• Преподавателю
  • Музыка
  • ПРОГРАММА дополнительного образования для учащихся 5х классов «Величие искусства осмыслить музыкой берусь»

ПРОГРАММА дополнительного образования для учащихся 5х классов «Величие искусства осмыслить музыкой берусь»

Перемены, происходящие в настоящее время в системе образования, требуют актуализации образовательного процесса. Один из способов заключается в сближении и интеграции взаимодействующих предметов, например истории, истории искусства и музыки.  Это позволяет достигать определенного уровня образованности учащихся с допустимой для них учебной нагрузкой, видеть перспективы для дальнейшего развития, а также обеспечивает систематизированное осмысление учебного материала, углубление и расширение культурн...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА

дополнительного образования

для учащихся 5х классов

«Величие искусства осмыслить музыкой берусь».

Пояснительная записка.


Перемены, происходящие в настоящее время в системе образования, требуют актуализации образовательного процесса. Один из способов заключается в сближении и интеграции взаимодействующих предметов, например истории, истории искусства и музыки. Это позволяет достигать определенного уровня образованности учащихся с допустимой для них учебной нагрузкой, видеть перспективы для дальнейшего развития, а также обеспечивает систематизированное осмысление учебного материала, углубление и расширение культурного кругозора. Последнее десятилетие общего и музыкального образования в России было ознаменовано пересмотром не только форм и методов преподавания, но и поиском нового содержания, включением таких пластов музыкального искусства, которые ранее оставались за рамками школьных курсов.

Программа рассчитана на преподавание в 5х классах по 1му часу в неделю в течение учебного года. Курс, читаемый на основе этой программы, является продолжением углублением и логическим завершением курса «Музыки» (1 - 4лассов).

Несмотря на постоянные изменения учебного плана общеобразовательной школы, в котором появляются, исчезают и вновь возвращаются различные дисциплины, предмет «Музыка» давно занимает стабильное место в ряду обязательных предметов гуманитарного цикла.

Предлагаемый курс является возможностью дальнейшего углубленного музыкального образования, приобщения к достижениям мировой культуры для учащихся среднего звена.

Формирование духовного мира школьника, его нравственно - эстетических устоев становится особенно актуальным в период обретения подростком большей самостоятельности.








Цели программы:


*формирование интереса и положительной мотивации школьников к получению полноценного представления об истории развития различных направлений в музыке, истории искусства и культуре в целом;

* создание условий для формирования системы музыкально - эстетических ценностей подрастающего поколения в условиях массовой музыкальной культуры с опорой на знание эволюции музыкального искусства, его стилей и жанров.



Задачи программы:

  • создать условия для дальнейшего развития общей культуры учащихся путем приобщения к достижениям искусства;

  • предоставить возможность учащимся развивать и реализовывать творческие способности в различных видах деятельности;

  • уточнить способность и готовность ученика проявлять самостоятельность взглядов, позиций, суждений;

  • познакомить учащихся с наиболее значительными явлениями, стилями и жанрами современной массовой культуры;

  • показать взаимосвязь и преемственность музыки прошлых веков и современности, академического направления и массовой культуры;

  • раскрыть социальные аспекты возникновения и популярности рок - и поп - музыки;

  • развивать навыки критического отношения к вновь возникающим музыкальным явлениям, умение оценивать их с эстетической точки зрения на основе знаний истории и теории музыки;

  • помочь учащимся выработать собственный обоснованный взгляд на явления современной массовой культуры, способствовать формированию эстетически значимой системы ценностей и музыкальных вкусов.







Отбор содержания.

Содержание курса основано на принципах историзма, последовательности, системности и целесообразности, реализуется на основе методов проблемно - поискового, коллективного осмысления, перспективы и ретроспективы.

Программа включает 5 разделов и рассчитана на занятия с периодичностью 1 час в неделю.


Отбор дидактического и методического обеспечения.

Программа опирается на положительный опыт эстетического развития, сложившийся в отечественной педагогике. Музыкальные антракты программы охватывают временной диапазон от Античности до наших дней. Отбор музыкальных

произведений связан с изучением творчества того или иного композитора, творческого или авторского стиля.

Освоение курса может включать различные формы организации занятий: лекции, уроки прослушивания, семинары, конференции, уроки - концерты.


1. Отбор диагностического инструментария.

Критериями успешного усвоения курса и готовности к самостоятельному дальнейшему самообразованию можно считать:

*степень развития интереса к классической музыке;

*степень развития эмоционально - нравственного отклика на музыкальное произведение;

*степень проявления способностей к восприятию произведений искусства и творческой деятельности;

*степень проявления самостоятельности взглядов, позиций, суждений, самостоятельности трактовок;

*степень проявления художественного вкуса - способности отличать шедевры от модных направлений в искусстве.


2. Отбор технологического инструментария.

Изучение курса предполагает в школьном кабинете музыки обязательное наличие технических средств (музыкального центра, видеоаппаратуры, видеотеки, подбора дисков).







3. Система мониторинга.


Объект мониторинга

Процедура мониторинга

Инструмент мониторинга

Формы фиксации информации

1.

Усвоение определений основных терминов.

Тестирование, деловые игры.

Тест, кроссворд, викторин.

Тест анализа, диаграмма.

2.

Усвоение способов защиты проектов.

Взаимооценка, самооценка.

Алгоритм оценки

(самооценки).

Рейтинг

3.

Усвоение способов поиска и предъявления информации.

Взаимооценка, самооценка.

Алгоритм оценки

(самооценки).

Рейтинг


4.

Выраженность рефлексивных компетенций

Самооценка

Проектное сочинение (эссэ), диагностический тренажер.

Шкала готовности к дальнейшему образовательному маршруту.

Учебный план курса.

Наименование раздела

Количество часов

Форма контроля

1. Музыка эпохи возрождения.

4 часа

Собеседование

2. Музыка барокко.

5часов

Собеседование

3.Классицизм.

7 часов.

Викторина

4. Романтизм.

9 часов

Собеседование

5. Массовая музыкальная культура.

9 часов

Собеседование,

викторина.


Учебно - тематический план курса: «Величие искусства осмыслить музыкой берусь».



№ Занятия

Разделы и темы программы

Количество часов

Дата проведения





1раздел: «Музыка эпохи Возрождения».


4 часа


1.

1. «Возрождение или Ренессанс». «Возрождение инструментальной музыки».

Термины: гуманизм.

2. Видео фильм «Возрождение в Европе».

3.Композиторы эпохи Возрождения: Окегема, Палестрина, Орландо Лассо.

3. Разучивание песни.

1 час


2.

1. Органист Франческо Ландино. Возрождение инструментальной музыки. Музыкальные инструменты: виола, лютня, клавесин, орган, флейта. Лютневая музыка.

2. Продолжение разучивания песни, работа над чистотой интонирования.

1 час


3.

1. Мадригал - символ светской музыки Возрождения. Шансон, танцы. Любовь - убежище моей души, композитор Джованни Пьерлуиджи да Палестрина. Шансон Виланелла.

2. Разучивание песни.

1 час


4.

1. Полифоническая музыка Возрождения. Церковная музыка Палестрины. Достижения эпохи Возрождения.


1час



2й раздел:

«Музыка барокко».

5 часов


5.

1.17 век - стиль барокко.

Рождение итальянской оперы. Клаудио Монтиверди - опера «Орфей».

2. Разучивание песни.


1 час.


6 - 7

1.Рождение жанра «Кончерто гроссо» - А.Корелли. Инструментальное творчество Вивальди. «Времена года» - Вивальди.

2.Продолжение разучивания песни.

2час.


8.

Творчество И.С.Баха. «Токката и фуга ре - минор». Полифоническое творчество И.С.Баха. «Хорошо темперированный клавир.

Широта творческого гения Баха.

2. Разучивание песни.

1час.


9.

1. Широта творческого гения Баха.

Творчество Генделя. Оратория «Мессия».

Выводы. Диагностический тренажер.


1час.



3й раздел:

«Классицизм».

7 часов


10.

1. 18 век - классицизм. Творчество К.В.Глюка. Опера «Орфей и Эвридика».

1час.


11.

1. Венские классики и инструментальная музыка. Ф.Г.Гайдн - симфоническое творчество.

2.Продолжение работы над песней.

1час.


12 - 13.

1«Чудо 18 века» - В.А.Моцарт. Оперное творчество В.А.Моцарта. Симфония №40 В.А.Моцарт.

2.Разучивание и работа вокальная над песней.

2 часа


14.

1. Революционный дух творчества Л.В.Бетховена. «Патетическая Соната» Л.В.Бетховен

1час


15 - 16.

1.Симфония №5» - Бетховен. Достижения классицизма. Выводы.

4й раздел.

«Романтизм» -

9 часов.


2 часа.


17 - 19.

Тревожный мир романтизма. Зарождение нового жанра - симфоническая поэма. Гений песни - Франц Шуберт. «Неоконченная симфония» - Ф.Шуберт. Баллада «Лесной Царь».


3 часа


20.

Музыкальный мир Шумана. Шуман - музыкальный портретист.


1час


21.

Гений скрипки - Паганини.

1час


22.

Польский мир Шопена. Этюд №12 - до минор.

1час


23.

«Волшебник фортепиано» - Ф.Лист.

1час.


24.

Последний романтик 19 века - Вагнер.


1час


25.

Романтический певец сурового севера - Эдвард Григ. «Лебедь» - романс Э.Грига. Рождение импрессионизма. Выводы.


1час.



5й раздел:

«Массовая музыкальная культура».

9 часов


26.

Массовая музыкальная культура. Рок - н - ролл и истоки рок музыки.

1час.


27.

Ливерпульская четверка

1час.


28.

Британский блюз и «Роллинг Стоунз».

1час


29.

Хард - рок. «Пинк Флойд»

1час.


30.

Хэви - металл. Двойная природа рок - музыки.

1час.


31.

Направления рок - музыки. Фолк - рок и фолк - музыка.


1час.


32.

Русский рок. Гитара - главный инструмент рок - музыканта.

1час.


33.

Поп - музыка. Рок - опера. Мюзиклы. Музыка нового века.

1час


34.

Рэп - элемент хип-хопа. Хип-хоп - культура.

1час.




Программное содержание курса.



Раздел 1.

«Музыка эпохи Возрождения».

Эпоха Возрождения - Ренессанс - новый период огромного значения в истории европейской культуры. Идеи гуманизма.

Композиторы эпохи Возрождения: Окегема, Палестрина, Орландо Лассо.

Органист Франческо Ландино. Возрождение инструментальной музыки. Музыкальные инструменты: виола, лютня, клавесин, орган, флейта. Лютневая музыка.

Мадригал - символ светской музыки Возрождения. Шансон, танцы. Любовь - убежище моей души, композитор Джованни Пьерлуиджи да Палестрина.

Шансон Виланелла. Полифоническая музыка Возрождения. Церковная музыка Палестрины. Занятия в разделе могут строиться как уроки - лекции с музыкальными иллюстрациями.

Аудиовизуальные средства и литература к уроку:

Видеозапись «Возрождение в Европе».

*Картина «Вид Флоренции».

*Картина - миниатюра №»Мужчина с лютней и девушка с арфой» - 1446г.

*Картина Караваджо «Девушка с лютней».

*Картина - страница календаря.1520 - 1530г. «Торжество и танцы».

*Картина Рафаэль. Станцы. «Парнас».

Слушание музыки: 1.Маренцио. Мадригал «Уже вернулся».

2.Д.Палестрина. «Любовь - убежище моей души».

3.К.Жанекен. «Пение птиц».

4.О.Лассо. Виланелла. «Серенада солдата».

5.Йоханнес Окегем. Месса эпохи Возрождения.

6.Джованни Палестрина «Месса Папы Марчелло»16век.


Раздел 2.

Музыка барокко.

17 век - стиль барокко.

Рождение итальянской оперы. Клаудио Монтиверди - опера «Орфей».

Рождение жанра «Кончерто гроссо» - А.Корелли. Инструментальное творчество Вивальди. «Времена года» - Вивальди.

Творчество И.С.Баха. «Токката и фуга ре - минор». Полифоническое творчество И.С.Баха. «Хорошо темперированный клавир. Широта творческого гения Баха.

Творчество Генделя. Оратория «Мессия».

Выводы.

Занятия раздела могут быть уроками - лекциями с прослушиванием музыки в записи с последующим коллективным осмыслением.

Аудиовизуальные средства к уроку:

*Картина Джакомо дела Порта. Церковь Джезу.

*Картина Б.Строцци. Портрет Клаудио Монтеверди.17 век.

*А.Корелли. С гравюры неизвестного художника 17 века.

*А.Вивальди. Портрет работы неизвестного художника.

*А.Вивальди. С гравюры неизвестного художника.

*Картина И.С.Бах в годы службы концертмейстером в Веймаре.

*Л.Мюнзер. Портрет И.С.Баха. 1746г.

* Титульный лист «Хорошо темперированного клавира» И.С.Баха.

*Неизвестный художник. Г.Ф.Гендель.

*Иллюстрация - Исполнение оратории Мессия Г.Генделя. Дирижер И. Менухин.1992г.

Слушание музыки:

  1. Г.Ф.Гендель. Оратория «Мессия». «Аллилуйя».

  2. А. Корелли. Кончерто гроссо №8 соль минор соч. 6

  3. А.Вивальди. Концерт для двух скрипок, струнных и клавесина, ля минор. Соч.3, №8.

  4. А.Вивальди. «Времена года». «Весна».

  5. И.С.Бах. «Токката и фуга ре минор».

  6. И.С.Бах. «Хорошо темперированный клавир». Прелюдия и фуга №10 ми минор.

  7. Г.Ф.Гендель. Оратория «Мессия». «Аллилуйя».


Раздел 3.

«Классицизм».

18 век - классицизм. Творчество К.В.Глюка. Опера «Орфей и Эвридика». Венские классики и инструментальная музыка. Ф.Г.Гайдн - симфоническое творчество. «Чудо 18 века» - В.А.Моцарт. Оперное творчество В.А.Моцарта. Симфония №40 В.А.Моцарт. Революционный дух творчества Л.В.Бетховена. «Патетическая Соната» Л.В.Бетховен. «Симфония №5» - Бетховен. Достижения классицизма. Выводы.

Форма занятий раздела: урок - лекция с музыкальными иллюстрациями.

Аудиовизуальные средства к уроку:

*Портрет К.Ф.Глюка.

*Картина К.Касан «Портрет К.Ф.Глюка».

*Иллюстрация «Венские классики».

*Портрет Ф.Й.Гайдна.

*Иллюстрация «Семья Моцарта».

*Иллюстрация «Портрет Бетховена».

Слушание произведений:

  1. К.Ф.Глюк. «Орфей и Эвридика». Третье действие. Ария Орфея».

  2. В.А.Моцарт. Каватина Дон Жуан из оперы «Дон Жуан» Акт 1й.

  3. В.А.Моцарт «Симфония №40».

  4. Л.В.Бетховен. Симфония №3. «Героическая» ч .1.

  5. Л.В.Бетховен «Патетическая соната» (№8).

  6. Л.В.Бетховен. «Симфония №5».


Раздел №4.

«Романтизм».

Тревожный мир романтизма. Зарождение нового жанра - симфоническая поэма. Гений песни - Франц Шуберт. «Неоконченная симфония» - Ф.Шуберт. Баллада «Лесной Царь».

Музыкальный мир Шумана. Шуман - музыкальный портретист.

Гений скрипки - Паганини. Польский мир Шопена. Этюд №12 - до минор. «Волшебник фортепиано» Лист. Последний романтик 19 века - Вагнер.

Романтический певец сурового севера - Эдвард Григ. «Лебедь» - романс Э.Грига. Рождение импрессионизма. Выводы.


Занятия раздела могут строиться как уроки - лекции с музыкальными иллюстрациями и просмотром картин художников

миниатюр, портретов композиторов.

Аудиовизуальные средства к уроку:

  • Картина Д.Уотерхауз. Фауст и Маргарита.

  • Портрет Ф.Шуберта.

  • Иллюстрация к балладе «Лесной царь».

  • Портрет Р.Шумана.

  • Портрет Р.Шуман в детстве.

  • Портрет Н.Паганини.

  • Портрет Ф.Шопена.

  • Портрет Ф.Шопен в зрелом возрасте.

  • Портрет Ф.Листа.

  • Р.Вагнер. С портрета художника Ф.Ленбаха. 1871год.

  • Ц.Виллих. Портрет Р.Вагнера.

  • Портрет Э.Грига.

  • Э.Григ. Портрет в зрелом возрасте.

  • К.Моне. «Подсолнухи».

Слушание музыки:

  1. Ф.Шуберт. «Неоконченная симфония» №8.

  2. ф. Шуберт «Лесной царь».

  3. Р.Шуман. «Фантастические пьесы» - « Порыв».

  4. Ф.Шопен. «Полонез» ор. 40 №1.

  5. Ф.Шопен. «Этюд №12 до минор».

  6. Р.Вагнер. Полет валькирий, антракт третьему действию оперы «Валькирия».

  7. Э. Григ. «Концерт для ф - но с оркестром» ч. 1.


5й раздел. «Массовая музыкальная культура».

Массовая музыкальная культура. Рок - н - ролл и истоки рок музыки. Ливерпульская четверка. Британский блюз и «Роллинг Стоунз». Хард - рок. «Пинк Флойд». Хэви - металл. Двойная природа рок - музыки. Направления рок - музыки. Фолк - рок и фолк - музыка.

Русский рок. Гитара - главный инструмент рок - музыканта. Поп - музыка. Рок - опера. Мюзиклы. Музыка нового века. Рэп - элемент хип-хопа. Хип-хоп - культура. Выводы.

Аудиовизуальные средства к уроку:

  • Фото Элвиса Пресли.

  • Фото группы «Пинк Флойд».

  • Фото групп: «Чикаго», «Махавишну оркестра» и солиста

Чик Кориа.

  • Фото: солисты группы «Аквариум», «Кино», «Звуки МУ», «Неприкасаемые», «Машина времени».

  • Фото Д.Фенфольд в главной роли рок - оперы «Иисус Христос - суперзвезда».

  • Фото Эйтна Ни Бреннан - ирландская певица.

  • Фото: Тупак Амар Шакир.

Слушание музыки:

  1. Элвис Пресли «Люби меня нежно».

  2. Видеофрагмент - выступление группы «Битлз».

  3. Видеохроника «Роллинг Стоунз». 1965год.

  4. Видиохроника - группа «Дипп Перпл». Фрагмент песни.

  5. Фрагмент исполнения песни группы «Европа».

  6. Фрагмент фолк - рока «Вилы. Табуны».

  7. Упражнение «Слушаем музыку народов мира».

  8. Слушаем «Звуки», «Отдай мои вещи».

  9. Видеофрагмент мюзикла «Ромео и Джульетта» Жерара Пресгурвика, постановка 2001г.

  10. Слушаем отрывок песни из репертуара Эйтны. Ни Бреннан.

© 2010-2022