САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В настоящее время общество отличат стремительность развертывания и видоизменения различных социальных процессов, требующих быстрой реакции и адаптации людей к предлагаемым условиям. Это требует от населения способности быстро принимать решения, быть творческими, самостоятельными, профессионально компетентными, имеющими активную жизненную позицию. Сказанное выявляет причину происходящего в современном социуме смещения внимания на внутренний мир и самобытные особенности человека, что наиболее ярко характеризует его уникальность, которая потенциально может отразиться в деятельности. В соответствие с указанным одним из приоритетов российского образования сегодня стало становление и развитие личности обучающихся. В связи с изложенным от школы требуется создание таких условий (развивающей среды), которые предоставили бы учащимся максимальные возможности для самореализации и раскрытия сущностных сил каждого и, с учетом этого, формирования индивидуальностей, подготовленных к самостоятельной эффективной взрослой жизни. Важнейшую позицию в решении данной задачи занимает художественное образование и, в частности, входящее в него освоение музыкального искусства. Объясняется это тем, что именно художественные произведения отражают чувства, направлены на возникновение ответной эмоционально-психологической реакции, развивающей личностные качества индивида, общающегося с явлениями искусства.

Ученые доказали, музыкальное развитие человека начинается еще в утробе матери и продолжается всю его жизнь. Однако наиболее систематично и массово указанное совершенствование осуществляется в общеобразовательной школе, что актуализирует проблему оптимизации данного процесса. Музыкально-образовательный процесс школьников традиционно реализуется в рамках внутришкольных и внешкольных организационных форм. К первой группе относятся уроки музыки и структурные единицы внеклассной воспитательной работы, которые проводятся при непосредственном участии учителя, представлены наиболее объемно и системно. В них получает высшую степень организации процесс взаимосвязи обучения и контроля получаемых результатов. В то же время и за пределами школы ученики способны продолжать качественное музыкальное образование, умножающее получаемое в ее условиях. Тому примером может служить система дополнительного музыкального образования. Однако к обучению в ее учреждениях вовлекаются дети наиболее одаренные и имеющие материальные возможности удовлетворить обычно присутствующие финансовые требования (то есть имеют родителей, способных внести плату за обучение). Перечисленное резко сокращает число учащихся по сравнению с общеобразовательной школой. Также и мероприятия для всех желающих школьников (посещение музыкальных концертов, спектаклей, праздников, кинопросмотров и т. д.) имеют свои минусы. В частности, они не всегда отличаются частотой проведения, возможностью четкой постановки актуальных для процесса образования учебно-воспитательных задач и выстраивания их от мероприятия к мероприятию в логично упорядоченную последовательность, позволяющую пролонгировано достигать целей обучения. В данном контексте самыми перспективными, на наш взгляд, являются самостоятельные занятия уче-ников, осуществляемые при выполнении домашних заданий по музыке. Оста-новимся на обосновании этого утверждения немного подробнее.

Домашние занятия школьников с позиций теоретической и прикладной педагогики справедливо рассматриваются как органичное продолжение уроков, обеспечивающее им регулярность и процессуальную обусловленность. Их выполнение должно, по крайней мере, минимизировать забывание нового материала, изученного на уроке и освоение которого носит, как правило, концентрированный характер. Однако домашние занятия обычно ориентированы не только на это. Их задачи направлены на дополнение изложенной на уроке информации и закрепление приобретенного арсенала умений, посредством их повтора и адаптации к различным условиям реализации, что предполагает, например, переход к творческому или комбинированному характеру упражнений от репро-дуктивной направленности действий. Не случайно, Э. А. Зауторова, исследуя проблему содержания домашних заданий на уроках музыки как обуславливающего элемента самостоятельных занятий школьников, выделяет два их вида: конкретные (направленные на поиск сведений о композиторе или истории создания произведения, в опоре на конкретные имена, события, даты) и творческие (требующие от учащихся при выполнении креативного подхода), которые, по утверждению автора, в педагогической практике составляют главенствующее большинство [2, с. 65].

Интегрируясь с дальнейшим обучением, домашние занятия являются связующим звеном между предшествующим и последующим уроком. Формируемая в этих условиях учеником теоретическая и практическая платформа, способствует в аудиторное учебное время увеличению темпа усвоения им нового знания и переноса его в прикладную плоскость. К тому же у учителя возникает еще и возможность отслеживания в ходе обучения не только самого факта домашних занятий учеников, но и выявления уровня результативности этой работы. Такой контроль (учет и оценка) итогов домашней деятельности учащихся и использование полученных данных на уроках должен быть обязательным, поскольку при его осуществлении у школьников стимулируется стремление к повышению качества выполнения данных учебных действий и происходит приучение детей к обязательности их реализации. Имеет положительный эффект, а именно еще больше повышает статус домашней самостоятельной работы обучающихся, и использование ее результатов во внеклассных или внешкольных мероприятиях.

Выполнение домашних заданий формирует в школьниках самостоятельность, ответственность, организованность, целеустремленность, объективную самооценку и т. д., которые являются важнейшими качествами личности. В данном процессе особую роль играет возникновение у детей чувств радости и успеха от совершаемых действий. Достижению этого способствует правильность домашних занятий учеников с методической точки зрения. В частности, это предполагает при составлении домашних заданий стремление к их понятности (ясности для детей), индивидуализации, посильности, разнообразию, проблемности, преобладанию творческого подхода в реализации, и т. д.

Домашняя учебная работа школьников, в отличие от аудиторной, не имеет строгой регламентации. Это усиливает вариативность заданий по дидактической и воспитательной направленности, содержанию, формам и видам деятельности, организационной специфике, условиям и средствам выполнения. Так, в отношении форм деятельности возможны не только индивидуальные, но групповые и фронтальные ее варианты, не исключающие подключения к ученикам их родителей, библиотекарей, учителей по иным учебным дисциплинам, учеников других классов и т. д. Опираясь в первую очередь на различные виды учебно-музыкальной деятельности, А. А. Бороздинов, предлагает следующее подразделение домашних заданий по музыке:

− слушание музыки;

− рисование иллюстраций к музыке, которую дети слушали дома или на уроке;

− инструментальное музицирование;

− задания, связанные с развитием песенного творчества, которые могут включать в себя сочинение частушек, слов к песням и т. д.;

− анкеты, позволяющие установить круг музыкальных интересов учащихся, их музыкальную среду, определить уровень знаний в области музыкального искусства;

− задания, связанные с привлечением к их выполнению родителей [1, с. 23].

В домашних занятиях имеет возможность активного применения принцип учета индивидуальных особенностей детей. Его реализацию обеспечивает выполнение задач различной сложности. Это, наряду с формированием привычки к регулярной самостоятельной деятельности, входит в целевую установку учителя при формулировании домашних заданий. Приобретаемый таким образом соответствующий положительный опыт детей важно накапливать и учитывать в дальнейшем обучении, что должно отражаться в посильности решаемых дома задач и оценку получаемых результатов.

Особого внимания в контексте рассматриваемой деятельности педагога при организации домашних занятий имеет четкое их подчинение существую-щим требованиям санитарно-гигиенических норм. Для соблюдения таковых основу составляет координация по всем учебным дисциплинам объемов задаваемого, подразумевающего определенные затраты физических и интеллектуальных сил, времени и т. д., необходимые для выполнения домашних заданий детьми. Данный подход позволяет обеспечить сохранение здоровья школьников, что весьма актуально для современного социума. Необходимо согласиться с тем, что, к сожалению, на практике иногда еще присутствует формализм в соблюдении указанных нормативных требований, что выражается в отсутствии должной межпредметной обусловленности и строгого следования нормам домашних заданий в совокупности по всем учебным дисциплинам.

Надо отметить, что на фоне в целом ухудшающегося сегодня состояния здоровья подрастающего поколения, обострилась проблема сокращения до-машних заданий, а по отношению к некоторым учебным предметам и полного отказа от них. Так, не утихает полемика по данному вопросу в контексте освоения предмета «Музыка» школьниками. По нашему мнению, домашние задания и самостоятельное их выполнение должно здесь присутствовать обязательно. В основе сказанного лежит то, что все перечисленные положительные результаты от реализации домашних заданий по любой учебной дисциплине относятся и к музыке, а значит, их применение целесообразно на практике. Более того, и учителя-практики отмечают сложность выполнения сегодня учебных планов без домашних заданий. Учитывая же, что музыка является полноценной учебной дисциплиной, выполняющей социально значимые задачи, указанное в полной мере распространяется и на ее реализацию. Это прослеживается и в справочно-энциклопедических изданиях, в которых изложение предельно кратко и скон-центрировано на самом важном, и где подчеркивается, что домашние задания - это «обязательный компонент учебной работы, средство подготовки к самообразованию» [3, с. 76].

В сравнении с другими видами искусства, музыка является наиболее представленной и распространенной в социуме, а, значит, и востребована населением. Ее отличает высокая степень доступности, начиная от возможности исполнять песни сольно без инструментального сопровождения, а для россиян еще и глубокие национальные музыкально-культурные традиции. Музыка практически повсеместно и на протяжении всей истории человеческой цивилизации сопровождала и сопровождает людей в различных жизненных ситуациях. Достижения современной науки позволили при помощи звуковоспроизводящих устройств многократно ее распространять и приблизить звучание к уровню реальной социализации. Музыкальное искусство интегрировалось во многие области деятельности и творчества человека. Также наполнены музыкой и самые востребованные средства массовой информации - телевидение и Internet; стала более зрелищной и привлекательной публичная социализация музыки (концерты, фестивали, конкурсы, массовые праздники и т. д.); появились новые разно-видности форм организации общения с ней (мюзиклы, шоу, видеоклипы, концерты на корпоративных праздниках и т. д.) и т. п. Перечисленное требует сегодня от людей подготовленности к музыкальным коммуникациям, развитости навыка адекватной оценки художественной ценности их содержания, сформированности умения создавать свою музыкальную среду и посредством осуществляемых с музыкой контактов самосовершенствоваться, стремиться к повышению собственного культурного уровня и личностному развитию.

Однако, указанные способности требуют целенаправленного формирования, что возможно и целесообразно осуществлять в рамках школьного образовательного процесса. Более того, ученик не всегда умеет правильно контактировать с музыкой, совершать музыкальную деятельность, сформированную спонтанно в большей степени под воздействием музыкальной среды, включающей, в том числе, низкопробные произведения и способы общения с ней. И в таком случае перед учителем встает задача не просто научить, а переучить ребенка, что сделать гораздо сложнее. Учитывая «наполненность» социума музыкой, даже при скудности или некоторой педагогически положительной направленности личной музыкальной среды ученика, становится весьма затруднительным достижение представленной образовательной цели в рамках лишь одного урока в неделю. Для повышения качества рассматриваемого обучения ста-новится крайне необходимым использование домашних занятий. Более того, по нашему мнению, является весьма важным и перспективным рассматривать возможности использования музыкальной (и особенно бытовой) среды школьников как средства обучения, упрощающего выполнение домашних самостоятельных занятий и увеличивающего их потенциал, в том числе, например, через усиление связи музыки с жизнью, приучение ребенка индивидуально совершать музыкальные коммуникации в реальной (привычной, повседневной, не моделируемой) обстановке, анализируя, изменяя и совершенствуя ее. В таком случае учитель не только развивает школьника, но способен опосредованно совершенствовать его музыкальную среду, а при желании целенаправленно влиять и на членов его семьи (их музыкальную культуру, интересы, активность, потребности, приоритеты и т. д.). В таких условиях ребенок не только приобретает навык самостоятельного общения с музыкой, но и начинает видеть восприятие ее таковой взрослыми людьми, что является стимулом для дальнейшего самосовершенствования.

Изложенные взаимосвязи аудиторной и самостоятельной домашней учебной музыкальной деятельности учащихся обеспечивают целостность и повышение обучающей емкости музыкально-образовательного процесса. В связи с этим, их реализация должна осуществляться в опоре на преемственность и обусловленность данных составляющих, что положительно отразится на динамике и уровне музыкального образования школьников.

Литература

1. Бороздинов, А. А. Домашние задания на уроке музыки / А. А. Бороздинов // Начальная школа. - 1996. - № 4. - С. 21-26.

2. Зауторова, Э. А. Домашнее задание на уроках музыки / Э. А. Зауторова // Искусство в школе. - 1997. - № 5. - С. 64-68.

3. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Би-Бад ; редкол. М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.



© 2010-2022