Формирование (воспитание) вокально - хоровых навыков

Формирование (воспитание) вокальных навыков   Воспитание вокальных навыков – это  единый процесс, обусловленный согласованной работой всего комплекса участвующих в нем органов. Нельзя говорить, например, о преимущественной роли дыхания или артикуляции, выделять значение дикции, не думая о певческом процессе в целом. Вокальные занятия необходимо строить так, чтобы обеспечивать одновременное комплексное воспитание всех навыков. Для этого нужно ясно представлять, к какому образцу стремиться и как д...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7

Формирование (воспитание) вокальных навыков

Воспитание вокальных навыков - это единый процесс, обусловленный согласованной работой всего комплекса участвующих в нем органов. Нельзя говорить, например, о преимущественной роли дыхания или артикуляции, выделять значение дикции, не думая о певческом процессе в целом. Вокальные занятия необходимо строить так, чтобы обеспечивать одновременное комплексное воспитание всех навыков. Для этого нужно ясно представлять, к какому образцу стремиться и как достичь хороших результатов. Одним из важнейших принципов вокального воспитания является осуществление постоянной органической связи каждого певческого навыка с вокальным словом: дыхание и слово, звукообразование и слово, дикция и слово.

Вокальное слово и дикция. От манеры произношения зависит и правильное формирование певческого звука. Нередко, стремясь к выразительному исполнению детьми песни или хорового произведения, руководитель предлагает им отчетливее делать ударения в словах, которые обычно совпадают с сильной долей такта, и в результате получается однообразное «метричное» пение. Тактовых (словесных) ударений для выразительного исполнения песни недостаточно. Каждая фраза имеет свой «пульс», свои логические ударения, на которые необходимо обращать внимание участников коллектива. Одновременно с работой над интонацией постепенно воспитывается и тембр голоса. Необходимым условием выразительного исполнения является разборчивое произношение слов текста, четкая дикция, что важно и для правильного звукообразования. При неразборчивом произнесении слова не может формироваться правильный и красивый певческий звук. Произношение воспитывается у детей постепенно, путем тренировки и укрепления артикуляционного аппарата, других органов, участвующих в пении.

Если артикуляционный аппарат напряжен (что бывает при форсированном пении), чрезмерно раскрывается рот или «зажата» (не опускается свободно) нижняя челюсть, то глотка сжимается, а язык поднимается «горбом», корень языка тянет его вниз и он давит на гортань, что мешает правильному формированию звука. Ясное, отчетливое и выразительное произнесение гласных и согласных возможно при полной свободе аппарата. Произносить их нужно без утрированных движений губ, тогда язык двигается очень непринужденно и быстро, не мешая работе гортани. Разборчивость текста зависит, главным образом, от отчетливого произнесения гласных. По данным акустики согласные звуки обладают меньшей громкостью, чем гласные. Поэтому требуется увеличить громкость согласных, чтобы уравнять их с гласными. Это достигается большой ясностью их произнесения (но без утрирования).

Произношение в пении строится на общих правилах орфоэпии. Безударные гласные в быстрых песнях произносятся так же, как и в речи. В песнях медленных, протяжных безударные гласные произносятся по-разному, в зависимости от текста.

Для русского языка характерна неточность произношения гласных, некоторые слова произносятся не так, как пишутся, Например, пишется - мороз, коробка, а говорится - мароз. каробка. Однако нельзя допускать слишком явного искажения слов. Нередко дети исполняют так: Во пали биреза стаяла.

Утрированное произношение согласных в начале и в конце может повредить напевности: в этом случае звучание гласного укорачивается, а сила громкости согласного превышает норму. То же происходит и в том случае, когда слишком подчеркнуто произносится согласный р: ррубили, рродина, дрремучий,покоррил.

Другая крайность - слабое, небрежное, еле слышное произнесение первого и последнего согласного. На расстоянии такие слова, как победил, спугнуть могут прозвучать как обеди, пугну. Очень важно научиться произносить в пении некоторые сочетания согласных, например, чн, чт. В пении звук ч иногда заменяется шипящим ш (што, а не что, скушно, а не скучно), однако это не распространяется на такие слова, как беспечно, прозрачно, солнечный.

В словах, оканчивающихся на «ся» (отглагольная форма), произношение окончания меняется на «СА»: спохватилса, подружилса, закружилса. Если же во фразе встретится неопределенное наклонение (взбираться, пробираться), тогда окончание «ться» в пении звучит как «цца»: взбирацца, пробирацца.

В прилагательных, оканчивающихся на «Ий» или «ый» (редкий, глубокий, угрюмый), при пении надо произносить и ближе к а: редка(ы)й, угрюма(ы)й.

В русском языке гласные я, е, ё, ю, звучащие после гласной, носят название «йотированные», потому что они произносятся, как а, о, э, у, в сочетании со стоящим перед ними звуком й (йа, йо, йе, йу). Вот как фактически звучат некоторые из йотированных гласных в пении: пусть всегда буду йаа (А.Островский. «Пусть всегда будет солнце») или: если любишь родину свойуу.

Пение йотированных гласных полезно для выравнивания звучания, ощущения правильного резонирования голоса и развития дикции. Все эти правила произношения в пении важны для воспитания вокальной речи.

Слово и звукообразование. Органическая связь слова со звуком, правильное его формирование могут быть достигнуты только тогда, когда музыкальный руководитель понимает, что излишне громкое пение, небрежное отношение к слову противоречат законам певческого развития. Образцом звучания, к которому следует стремиться, является «серебристый», свободный, естественный звук детского голоса. Сформированный при средней силе громкости, при ясном, выразительном произнесении вокального слова, звук этот всегда будет обладать звонкостью, ровностью. Именно такой звук получается при хорошей подвижности мягкого нёба, равномерном колебании голосовых связок, спокойном, ровном дыхании. Важно, чтобы руководитель, работающий с детьми, сам избегал говорить и петь слишком громко. Иногда появление у детей резкого,

крикливого пения оказывается результатом подражания, неправильного воздействия на их слуховое восприятие. Кроме того, постоянный шум и громкие

звуки утомляют детей, их слуховое внимание ослабевает.

Наблюдается и другая крайность: вялость восприятия и внимания, отсюда и вялость пения. Если в первом случае употреблялась излишняя энергия, то тут не хватает именно активности. Звук получается с сипотой, что свидетельствует опять-таки об отсутствии согласованной деятельности певческого аппарата. Это может произойти оттого, что руководителю не удалось заинтересовать ребят, мобилизовать их внимание, правильно их «настроить».

Один из методов подготовки к активному пению выполнение правил так называемой певческой установки. Нельзя сидеть или стоять небрежно, облокачиваться на что-нибудь, сутулиться, разваливаться на стуле. Вялость, небрежность в позе свидетельствует о том, что дети не готовы к пению. При пении надо сохранять прямое (но не напряженное) положение корпуса, голову держать прямо, как бы следя за полётом звука, плечи отвести назад, руки или свободно опустить или спокойно положить на колени (при пении сидя). Полезно обратить внимание на отдельных детей с правильной певческой установкой.

Можно предложить всем детям следить за пением группы и отмечать среди них правильно поющих. Этот приём активизирует учащихся: находя достоинства или недостатки в пении сверстников, они лучше усваивают певческие правила.

Большую роль при воспитании звука играет способ его зарождения, так называемая «атака» (от итальянского attacca - смыкать, привязывать). Прежде

всего, надо помнить, что атака в пении это не только способ смыкания голосовых связок, но и быстрота, с которой гортань меняет своё положение при переходе из дыхательного в певческое состояние. Зарождающийся при этом звук с самого

начала должен иметь правильную форму (правильный тембр, вибрато, резонирование). Эти качества воспитываются постепенно.

Чтобы добиться хороших результатов в «атакировании», важно с самого начала обучения воспитывать функционально правильный звук, для чего нужно максимально использовать мягкую атаку. При мягкой атаке происходит естественная, согласованная работа всех органов голосообразования. Достигается она выразительным, спокойным произнесением слова, без нарочитого «толчка».

Нельзя применять как постоянный приём голосообразования твёрдую атаку,

считая, что именно она даёт активное смыкание голосовых связок. Акцентирование звука сокращает напевность, а иногда совсем ее уничтожает. Значительно уменьшается при этом и роль мягкого неба; оно уже не может способствовать нормальному смыканию голосовых связок, так как его подвижность затормаживается. Такой прием голосообразавания при формировании слова является противоестественным и для положения гортани: постоянный, жесткий акцент «дергает» её кверху, нарушая нормальное функционирование. Твердую атаку можно иногда использовать как прием активизации произношения или как средство выразительности, например, в песнях героических, маршевых. Однако и в этих случаях нельзя терять чувства меры и переходить на резкий, форсированный звук.

Большую роль в воспитании правильного образования звука играют короткие упражнения. Если эти упражнения строятся целенаправленно, они помогают развивать голос каждого воспитанника вокальной студии, служат «образцом», «настройкой» для всего воспринимающего механизма. Например, слоги «ло» и «лу» (при смягченном произношении согласного л: лё, лю) тренируют одновременно и переднеязычные и заднеязычные мышцы, упражняют мягкое нёбо, то есть вовлекают в работу весь комплекс голосообразующих органов, настраивая должным образом и резонаторы.

Часто в качестве упражнения употребляют слоги «гу» и «ку». Они могут быть полезны лишь в том случае, если произносятся легко и комбинируются с переднеязычными (например, попевка «Гули, мои гули). Если же слоги «гу» и «ку» в распевании преобладают и произносятся жестко, с акцентом, то они могут вызывать ненужное поднятие гортани вверх, лишая тем самым звучание мягкости, напевности. Для освобождения нижней челюсти от напряжения часто употребляются слоги «да», «до», «дэ». Согласный звук д надо произносить легко и мягко, так как он формируется при сближении челюстей, если же у участника хора челюсть напряжена («зажата»), жесткое произношение слога «да» (с акцентом) может лишь усилить это напряжение.

Гласные а, э, и, о, у хорошо выравниваются при пении на одном звуке равной силы с сохранением округленной формы, которая не должна меняться даже на более узких гласных э, и.

Неправильно проводит распевание только на каком-либо одном гласном звуке.

Так, гласный звук у понижает гортань, лишая её естественного положения, и в результате звук затемняется. Некоторые руководители, работающие с детьми, считают самым полезным для распевания звук и, так как при нем достигается звонкость голоса. Это неверно. Во-первых, не для каждого ученика этот звук удобен; во-вторых, и только в самом начале своего формирования обладает звонкостью: при его произнесении резонатор слишком узок, звонкость быстро затухает, не влияя положительно на последующие гласные. Петь упражнения только на гласный, а тоже нецелесообразно: это не такой уж легкий гласный, да и произносится он на русском языке слишком открыто. Лучше, как уже говорилось,

начинать упражнения с более округлых, «собранных» звуков о, у, в сочетании их с согласным л и с непременным переходом на другие гласные. Для воспитания звучности на гласном «у» не следует вытягивать губы в трубочку, а лишь немного сужать их, иначе сузится резонатор и получится глухой, тусклый звук.

Для распевания (пения вокально-хоровых упражнений) нужно умело подбирать звуки тех слогов, слов, фраз, на которых упражняется голос, следить за правильностью их исполнения и исправлять малейшие ошибки. Получив целенаправленную настройку, голосовой аппарат легко справится затем и с песней, хотя сочетание звуков в её словах будет сложным и разнообразным. Безусловно, песенный репертуар тоже должен подбираться целенаправленно. Этого требует не только общепедагогические задачи, но и акустические особенности детского голоса, структура его звука. При выборе песен нельзя не учитывать тесситру и диапозон мелодии. Так как рабочий диапозон у младших школьников (звучащая зона) удерживается в границах «ре» второй актавы, то наиболее удобны для работы упражнения и песни, написанные в пределах «ми» первой октавы (ре первой октавы) - си первой октавы (до второй октавы), то есть с меньшим использованием крайних звуков зоны. Для нормального формирования звука лучше выбирать упражнения или песни с движением звуков сверху вниз.

В более стареем возрасте звучащая зона варьируется, в среднем, в пределах «си» малой октавы - фа второй октавы. Естественно, что при работе над звуком необходимо соблюдать эти границы. «Головное» (верхние резонаторы) и «грудное» (грудной, нижний резонатор) звучание в равной мере может быть использовано далеко не сразу. Преждевременное использование грудного резонирования нарушает согласованную деятельность органов. В результате диапазон голоса не может естественно развиваться, средние звуки утрачивают устойчивость, свободу и звонкость, а верхние могут пропасть совсем. Если звук у вокальной группы приобрел ровность на всем рабочем диапазоне, то, разучивая песню, надо следить за сохранением высокого резонирования как при движении мелодии сверху вниз, так и при движении снизу вверх. При этом нельзя допускать напряжения или вялости, неточности в формировании гласных и согласных. Разумеется, от общего рабочего диапазона всегда могут быть отклонения в обе стороны.

Сравнительная таблица средних возрастных диапазонов


Возраст Высокий голос Низкий

голос

7-8 лет ми1(ре1)-си1(до1) -

8-9 лет ре1(до1)-до2(ре2) -

9-10лет до1-ре2 -

10-11лет до1-ре2(ми2) до1 - до2

11-12лет до1-ми2 си мал - ре2

12-13лет до1-ми2(фа2) си мал(ля мал) -до2(ре2)

13-14лет до1-ми2 си мал - до2

14-16лет(девушки) си мал-фа2(соль2) (юноши)ре мал - ре1

Следует учитывать и то, что существует явление самопогашения звука, которое вызывается нарушением режима голоса, в частности из-за несоблюдения границ рабочего диапазона или слишком громкого пения. В чем оно выражается? Всякое форсирование звука отрицательно влияет на колебание голосовых связок, делая его неравномерным, что сказывается на качестве тембра. В результате звук утрачивает «полетность» и «гаснет». Это самопогашение происходит от того, что звуковые волны набегают, накладываясь одна на другую, и теряют равномерность движения. При этом страдает т эмоциональная окраска тембра и вибрато, которое у детей должно воспитываться постепенно. На крайних границах динамического диапазона пока еще нет устойчивости, поэтому у поющих не могут формироваться настоящее форте и пиано. Использовать динамический диапазон юных певцов нужно с осторожностью, не доходя (например, при филировке) до крайних пределов, в противном случае появляется перелом в регистрах, теряется опора дыхания.

Вокальное слово и дыхание. Работа над воспитанием звука вокальной речи неотделима от работы над развитием певческого дыхания. Дыхание воспитывается постепенно, в процессе вокальных занятий. В начале обучения дети (независимо от возраста) еще не могут использовать свою двигательную энергию равномерно. Часто вдох у них бывает перегружен, звук напряжен, потому и выдох происходит судорожно, при слишком большом напоре выдыхаемого воздуха. Голосовым связкам трудно сопротивляться такому напору, и их колебания делаются неравномерными. Требования к певцу - уметь делать небольшой, спокойный вдох, не поднимая плеч - может явиться одним из первых методических советов по воспитанию певческого дыхания. Объективным показателем правильности дыхания перед началом пения является ощущение как бы расширившегося пояса; это происходит оттого, что нижние ребра при вдохе несколько расходятся в стороны (проверить это можно, положив руки на ребра). Необходимо научить детей делать умеренный вдох через нос и, сохраняя вдыхательную установку, экономно расходовать взятый воздух, столько, сколько требует фраза, предложение.

Со временем у детей появится ощущение, как будто воздух не уходит из легких, а «стоит» в них. Это ощущение будет уже предпосылкой для возникновения опоры звука. Под термином «опора» нужно понимать взаимодействие гортани дыхания, ощущение полной свободы, возникающей при согласованности движений всех органов, участвующих в пении. После вдоха перед самым началом пения следует кратковременная задержка дыхания. Руководитель предлагает детям на мгновение затаить дыхание. Момент этот он показывает дирижерским жестом. Вдох должен быть спокойным, незаметным. В каком бы быстром темпе ни исполнялось произведение, всегда нужно брать дыхание бесшумно, спокойно, слегка удерживая нижние ребра от быстрого спада. Здесь может помочь сравнение, например, с вдыханием аромата цветка (медленный вдох при плавном, спокойном пении) или с состоянием внезапного удивления, радости, когда обычно произносится легкое восклицание «Ах!» (быстрый вдох при подвижном пении).

Для работы над развитием певческого дыхания хорошо использовать русские народные песни, отличающиеся кантиленностью звучания, богатством нюансировки: «Ты не стой, колодец», «Во поле береза стояла», «Со вьюном я хожу». Опыт показывает, что регулярное пение упражнений и песен с последовательным и постепенным их усложнением приводит к заметным положительным изменениям в характере дыхательных движений. Дыхание нельзя развивать поспешно: мышечное чувство формируется по мере укрепления дыхательной мускулатуры; певческое дыхание углубляется, делается устойчивым не сразу. И то, что можно потребовать от старших и опытных воспитанников студии, нельзя заставлять делать детей среднего и младшего школьного возраста. Следует подчеркнуть, что руководителю, работающему с детьми, надо не только знать особенности формирования и развития детского голоса, но и самому правильно владеть голосом (пусть и совсем небольшим). Ведь дети подражают руководителю, и если он допускает небрежность в речи и пении, то все объяснения его не принесут пользы.





© 2010-2022