Нетрадиционные технологии во внеурочной деятельности

               Важным аспектом при проведении занятий во внеурочное время является психологический комфорт школьников: доброжелательная обстановка,  внимание к каждому, поощрение к самостоятельной творческой деятельности, раскрытие способностей каждого ребенка. Этому способствуют нетрадиционные технологии, используемые как на занятиях вокально-хорового кружка, так и вовремя проведения внеклассных мероприятий. К ним относятся   музыкотерапия, вокалотерапия, игровой массаж.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нетрадиционные технологии во внеурочной деятельности.Нетрадиционные технологии во внеурочной деятельности.Нетрадиционные технологии во внеурочной деятельности.Нетрадиционные технологии во внеурочной деятельности.Нетрадиционные технологии во внеурочной деятельности.Нетрадиционные технологии во внеурочной деятельности.Нетрадиционные технологии во внеурочной деятельности.Нетрадиционные технологии во внеурочной деятельности.Нетрадиционные технологии во внеурочной деятельности.Нетрадиционные технологии во внеурочной деятельности.

Учитель музыки и ритмики с (к)ш № 7 Тищенко Н.И.

Важным аспектом при проведении занятий во внеурочное время является психологический комфорт школьников: доброжелательная обстановка, внимание к каждому, поощрение к самостоятельной творческой деятельности, раскрытие способностей каждого ребенка. Этому способствуют нетрадиционные технологии, используемые как на занятиях вокально-хорового кружка, так и вовремя проведения внеклассных мероприятий. К ним относятся музыкотерапия, вокалотерапия, игровой массаж.

Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой». Влияние музыки на состояние детей изучал выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снижает напряжение и раздражительность, восстанавливает дыхание.

В различные этапы занятия можно включить упражнения на релаксацию для снятия психоэмоционального напряжения. Релаксационные упражнения сопровождаются тихой, спокойной музыкой. На начальных этапах освоения релаксационных упражнений необходимо помочь детям расслабиться, проговаривая последовательность действий. Если расслабление вызывает у ребенка затруднения, педагогу следует слегка погладить его по рукам, ногам; можно даже слегка потрясти руку или ногу ребенка - это поможет ему ощутить состояние расслабленности мышц. Музыка, звучащая на занятиях, специально подобрана, аранжирована для детей, подобраны и инструменты, мягко звучащие, благотворно влияющие, с негромкой динамикой.

«Песня жаворонка» муз. Чайковского из цикла «Времена года». Музыкальное произведение изображает пробуждение природы от зимнего сна.

Эпиграф из А. Н. Майкова:

«Поле зыблется цветами ,

В небе льются света волны.

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны»

Методы вокалотерапии (именно так называется лечение пением) активно используются во всем мире для лечения и профилактики как физических, так и психических расстройств: неврозов, фобий (навязчивые, болезненные страхи перед чем-либо), депрессии (особенно если она сопровождается заболеваниями дыхательных путей), бронхиальной астмы, головных болей и др.

С. В. Шушарджан, раскрывая механизмы вокалотерапии, отмечает, что в процессе вокалотерапии происходит стимуляция работы внутренних органов за счет активных движений грудной клетки, диафрагмы и мышц брюшного пресса, а также вибрационных процессов, возникающих в результате фонации.

Коррекционное лечебное воздействие обеспечивается и в процессе «обучения основам нижнереберно-диафрагмального дыхания, как наиболее физиологичного», которое благоприятно влияет на общее состояние организма человека.

Методика В. И. Петрушина показывает, что в содержание занятий должно включаться исполнение песен жизнеутверждающего характера. Формулы песенного самовнушения нацелены на то, чтобы сформировать такие принципы отношения к окружающей жизни, которые бы способствовали гармонизации его внутреннего мира, стойкости при неудачах, формировали защиту от негативных мыслей, умение радоваться жизни.

Давно известно, что пение является одним из лучших дыхательных упражнений (тренируется дыхательная мускулатура, диафрагмальное дыхание, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость легких). От того, как мы дышим, во многом зависит состояние нашего здоровья. Дыхание нижней частью грудной клетки - наиболее экономичное. К сожалению, большинство людей дышат верхней и средней частями. Это приводит к гипервентиляции. Человек заглатывает избыток кислорода, тратит на это много лишней энергии. Пение как раз и помогает наладить правильное дыхание.

Эффективным средством для удаления шлаков и очищения организма является глубокое брюшное (диафрагмальное) дыхание, принципы которого были разработаны в гимнастике йогов.

Суть подобного типа дыхания заключается в том, что сначала воздух набирается в живот, при этом он выдвигается немного вперед. Затем раздвигаются нижние ребра, и воздух наполняет среднюю часть грудной клетки. После этого заполняется верхняя часть легких, и низ живота немного втягивается вовнутрь. Нельзя поднимать плечи. Выдох происходит в обратном порядке. При таком типе дыхания диафрагма работает наподобие поршня и интенсивно массирует внутренние органы полости живота - желудок, печень, почки, кишечник. Нижеприведенным упражнениям даны образные названия, что улучшает качество представлений о том, как их надо выполнять.

"Привет солнцу". Очистительное и тонизирующее дыхание.

Свое название упражнение получило от индийского "Ха", что означает солнечный, тонизирующий тип дыхания. Хатха-йога - индийская система оздоровления получила свое название из соединения двух слов "Ха" - солнце, "Тха" -луна.

Такт 1. Медленный вдох в живот, грудь и бронхи, постепенно поднимаются локти, кисти свободно висят.

Такт 2. Сильный выдох на слог "Ха", кисти от уровня лица разворачиваются и выбрасываются вверх, затем руки медленно опускаются.

Вариант. 2

Такт 1. Медленно поднимать руки вверх.

Такт 2. Задержка дыхания с внутренним представлением, что все болезни и неприятности находятся в руках, поднятых над головой.

Такт 3. Бросить в землю все свои представленные болезни и неприятности, наклоняясь вперед и полностью расслабляя руки. В этот момент выдохнуть набранный воздух через рот, произнося слог "Ха". Оба упражнения повторяются три раза.

"АРОМАТ РОЗ". Расслабляющее дыхание. Произвести полное дыхание с закрытыми глазами, представляя перед собой большой и красивый букет роз, источающих прекрасный аромат. Задержав дыхание на вершине вдоха, поймать состояние легкости тела и душевной приподнятости. Ощутить состояние, называемое "вдохновение". Почувствовать ясность сознания, свежесть мысли, точность восприятия.


Со времен самых древних цивилизаций человечества людям известна целительная сила отдельных звуков и звукосочетаний, произносимых собственным голосом. Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиций музыкотерапии (т.е. не столько в плане их произнесения, сколько в плане их "пропевания"), то с учетом открытий современной науки рекомендации в этой специфической области вокалотерапии будут следующими:

Гласные звуки:

«А» - снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

«И» - лечит глаза, уши, тонкий кишечник, стимулирует сердечную деятельность, "прочищает" нос;

«О» - оживляет деятельность поджелудочной железы, способствует устранению проблем с сердцем;

«У» - улучшает дыхание, стимулирует и гармонизирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);

«Ы» - лечит уши, улучшает дыхание;

«Э» - улучшает работу головного мозга.

Звукосочетания:

«ОМ» - снижает кровяное давление;

«АЙ», «ПА» - снижают боли в сердце;

«УХ», «ОХ», «ХА», - стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных согласных звуков (возможно, кому-то для большей пользы удастся даже их пропеть):

«В», «Н», «М» - улучшают работу головного мозга;

«С» - лечит кишечник, сердце, легкие;

«М» - лечит сердечные заболевания;

«Ш» - лечит печень.

Особое значение такой звукотерапевтической практике придавали - и используют до сих пор - в Индии (в частности - т.н. мантры) и в Китае.

Во всех случаях выполнения упражнений, спина должна быть прямой, тело расслабленным, глаза закрытыми. Думать следует об органах, на которые воздействуете, посылайте им свою любовь и пожелания здоровья. Ладони рук держите на проекции органов на кожу. Вдохи старайтесь делать максимально глубокими, в выдохи максимально длинными.

Коррекция психоэмоционального состояния средствами вокалотерапии осуществляется как в индивидуальной (сольное пение), так и групповой (хор, ансамбль) формах.

В процессе пения - сольного или хорового - укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья. Метод вокалотерапии - универсальное средство лечения, поскольку воздействует не на какой-то орган в отдельности, а не весь организм.

Научными исследованиями доказано, что даже «простое» пение от души в течение 20 - 30 минут ежедневно оказывает исключительно положительное воздействие на организм человека, снимает стресс и повышает нашу жизнестойкость

Даже если у вас нет слуха, положительный эффект обязательно будет!

Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Массаж снимает у детей напряжение, улучшается кровоснабжение кожи, уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется. Игровой массаж способствует социализации детей, формирует у детей доверие и внимание друг к другу, развивает терпение. Использование разнообразных видов массажа в коррекционной работе успешно предупреждает переутомление детей во время учебного процесса. Вследствие малой активности мышцы рук детей с нарушением в развитии оказываются вялыми или слишком напряженными. Это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности. При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику. Перед деятельностью, сопровождающей нагрузкой на руки, можно проводить самомассаж пальцев и кистей рук. Детям нравятся считалочки, они с удовольствием выполняют под них упражнения, пальцы после этого массажа хорошо разогреваются, и дети с удовольствием приступают к работе.

«ПАЛЬЧИКИ»

Наш массаж сейчас начнём,

Каждый пальчик разотрём:

Этот - всех красивей,

Этот - всех ленивей,

Этот пальчик - всех длинней,

Этот пальчик - всех умней,

Вместе - это пять друзей

Пальцы растянуть хочу,

Каждый пальчик покручу,

Этот - всех красивей,

Этот - всех ленивей и т. д.

Каждый пальчик мы возьмём

И сожмём, сожмём, сожмём.

Этот - всех красивей, и т. д.

Каждый пальчик мы возьмём,

На подушечку нажмём

Этот - всех красивей, и т. д.

«РЕЛЬСЫ, РЕЛЬСЫ».

Рельсы, рельсы, - погладить дважды вдоль спинки

шпалы, шпалы, - погладить дважды поперёк спинки

ехал поезд запоздалый. -постучать кулачками четыре раза

Из последних из окошек мы просыпали горошек. - побарабанить всеми пальчиками

Пришли куры - поклевали, - постучать указательными пальцами

Пришли утки - пощипали - осторожно пощипать

Пришёл слон - потоптал, - переступать ладошками

Дворник всех метлой прогнал, - «мести» расслабленными пальцами вдоль спинки.

«ЁЖИК» - катать специальный резиновый «ёжик» для массажа

или осторожно постукивать ноготками

Катится колючий ёжик,

Нет ни головы ни ножек,

Мне по *пальчикам (по ножка вниз/по спинке вверх) бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда,

Мне щекотно, да, да, да!

Уходи, колючий ёж,

В тёмный лес, где ты живёшь!

Бесконтактный массаж проводится следующим образом. Дети становятся друг к другу в затылок и под плавную музыку начинают разглаживать мягкими плавными движениями биоэнергетическое поле стоящего впереди товарища. При этом мысленно посылается энергия в пальцы и ладони рук и также мысленно произносятся слова добра, любви и нежности тому, кому массируется биополе. Через 2-3 минуты все поворачиваются на 180°, происходит смена партнеров, делающих друг другу массаж.

Контактный массаж. Телесная терапия, которую проводят друг другу участники группы, заключается в разминании больших мышц спины, шеи и крестца. Это упражнение вызывает сильный прилив энергии и энтузиазма.

а)Под современную ритмическую музыку на счет "раз-два-три-четыре" ребрами ладоней по спине впереди стоящего партнера делается четыре энергичных движения, на следующие четыре счета по всей спине сверху вниз делается четыре щипка пальцами рук.

б)Под плавную музыку проводится успокоительный массаж шеи и плеч стоящего впереди партнера. Через пять минут группа поворачивается кругом и проделывает то же самое с другими партнерам.

Главный критерий в оценке результатов деятельности детей для меня - это не только правильность выполненных заданий, а возникший у них интерес к занятию, стремление каждого из них к самостоятельной деятельности. Лучшая награда за мою работу - сияющие глаза детей, ощущение радости, раскрепощённости, неиссякаемый интерес к музыке.

Таким образом, использование различных элементов арттерапии ( музыкатерапии, вокалотерапии, игровой массаж) открывает новые возможности для свободного творческого самовыражения детей с ограниченными возможностями во внеурочной деятельности.

Литература.

1.Анисимова Г. И. Популярная логопедия. Новые песенки, С.-Петербург, 2008.

2. Аудиопособие из серии "Музыка с мамой", С. и Е. Железновы, «Игровой массаж» 2009.

3.Гаук Л.Н. Сборник упражнений песен и танцев для детей с ограниченными возможностями. Алматы, 2003.

4.Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. - М., 1999

5.Шушарджан С.В. Здоровье по нотам. - М., 1994

5


© 2010-2022