации и последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности ( Приложение №1).

Технологическую основу занятий составляют следующие технологии:

  • педагогические технологии на основе личностной ориентации

образовательного процесса:

  • педагогика сотрудничества;

  • педагогические технологии на основе эффективности управления и

организации образовательного процесса:

  • групповые технологии;

  • технологии индивидуального обучения;

  • педагогические технологии на основе активизации и интенсификации

деятельности учащихся:

  • игровые технологии

  • проблемное обучение

Реализации этих технологий помогают следующие организационные формы: теоретические и практические занятия (групповые, индивидуальные и сводные), а также

показательные выступления на всевозможных праздниках и конкурсах ( Приложение №8 )

3.7. Описание основных элементов представляемого опыта.

На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом.

На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание. На индивидуальных занятиях работа проводиться с детьми в количестве от 1 до 3 человек.

Для успешной реализации предусматриваются также проведение сводных занятий. Сводные занятия преследуют своей целью объединение в совместной деятельности групп разного года обучения.

1. Вводное занятие, заключительное занятие

  • решение организационных вопросов;

  • подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника;

2. Театральный словарь

- система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре.

3. Основы актерского мастерства

Упражнения на развития внимания, воображения, эмоциональной памяти. Одиночные и групповые этюды. Этюд на беспредметное действие. Этюды на молчание. Этюды парные и групповые, место действия. Этюды по сказкам. Этюд по картине.

4. Сценическая речь

Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Работа над диалогом и монологом. Чтение различных отрывков из пьес по ролям. Практическая работа над стихотворением, басней.

5. Пластика

Система упражнений включают в себя:

- яркообразные игры, направленные на оздоровление организма и овладение собственным телом;

- упражнения направленные на координацию движений и равновесие ;

- упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа.

6. Творческий сюрприз

Творческий сюрприз - театральное сочинение малой формы - это упражнение, в котором заложено фантазирование на свободную тему, В этом упражнении наиболее полно проявляются личностные качества учащихся, творческая индивидуальность каждого ученика. Творческие сюрпризы включают в себя все, что угодно: песни, стихи, монологи, шутки, наблюдения, сценки и т.д. Работа над сюрпризами дает воспитанникам толчок к самостоятельному и более глубокому изучению литературного, музыкального, живописного, жизненного материала и творческому выражению его в оригинальной сюрпризной форме.

7. Работа над спектаклем

Репетиционные занятия - работа над спектаклем.

1 этап - Ознакомительный

Цели:

1. Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы)

  1. Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры

  2. Распределить роли персонажей между детьми

2 этап - Репетиционный

Цели:

  1. Научить детей репетировать сказку по частям

  2. Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность.

  3. Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».

3 этап - Завершающий

Цели:

  1. Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино.

  2. Научить детей чувствовать ритм спектакля

  3. Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации.

  4. Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей

4 этап - Генеральная репетиция

Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать.

5 этап - Показ спектакля или открытого занятия зрителей

( Приложение №2).

8. Индивидуальная работа с детьми

  • подготовка к мероприятиям, творческим сюрпризам

9. Заключительное занятие

Летние задания, например:

- письменная работа "Как мы учились весь год";

- сюрприз на свободную тему;

- наблюдение;

- выбор басни или литературного фрагмента для последующей работы с ним.

10. Просмотрово-информационный

  1. Просмотр кинофильмов и их обсуждение.






4. Выводы

Представленный опыт соответствует критериям передового педагогического опыта, так как ему присущи актуальность, высокая результативность, оптимальность, научность.

Опыт может быть использован в массовой практике при условии:

1) учитель должен знать этапы своей деятельности по разработке и внедрению в учебный процесс;

2) уметь перейти от заданий простых, внешне занимательных, требующих знания небольшого объема фактического материала, к играм более сложным, серьезным, основанным на знании закономерностей, владением обобщенными действиями, системой знаний;

3) видеть место игры в системе занятий по теме, курсу.

Работа по формированию творческих способностей с использованием нестандартных форм и методов преподавания музыки, начатая на уроках, продолжается на внеурочных занятиях школьного театра.

Юные актеры Бронской Г. Н. за время работы театра осуществили ряд полномасштабных театрализованных постановок: «Спасем нашу планету», «Обезьянка Чики», «Волшебник Изумрудного города».

На протяжении ряда лет автор проекта проводит нестандартные открытые уроки: «Творческая мастерская», «Таинственные превращения», «Музыкальная мозаика », «Тренинги на занятиях театра» и др. Опытом подготовки и проведения нестандартных уроков музыки с целью привития учащимся интереса к предмету Бронская Г. Н. постоянно делится на заседаниях РМО.

Традиционным стало участие в различных творческих конкурсах на школьном, муниципальном, региональном, федеральном уровнях. Такие конкурсы стимулируют творческую инициативу учащихся и позволяют прогнозировать ситуацию успешности.

Интеграция урочной, внеурочной, внеклассной деятельности позволяет сделать школьное литературное образование не строго академическим, но интересным, увлекательным и полезным, а следовательно, формирующим компетентности.

Эффективности опыта свидетельствуют: 1) положительная динамика качества знаний учащихся по музыке , 2) результативность участия ребят в конкурсах творческих и исследовательских работ, 3) самостоятельные постановки инсценировок литературно - художественных произведений, отрывок из пьес, полномасштабных спектаклей , театрализованных представлений; 4) востребованность другими педагогами школы и района.

Творческое сотрудничество в форме подготовки, проведения, анализа открытых уроков и внеклассных мероприятий для учителей музыки и по методической работе района ( 2007 год) ; серия открытых нестандартных уроков для учителей района в период с 2007 по 2011 г.г., осуществление полномасштабных постановок : « Обезьянка Чики » ( 2007 г.) , «Спасем нашу планету» 2008 г., «Волшебник Изумрудного города»

2008- 2010 г. распространение опыта проходило на краевых курсах в ККИДППО (февраль, 2011 г.)

Принципы деятельности учителя:

- диалог с ребенком, группой, классом;

- установка на творческий поиск;

- особая психологическая ситуация (атмосфера общей заинтересованности);

- педагогика успеха;

- художественность: занятия театра строятся по законам искусства (художественный анализ художественного произведения);

- природосообразность (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его и подготовки, предполагающий выполнение заданий разного уровня сложности);

- развитие креативно - творческих способностей как средства самовыражения и самовоспитания учащихся;

- свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации;

- систематичность, последовательность, преемственность в образовательном процессе.

© 2010-2022