Образ матери-великая сила искусства. Урок-проект в 7 классе

Ученические исследовательские проекты как технология развития познавательских интересов школьников, их социализации приобретают сегодня широкое распространение на уроках музыки.В уроке использованы различные виды деятельности, имеющие социальную значимость для школьников.На уроке музыки базируемся на интеграциимузыки с другимивидами искусства- литературой, изобразительным искусством,кино. Интеграция искусств на уроке музыки помогает осваивать язык музыки на основе выявления его" сходства и разли...
Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок музыки в 6 классе.

Разработала учитель музыки МБОУ

Гимназия № 3. Хабаровск.

Бурмистрова Татьяна Михайловна.

ОБРАЗ МАТЕРИ - ВЕЛИКАЯ СИЛА ИСКУССТВА

Звучит песня Тамары Гвардцители «Мамины глаза».

УЧИТЕЛЬ:

Я верю, что женщина - чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если «любимая»- слово святое,

То трижды священное - «Женщина-мать»

Есть особые произведения в искусстве ,дорогие ,близкие каждому слова. Сегодня с вами мы поговорим об отношениях человечества к матери средствами искусства. Проследим, как музыка, литература, живопись создают образ Матери.

ТЕМА ВЫСВЕЧИВАЕТСЯ ПРОЕКТОРОМ:

ПРОБЛЕМА : Можно ли в искусстве средствами интеграции раскрыть образ Матери?

УЧИТЕЛЬ : Почему мы начали урок с этого сюжета?

На экране видеосюжет на песню Е. Мартынова «МАМИНЫ ГЛАЗА».

Какие чувства возникли у вас, проникли в вашу душу при знакомстве с этим видеосюжетом?

УЧИТЕЛЬ:

Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божьей Матери . Богородице посвящают свои произведения художники и скульпторы, поэты и композиторы Недаром среди многих обращений к БОГОРОДИЦЕ- «ДЕВА МАРИЯ,» « ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ», « МАДОННА»- есть обращение: «Воспетая» «, Пречистая».

Группа учащихся рассказывает об итогах интервью.

Вопросы интервью:

!.В каких произведениях искусства отражён образ Матери?

2. Приведите примеры художественных произведений.

3.определите идеальный образ Матери.

УЧИТЕЛЬ:

Так уж устроена наша жизнь, что взрослея, человек начинает понимать , какое

счастье, когда Мама рядом. Как хорошо, что можно обратиться к ней за советом, с любой радостью и бедой. Не даром в народе живёт много хороших, добрых слов о МАТЕРИ. Они передаются от поколения к поколению.

Учащиеся приводят примеры пословиц , стихов и легенд народного творчества:

  1. Птица рада весне, а младенец - матери.

  2. Нет милее дружка, чем родима матушка.

  3. При солнышке тепло, при матушке добро,

  4. Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.

ПРИТЧА «МАМИНА ЛЮБОВЬ».

Однажды к маме пришли дети, споря между собой и доказывая свою правоту друг другу, с вопросом : кого она любит больше всего на свете?

Мать молча взяла свечу ,зажгла её и начала говорить.

«Вот свеча-это Я! Её огонь - моя любовь!»

Затем она взяла ещё одну свечу и зажгла её от своей.

«Это мой первенец, я дала ему своего огня, свою любовь! Разве от того, что я дала, огонь моей свечи стал меньше? Огонь моей свечи остался прежним..»

И так она зажгла столько же свечей, сколько у неё было деток, и огонь её свечи оставался таким же большим и тёплым…

УЧИТЕЛЬ подводит итог:

В материнском сердце для всех детей хватит ласки.

УЧИТЕЛЬ:

Ребята, а теперь представьте себе лицо своей мамы. Загляните в глаза прямо сейчас, в своём воображении, Хорошо ли вы их помните? Что увидели?

На экране видео ряд: фотографии своих мам, которые ребята приготовили заранее .Звучит музыка без слов Франца Шуберта « Аве Мария».

Ученик читает стихотворение о Маме:

Мама…Простое казалось бы слово,

А сколько в нём нежности, ласки, тепла.

Ребёнок лопочет его бестолково,

Ручонки раскинув, припухший от сна.

2. На экране «Сикстинская Мадонна»

УЧИТЕЛЬ :Возможна ли здесь интеграция? То есть чтобы понять эту картину, нужно её слушать?

-Что мы слышим? Какие звуки?

Учитель:

-Как создавался образ Матери?

-Учащиеся рассказывают легенды о создании картины Рафаэля ( смотреть приложение).

-Представляют презентацию о создании картины « СИКСТ ИНСКАЯ МАДОННА».

-Заполняют часть таблицы:

Сравнительная характеристика

Выразительные средства

Франц Шуберт «Аве Мария»

РАФАЭЛЬ

«Сикстинская мадонна»

Что сближает?

Ритм-


Темп

Цвет

Характер

Лад

Исполнители

Образ(поэтическое определение)

Класс Фамилия

-Мы раскрыли содержание картины, её настроение. Она дарит нам спокойствие, умиротворение, на неё хочется не просто смотреть но и вслушаться в эту льющуюся прямо с полотна музыку.

-Какую музыку услышали вы? По характеру? По настроению? По динамике?, Темпу?

-Ваше мнение совпадает с мнением гениального человека Ф. Шуберта. Кто это?

3 часть. МУЗЫКА.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ учащихся : Франц Шуберт.

-Слушаем «Аве Мария». « Молитва»

Учащиеся заполняют следующую часть таблицы.

-Сравниваем результаты.

Учитель подводит итог:

-В песнях Ф. Шуберта господствует ясная ,простая и очень задушевная мелодия. Шуберта по праву можно считать основоположником романтической вокальной лирики.

Стихией Шуберта была песня. В ней он достиг небывалых высот. Заниматься музыкой Шуберт начал с раннего детства: играл на скрипке, фортепиано и других инструментах .Он написал около 600 песен, 400 танцев, 9 симфоний, оперы, а также произведения духовного характера. Среди них «Третья песнь Эллен»

_ предлагаю послушать, вслушаться в текст поэтический и музыкальный( слушание)

Вы абсолютно правильно определили характер музыки.

-Какими средствами Шуберт сумел пробудить в нас эти чувства?

-Понятны ли вам были слова?

На что похож текст? - правильно, на молитву

-Это мольба прекрасной девушки Эллен к ДЕВЕ МАРИИ, чтобы она защитила её любимого от зла. Эту песню Шуберт написал на стихи Вальтера Скотта из поэмы о рыцаре Айвенго .Она называется «Третья песнь Эллен». Но так как первые слова взяты из молитвы «АВЕ МАРИЯ», это произведение получило второе название. Вслушайтесь в строки внимательно, ведь они ещё раз подтверждают правильность наших суждений:

Ave Maria! не страшна

Нигде с тобою злая сила:

Не ты ли благости полна,

Гонимых нас в горах укрыла!

И в этот поздний час мольбою

К тебе взываю я: внемли!

Будь нам охраною святою

И тихий сон нам ниспошли!

AVE Maria!

Заполняем последнюю часть сравнительной таблицы: что сближает все виды искусства?

ИТОГ:

-Можно ли в искусстве средствами интеграции раскрыть образ МАТЕРИ? Можно ли назвать Шуберта и Рафаэля нашими современниками? Почему?

Стихотворение «Не обижайте наших Матерей…» Читает ученик

ВЫВОД УЧИТЕЛЯ: НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО БЕССМЕРТНО - ЭТО РОДНИК ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУХОВНОСТИ.

Посмотрите один видео сюжет. Он поможет найти правильный ответ на вопрос : « Что скрывается за словом Мать? Смотрим фрагмент фильма «Баллада о солдате» на музыку Е.Мартынова «Баллада о Матери».

Домашнее задание: записать свои размышления: Что скрывается за словом МАМА?

Конец урока.

Использован материал:

Песня Мамины глаза» в исполнении Т. Гвардцители.

Картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна.

Ф Шуберт « Третья песнь Эллен»

Притча о Матери. Стихи о матери

Фрагмент фильма «Баллада о солдате»

Песня Евгения Мартынова «Баллада о Матери»

Песня Е. Мартынова « Мамины глаза»

© 2010-2022