- Преподавателю
- Музыка
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВОКАЛУ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВОКАЛУ
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сутягина А.И. |
Дата | 16.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВОКАЛУ
Возраст: 6 -16 лет
Срок обучения: 7 лет
паспорт программы
Название программы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВОКАЛУ.
Направленность образовательной деятельности
Художественно-эстетическая.
Цель программы
Раскрытие и постепенное развитие индивидуальных творческих способностей детей через вокально-сценическое искусство.
Авторы составители
Тип программы
Модифицированная
Вид программы
Профильная
Статус
Принята педсоветом, утверждена художественным руководителем.
Продолжительность обучения
7 лет
Возраст учащихся
6 -16 лет
Форма проведения занятий
Индивидуальная, групповая.
Режим занятий
От 1 до 3 раз в неделю, урок от 20 мин. до 45 мин. в соответствии с возрастом
Форма организации итоговых занятий
Открытый урок, заключительный концерт.
Форма детского объединения
Вокальная, хореографическая группа
Пояснительная записка.
Образовательная область программы и предмет изучения.
Направленность программы. Образовательная программа направлена на обучение детей основам вокального, вокально-ансамблевого, музыкально-пластического искусства, развитие общефизических, артистических, исполнительских способностей, а также воспитание высоких эстетических критериев, необходимых для достижения гармоничного социального, интеллектуального и нравственного развития индивида.
Назначение данной программы связано с подготовкой артиста-вокалиста на вокальном отделении детской школы искусств Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Детский театр эстрады», где комплекс дисциплин в области музыкально-сценического искусства способствует формированию и воспитанию юных артистов. Программа рассчитана на детей 6-16 - летнего возраста. Срок реализации программы - 7 лет. В зависимости от этапа обучения и возраста выстраиваются образовательные задачи программы.
Данная программа имеет художественно-эстетическую и социально-педагогическую направленности, так как приобщает к системе специальных знаний, умений и навыков, позволяющих активно обогащать и расширять опыт музыкально-творческой деятельности обучающихся. Занятия по программе дают возможность каждому ребенку реализовать свои способности в области музыкально-театрального искусства, приобрести музыкальные знания, вокальные и музыкально-пластические навыки, большой исполнительский опыт, а также способствуют развитию и формированию общей и музыкальной культуры, художественного вкуса ребёнка. Все перечисленные аспекты определяют целесообразность программы.
Актуальность программы заключается в том, что она направлена на современное исполнительство, включающее в себя новейшие веяния в области вокального и сценического искусства.
Новизна программы состоит в том, что в ходе образовательного процесса, объединяющего в себе три компонента - вокальную подготовку, музыкальную пластику и элементы сценического искусства, осуществляется многопрофильная подготовка юных артистов, обусловленная синтетической природой музыкально-театральных жанров. В программе учтены, адаптированы к возможностям детей разных возрастов и суммированы образовательные особенности всех трех компонентов.
Цель программы обучения - раскрытие и постепенное развитие индивидуальных творческих способностей детей через вокально-сценическое искусство.
Так же целью программы является - формирование системы вокальных, музыкально - теоретических и сценических знаний, умений и навыков, позволяющих активно обогащать и расширять опыт музыкально-творческой деятельности обучающихся, воспитание самостоятельной творческой личности с устойчивым интересом к вокально-сценическому искусству.
Помимо названного, цели программы сочетаются с основными идеями системы дополнительного образования детей, которые мотивируют включение в процесс обучения интегрированных дисциплин. Развитие мотивации детей к познанию и творчеству через интегрированные технологии включает в себя:
-
актерские упражнения; -
основы сценического действия; -
музыкальные игры.
Достижение данных целей требует выполнения следующих задач:
-
выявить и развить вокальные и сценические способности; -
сформировать у детей навыки самостоятельной и коллективной работы; -
создать условия для мотивации на творческую и социально активную деятельность; -
определить критерии адекватной самооценки на основе концертной и конкурсной деятельности; -
помочь в воспитании социально-ценностного отношения к культурному наследию музыкально-сценического искусства.
Основной корпус задач в свою очередь делится на задачи воспитательные, обучающие и развивающие.
Воспитательные задачи:
-
привить интерес к музыкальной культуре; -
развить музыкальный вкус; -
научить культуре общения и принципам работы в коллективе.
Обучающие задачи:
-
сформировать вокально-исполнительские навыки (звукообразование, музыкальный строй, ансамбль и т.д.); -
обучить пению по нотам; -
обеспечить усвоение музыкальных знаний (нотная грамота, музыкально-теоретические понятия, основы истории музыки); -
сформировать начальные навыки анализа музыкальных произведений в процессе восприятия музыки; -
обучить приемам интегрирования знаний и умений, полученных при изучении различных дисциплин, в музыкально-сценическую деятельность.
Развивающие задачи:
-
развить творческие способности детей и подростков посредством музыки; -
развить способность эмоционального отклика на музыку и другие виды искусства.
Основная отличительная особенность данной образовательной программы заключается в том, что она ориентирована на воспитание у обучающихся способности совмещать вокальную технику с пластикой и другими приемами современного сценического искусства, а также демонстрировать своё вокально-сценическое мастерство в музыкальных спектаклях «Детского театра эстрады».
Особенностью программы также является использование интеграционного подхода в организации процесса обучения.
Интеграционный подход предполагает синтез на уровне осуществления дидактических приемов, методов, форм проведения занятий. Использование интеграционного подхода в организации учебно-воспитательного процесса позволяет формировать высокий уровень синтеза вербального и образного компонентов восприятия и мышления детей, (что требует от учебного процесса создания условий для включения всех рецепторов, подачи и кодирования информации в виде мыслеобразов). Интеграционный подход, способствуя формированию целостного восприятия мира, системности в знаниях, умениях, связан с осуществлением творческих проектов (участие в музыкальных спектаклях театра).
Также отличительная особенность программы состоит в комплексном подходе к процессу обучения. Каждому образовательному этапу соответствует свой «комплекс» предметов и разделов, основанный на возрастных особенностях обучающихся. Задачи каждого предмета, формы их реализации, репертуар определяются, прежде всего, особенностями данной возрастной категории. Более подробно они раскрываются в содержании программы по предмету.
Механизмы и сроки реализации программы.
Для реализации образовательной программы по вокалу образовательный процесс детской школы искусств организован в рамках трех этапов:
1 этап - накопление базовых знаний и навыков.
Срок реализации - 2 года (1 , 2 год обучения)
2 этап - применение накопленных знаний в рамках урока и концертно сценических мероприятий. Срок реализации - 3 года (3,4,5 год обучения)
3 этап - совершенствование исполнительского стиля.
Срок реализации - 2 года (6,7 год обучения)
Срок реализации всех трёх этапов -7 лет. По окончании каждого из этапов ребенок может перейти на следующий этап обучения, либо закончить обучение по данной программе.
Возраст обучающихся:
1 год обучения - 6-7 лет
2 год обучения - 7-8 лет
3 год обучения - 9-10 лет
4 год обучения - 10-11 лет
5 год обучения - 11-12 лет
6 год обучения - 13-14 лет
7 год обучения - 14-16 лет
Вступительные экзамены
Прием в Детскую школу искусств на вокальное отделение осуществляется в начале учебного года (сентябрь).
В школу могут поступать несовершеннолетние граждане Российской Федерации в возрасте 6-8 лет, обладающие хорошими музыкальными и вокальными данными, годные по состоянию здоровья, физически подготовленные и психологически готовые к обучению.
Прием кандидатов в школу осуществляется по результатам конкурсных вступительных испытаний и физической подготовленности. Для кандидатов в школу приемной комиссией проводится проверка способностей в области вокального и музыкально-пластического искусства. Порядок и сроки проведения приемных просмотров, требования к поступающим определяются педагогическим советом школы.
Форма и режим занятий.
Глубина знаний обучающихся в области вокально-сценического искусства, прочность усвоения ими материала, положительная результативность полностью зависит от разнообразия методов и приемов, используемых на занятиях. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, ансамблевые, пластические, сценические, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения занятия варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности.
Формы и режим занятий выбираются в зависимости от принадлежности ребенка к той или иной возрастной категории и особенностей психологии возраста: дошкольник, младший школьник, подросток.
Возраст
Ведущая деятельность
Возрастные психологические изменения
Дошкольник
Игровая деятельность
(коллективная)
-появляется понимание смысла человеческих действий;
-проявляются элементы соподчинения и управления в человеческой коммуникации;
-формируется способность к сопереживанию;
-формируется образное мышление
Младший школьник
Учебная деятельность
(коллективная и индивидуальная)
-формируется абстрактное мышление, позволяющее учитывать объективные свойства и закономерности явлений;
-появляется: произвольность психических процессов;
-планирующая функция мышления (внутренний план действий);
-рефлексия (способность обосновать свои действия)
Подросток
Учебная и творческая деятельность в формах индивидуального, коллективного (практического) и комбинированного занятий
-появляется: чувство взрослости;
-способность строить общение в зависимости от различных задач;
-ярко проявляется подражание качествам других людей
Таким образом, в программе используются следующие формы занятий:
• коллективная, в которой обучающиеся рассматриваются как целостный коллектив, имеющий своих лидеров;
• групповая, в которой обучение проводится с группой воспитанников (три и более), имеющих общее задание и взаимодействующих между собой;
• парная, предполагающая общение с двумя воспитанниками при постановке дуэтных танцев;
• индивидуальная, используемая для работы с воспитанником по усвоению сложного материала и подготовки к сольному номеру.
Занятия по данной программе состоят из теоретических и практических частей. Чередование различных видов деятельности позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления обучающихся.
Типы занятий:
-
вводное занятие - занятие, которое проводится в начале образовательного периода с целью ознакомления с предстоящими видами и тематикой обучения; -
индивидуальные практико-теоретические занятия, на которых излагаются теоретические сведения и отрабатываются приемы вокально-сценического мастерства; -
коллективные практико-теоретические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песенный репертуар, овладевают искусством музыкальной пластики. -
комбинированные формы занятий, на которых теоретические объяснения иллюстрируются музыкальными примерами, видеоматериалами, показом педагога. -
занятие-постановка, репетиция, на которых отрабатываются концертные номера, приобретается навык свободного и артистичного выражения себя на сцене; -
открытый урок - занятие, которое проводится для родителей, педагогов, гостей.
Количественный состав групп - 1 год обучения - 10-11 человек, 2-7 год обучения - 18 - 20 человек.
Продолжительность одного для дошкольников - не более 20 - 30 мин. с 10 минутным перерывом после каждого занятия. Продолжительность занятий с детьми 2-7 года обучения - 45 минут.
Занятия проходят три раза в неделю (понедельник, вторник, четверг). В воскресенье назначаются репетиции музыкальных спектаклей.
Участие обучающихся в музыкальных спектаклях соответствует репертуарно-календарному плану Детского театра эстрады.
Механизм выявления результатов реализации программы.
Личная аттестация обучающихся. Наряду с коллективными результатами деятельности тщательно отслеживается динамика индивидуального вокально-музыкального развития обучающихся, их личные успехи. Способы оценки результатов имеют как общие для всех этапов обучения критерии, так и определяемые принадлежностью к определенной возрастной группе. Общие параметры оценивания включают: музыкальные способности (метро-ритмическое чувство, слуховая память, звуковысотный слух), восприятие музыки, освоение образовательной программы (репертуар), сценическое искусство, пластические способности.
При переходе с одного этапа на другой, дети проходят контрольную аттестацию по предметам. Такие условия перевода на следующий этап обучения обеспечивают стабильный и ровный состав каждой группы, гарантирует необходимый уровень вокально-музыкальной подготовленности детей.
Оценка результативности освоения программы (деятельности) обучающихся основана на методе сравнительного анализа, при котором результаты обучения одних обучающихся сравниваются с достижениями других (социальная соотносительная норма), с прежними результатами того же воспитанника (индивидуальная соотносительная норма), с поставленными учебными целями и критериями (предметная соотносительная норма).
Наряду с основными методами оценки результативности обучения применяется разработанная в школе система контроля успеваемости и аттестации обучающихся. Данная система предполагает текущий контроль, а также промежуточную и итоговую аттестации.
Текущий контроль регулярно (в рамках расписания) осуществляется преподавателем, ведущим предмет.
Промежуточная аттестация определяет, насколько успешно происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной программы на каждом этапе обучения.
Для учащихся 1 этапа обучения основным методом промежуточной аттестации является метод скрытого педагогического наблюдения и открытые занятия для родителей.
Основным методом промежуточной аттестации на 2 и 3 этапе обучения по программе являются:
-
метод педагогического наблюдения; -
участие в музыкальных спектаклях театра; -
концертные выступления обучающихся.
В основе текущего и промежуточного контроля лежит десятибальная система оценки успеваемости. Баллы текущего и промежуточного контроля вносятся в общешкольную экзаменационную ведомость.
Таблица перевода баллов.
Баллы
Оценки
10
5
9
5-
8
4+
7
4
6
4-
5
3+
4
3
3
3-
2
2+
1
2
Полугодовые баллы выставляются по результатам текущего и промежуточного контроля успеваемости обучающегося в течение полугодия (среднеарифметический балл), если обучающийся посетил не менее 50% учебных занятий. Вопрос об аттестации обучающихся, пропустивших более 50% занятий, выносится на рассмотрение педагогического совета школы.
Итоговая аттестации проводится в конце каждого из этапов обучения по всем дисциплинам и фиксируется в соответствующей документации.
Для выявления результативности усвоения образовательной программы в начале каждого этапа обучения проводится тестирование исходного уровня владения навыками.
Итоговая аттестация при сопоставлении с исходным тестированием и промежуточным контролем позволяет выявить динамику изменений образовательного уровня. Уровни владения навыками приводятся в соответствие с баллами по следующей шкале.
Баллы
Уровни владения навыками
10
высокий
9
8
средний
7
6
5
низкий
4
3
2
1
Процедура оценки эффективности обучения на соответствующем этапе в Детской школе искусств предполагает соотнесение следующих параметров и критериев, разработанных преподавателями детской школы искусств, с уровнями вокально-музыкальной и пластической подготовки.
Параметры и критерии оценивания
уровня вокально-музыкальной и пластической подготовки
в Детской школе искусств
Параметры
Критерии
Формирование
вокально-исполнительских навыков
-
Чистота интонирования мелодической линии в заданном диапазоне -
Развитость певческого диапазона -
Грамотность процесса звукообразования, певческого дыхания, артикуляции -
Навыки звуковедения -
Навыки ансамблирования
Развитие музыкальных способностей:
-
Метро-ритмическое чувство -
Слуховая память -
Звуковысотный слух
-
Точность передачи ритмического рисунка -
Точность запоминания -
Точность воспроизведения мелодического рисунка
Восприятие музыки
-
Качество внимания, -
Положительная эмоциональная реакция -
Музыкальная память
Освоение образовательной программы (репертуар)
-
Степень овладения навыками исполнения произведений разного характера, в различных штрихах и динамике
Пластические
способности
-
Осанка -
Чувство ритма -
Координация -
Музыкальное восприятие
Сценическая культура
-
Эмоциональная выразительность -
Воображение -
Умение создать образ -
Мышечная раскрепощенность тела
Оценке и контролю результатов обучения подлежат:
- развитие общей музыкальности, музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса, пластики тела;
- объем слуховых представлений, знания о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте, о жанре и стиле, о выразительных средствах музыкального языка; о музыкальном наследии современных композиторов;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в пении, музыкально-пластическом движении, импровизации;
- развитие музыкального вкуса обучающихся, их исполнительской культуры;
- рост уровня музыкальной культуры как неотъемлемой части общей культуры личности.