Рабочая программа по музыке для 3 го класса

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по музыке для 3 го классаПояснительная записка



Данная программа составлена на основании следующих документов:

  1. Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. №273- ФЗ

  2. Закон Республики Татарстан от 22.03. 2013 №68-ЗРТ «Об образовании»

  3. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 6 октября 2009 года № 373. приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

  4. Приказа Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 12 декабря 2011 г., регистрационный номер 22540);

  5. Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  6. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»" (далее СанПиН 2.4.2.2821-10)

  7. Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"

  8. Письма МО и Н РТ от 23.06.2012г. № 7699/12 «Об учебных планах для 1-11 классов школ Республики Татарстан, реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования в соответствии с ФГОС общего образования»

  9. Приказа МО и Н РТ от 09.07.2012 №4154/12 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования»

  10. Приказа МО и Н РТ от 10/07/2012 №4165/12«Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего (полного) общего образования»

  11. Учебного плана МБОУ «Лицей-интернат (школа для одаренных детей) г. Буинска РТ» на 2014-2015 учебный год.

  12. Примерной программы начального общего образования по музыке.

  13. Авторской программы «Музыка» Г.С.Ригиной.

В соответствии с учебным планом МБОУ «Лицей-интернат (школа для одаренных детей) г. Буинска РТ» в 3 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю). Темы, попадающие на праздничные дни планируется изучать за счет объединения тем. Домашние задания не задаются.

Концепция программы: в основе концепции музыкального воспитания в начальной школе лежит педагогическая система Л.В. Занкова: ее ведущая идея о взаимосвязанности процессов обучения, развития и воспитания.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы:

Занятия музыкой способствуют воспитанию растущего человека как целостной личности, приобщению его к непреходящим этическим и эстетическим ценностям отечественной и мировой музыкальной культуры. Процесс общения ребенка с музыкальным искусством углубляет и совершенствует его внутреннюю жизнь и отношения к действительности. Приобщение детей к музыкальному искусству необходимо как условие воспитания полноценного зрителя, слушателя, как оптимальный и наиболее соответствующий возрасту способ приобретения творческого опыта, необходимого в любой сфере деятельности: опыта порождения и осуществления собственных замыслов, осознание самого себя как потенциального творца, как оптимальный путь скорейшего выявления тех особо одаренных детей, которые продолжат свое образование в специальных учебных заведениях и, возможно, внесут личный вклад в музыкальную культуру.

В программе реализуется целостный подход к музыкальной деятельности, включающий: исполнение, слушание и импровизирование музыки. При этом все виды музыкальной деятельности направлены на осознание языка музыкального искусства и протекают как творческий процесс, в ходе которого раскрываются индивидуальные возможности ребенка, проявляется его творческая активность.
Музыкальный материал концентрируется вокруг тем, каждая из которых объединяет несколько занятий. В темах отражается содержание музыкального искусства: сказочные сюжеты, образы природы, шутка в музыке; исторические сюжеты, героические образы в музыке; русское народное музыкальное творчество и творчество других народов; исполнительское мастерство инструменталистов и вокалистов.
В сюжет занятий включаются разнообразные задания в различных видах музыкальной деятельности. Дети поют попевки и песни по слуху и по нотам, выразительно двигаются под музыку, слушают музыку и сопровождают ее игрой на детских музыкальных инструментах, занимаются импровизацией. Разнообразие форм работы позволяют вовремя переключить внимание детей, снизить их утомление путем умелого поддержания интереса к той или иной деятельности.

Особенности преподавания предмета «Музыка» определяются спецификой музыкального искусства, которое обращено к духовному миру ребенка. Влияние на нравственно-эстетические чувства происходит в процессе активного восприятия детьми эмоционально-образного содержания музыкальных произведений, в процессе музыкально-творческой деятельности школьников.

Занятия музыкой способствуют духовно- нравственному воспитанию детей, целостному развитию личности младшего школьника, приобщению его к непреходящим этическим и эстетическим ценностям отечественной и мировой музыкальной культуры. Музыкальное искусство является неотъемлемой, важной частью национальной духовной культуры России.

Цель курса заключается в том, чтобы заложить основы музыкальной культуры школьника как части его духовно-нравственной культуры, что предполагает единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни.

Основные положения концепции развивающего обучения Л.В. Занкова направлены на достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья, на развитие музыкальности как комплекса музыкально-творческих способностей. Подчеркивая единство и равнозначность интеллектуального и эмоционального развития, волевого и нравственного, Л.В. Занков существенное значение придавал эмоциональному развитию ребенка, отмечая, что именно эмоции способствуют глубине интеллектуальной деятельности. Эта глубина создается материалом, с которым работают ученики, но главное - характером самой деятельности и эмоциональным настроем. Особенность искусства в том, что оно обладает большими возможностями для эмоционального развития личности, творческого и нравственно-эстетического воспитания учащихся. Вместе с тем музыка позволяет не только обогатить эмоциональную сторону жизни ребенка, но и достичь целостности всех составляющих личностного развития.

Музыкальность - сложный комплекс природных музыкальных задатков, необходимых для успешной музыкальной деятельности. К ним относятся: интонационный слух в разных своих компонентах (звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический, гармонический), способность к оперированию музыкально-слуховыми представлениями, творческое воображение и мышление, музыкальная намять (Б.М. Теплов, Б.В. Асафьев и др.). Все это обусловливает эмоциональную отзывчивость на музыку.

Согласно положениям дидактической концепции Л.В. Занкова, реализованным в программе и в учебно-методическом комплекте, музыкальное воспитание включает в себя три взаимосвязанных направления: обучение, творческое развитие и воспитание. С учетом требований, обозначенных в ФГОС начального общего образования 2009 г., и в соответствии с концептуальными положениями системы развивающего обучения определены следующие задачи курса:

- формирование основ музыкальной культуры, расширение представлений детей о мире музыкального искусства и роли музыки в жизни человека;

  • развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • формирование умения воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям разных стилей, жанров;

  • развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, понимание детьми образной природы музыки, формирование умений создавать музыкальный образ в исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций;

  • развитие художественного вкуса, музыкально-творческих способностей учащихся;

  • воспитание и развитие в процессе эмоционального восприятия и исполнения музыки нравственных качеств ребенка, его общекультурной и гражданской идентичности с учетом культурного разнообразия российского общества;

  • формирование уровня освоения системы знаний, представлений и способов действий, достаточных для дальнейшего музыкально-эстетического образования и самообразования.

Музыкальное обучение в системе развивающего обучения Л.В. Занкова строится «на основе произвольного оперирования музыкально-слуховыми представлениями, и благодаря этому достигается глубокая взаимосвязь развития певческих и слуховых качеств».

В предлагаемой программе музыкальный материал объединяется в темы, которые носят воспитательно-образовательный характер и соответствуют образной природе музыкального искусства. Не случайно Л.В. Занков писал, что «искусство становится мощным средством воспитания лишь тогда, когда перед детьми раскрываются художественные образы, в которых воплощаются высокие мысли и чувства»1. Задача нравственного воспитания детей решается благодаря отбору материала, системе заданий, организации общения детей на уроке, стимулированию внеурочной деятельности.

От постановки обучения зависят развитие творчески активной личности учащегося и воспитание у него любви и интереса к музыкальному искусству. Процесс обучения музыке опирается на два принципиальных положения: целостный подход к музыкальной деятельности и тематизм построения содержания. Реализация целостного подхода предполагает включение в учебно-воспитательный процесс разнообразных видов деятельности: исполнение (хоровое пение, игра на ритмических музыкальных инструментах музыкально-пластическое движение), слушание и импровизирование музыки.

В основу содержания курса положена линейно-концентрическая дидактическая модель, предполагающая последовательность в изучении тем (линейность) и возврат к основным содержательным единицам с постепенным усложнением материала и его обобщением (концентричность). В программе по музыке прослеживается несколько сквозных идей:

  • сказка в музыке, сказочные образы в песне, опере и балете;

  • исторические и героические образы в музыке (темы «Музыка о Родине», «Героические страницы истории России в музыке»);

  • образы природы в музыке («Музыкальное путешествие в сказочный лес», «Времена года в музыке», «Музыкальный карнавал животных»);

  • русская народная музыка и творчество других народов («Русские народные песни и пляски», «Музыка разных народов», «Народная музыка в творчестве композиторов»);

  • исполнительское мастерство инструменталистов и вокалистов;

  • шутка в музыке («Сказки, небылицы, шутка в музыке» и др.).

Тематизм дает возможность объединять материал урока и различные виды деятельности в единое художественное целое, вводить в урок высокохудожественные произведения не только музыкального искусства, но и поэзии, художественной прозы, изобразительного искусства, что усиливает межпредметные связи. Тематическая организация содержания программы помогает детям

обобщать свой индивидуальный опыт и активно включаться в беседы о музыке. Все это создает условия для общего культурного развития школьника.

Постепенное и последовательное усложнение музыкального материала и различных видов деятельности (с возвратами к изученному материалу на новом уровне его осмысления) позволяет осваивать комплекс навыков учебной и музыкально-творческой деятельности.

Слушание музыки обогащает музыкально-слуховые представления детей, расширяет их понятия о природе музыкального искусства благодаря знакомству с творчеством отечественных и зарубежных композиторов, с исполнителями музыки, различными музыкальными жанрами, народной музыкой. Важно научить детей не только слушанию, а «слышанию» музыки. Проникновение в мир музыкального искусства тем глубже, чем больше интерес детей к музыкальным занятиям, выше уровень их музыкальной грамотности. В процессе слушания музыки развивается внимание и музыкально-слуховой контроль ребенка.

Пение занимает ведущее место в рамках целостного подхода к музыкальному развитию детей. Наиболее доступный вид коллективного музицирования - хоровое пение, которое осуществляется с опорой на национальные традиции России. Дети исполняют попевки и песни по слуху, по нотам, с сопровождением и с движениями, характерными для определенного жанра музыки. Музыкально-слуховые представления, являющиеся ядром музыкальных способностей, лучше всего формируются, если ребенок умеет петь по нотам. Не случайно этому умению в программе отводится большое внимание.

Инструментальное музицирование включает игру на детских ритмических инструментах в качестве сопровождения слушания музыки и пения, ритмические «музыкальные разговоры» и ритмические игры.

Музыкально-пластическое движение направлено на обучение детей выразительно двигаться под музыку в соответствии с ее содержанием. Это помогает младшим школьникам через собственную деятельность понять различие между хороводом и маршем, полькой и народной песней и т.д. Пение с показом ручными знаками становится своеобразным пластическим интонированием.

Импровизационное творчество опирается на восприятие музыки, музыкальный слух, творческую фантазию ребенка и выражается в способности ребенка комбинировать, создавать нечто свое, новое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта. Музыкальная импровизация используется для творческого развития учащихся, а также для углубления, закрепления и освоения знаний о музыке. В музыкальные занятия включаются все доступные виды импровизирования: движения, ритмические аккомпанементы, ритмические и мелодические «музыкальные разговоры», мелодизация стихотворений, импровизирование по ручным знакам ладовых ступеней, инсценирование, импровизация на настроение. Таким образом, заложенное в музыкальном искусстве творчество - композитора, исполнителя и слушателя - оказывает и развивающее, и терапевтическое влияние на детей.

Драматизация литературных произведений с использованием музыкальных фрагментов осуществляется в игровой деятельности, которая также становится способом самовыражения детей. Игра рассматривается как генетическая основа творчества, возможность проявления творческой активности детей. В связи с этим в музыкальные занятия включаются игровой материал и разнообразные игровые ситуации.

Программа по музыке нацелена на формирование личностных и метапредметных универсальных учебных действий. В плане личностных УУД музыкальное искусство как «искусство интонируемого смысла», в котором человек «не мыслит себя вне отношения к действительности» (Б.В. Асафьев), имеет огромные возможности для действия смыслообразования, нравственно- этического оценивания содержания произведений искусства, а значит для формирования целостной картины мира и развития творческого потенциала школьника. Значительное внимание уделяется развитию коммуникативных УУД - умения учащихся сотрудничать со сверстниками и взрослыми, принимать на себя социально значимые роли. Опыт коллективного взаимодействия в музицировании, обсуждении содержания

произведений и в оценке полученных результатов способствует развитию коммуникативности младших школьников, их регулятивных действий.

Познавательные УУД формируются в процессе освоения детьми нотной грамоты, в том числе системы записи музыки в относительной и абсолютной сольмизации, в ходе выполнения детьми такого типа заданий, как работа с музыкальным словариком, с карточками ритма, поиск информации в дополнительных источниках, включая ресурсы Интернета.

Здоровьеразвивающие возможности музыкальных занятий усиливаются благодаря их рациональной организации, предполагающей сочетание разных видов музыкальной деятельности, чередование разнохарактерных песен, требующих решения различных исполнительских задач, соблюдение режима голосового аппарата детей (пение свободным, естественным, нефорсированным звуком, тесситурное удобство и напевность предлагаемых для пения мелодий), импровизационность заданий.

Положительное влияние музыки на психологическое и физиологическое здоровье достигается также наличием подготовительного этапа восприятия (эмоциональный настрой, актуализация музыкального опыта детей) и исполнения (распевки, составление исполнительского плана) музыки. Такая организация урока повышает психофизиологические ресурсы детей, их стрессоустойчивость. Уроки музыки, проводимые на природе, наряду с задачами эстетического и экологического воспитания, направлены на формирование культуры здорового образа жизни младших школьников.

По ключевым темам учебного года предусмотрено выполнение творческих проектов: «Любимые песни нашего класса» (3 класс) и «В стране музыкальных инструментов» (4 класс). Итогом первого творческого проекта должен стать песенный сборник-альбом, в который школьники отбирают песни различной тематики: «Песни из мультфильмов», «Песни о школе», «Народные песни», «Песни о Родине». Предлагаемые проекты стимулируют коллективную поисковую и творческую деятельность младших школьников, воспитывают качества гражданина благодаря патриотической тематике и знакомству с историей создания известных песен. Творческие проектные задания имеют сквозной характер и завершаются выходом на социально и личностно значимые результаты: подготовка концерта, создание сборника - альбома песен и т.д.

Структура учебников включает содержательные линии, которые определены ФГОС НОО 2009 года: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

Содержание программы

3 класс (34 часа)

Музыка в жизни человека

Основные образно-эмоциональные сферы музыки. Сказочные образы в музыке. Опера. Балет. Поэзия А.С. Пушкина в музыке. Сказочная опера в творчестве Н.А. Римского- Корсакова, М.И. Глинки. Балеты П.И. Чайковского, Р.К. Щедрина. Инсценировки сказок.

Характерные особенности музыкальных жанров. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Кантата. Симфония. Ария как характеристика героя оперы, кантаты, оратории.

Инструментальная и вокальная музыка. Романс. Инструментальные пьесы отечественных и зарубежных композиторов. Творчество И.-С. Баха, В.-А. Моцарта и др.

Музыка XX века. Творчество композиторов С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна, Г.В. Свиридова, Д.Б. Кабалевского. Современные композиторы. Песенное творчество композиторов Р.В. Паулса, В.Я. Шаинского.

Музыка о Родине. Героические страницы России в музыке. Музыкальный исторический портрет («Александр Невский» С.С. Прокофьева). Тема защиты Родины в Великой Отечественной войне, отраженная в песенном творчестве.

Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Колыбельная песня. Вальс, полька, менуэт. Гопак - народный танец, гопак в опере М.П. Мусоргского. Марш в опере и балете.

Симфония. «Детская симфония» Франца Йозефа Гайдна. Кантата (С.С. Прокофьев). Романс, ария, хор.

Жанры народной музыки. Песня в народной музыке. Музыка к календарным праздникам.

Основные закономерности музыкального искусства

Музыкальные и речевые интонации. Интонация как озвученное состояние персонажа. Музыкальный разговор. Характеры персонажей и интонационное разнообразие музыки. Выразительность и изобразительность в музыке («Кикимора» А.К. Лядова). Картины природы в музыке: музыкальные «краски».

Тема персонажа оперы, балета, кантаты как музыкальная характеристика, музыкальный образ.

Сравнение средств музыкальной выразительности (ритм, темп, лад, динамика) в произведениях о природе разных авторов.

Песенные, танцевальные, маршевые интонации в инструментальной и вокальной музыке.

Музыкальные размеры. Дирижирование в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Разнообразие ритмического рисунка: половинная нота с точкой, фермата.

Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты: диез, 3/4, 4/4 в такте, трехдольный и четырехдольный метры, лига, паузы. Октава. Мажорная и минорная гаммы.

Повтор и контраст как основные приемы музыкального развития. Канон: особенности музыкального развития.

Формы построения музыки: двух-, трехчастная формы. Контрастность частей, средства музыкальной выразительности в каждой из частей («Весна и осень» Г.В. Свиридова).

Музыкальная картина мира

Картины природы в музыке. Эмоционально-образное содержание музыкальных произведений, связанных с картинами природы.

Инструментальная и вокальная музыка. Песенное творчество. Песни из мультфильмов. Песни о школе. Песни о Родине.

Исполнительский план произведения. Исполнение по нотам с названиями ступеней, нот. Исполнение двухголосия.

Композитор - исполнитель - слушатель. Выразительность исполнения музыки. Музыкальные инструменты: арфа, фортепиано, виолончель, флейта-пикколо, челеста и др. Народные инструменты: кастаньеты.

Симфонический оркестр. Камерный оркестр. Шумовой оркестр.

Взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыке. Средства выразительности в музыке, поэзии и живописи.

Знакомство с этнокультурными традициями: проводы Масленицы. Русские народные песни и пляски. Знакомство с музыкой других народов (украинская, белорусская, эстонская, французская народные песни).

Планируемые результаты освоения обучающимися программы по музыке

3 класс

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • эмоциональная отзывчивость па музыкальные произведения различного образного содержания;

  • позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности;

  • образ Родины, представление о ее богатой истории, героях-защитниках, о культурном наследии России;

  • устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни;

  • основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей;

  • симпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений;

  • нравственных чувств (любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре других народов);

  • нравственно-эстетических чувств, понимания и сочувствия к переживаниям персонажей музыкальных произведений;

  • понимания связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора;

- представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую, задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

  • планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;

  • выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;

эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;

  • осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т. ч. проектных и творческих;

  • выполнять действия (в устной, письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;

- воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;

  • самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;

  • передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;

  • использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;

  • выбирать способы решения исполнительской задачи;

  • соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;

  • соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;

  • исполнять попевки, ориентируясь на запись ручными знаками и нотный текст.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета;

  • соотносить различные произведения по настроению и форме;

  • строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки;

  • пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольмизации;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

- обобщать учебный материал;

- устанавливать аналогии;

- сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись);

- представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов).



Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог, письменно);

- выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;

- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;

- проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;

- контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;

- понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;

- понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

- принимать мнение, отличное от своей точки зрения;

- стремиться к пониманию позиции другого человека.

Обучающийся получит возможность научиться:

-выражать свое мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т.ч. средства ИКТ);

- понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;

- контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности;

  • продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности;

  • формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера;

  • стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности.

Предметные результаты

Музыка в жизни человека

Обучающийся научится:

  • воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер, балетов, кантат, симфоний;

  • различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки;

  • понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате;

  • эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

  • ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;

  • понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;

  • передавать в музыкально-творческой деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • соотносить исполнение музыки с собственными жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни и т.д.;

  • осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимой информации, в т.ч. с использованием ИКТ;

- владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга.

Основные закономерности музыкального искусства

Обучающийся научится:

  • слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров;

  • наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения музыки;

  • участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками;

  • узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности;

  • узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; звучание музыкальных инструментов и певческих голосов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять творческую инициативу в реализации собственных замыслов в процессе пения, игры па детских элементарных музыкальных инструментах, движения под музыку;

  • импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в характере песни, танца и марша;

  • пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольмизации;

  • находить в музыкальном тексте особенности формы, изложения;

- различать звучание музыкальных инструментов (включая тембр арфы, виолончели, челесты).

Обучающийся получит возможность овладеть:

  • представлениями о композиторском (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, А.П. Бородин, НА. Римский-Корсаков, Ф.-Й. Гайдн, И.-С. Бах, В.-А. Моцарт, Э. Григ, Г.В. Свиридов, С. С. Прокофьев, РК. Щедрин и др.) и исполнительском творчестве;

- музыкальными понятиями: мажорная и минорная гаммы, фермата, паузы различных длительностей, диез, бемоль, ария, канон и др.

Музыкальная картина мира

Обучающийся научится:

  • выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения, в т.ч. с дирижированием (на 2/4, 3/4, 4/4 3/8 6/8);

  • петь темы из отдельных прослушиваемых музыкальных произведений; исполнять песни в одноголосном и двухголосном изложении;

  • различать мелодию и аккомпанемент; передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений;

  • сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов;

  • различать язык музыки разных стран мира.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;

  • узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;

  • приводить примеры известных музыкальных жанров, форм;

- собирать музыкальные коллекции, принимать участие в проведении культурных мероприятий в классе, представлять результаты проектной деятельности.

Содержание тем учебного курса

3-Й КЛАСС (34 часа)

I четверть

Тема 1. Сказка в опере и балете. 9 часов

Хоровое пение. "Колыбельная Гвидона" из оперы "Сказка о царе Салтане". Муз. Н. Римского-Корсакова. "Песня старой сказки". Муз. В. Мигули, сл. Л. Ошанина. "Вальс снежных хлопьев", хор из балета "Щелкунчик". Муз. П. Чайковского. "Сказки гуляют по свету". Муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского. "Про сверчка". Муз. И. Морозова, сл. А. Коваленкова. "Робин-Бобин". Муз. Г. Гладкова, сл. К. Чуковского. "Песенка друзей". Муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина.
Повторение. "Песенка веселых козлят".
Слушание музыки. "Три чуда", "Полет шмеля" из оперы "Сказка о царе Салтане". Муз. Н. Римского-Корсакова. "Вальс снежных хлопьев", "Марш", "Танец пастушков", "Испанский танец", "Арабский танец", "Китайский танец", "Танец феи Драже", "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик". Муз. П. Чайковского. Тема Конька-Горбунка, тема Царь-Девицы, "Царь-горох" из балета "Конек-горбунок". Муз. Р. Щедрина.
Повторение. "Марш Черномора".
Импровизация. "Песенка Аленушки" по русской народной сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" и картине В. Васнецова "Аленушка" (мелодическая). На тему "Сказочки" С. Прокофьева.
Движения под музыку.Дирижирование в размере 4/4. "Вальс снежных хлопьев", "Марш", "Танец пастушков", "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик" П. Чайковского.

II четверть

Тема 2. Инструментальная и вокальная музыка. 7 часов

Хоровое пение. "Чему учат в школе". Муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. "Пробуждальная песенка". Муз. Н. Пескова, сл. П. Синявского. "Галя по салочку ходила", украинская народная песня. "Колыбельная медведицы". Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева. "Песня менуэта". Муз. Е. Адлера, сл. Л. Дымовой. "Оркестр чудаков". Муз. В. Тугаринова. "Колядка", украинская нар.песня. "Снежинки". Муз. В. Шаинского, сл. А. Внукова. "Чудак". Муз. В. Блага, сл. М. Везели, пер. М. Кравчука.
Повторение. "Как под горкой".
Слушание музыки. "Лебедь" (Карнавал животных). Муз. К. Сен-Санса. "Детская симфония". Муз. И. Гайдна. "Соловей". Муз. А. Алябьева. "Менуэт". Муз. В.-А. Моцарта. "Кикимора". Муз. А. Лядова.
Повторение. "Ария Царевны-Лебеди" из оперы "Сказка о царе Салтане". Муз. Н. Римского-Корсакова.
Импровизация."Я - композитор" (какому музыкальному инструменту ты поручил бы исполнить эту пьесу? "Мелодия". Муз. А. Рубинштейна). На стихотворный текст (песня, танец, марш) (мелодическая).
Движения под музыку. "Менуэт". Муз. В.А. Моцарта. Дирижирование в размере 4/4.

III четверть

Тема 3. Музыка разных народов. 7 часов

Хоровое пение. Во поле береза стояла", русская нар.песня. "За рекою старый дом". Муз. И. С. Баха. "Колыбельная". Муз. Р. Паулса, сл. Аспазии. "Заход солнца". Муз. Э. Грига, сл. А. Мунка. "Пастушка", франузская нар.песня. "Кумушка", белорусская нар.песня. "Чунга-Чанга". Муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина. "Золотая свадьба". Муз. Р. Паулса, сл. Н. Резника. Повторение. "Савка и Гришка".
Слушание музыки. "Гопак", украинский танец из оперы "Сорочинская ярмарка". Муз. М. Мусоргского. "Шествие гномов". Муз. Э. Грига. "Танец с саблями" из балета "Гаянэ". Муз. А. Хачатуряна. Финал IV симфонии П. Чайковского. "Шутка" И.С. Баха.
Повторение. "Менуэт". Муз. В.А. Моцарта. Импровизация. "Музыкальный разговор" (ритмическая). Движения под музыку. "Барыня", русская нар.песня. "Полька", эстонская танцевальная мелодия. "Менуэт". Муз. И.С. Баха.

Тема 4. Картины природы в музыке. 3 часа

Хоровое пение. Русские народные песни: "А я по лугу", "Уж ты сад". "Береза". Муз. В. Веселова, сл. С. Есенина. "Колыбельная песня". Муз. В.А. Моцарта. "Весенняя". Муз. В.А. Моцарта. "Осень". Муз. Ю. Чичкова, сл. И. Мазнина. "Проводы масленицы" из оперы "Снегурочка". Муз. Н. Римского-Корсакова, сл. И. Устюжанина.
Повторение: "Песенка о лете".
Слушание музыки. "Утро". Муз. С. Прокофьева. "Весна и Осень", из музыки к повести А. С. Пушкина "Метель". Муз. Г. Свиридова. "Утро". Муз. Э. Грига.
Повторение. "Дождь и радуга".
Импровизация. На текст стихотворения П. Соловьевой "Подснежник" (мелодическая). "Колыбельная". Муз. В.А. Моцарта (ритмическая). На текст стихотворения А. Фета "Осень", П. Вяземского "Зима" (мелодическая).
Движения под музыку. Дирижирование в размерах: 2/4, 3/4, 4/4. "Шествие кузнечиков". Муз. С. Прокофьева.

IV четверть

Тема 5. Героические страницы родной истории в музыке. 8 часов

Хоровое пение. Хоры "Вставайте, люди русские". "На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу", из кантаты "Александр Невский", Муз С. Прокофьева. "Вспомним, братцы, Русь и славу", русская нар.песня. "Россия, Россия", Муз. Ю. Чичкова, сл. Ю. Разумовского. "Слава", русская нар.песня. "Песня о Москве". Муз. Г. Свиридова, сл. А. Барто. "Московский воробей". Муз. Д. Львова-Компанейца, сл. Ю. Коринца. "Большой хоровод". Муз. Б. Савельева, сл. Лены Жигалкиной и А. Хайта. "Солдатушки, бравы ребятушки", русская народная песня.
Слушание музыки. Кантата "Александр Невский". Муз. С. Прокофьева, сл. В. Луговского и С. Прокофьева. "Катюша". Муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского. "Журавли". Муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова. "Романс Антониды", "Ария Сусанина", хор "Славься" из оперы "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя"). Муз. М. Глинки.
Импровизация. На текст стихотворения И. Никитина "Русь". В характере песни, танца и марша (мелодическая). На текст стихотворения П. Воронько "Лучше нет родного края " (мелодическая).
Движения под музыку. Дирижирование в размерах 3/4 и 4/4.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК:

Ригина Г.С. Музыка: учебник для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Ригина Г.С. Нотная хрестоматия (к учебнику «Музыка. 3 класс»), - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

2. Специфическое сопровождение (оборудование):

  • аудиозаписи и фонохрестоматии;

  • Электронная энциклопедия «Кирилла и Мефодия»;

  • видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся композиторов;

  • видеозаписи фрагментов оперных и балетных спектаклей, выступлений известных певцов, хоровых, оркестровых коллективов;



Календарно - тематическое планирование

1 четверть

№ п\п

Тема урока

Дата проведения

Основные понятия

Слушание музыки

Исполнение

Тип урока, вид деятельности

Прогнозируемый результат

ИМО

Примеча

ние

1

Сказка в опере и балете

02.09.14г.

Увертюра (вступление у Пушкина)

Глинка Увертюра «Руслан и Людмила»

Журавушка

Урок нового материала,

фронтальный

Знать особенности жанров оперы и балета, уметь описать характер произведения, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов, СД: П.И.Чайковский. Щелкунчик

2

Сказка в опере и балете

09.09.14г.

Определение оперы, балета. Отличия, сходство

Чайковский «Щелкунчик» Па-де-де

Журавушка

Комбинированный, фронтальный, групповой, индивидуальный

Сравнить вступление у Пушкина и Глинки. Уметь описать сказочный образ в музыке, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов, сказки А.С.Пушкина

3

Сказка в опере и балете

16.09.14г.

Оперная сцена

Римский - Корсаков «Шахерезада»

«Кашалот»

Комбинированный фронтальный

групповой, индивидуальный

Знать о роли сказки в опере и балете, уметь описать образ, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

4

Сказка в опере и балете

23.09.14г.

Сказочность - сценарная или музыкальная

Чайковский

«Лебединое озеро» Интродукция

«Кашалот»

Комбинированный фронтальный

групповой, индивидуальный

Уметь определить сказочность в музыке, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

5

Сказка в опере и балете

30.09.14г.

Определение балета

Прокофьев «Золушка»

Солнышко

Комбинированный фронтальный,

групповой, индивидуальный

Уметь определить сказочность в музыке, закрепить вокально - хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

6

Сказка в опере и балете

07.10.14г.

Выразительность различия в опере и сказке

Щедрин

«Конек-горбунок»

«Золотые рыбки»

Солнышко

Комбинированный фронтальный,

групповой, индивидуальный

Уметь определить сказочность в музыке, найти различия в опере и сказке, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

7

Сказка в опере и балете

14.10.14г.

Изобразительность

Римский - Корсаков «Садко»

«Воробей»

Комбинированный фронтальный,

групповой, индивидуальный

Уметь определить сказочность в музыке, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

8

Картины природы в музыке

21.10.14г.

Звуки природы:

ритмичность, оркестровка, динамика, мелодия, настроение

«Звуки моря»

«Песня итальянских пионеров»

Комбинированный фронтальный,

групповой, индивидуальный

Уметь описать звуки природы и соотнести их с музыкальными, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы

иллюстрации

9

Презентации творческого проекта «Любимые песни нашего класса »

28.10.14г.

Урок - концерт

Песни по выбору

Контрольно-обобщающий урок

фронтальный,

групповой, индивидуальный

Повторить теоретический материал четверти: знать авторов и названия музыкальных произведений, терминологию. Уметь передавать характер песен, делать кульминацию во фразах при пении хором.

Фонограммы

иллюстрации

2 четверть

№ п\п

Тема урока

Дата проведе-

ния

Основные понятия

Слушание музыки

Исполне-

ние

Тип урока, вид деятельности

Прогнозируемый результат

ИМО

Примеча-

ние

1

Инструментальная музыка

11.11.14г.

Инструментальная музыка

Соло

Солист

Как под яблонькой (гусли)

Шутка (флейта)

«Край, в котором ты живешь»

Урок нового материала

фронтальный

Знать определение инструментальной музыки, название исполнителя по количественному составу, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы

иллюстрации CD: Музыкальные инструменты

2

Инструментальная музыка

18.11.14г.

Ансамбли

Дуэт

Рахманинов «Сюита для двух ф-но»

А. Шнитке "Пастораль"

«Край, в котором ты живешь»

Комбинированный фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать определение инструментальной музыки, название исполнителей по количественному составу, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы

иллюстрации

3

Инструментальная музыка

25.11.14г.

Оркестры

Трио

Квартет

Виды оркестров

Бородин Квартет

«Моя Россия»

Комбинированный фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать определение инструментальной музыки, название исполнителей по количественному составу, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы

иллюстрации, СД: Соната. Не только классика

4

Вокальная музыка

02.12.14г.

Певческие голоса

Женские голоса

Мужские голоса

«Моя Россия»

Урок нового материала

фронтальный

Знать определение вокальной музыки, название певческих голосов, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы

иллюстрации

5

Вокальная музыка

09.12.14г.

Виды хоров

«Марш веселых ребят»

Снежинки

Комбинированный фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать определение вокальной музыки, виды хоров, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы

Иллюстрации

СД: Энциклопедия классической музыки

6

Вокальная музыка

16.12.14г.

Ансамбли

Рождественский гимн «Тихая ночь»

Снежинки

Комбинированный фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать определение вокальной музыки, виды ансамблей, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы

иллюстрации

7

Картины природы в музыке

23.12.14г.

Звуки природы:

ритмичность, оркестровка, динамика, мелодия, настроение

«Звуки моря»

«Песня итальянских пионеров»

Комбинированный фронтальный,

групповой, индивидуальный

Уметь описать звуки природы и соотнести их с музыкальными, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы

иллюстрации

3 четверть

№ п\п

Тема урока

Дата проведения

Основные понятия

Слушание музыки

Исполнение

Тип урока, вид деятельности

Прогнозируемый результат

ИМО

Примеча

ние

1

Музыка разных народов

13.01.15г.

Музыкальный язык

Колядки (европейская, украинская)

«Полька»

Урок нового материала

фронтальный

Понимать значение выражения «музыкальный язык», «интонация», уметь описать в музыке разных народов, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы

иллюстрации, политическая карта

2

Музыка разных народов

20.01.15г.

Особенности музыки разных народов

«Гопак»

«Веснянка»

«Полька»

Комбинированный фронтальный, групповой, индивидуальный

Знать особенности музыкального языка славянских народов, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы

иллюстрации политическая карта

3

Музыка разных народов

27.01.15г.

Особенности музыки разных народов

«Перепелочка» «Крыжачок» «Посадил полынь я» болгарская

«Бульба»

Комбинированный фронтальный, групповой, индивидуальный

Знать особенности музыкального языка славянских народов, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы

иллюстрации, политическая карта

4

Музыка разных народов

03.02.15г.

Особенности музыки разных народов

«Украинская полька» (ф-но) «Ехал казак за Дунай» (ф-но)

«Бульба»

Комбинированный фронтальный, групповой, индивидуальный

Знать особенности музыкального языка славянских народов, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы

иллюстрации

политическая карта

5

Музыка разных народов

10.02.15г.

Особенности музыки разных народов

«Цыплята»

«Лезгинка»

«Наша армия»

Комбинированный фронтальный, групповой, индивидуальный

Знать особенности музыкального языка кавказских народов, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы

иллюстрации политическая карта

6

Музыка разных народов

17.02.15г.

Особенности музыки разных народов

«Цыганочка»

«Молдовеняска»

«Заболела бабушка»

Комбинированный фронтальный, групповой, индивидуальный

Знать особенности музыкального языка, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы

иллюстрации

политическая карта

7

Музыка разных народов

24.02.15г.

Особенности музыки разных народов

«Летка- енька»

«Летка- енька»

Комбинированный фронтальный, групповой, индивидуальный

Знать особенности музыкального языка Прибалтики, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы

иллюстрации

политическая карта

8-9

Картины природы в музыке

03.03.15г.

10.03.15г.

Певец русской природы

«Шум леса»

Чайковский Симфония №1

«Лесная песенка»

Комбинированный фронтальный,

групповой, индивидуальный

Понимать значение выражение «певец русской природы», уметь приводить примеры образов природы из собственного опыта, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов,

СД: Соната. Не только классика

10

Презентация творческого проекта

17.03.15г.

Урок - концерт

Музыкальная викторина

Песни по выбору

Контрольно- обобщающий урок

фронтальный,

групповой, индивидуальный

Повторить теоретический материал четверти: знать авторов и названия музыкальных произведений, терминологию. Уметь передавать характер песен, делать кульминацию во фразах при пении хором.

Фонограммы

иллюстрации

4 четверть

№ п\п

Тема урока

Дата проведе

ния

Основные понятия

Слушание музыки

Исполнение

Тип урока, вид деятельности

Прогнозируемый результат

ИМО

Примеча

ние

1-2

Героические страницы истории в музыке

07.04.15г.

14.04.15г.

Герои на страже мира

«Александр Невский»

Бородин Симфония №2

«Лесная песенка»

Урок нового материала

фронтальный

Знать о роли истории в музыке, понимать значение музыкальных героических произведений, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

3-4

Героические страницы истории в музыке

21.04.15г.

28.04.15г.

Музыка о ВОВ

«Ария Сусанина»

«День Победы»

«Землянка»

Комбинированный фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать о роли истории в музыке, понимать значение музыкальных героических произведений, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

5-6

Героические страницы истории в музыке

05.05.15г.

12.05.15г.

Герои труда первых пятилеток

Г.Свиридов «Время, вперед»

«Землянка»

Комбинированный фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать о роли истории в музыке, понимать значение музыкальных героических произведений, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

7

Героические страницы истории в музыке

19.05.15г.

Музыка по выбору учащихся

«Моя Россия»

«Родная песенка»

Комбинированный фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать о роли истории в музыке, понимать значение музыкальных героических произведений, закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

8

Итоговая контрольная работа (проект)

26.05.15г.



Контрольно-

обобщающий урок

фронтальный,

групповой, индивидуальный

Повторить теоретический материал года: знать авторов и названия музыкальных произведений, терминологию. Уметь передавать характер песен, делать кульминацию во фразах при пении хором.

Фонограммы

Дидактические карточки





















Приложение 1

Нормы и критерии оценивания

Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции).

Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.

Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.

Оценка « 5 »

- если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);

- умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;

- проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.

Оценка « 4 »

- если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции);

- проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;

- умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.

Оценка « 3 »

- проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции);

- или в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;

- или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.

Оценка « 2 »

- нет интереса, эмоционального отклика;

- неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;

- нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить.



1

3

Скачать материал

Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Начало формы

Ваше имя

Конец формы



© 2010-2022