Конспект урока 5 класса Правда и красота музыки рисующей картины природы

Тема урока: Правда и красота музыки рисующей картины природы. Цель урока: 1.      Формирование духовного мира ребенка, развитие творческих способностей через музыку, поэзию и произведения изобразительного искусства. 2.      Углубить понимание художественно- эстетического воспитания родной природы. 3.      Расширить нравственно- эстетическое восприятие родной природы. 4.      Прививать интерес детей к родной осетинской музыке, к творчеству известных композиторов. 5.        Музыкальный материал: «...
Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Правда и красота музыки рисующей картины природы.

Цель урока:

  1. Формирование духовного мира ребенка, развитие творческих способностей через музыку, поэзию и произведения изобразительного искусства.

  2. Углубить понимание художественно- эстетического воспитания родной природы.

  3. Расширить нравственно- эстетическое восприятие родной природы.

  4. Прививать интерес детей к родной осетинской музыке, к творчеству известных композиторов.

Музыкальный материал:

«Проводы масленицы» Н.А.Римский- Корсаков

«Песня Леля» Н.А.Римский- Корсаков

«песенка подснежников» Ю.Чичков

Балет «Азамат и Агунда»- «сюита» Д.Хаханов

«Лучик» Ю.Устинов

Ход урока:

Урок начинается со сцены:

«Проводы масленицы» из оперы «снегурочка» Н.А.Римский- Корсаков.

-Благодаря музыке мы побываем в далеком прошлом, когда наши предки были язычниками и поклонялись природе- солнцу, ветру, лесам, полям, камням, Матери- земли. Но все же главным божеством было Ярило- солнце. Солнцу поклонялись все от мала до велика, ведь оно дает тепло и свет всему живому на земле. Считали, что природа населена добрыми духами. Духов необходимо умилостивить, чтобы они не мешали человеку в труде. Все верования сопровождались закличками и заговорами, пением, плясками, хороводами.

-Песня, которую вы сегодня услышали, тоже была частью народного праздника.

-Но какого?

-Когда он отмечается? (этот праздник называется проводами- масленицы и отмечается в конце зимы для того, чтобы ускорить приход весны.)

-А что за сцена прозвучала? (сцена таяния Снегурочки).

-Куда приводит нас эта песня? (В оперу Н.А.Римского- Корсакого «Снегурочка»)

-Что такое опера?

-Кто такая Снегурочка? (главное действующее лицо оперы- дочь Деда Мороза и Весны Красны).

-Чем Снегурочка не похожа на жителей царства берендеев? (она холодна, неспособна на большие человеческие чувства).

-А почему Снегурочку тянет к людям? (ей полюбились людские зажигательные песни и пляски, особенно понравились песни пастушка- Леля).

Звучит фрагмент «Песня Леля»

-Какими средствами композитор приблизил эту песню к народной? (он использовал элементы звукоподражания игры на свирели- кларнет; подражание раската грома- низкие звуки).

Какое настроение в этой песне? (лукавое, задорное).

Сольфеджирование.

Исполнение.

Обратить внимание на пунктирный ритм.

Обратить внимание, что в песне Леля сочетается простота, почти наивность, с огромным музыкальным богатством Н.А. Римский- Корсаков объединил очень выразительную и увлекательную мелодию народно- песенного склада, с тремя преобразовательными моментами:

-раскаты грома (рокот литавр);

-наигрыши пастушьей свирели ( кларнет);

-звучание скрипок ( пиццикато).

-Форма произведения? ( куплетно-вариационная:

1) напев- речитатив «Туча со громом..» петь певуче, широко, величественно;

2) танцевального склада «…то-то цветики..» исполнять нон легато, весело и легко;

3) задорный припев- несет широту и певучесть с легким и отрывистым звучанием.

Завершается каждый куплет веселым, плясовым инструментальным наигрышем ).

-Что слышит Снегурочка в песне Леля? (призыв к весне, счастливой, незнакомой ей жизни и она идет навстречу этой жизни).

-Что сочетается в песне? (простота и наивность)

-На какую же судьбу обрекла себя Снегурочка? (она полюбила людские песни, узнала чувство нежной любви к человеку, но жизнь остановить нельзя; за зимой идет весна, за весной лето. Снегурочка не может войти вместе с людьми в жаркую пору лета).

-Поразительной красоты музыку Н.А. Римский-Корсаков рисуя картину таяния Снегурочки, ее трогательное прощание с этой жизнью, едва слышны слова жителей Берендеева царства, пораженных исчезновением полюбившейся всем Снегурочки и нежное журчание арфы ( словно лишь весенний ручеек остался от Снегурочки).

Много лет миллионы людей слушают оперу и восхищаются ею. Она учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь природу, песни и чистые добрые человеческие чувства.

Музыка тесно связана с природой. Такая музыка помогает нам полюбить природу еще больше, помогает стать добрее.

Каждому человеку близка и доброта природы, окружающая нас. Но одним больше нравится море. Другим небо, третьим лес, горы.

-Сейчас прослушайте песню «Песенка подснежников», которую написал композитор Ю.Чичков.

Слушание «песенка подснежников»

Разучивание песни.

-В какой форме песня? (в куплетной).

Разучивание первого куплета по фразам.

Обратить внимание на логическое ударение в фразе, на прикрытность звучания гласных. На четкую дикцию, на одновременные снятия.

-А для чего человеку нужна песня? (каждая песня имеет свое настроение, песня помогает человеку в труде, горе, счастье, она нужна ему всегда).

-Определить настроение песни.

-Какой образ весны встает перед нами?

Праздник весны- это прежде всего веселье, цветы и зелень. Это возрождающая жизнь. Мать сыра- Земля- словно юная и прекрасная невеста рядится в роскошные уборы растительного царства.

Поэтому апрель называется кветнем- кветок- цветок.

-О какой птице идет речь в песне? (о ласточке).

-А какие музыкальные инструменты упоминаются в песне? (свирель).

-Но с помощью игры на свирели объяснялись и осетинские пастухи.

-Кого мы знаем из осетинских нартов, кто бы играл на свирели? (Ацамаз).

Вчитываясь в описание действия, которое производит игра Ацамаза на окружающую природу,-

Что мы видим?

Что речь идет не просто о чудесной магической волшебной песне, а о песне, имеющей природу солнца.

-В самом деле, что происходит в сказании, когда Ацамаз играет на свирели?

( начинают таять вековые глетчеры, реки выходят из берегов, обнаженные склоны покрываются зелеными коврами, на лугах появляются цветочки, среди них порхают бабочки и пчелы, медведи пробуждаются от зимней спячки…).

Слушание сюиты Д.Хаханова из балета «Ацамаз и Агунда»

Дать определение сюиты.

-Чем пронизана эта музыка с начала и до конца? (солнцем, радостью и песней).

Какая рисуется картина Весны? (весну приносит песня героя. Песня героя имеет силу и действие солнца).

-Как вы думаете, Ацамаз выступает в качестве какого героя?

(как солнечный герой, а брак его с Агундой оказывается не чем иным как весенним мифом).

-Да, если с одной стороны нарты дружат с богами, то с другой стороны они являются большими друзьями природы, зверей, птиц, растений. Мир богов, мир людей и мир природы- три мира во времена нартов дышат еще одной жизнью и понимают язык друг друга.

-В первом случае свирель пастушка Леля имитировала, какой инструмент? (кларнет).

-То в этом произведении Д.Хаханов использовал флейту.

-К какому виду инструментов они относятся? (духовые).

Вывод урока:

-В чем же особенность этих людей?

-Что в них общего?

Воплощение народной мечты о справедливости, свободной, радостной и прекрасной жизни. Добро и красота, верность естественным законам природы, законов жизни естественных для людей, в прославлении могучей природы- источника жизни и любви, в прославлении народного искусства.

-Если мы сказали, что Ацамаз- солнечный герой, весенний миф, то завершим наш урок песней «Лучик».



© 2010-2022