Открытый урок Вербное воскресенье. Вербочки

Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3 класс

II четверть

Раздел III. «О России петь - что стремиться в храм».

Урок №3.

Тема: Вербное Воскресенье. «Вербочки».

Цель: Знакомство детей с событиями и особенностями праздника Входа Господня в Иерусалим.

Задачи:

1. Вызвать у детей желание праздновать Вербное Воскресенье в соответствии с русскими народными традициями милосердия, славления праздника.

  1. Формировать эмоциональное сопереживание духовно-нравственным событиям Священного Писания.

  2. Воспитывать благоговейное отношение к святыне, любовь к родной земле, своей Родине, к ближним.

Форма проведения урока: изучение нового материала, комплексное занятие, закрепление, просмотр фильма.

Оборудование:

1. На доске эпиграф к уроку.

  1. Понятия: фарисеи, осанна, ваш.

  2. Телевизор, видеомагнитофон.

  3. Икона праздника Входа Господня в Иерусалим.

  4. Букет вербы, свечи.

  5. Наглядное пособие «Иллюстрации»:

Ил. №73 И.И. Левитан. Март

Ил. №74 А.К. Саврасов. Грачи прилетели.

Ил. №75 А.Г. Васнецов. Весна

  1. Использование фильма: «Православный видеокалендарь» Режиссёр Е. Козенкова. М., 2006 г.

  2. Песня «Вербочки» А. Блока, А. Гречанинова, Р. Глиэра.

  3. «Осанна» из рок оперы «Иисус Христос - суперзвезда» Э.Л. Уэббера.

  4. «Снежная песенка» Д. Львова-Компанейца.

  5. Рассказ Ишимов «Божья верба».

Методы обучения: интегрированный.

Организация урока: построение, вход под колокольные звоны Москвы - Красный Лаврский перезвон; музыкальное приветствие.

Ход урока.

На доске эпиграф к уроку:

«Маленькие девочки

Свечечки да вербочки,

Понесли домой.

Огонёчки теплятся,

Прохожие крестятся,

И пахнет весной.

Ветерок удаленький,

Дождик, дождик маленький,

Не задуй огня.

В воскресенье Вербное

Завтра встану первым я

Для святого дня».

(А. Блок)

I. Сообщение нового материала

Слово учителя.

- В воскресный день Церковь отмечает праздник Вход Господня в Иерусалим или Вербное Воскресенье - это последнее воскресение перед Святой Пасхой, и последние дни жизни Иисуса Христа на земле.

Более две тысячи лет назад в весеннем Иерусалиме ждали Христа: придёт ли Он в столицу к празднику ветхозаветной Пасхи?

К тому времени злоба и зависть фарисеев и начальников иудейских дошла до крайности; они не хотели принять милосердное учение Христа и решили убить Его.

Спаситель знал об этом. Он шёл со Своими учениками к Иерусалиму. В это время в селении Вифания заболел Лазарь, брат Марфы и Марии. Господь любил Лазаря и его сестёр, и нередко посещал это благочестивое семейство. Получив известие, что Лазарь опасно болен Спаситель сказал: «Эта болезнь к славе Божией, а не к смерти. Сын Божий прославится через неё».

Иисус Христос, пробыв ещё два дня на том месте, где его застало известие о болезни Лазаря, сказал ученикам: «Друг наш Лазарь умер; но я иду разбудить его»... «Я радуюсь за вас, что Меня там не было (это для того), чтобы вы уверовали».

Лазарь жил недалеко от Иерусалима, ученики стали отговаривать Господа от этого путешествия, так как они знали, что в Иерусалиме у Него много врагов».

До селения Вифания, где жил Лазарь они добрались на четвёртый день после его смерти. Сестра Лазаря, Марфа, вышла навстречу Спасителю со словами: «Господи! Если бы Ты был с нами, Лазарь не умер бы». Иисус сказал: «Воскреснет брат твой. Я даю воскресение и жизнь. Кто верует в Меня, никогда не умрёт».

Мария тоже плакала. Иисус увидев слёзы сестёр Сам прослезился, они отвели Спасителя к месту, где был похоронен Лазарь. В Палестине мёртвых хоронили в пещерах, выдолбленных в городах, а вход заваливали тяжёлым камнем. Подойдя к могиле, Господь приказал отвалить камень, закрывавший её, Марфа предупредила: «Господи! Четыре дня, как он похоронен, уже смердит (то есть запах разложения). Но Спаситель сказал: «Откройте могилу. Вы увидите славу Божию». Иисус Христос помолившись, воззвал: «Лазарь! Иди вон».

И вышел умерший из пещеры, весь обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, а лицо его было обвязано платками (так евреи одевали умерших). Иисус Христос приказал: «Развяжите его. Пусть он идёт».

Люди, собравшиеся возле пещеры, изумились свершившемуся чуду. Оно ещё больше укрепило у народа веру во всемогущество Сына Божьего.

Воскрешение Лазаря произошло в субботу. Вернув жизнь своему другу, Христос на следующий день отправился в Иерусалим. До Пасхи оставалась всего неделя, и народ шёл отовсюду, со всей Палестины. Слава Христа разнеслась по всей палестинской земле, и люди желали видеть человека, удивляющего своей мудростью, пророчествами и чудотворными деяниями.

Приблизившись к Иерусалиму, подойдя к селению Виффагия у Елеонской горы, Иисус Христос послал двух учеников Своих, сказав:

«Идите в селение, которое прямо перед вами; там вы найдёте привязанную ослицу и молодого осла с нею, на которую никто из людей никто не садился; отвяжите их и приведите ко Мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу».

Учитель: - Ребята, как вы думаете, почему Спаситель попросил учеников привести для Него именно ослика, а не коня?

В стране Палестина, где жил Спаситель было мало коней, и они употреблялись в основном для войны. Для домашних дел и путешествий употреблялись ослы. Сесть на коня - было тогда знаком войны. В миренное время даже цари ездили на осликах: Царь мира въезжал в столицу на осле - символ мира.

Вот как повествует об этих событиях Евангелие.

Учитель читает или пересказывает детям евангельское повествование о Входе Господнем в Иерусалим.

Об этом событии пишет все евангелисты:

Матфей - в главе 21, стихи 1-11;

Марк - в главе 11, стихи 1-11;

Лука - в главе 19, стихи 29-44;

Иоанн - в главе 12, стихи 12-19.

«Ученики привели ослицу и молодого осла, покрыли осла своими одеждами, и Иисус Христос сел на него... Множество народа, собравшегося отовсюду к празднику Пасхи, вышло к Нему навстречу. Многие снимали с себя верхние одежды и постилали их Ему по дороге; другие срезали пальмовые ветви, несли их в руках и бросали по дороге».

Для того чтобы понять смысл действия израильского народа, который срезал пальмовые ветви и постилал их на пути Спасителю, надо знать, что в Священном Писании под деревом подразумевается человек. Так, например, под добрым деревом - добрый человек, под сухим - человек худой, не приносящий плодов добрых дел.

Пальма же отличалась крепостью и красотой, знаменовала собой нравственную человеческую красоту, поэтому, когда израильтяне срезали пальмовые ветви и постилали их под ноги Спасителя, то этим они выражали доброе настроение духа и готовность следовать за своим Царём.

Учитель: - Так, ребята, и наша добрая нравственная деятельность должна опираться на твёрдые убеждения веры, чтобы наша добрая жизнь никогда не засыхала и не предавалась порче и тлению, но всегда была светлой и цветущей.

Народ считал Спасителя будущим царём Израиля, и поэтому при встречи Иисуса Христа израильтяне восхваляли и славили Его, восклицая: «Осанна» (евр.) - «Помоги нам!»

«Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!»

II. Слушаем. «Осанна» из рок оперы «Иисус Христос - суперзвезда». Э.Л. Уэббера.

В Иерусалимском храме Христос исцелил многих больных. И всё новые толпы народа сбегались к Нему и кричали: «Осанна!» Тогда некоторые из иудеев сказали Спасителю: «Запрети им кричать это». Спаситель ответил: «Если они замолчат, то камни станут прославлять Меня».

Евангелия говорит нам: «И когда вошёл Он в Иерусалим, весь город пришёл в движение. Так велико было впечатление народа от торжественной встречи с Христом.

«Приблизившись к Иерусалиму, Спаситель со скорбью смотрел на город. Он знал, что народ отвергнет Его - своего Спасителя - и Иерусалим будет разрушен».

Спаситель заплакал...

Иисус Христос плакал не о себе, ему было жалко город. Три случая указаны нам в Евангелии, когда плакал Богочеловек: Он плакал об Иерусалиме при мысли о бедствиях, которые должны были обрушиться на этот преступный город (Лк. 19,41); плакал в Гефсимании; и плачет при гробе друга Своего - Лазаря.

Слёзы Иисуса свидетельствуют о том, что сердце человеческое билось в Его груди.

Способность плакать, из всех живых существ вселенной, Творец даёт одному человеку.

Учитель предлагает детям рассмотреть икону Входа Господня в Иерусалим.

Учитель: - Ребята, давайте с вами рассмотрим икону праздника и найдём на ней Спасителя, едущего на ослике; учеников Христа, ворота города Иерусалима, людей, встречающих Господа.

- Посмотрите на икону, расскажите, как люди встречают Христа? Дети: - Люди стоят у городских ворот. Все в праздничных одеждах.

- Израильтяне в руках держат ветви финиковых пальм.

- Спаситель въехал в город, как самый скромный из скромных на ослике, в простой одежде, но все люди встречали Его как Царя.

- Иисусу Христу постилали одежды и пальмовые ветви на дороге перед Его шагающим осликом.

- Кричали «Осанна!», то есть спасение.

Учитель: Да, ребята, встречая Спасителя народ радовался и не знал о тех скорбных событиях, которые вот-вот должны были наступить. Только Самому Богу было открыть грядущее Он один в ликующем Иерусалиме знал, что вслед за этим днём начинается неделя Его страданий.

Евгений Санин

Одеждою и пальмами

Украшена дорога.

Какое ликование!

Какая благодать!

Торжественно, со славою

Встречают люди Бога,

Чтобы потом Его

Распятию придать!

Учитель: - Ребята, а знаете ли вы, почему праздник Входа Господня в Иерусалим называют ещё Вербным воскресением?

В Иерусалиме встречали Спасителя с зелёными ветвями финиковых пальм. У нас в России пальмы не растут, да и листья на деревьях не успевают распуститься к празднику, поэтому пальмовые ветви заменили веточки вербы, которая не боится последних весенних морозов и зацветает раньше всех, выпуская зелёные пушистые серёжки. В народе вербу называют слёзы Христа.

Учитель предлагает детям рассмотреть веточки вербы, затем читает стихотворение.

Татьяна Шорыгина.

Нет в России пальм зелёных,

Лишь берёзоньки да клёны,

Да пушится над водой

Верба веткой молодой.

Верба ветки дарит нам -

Отнесём их в Божий храм,

И под колокольный звон

Их положим у икон.

С букетиками вербных веточек приходят в храм, стоят на службе с зажженными свечами, а потом освещённые веточки приносят домой, и хранят их у икон целый год до следующего Вербного воскресенья.

Праздник Вербного воскресения называют ещё Неделею ваий. А «вайя» значит «пальмовая ветвь».

  1. Разучивание. Песня «Вербочки» сл. А. Блока, муз. А. Гречанинова, Р. Глиэра

Творческое задание.

Учитель: - Ребята, а хотите узнать, почему верба первая зацветает?

Послушайте отрывок из рассказа писателя Ишимова

«Божья верба», а пока я буду читать, вы нарисуйте вербу.

«...Как распяли Христа на кресте - пошёл трус (землетрясение, потемнело небо, гром ударил, вся трава к земле приникла; а кипарис весь тёмный-растёмный стал; ива на берегу к самой воде ветви отпустила, будто плачет - стонет)... А верба и не вынесла скорби - к земле склонилась и увяла...

Три дня, три ночи прошли - воскрес Господь-Батюшка наш Милосердный. И шёл Он тем путём, смотрит: кипарис от горя потемнел, ива - плачет - стонет. Одна осина прежняя осталась; завидела Его, задрожала всеми листочками, да с той поры так и дрожит доднесь, и зовут её в народе осиной горькою... А увидал Христос, что верба завяла и иссохла вся, поднял Он её, Милостивец, и зацвела верба краше прежнего. Ну, говорит Господь, за твою любовь великую и скорбь будь же ты вестницей Моего Воскресения. Зацветай раньше всех на земле, ещё листвой не одеваючись!»

Учитель: - За что Господь наградил вербу? Дети: - За то, что она Его сильно оплакивала, даже завяла. Учитель: - Покажите ваши рисунки, давайте повесим их на доску, чтобы у нас в классе было празднично.

Люди считают вербу чудодейственным растением. Согласно поверьям, освещённая в церкви верба охраняла дом от пожара, а крестьянское хозяйство - от разорения, оберегала скот от хворей, а посевы - от градобития и всяческих других напастей. Издавна крестьяне приметили, что вода, в которой стояла ветка вербы, долго потом сохранялась свежей. Это свойство усиливало веру в чудодейственную силу вербы. Оттого праздник и назван Вербным воскресеньем.

С вербой связаны многие поговорки и народные приметы. В Вербное воскресенье, в деревнях бабушки утром будили спящих детей, и, легонько похлёстывая прутиком вербы, приговаривали: «Вербы хлёст - бей до слёз!» А когда кто-либо заболеет в семье, бабушки лечили тоже вербой, извлекая её из-за иконы, постукивали веточкой по груди больного и строго произносили: «Хворь - в лес, а здоровье - в кости!»

Были и другие поговорки:

Не верба, бьёт - старый грех.

Верба красна - бьёт напрасно.

Верба бела - бьёт за дело.

Верили селяне и в приметы Вербного воскресенья:

Если вербная неделя ведренная, с утренниками, то яри хороши будут. Где вода - там и верба, где верба - там и вода.

Учитель: - А сейчас послушайте ещё одно стихотворение и постарайтесь вспомнить все, о чём мы говорили с вами на уроке, составить короткий рассказ о событиях Входа Господня в Иерусалим и особенностях празднования этого дня православными людьми.

Светлана Высоцкая

Вербное воскресенье.

Мерно пост к концу стремится,

И перед Страстной седмицей

В воскресенье в храм идём,

Вербочки в руках несём

Вербы в храме освятим,

Дома у икон поставим.

Ныне Вход Господень славим

В город Иерусалим.

Шёл Господь в священный град,

Шёл навстречу муки крестной.

Знал, что будет Он распят,

Знал, что в третий день воскреснет.

V. Закрепление пройденного материала.

Учитель: Какое событие празднуется за неделю до Пасхи?

Дети: Восход Господень в Иерусалим.

Учитель: Как люди встречали Господа?

Дети: Они устилали дорогу пальмовыми ветвями и одеждой и кричал: «Осанна Сыну Давидову!»

Учитель: Почему они Его так встречали?

Дети: Они думали, что Господь будет их земным царём.

Учитель: Как по-другому называется этот праздник?

Дети: Вербное воскресенье.

Учитель: Почему?

Дети: У нас не растёт пальма, а верба зацветает первой, поэтому люди идут в церковь с её веточками и освящают.

Учитель: Какое событие произошло незадолго до Входа Господня в Иерусалим?

Дети: Воскрешение Лазаря.

Учитель: Почему, когда Иисус Христос узнал о болезни Лазаря, Он сразу не поспешил к нему?

Дети: Он хотел показать чудо, чтобы вера у учеников стала крепче.

VI. Подведение итогов.

Учитель: О чём мы говорили сегодня на уроке?

Чем занимались? Что вам особенно запомнилось?

VII. Выставление оценок.

Домашнее задание: Сочинить четверостишие о вербочке и придумать к нему мелодию, или раскраска «Вход Господень в Иерусалим» (по выбору). Смотри приложение.

Выход из класса под колокольные звоны: Благовест.



© 2010-2022