• Преподавателю
  • Музыка
  • Формирование навыка чтения нот с листа у учащегося-пианиста на начальном этапе обучения

Формирование навыка чтения нот с листа у учащегося-пианиста на начальном этапе обучения

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема открытого урока: Формирование навыка чтения нот с листа у учащегося-пианиста на

начальном этапе обучения.

Класс: второй класс детской школы (фортепианное отделение)

Форма проведения: индивидуальный урок.

Цель урока:

Обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащегося, на основе

приобретённых им знаний, умений и навыков в области фортепианного

исполнительства; формирование комплекса умений и навыков для чтения нот с листа.

Задачи урока:

Образовательные:

 Развитие метроритмического чувства (внутренней ритмической пульсации) и

графического восприятия нотной записи. (По методике Смирновой Т.И.);

 Освоение и закрепление музыкальной грамоты в наглядно-игровой

форме, необходимой для владения инструментом в пределах программы

учебного предмета;

 Приобретение навыка широкого зрительного охвата нотного текста с

использованием элементарного приспособления «бегунка» и карточек с

музыкальными фразами;

 Применение метода «сольфеджирования» и анализа музыкального

произведения.

Развивающие:

 Развитие у детей интереса, любви к музыке и музыкальному творчеству;

 Развитие навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом по чтению

нот с листа;

 Развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма.

Воспитательные:

Воспитание самостоятельности и творческой активности учащегося-пианиста.

Методы обучения:Интернет-ресурсы:

videouroki.net

Самоанализ

Психолого-педагогическая терминология:

1.Чтение нот с листа - это исполнение музыкального произведения по нотам без

предварительного разучивания. Чтение с листа, как вид музыкальной деятельности

является наиболее сложной разновидностью игры по нотам и обладает статусом

художественной деятельности. Это означает: чтение музыки с листа есть акт ее

интерпретации.

2. В формировании навыка чтения с листа задействованы зрение, слух, осязание и

моторика, что представляет собой сложный психофизиологический процесс,

требующий специальной работы. Процесс чтения с листа − представляет собой

сложную аналитико-синтетическую деятельность. В основе чтения с листа лежит

следующий механизм: «вижу → слышу → играю → поправляю», т.е. «нотный текст →

слуховые представления → игровые движения → слуховой контроль». Новейшая

психология чтения с листа вводит в эту цепочку звено «переживаю» − эмоционально-

образный компонент чтения.

3. Развитый навык игры с листа представляет собой сложную высокоорганизованную

систему, действие которой осуществляется при активном участии внимания, воли,

памяти, интуиции и творческого воображения исполнителя.

Актуальность темы данного урока объясняется необходимостью обучения детей

грамотному прочтению нотного текста с листа, так как процесс чтения с листа

музыкальных произведений по существу является первым и чрезвычайно важным

«шагом» ребенка в мире музыкального искусства, первым этапом его развития в

качестве активного участника музицирования. Переоценить значение этого этапа

трудно. Учить читать с листа - значит приобщать ребёнка к музыке, развивать его

музыкальное мышление. Актуальность выбранной темы урока очевидна, так как

свободное и беглое чтение нот с листа - один из ключевых моментов музыкальногообразования, важное условие всестороннего развития учащегося, основа его будущей

самостоятельности.

Механизм, обеспечивающий интенсификацию процесса музыкального обучения,

обусловлен взаимосвязью различных практикуемых на занятиях видов музыкально-

творческой деятельности, что ведет к их взаимному обогащению и развитию. Это

позволяет экономить время на освоение каждого из данных видов деятельности и при

этом повышать их качественный уровень.

Так развитие навыков чтения с листа будет способствовать более быстрому разбору

текста. Гармонический анализ текста, ведущий к развитию ладогармонического

мышления и развитию внутреннего слуха, облегчит процесс приобщения ученика к

импровизации и элементарному сочинению; позволит ему быстрее выучивать текст

наизусть в опоре не только на двигательную, но и на ладогармоническую память,

ускорит формирование умения подбирать, по слуху. Анализ формы, анализ развития

тематического материала, т.е. музыкальной мысли, расширит представление ученика о

содержании музыкального произведения и тем самым заложит основу для поиска его

индивидуальной трактовки.

Всесторонне развитый в процессе музицирования музыкальный слух обогатит

восприятие музыки и сделает ее интерпретацию более тонкой, эмоциональной и

артистичной. Постоянно, начиная с первых уроков, выполняемый учеником полный

анализ изучаемых произведений позволит освоить теоретические знания через

практическую деятельность, что в свою очередь приведет к более осознанной работе

над произведениями и повысит профессиональный уровень исполнительства, научит

анализировать, обобщать, понимать закономерности и особенности музыкального

языка. Теоретические знания, приобретённые через ежедневную практическую работу,

создадут хорошую базу для творческой деятельности ученика, повысят его

самостоятельность и творческую активность.

Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности

личностные качества как воображение, мышление, увлечённость, трудолюбие,

активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы при

переводе ученика на самостоятельность в обучении. Давно известно, что только

активная самостоятельная работа под контролем преподавателя позволяет значительно

интенсифицировать учебный процесс. Это освобождает много урочного времени дляобъяснения нового материала, способствует быстрому продвижению учащегося,

формированию у него чувства ответственности и способности к саморазвитию.

Данная тема открытого урока выбрана с учетом возрастных и индивидуальных

особенностей учащихся младших классов. Данный урок является одним из этапов в

процессе формирования навыка чтения нот с листа.

Тип учебного занятия - комбинированный.

Форма организации урока - индивидуальная.

Оборудование: фортепиано, ноутбук, музыкальный центр.

Нотный материал: сборники нот по чтению с листа, наглядный дидактический и

игровой материал; личная разработка автора - карточки с музыкальными фразами.

Урок проводился в кабинете для занятий по специальности фортепиано.

Учащийся был подготовлен к предстоящей работе, внешний вид и внимание

соответствовали рабочей обстановке урока.

В ходе урока прослеживалось единство образовательных, развивающих и

воспитательных задач. Содержание соответствует требованиям образовательной

программы по чтению нот с листа и перспективному планированию педагога по

разделам. На уроке использовалась опора на предыдущие знания и умения ученика и их

дальнейшее развитие с приобретением навыков по чтению нот с листа.

Учебная деятельность направлена на формирование практических навыков, а также на

умение определять тональность произведения, понимать ритмический рисунок, видеть

и осознавать мелодическую линию, расстояние между звуками по вертикали в

интервалах, аккордах, проводить элементарный анализ строения музыкального

произведения.

Цель урока была доведена до учащегося и достигнута. Ученик успешно овладел

навыком чтения с листа, справился с задачами интенсивного курса по основам чтения

нот с листа. Он освоил и закрепил новые теоретические знания по музыкальной

грамоте, приобрел навык широкого зрительного охвата нотного текса. Проводился

предварительный анализ музыкального произведения. Значительную эффективность

показал метод сольфеджирования. Достигнутые положительные результаты, обладают

определённой новизной и практической значимостью - могут быть использованы впрактике обучения детей игре на фортепиано в ДМШ и ДШИ, в курсе лекций по

методике фортепианного обучения со студентами средних и высших учебных

заведений.

Задачи, поставленные на уроке - решены. Обобщены новые подходы к обучению

технике чтения нотного текста с листа не только педагогов и методистов, но и

собственный опыт работы по данной проблеме. В приложении представлен интересный

иллюстративно-игровой материал, который использован в ходе урока.

Структура урока соответствует его цели. Музыкальный материал доступен и понятен

ученику. Логическая последовательность помогает достижению цели урока и

рациональному труду преподавателя и учащегося. В процессе урока были

использованы здоровье-сберегающие технологии: физкультминутка, с целью

расслабления мышц шеи и плечевого пояса, релаксации и переключения внимания.

В ходе урока использованы и другие методы − метод рассказа, сравнительного анализа,

обобщения, репродуктивный, метод наблюдения и оценивания, эмоционально-

заражающий метод. Использовались следующие методические приемы для достижения

цели занятия: постепенность и последовательность в овладении навыками чтения нот с

листа; единство художественного и технического развития ученика; учёт

индивидуальных особенностей учащегося.

Наглядно-иллюстративный метод обучения применён в процессе повторения и

закрепления теоретического материала. Применение эффективных наглядных методик

особенно продуктивно в работе с детьми младшего школьного возраста. Известно, что

в силу особенностей возрастной психологии абстрактное мышление у детей этого

возраста, как правило, еще развито слабо, и лучше всего они усваивают теоретические

знания в наглядно-игровой форме. Мы сочетали игровые формы работы по разным

темам теории музыки, учитывая уровень подготовки ученика и его психологического

восприятия.

Карточки с музыкальными темами (личная разработка автора) позволили ученику

познакомиться не только с произведениями фортепианной литературы, но и с

вокальной, инструментальной, симфонической, оперной, камерной. При этом ученик

узнавал названия произведений, имена композиторов. В результате − расширение

музыкального кругозора и укрепление межпредметных связей.В течение урока были использованы различные формы учебной деятельности:

индивидуальная, игровая, игра в ансамбле с преподавателем. Атмосфера учебного

занятия была творческой и доброжелательной. Ученик проявил себя активным

внимательным и заинтересованным.

Оценивание основывалось на полученном результате по окончании урока методом

наблюдения, контроля (выполнение теста) и анализа деятельности ученика.

Урок проходил в хорошем темпе и способствовал эффективному формированию

комплекса умений и навыков для чтения нот с листа

8

© 2010-2022