ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВОКАЛУ

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВОКАЛУ

Возраст: 6 -16 лет

Срок обучения: 7 лет



паспорт программы


Название программы



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВОКАЛУ.


Направленность образовательной деятельности


Художественно-эстетическая.


Цель программы


Раскрытие и постепенное развитие индивидуальных творческих способностей детей через вокально-сценическое искусство.


Авторы составители


Тип программы


Модифицированная


Вид программы


Профильная


Статус


Принята педсоветом, утверждена художественным руководителем.


Продолжительность обучения


7 лет


Возраст учащихся


6 -16 лет


Форма проведения занятий


Индивидуальная, групповая.


Режим занятий


От 1 до 3 раз в неделю, урок от 20 мин. до 45 мин. в соответствии с возрастом


Форма организации итоговых занятий


Открытый урок, заключительный концерт.


Форма детского объединения


Вокальная, хореографическая группа



Пояснительная записка.
Образовательная область программы и предмет изучения.
Направленность программы. Образовательная программа направлена на обучение детей основам вокального, вокально-ансамблевого, музыкально-пластического искусства, развитие общефизических, артистических, исполнительских способностей, а также воспитание высоких эстетических критериев, необходимых для достижения гармоничного социального, интеллектуального и нравственного развития индивида.

Назначение данной программы связано с подготовкой артиста-вокалиста на вокальном отделении детской школы искусств Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Детский театр эстрады», где комплекс дисциплин в области музыкально-сценического искусства способствует формированию и воспитанию юных артистов. Программа рассчитана на детей 6-16 - летнего возраста. Срок реализации программы - 7 лет. В зависимости от этапа обучения и возраста выстраиваются образовательные задачи программы.

Данная программа имеет художественно-эстетическую и социально-педагогическую направленности, так как приобщает к системе специальных знаний, умений и навыков, позволяющих активно обогащать и расширять опыт музыкально-творческой деятельности обучающихся. Занятия по программе дают возможность каждому ребенку реализовать свои способности в области музыкально-театрального искусства, приобрести музыкальные знания, вокальные и музыкально-пластические навыки, большой исполнительский опыт, а также способствуют развитию и формированию общей и музыкальной культуры, художественного вкуса ребёнка. Все перечисленные аспекты определяют целесообразность программы.



Актуальность программы заключается в том, что она направлена на современное исполнительство, включающее в себя новейшие веяния в области вокального и сценического искусства.

Новизна программы состоит в том, что в ходе образовательного процесса, объединяющего в себе три компонента - вокальную подготовку, музыкальную пластику и элементы сценического искусства, осуществляется многопрофильная подготовка юных артистов, обусловленная синтетической природой музыкально-театральных жанров. В программе учтены, адаптированы к возможностям детей разных возрастов и суммированы образовательные особенности всех трех компонентов.

Цель программы обучения - раскрытие и постепенное развитие индивидуальных творческих способностей детей через вокально-сценическое искусство.

Так же целью программы является - формирование системы вокальных, музыкально - теоретических и сценических знаний, умений и навыков, позволяющих активно обогащать и расширять опыт музыкально-творческой деятельности обучающихся, воспитание самостоятельной творческой личности с устойчивым интересом к вокально-сценическому искусству.

Помимо названного, цели программы сочетаются с основными идеями системы дополнительного образования детей, которые мотивируют включение в процесс обучения интегрированных дисциплин. Развитие мотивации детей к познанию и творчеству через интегрированные технологии включает в себя:


  • актерские упражнения;


  • основы сценического действия;


  • музыкальные игры.


Достижение данных целей требует выполнения следующих задач:


  • выявить и развить вокальные и сценические способности;


  • сформировать у детей навыки самостоятельной и коллективной работы;


  • создать условия для мотивации на творческую и социально активную деятельность;


  • определить критерии адекватной самооценки на основе концертной и конкурсной деятельности;


  • помочь в воспитании социально-ценностного отношения к культурному наследию музыкально-сценического искусства.

Основной корпус задач в свою очередь делится на задачи воспитательные, обучающие и развивающие.



Воспитательные задачи:


  • привить интерес к музыкальной культуре;


  • развить музыкальный вкус;


  • научить культуре общения и принципам работы в коллективе.


Обучающие задачи:


  • сформировать вокально-исполнительские навыки (звукообразование, музыкальный строй, ансамбль и т.д.);


  • обучить пению по нотам;


  • обеспечить усвоение музыкальных знаний (нотная грамота, музыкально-теоретические понятия, основы истории музыки);


  • сформировать начальные навыки анализа музыкальных произведений в процессе восприятия музыки;


  • обучить приемам интегрирования знаний и умений, полученных при изучении различных дисциплин, в музыкально-сценическую деятельность.


Развивающие задачи:


  • развить творческие способности детей и подростков посредством музыки;


  • развить способность эмоционального отклика на музыку и другие виды искусства.



Основная отличительная особенность данной образовательной программы заключается в том, что она ориентирована на воспитание у обучающихся способности совмещать вокальную технику с пластикой и другими приемами современного сценического искусства, а также демонстрировать своё вокально-сценическое мастерство в музыкальных спектаклях «Детского театра эстрады».

Особенностью программы также является использование интеграционного подхода в организации процесса обучения.

Интеграционный подход предполагает синтез на уровне осуществления дидактических приемов, методов, форм проведения занятий. Использование интеграционного подхода в организации учебно-воспитательного процесса позволяет формировать высокий уровень синтеза вербального и образного компонентов восприятия и мышления детей, (что требует от учебного процесса создания условий для включения всех рецепторов, подачи и кодирования информации в виде мыслеобразов). Интеграционный подход, способствуя формированию целостного восприятия мира, системности в знаниях, умениях, связан с осуществлением творческих проектов (участие в музыкальных спектаклях театра).

Также отличительная особенность программы состоит в комплексном подходе к процессу обучения. Каждому образовательному этапу соответствует свой «комплекс» предметов и разделов, основанный на возрастных особенностях обучающихся. Задачи каждого предмета, формы их реализации, репертуар определяются, прежде всего, особенностями данной возрастной категории. Более подробно они раскрываются в содержании программы по предмету.



Механизмы и сроки реализации программы.
Для реализации образовательной программы по вокалу образовательный процесс детской школы искусств организован в рамках трех этапов:

1 этап - накопление базовых знаний и навыков.

Срок реализации - 2 года (1 , 2 год обучения)



2 этап - применение накопленных знаний в рамках урока и концертно сценических мероприятий. Срок реализации - 3 года (3,4,5 год обучения)

3 этап - совершенствование исполнительского стиля.

Срок реализации - 2 года (6,7 год обучения)


Срок реализации всех трёх этапов -7 лет. По окончании каждого из этапов ребенок может перейти на следующий этап обучения, либо закончить обучение по данной программе.
Возраст обучающихся:

1 год обучения - 6-7 лет

2 год обучения - 7-8 лет

3 год обучения - 9-10 лет

4 год обучения - 10-11 лет

5 год обучения - 11-12 лет

6 год обучения - 13-14 лет

7 год обучения - 14-16 лет

Вступительные экзамены
Прием в Детскую школу искусств на вокальное отделение осуществляется в начале учебного года (сентябрь).

В школу могут поступать несовершеннолетние граждане Российской Федерации в возрасте 6-8 лет, обладающие хорошими музыкальными и вокальными данными, годные по состоянию здоровья, физически подготовленные и психологически готовые к обучению.

Прием кандидатов в школу осуществляется по результатам конкурсных вступительных испытаний и физической подготовленности. Для кандидатов в школу приемной комиссией проводится проверка способностей в области вокального и музыкально-пластического искусства. Порядок и сроки проведения приемных просмотров, требования к поступающим определяются педагогическим советом школы.
Форма и режим занятий.
Глубина знаний обучающихся в области вокально-сценического искусства, прочность усвоения ими материала, положительная результативность полностью зависит от разнообразия методов и приемов, используемых на занятиях. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, ансамблевые, пластические, сценические, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения занятия варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности.

Формы и режим занятий выбираются в зависимости от принадлежности ребенка к той или иной возрастной категории и особенностей психологии возраста: дошкольник, младший школьник, подросток.


Возраст


Ведущая деятельность


Возрастные психологические изменения

Дошкольник

Игровая деятельность

(коллективная)


-появляется понимание смысла человеческих действий;

-проявляются элементы соподчинения и управления в человеческой коммуникации;

-формируется способность к сопереживанию;

-формируется образное мышление


Младший школьник

Учебная деятельность

(коллективная и индивидуальная)


-формируется абстрактное мышление, позволяющее учитывать объективные свойства и закономерности явлений;

-появляется: произвольность психических процессов;

-планирующая функция мышления (внутренний план действий);

-рефлексия (способность обосновать свои действия)

Подросток


Учебная и творческая деятельность в формах индивидуального, коллективного (практического) и комбинированного занятий


-появляется: чувство взрослости;

-способность строить общение в зависимости от различных задач;

-ярко проявляется подражание качествам других людей

Таким образом, в программе используются следующие формы занятий:


• коллективная, в которой обучающиеся рассматриваются как целостный коллектив, имеющий своих лидеров;

• групповая, в которой обучение проводится с группой воспитанников (три и более), имеющих общее задание и взаимодействующих между собой;

• парная, предполагающая общение с двумя воспитанниками при постановке дуэтных танцев;

• индивидуальная, используемая для работы с воспитанником по усвоению сложного материала и подготовки к сольному номеру.


Занятия по данной программе состоят из теоретических и практических частей. Чередование различных видов деятельности позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления обучающихся.

Типы занятий:


  • вводное занятие - занятие, которое проводится в начале образовательного периода с целью ознакомления с предстоящими видами и тематикой обучения;


  • индивидуальные практико-теоретические занятия, на которых излагаются теоретические сведения и отрабатываются приемы вокально-сценического мастерства;


  • коллективные практико-теоретические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песенный репертуар, овладевают искусством музыкальной пластики.


  • комбинированные формы занятий, на которых теоретические объяснения иллюстрируются музыкальными примерами, видеоматериалами, показом педагога.


  • занятие-постановка, репетиция, на которых отрабатываются концертные номера, приобретается навык свободного и артистичного выражения себя на сцене;


  • открытый урок - занятие, которое проводится для родителей, педагогов, гостей.

Количественный состав групп - 1 год обучения - 10-11 человек, 2-7 год обучения - 18 - 20 человек.

Продолжительность одного для дошкольников - не более 20 - 30 мин. с 10 минутным перерывом после каждого занятия. Продолжительность занятий с детьми 2-7 года обучения - 45 минут.

Занятия проходят три раза в неделю (понедельник, вторник, четверг). В воскресенье назначаются репетиции музыкальных спектаклей.

Участие обучающихся в музыкальных спектаклях соответствует репертуарно-календарному плану Детского театра эстрады.

Механизм выявления результатов реализации программы.
Личная аттестация обучающихся. Наряду с коллективными результатами деятельности тщательно отслеживается динамика индивидуального вокально-музыкального развития обучающихся, их личные успехи. Способы оценки результатов имеют как общие для всех этапов обучения критерии, так и определяемые принадлежностью к определенной возрастной группе. Общие параметры оценивания включают: музыкальные способности (метро-ритмическое чувство, слуховая память, звуковысотный слух), восприятие музыки, освоение образовательной программы (репертуар), сценическое искусство, пластические способности.

При переходе с одного этапа на другой, дети проходят контрольную аттестацию по предметам. Такие условия перевода на следующий этап обучения обеспечивают стабильный и ровный состав каждой группы, гарантирует необходимый уровень вокально-музыкальной подготовленности детей.



Оценка результативности освоения программы (деятельности) обучающихся основана на методе сравнительного анализа, при котором результаты обучения одних обучающихся сравниваются с достижениями других (социальная соотносительная норма), с прежними результатами того же воспитанника (индивидуальная соотносительная норма), с поставленными учебными целями и критериями (предметная соотносительная норма).

Наряду с основными методами оценки результативности обучения применяется разработанная в школе система контроля успеваемости и аттестации обучающихся. Данная система предполагает текущий контроль, а также промежуточную и итоговую аттестации.



Текущий контроль регулярно (в рамках расписания) осуществляется преподавателем, ведущим предмет.

Промежуточная аттестация определяет, насколько успешно происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной программы на каждом этапе обучения.

Для учащихся 1 этапа обучения основным методом промежуточной аттестации является метод скрытого педагогического наблюдения и открытые занятия для родителей.

Основным методом промежуточной аттестации на 2 и 3 этапе обучения по программе являются:


  • метод педагогического наблюдения;


  • участие в музыкальных спектаклях театра;


  • концертные выступления обучающихся.


В основе текущего и промежуточного контроля лежит десятибальная система оценки успеваемости. Баллы текущего и промежуточного контроля вносятся в общешкольную экзаменационную ведомость.
Таблица перевода баллов.


Баллы


Оценки


10


5


9


5-


8


4+


7


4


6


4-


5


3+


4


3


3


3-


2


2+


1


2

Полугодовые баллы выставляются по результатам текущего и промежуточного контроля успеваемости обучающегося в течение полугодия (среднеарифметический балл), если обучающийся посетил не менее 50% учебных занятий. Вопрос об аттестации обучающихся, пропустивших более 50% занятий, выносится на рассмотрение педагогического совета школы.



Итоговая аттестации проводится в конце каждого из этапов обучения по всем дисциплинам и фиксируется в соответствующей документации.

Для выявления результативности усвоения образовательной программы в начале каждого этапа обучения проводится тестирование исходного уровня владения навыками.

Итоговая аттестация при сопоставлении с исходным тестированием и промежуточным контролем позволяет выявить динамику изменений образовательного уровня. Уровни владения навыками приводятся в соответствие с баллами по следующей шкале.


Баллы


Уровни владения навыками


10


высокий


9


8


средний


7


6


5


низкий


4


3


2


1

Процедура оценки эффективности обучения на соответствующем этапе в Детской школе искусств предполагает соотнесение следующих параметров и критериев, разработанных преподавателями детской школы искусств, с уровнями вокально-музыкальной и пластической подготовки.


Параметры и критерии оценивания
уровня вокально-музыкальной и пластической подготовки

в Детской школе искусств


Параметры


Критерии


Формирование

вокально-исполнительских навыков


  • Чистота интонирования мелодической линии в заданном диапазоне


  • Развитость певческого диапазона


  • Грамотность процесса звукообразования, певческого дыхания, артикуляции


  • Навыки звуковедения


  • Навыки ансамблирования


Развитие музыкальных способностей:


  • Метро-ритмическое чувство


  • Слуховая память


  • Звуковысотный слух



  • Точность передачи ритмического рисунка


  • Точность запоминания


  • Точность воспроизведения мелодического рисунка


Восприятие музыки


  • Качество внимания,


  • Положительная эмоциональная реакция


  • Музыкальная память


Освоение образовательной программы (репертуар)


  • Степень овладения навыками исполнения произведений разного характера, в различных штрихах и динамике


Пластические

способности


  • Осанка


  • Чувство ритма


  • Координация


  • Музыкальное восприятие


Сценическая культура


  • Эмоциональная выразительность


  • Воображение


  • Умение создать образ


  • Мышечная раскрепощенность тела

Оценке и контролю результатов обучения подлежат:

- развитие общей музыкальности, музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса, пластики тела;

- объем слуховых представлений, знания о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте, о жанре и стиле, о выразительных средствах музыкального языка; о музыкальном наследии современных композиторов;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в пении, музыкально-пластическом движении, импровизации;

- развитие музыкального вкуса обучающихся, их исполнительской культуры;

- рост уровня музыкальной культуры как неотъемлемой части общей культуры личности.


© 2010-2022