• Преподавателю
  • Музыка
  • Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства Инструментальное исполнительство срок реализации 3 года

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства Инструментальное исполнительство срок реализации 3 года

Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса в музыкальной школе или на музыкальном отделении школы искусств. Она составлена в соответствии с п. 1 части 4 статьи 12 и пункта 1 части 2 статьи 83 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при  реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных письмом Министерства культуры от 21.11.20...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

«ЭХИРИТ-БУЛАГАТСКИЙ РАЙОН»

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Усть-Ордынская детская музыкальная школа»



УТВЕРЖДАЮ:

директор МОУ ДОД

«Усть-Ордынская ДМШ»

______________ И.А. Лазарева

приказ № от 2014 г.






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 3 ГОДА
















п. Усть-Ордынский

2014 г.


«Одобрено»

Методическим советом

МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ»

Протокол № ____________________

«____»________________2014 г.

Утверждаю:

Директор МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ»

______________ Лазарева И.А.

Приказ № ___________________

«____»________________2014 г.





































Содержание


1

Пояснительная записка


4

2

Минимум содержания общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Инструментальное исполнительство»


5

3

Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Инструментальное исполнительство»


5

4

Учебный план


8

5

График образовательного процесса


13

6

Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Инструментальное исполнительство»


15

7

Программа творческой, методической и культурно- просветительской деятельности


20

8

Требования к условиям реализации программы «Инструментальное исполнительство»


22


















I.Пояснительная записка


Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Инструментальное исполнительство» (далее - «Программа») определяет содержание и организацию образовательного процесса в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Усть-Ордынская детская музыкальная школа» (далее МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ»). МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ» вправе реализовывать Программу при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Настоящая дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Инструментальное исполнительство» составлена в соответствии с п. 1 части 4 статьи 12 и пункта 1 части 2 статьи 83 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных письмом Министерства культуры от 21.11.2013 г. № 191-01-39\06-ги с целью определения особенностей организации общеразвивающих программ в области искусств, а также осуществления образовательной и методической деятельности при реализации указанной образовательной программы.

Общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Инструментальное исполнительство» должна способствовать:

  • эстетическому воспитанию граждан,

  • привлечению наибольшего количества детей к художественному образованию (часть 1 статьи 83) Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации».

Программа разрабатывается и утверждается образовательной организацией самостоятельно (часть 5 статьи 12) Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» с учетом «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» (часть 21 статьи 83), а также кадрового потенциала и материально-технических условий МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ», региональных особенностей.

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Инструментальное исполнительство» основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи, обеспечивает:

  • развитие творческих способностей подрастающего поколения,

  • формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

При разработке и реализации общеразвивающих программ в области искусств учитывалась занятость детей в общеобразовательных организациях, т.е. параллельное освоение детьми основных общеобразовательных программ.

С целью привлечения наибольшего количества детей к художественному образованию, обеспечения доступности художественного образования срок реализации общеразвивающей программы составляет 3 года (т.е. 2 года 10 месяцев) для детей в возрасте от 10 до 15 лет включительно.

По окончании освоения общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Инструментальное исполнительство» выпускникам выдается документ, форма которого разрабатывается МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ» самостоятельно.

2. Минимум содержания общеразвивающей программы

в области музыкального искусства

«Инструментальное исполнительство»


Минимум содержания общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Инструментальное исполнительство» обеспечивает развитие значимых для образования, социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его личностных и духовных качеств.

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Инструментальное исполнительство» реализуется посредством:

  • личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовно-нравственное самоопределение ребенка, а также воспитания творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира;

  • вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности;

  • обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей программы в области того или иного вида искусств, а также, при наличии достаточного уровня развития творческих способностей ребенка, возможности его перевода с дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусств «Инструментальное исполнительство» на обучение по предпрофессиональной программе в области музыкального искусства «Фортепиано», «Народные инструменты».

При реализации данной общеразвивающей программы МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ» устанавливает самостоятельно:

  • планируемые результаты освоения образовательной программы;

  • график образовательного процесса и промежуточной аттестации;

  • содержание и форму итоговой аттестации;

  • систему и критерии оценок.

3.Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Инструментальное исполнительство»


Реализация общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Инструментальное исполнительство» способствует:

  • формированию у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;

  • воспитанию активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.

С этой целью содержание общеразвивающих программ в области искусств основывается на реализации учебных предметов как в области художественно-творческой деятельности, так и в области историко-теоретических знаний об искусстве.

Содержание учебных предметов направлено на формирование у обучающихся общих историко-теоретических знаний об искусстве и технологиях, приобретение детьми начальных, базовых художественно-творческих умений и навыков в музыкальном искусстве.

Результатом освоения дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Инструментальное исполнительство» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

в области исполнительской подготовки:

  • - навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, коллективное исполнение);

  • - умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;

  • - умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

  • - навыков публичных выступлений;

  • - навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ»;

в области историко-теоретической подготовки:

  • - первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;

  • - знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального искусства);

  • - знаний основ музыкальной грамоты;

  • - знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;

  • - знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии.

Результаты освоения общеразвивающей программы «Инструментальное исполнительство» по учебным предметам учебного плана должны отражать:

  • Музыкальный инструмент:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству;

  • музыкальному исполнительству;

  • знание в соответствии с программными требованиями инструментального репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров;

  • знание художественно-исполнительских возможностей инструмента;

  • знание музыкальной терминологии;

  • наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений разных жанров и форм;

  • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

  • навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов.

  • Хоровое пение:

  • знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;

  • знание музыкальной терминологии;

  • умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

  • навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;

  • сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;

  • Слушание музыки:

  • наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;

  • способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения

  • умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.

Качество реализации общеразвивающей программы в области музыкального искусства обеспечивается за счет:

  • доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных представителей) содержания общеразвивающей программы;

  • наличия комфортной развивающей образовательной среды;

  • наличия качественного состава педагогических работников, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.

Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, составляет не менее 10 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по общеразвивающей программе.

Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 35 недель - реализация аудиторных занятий. В остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных профессиональных образовательных программ.

Реализация общеразвивающей программы обеспечивается учебно-методической документацией (учебниками, учебно-методическими изданиями, конспектами лекций, аудио и видео материалами) по всем учебным предметам.

Внеаудиторная (домашняя) работа обучающихся также сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Внеаудиторная работа используется обучающимися на выполнение домашнего задания, просмотры видеоматериалов в области искусств, посещение учреждений культуры (театров, филармоний, цирков, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях, проводимых образовательной организацией.

Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем.

Реализация общеразвивающей программы по возможности обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей, формируемым в соответствии с перечнем учебных предметов учебного плана.

Библиотечный фонд МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ» укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам. Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

4. Учебный план


Приобщение подрастающего поколения к музыкальному искусству, постижение основ предусматривается при реализации данной программы посредством аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. При этом аудиторные занятия проводятся по группам (групповые и мелкогрупповые занятия) и индивидуально.

Количество обучающихся при групповой форме занятий - от 11 человек, мелкогрупповой форме - от 4-х до 8 человек. Продолжительность академического часа устанавливается Уставом МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ» и составляет 40 минут. Объем самостоятельной (домашней) работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ» самостоятельно с учетом параллельного освоения детьми общеобразовательных программ (программ начального общего, основного общего и среднего общего образования). Данный учебный план является частью дополнительной общеразвивающей программы «Инструментальное исполнительство», он отражает структуру программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса в школе. Учебный план разработан МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ» самостоятельно. Он разработан с учетом графика образовательного процесса по реализуемой образовательной программе и сроков обучения в МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ». Учебный план определяет перечень, последовательность изучения учебных предметов по годам обучения и учебным полугодиям, формы промежуточной аттестации, объем часов по каждому учебному предмету (максимальную, самостоятельную и аудиторную нагрузку обучающихся).

В учебном плане, предусматриваются разделы - промежуточная аттестация и итоговая аттестация. Предметные области образовательной программы состоят из учебных предметов.

Рабочие учебные планы МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ» сгруппированы по следующим предметным областям: учебные предметы исполнительской и историко-теоретической подготовки.

При реализации дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Инструментальное исполнительство» со сроком обучения 3 года общий объем аудиторной учебной нагрузки обязательной части составляет 420 часов, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):

ПО.01.Исполнительская подготовка:

УП.01.Музыкальный инструмент - 210 часов,

УП.02.Хоровое пение -105 часов;

ПО.02.Историко-теоретическая подготовка:

УП.01.Слушание музыки - 105 часов.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы

в области музыкального искусства «Инструментальное исполнительство»


Утверждаю

Директор МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ»

И.А. Лазарева._____________

«_____» ______________ 2014 г.


срок обучения 3 года

Индекс предметных областей, разделов и учебных предметов

Наименование частей, предметных областей, разделов и учебных предметов

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

(в часах)






Промежуточная аттестация

(по полугодиям)

Распределение по годам обучения

Трудоемкость

в часах

Трудоемкость

в часах

Групповые

занятия

Мелкогрупповые

занятия

Индивидуальные

занятия

Зачеты,

контрольные

уроки

Экзамены

1-й класс


2-й класс



3-й класс



Структура и объем ОП



840.0


420.0


420.0



Количество недель

аудиторных занятий



35

35

35


Обязательная часть

840.0

420.0


420.0



Недельная нагрузка в часах

ПО.01.

Исполнительская

подготовка

682.5

367.5

315.0






ПО.01.УП.01

Музыкальный инструмент

525.0

315.0



210.0

1.2.3.4.5

6

2.0

2.0

2.0

ПО.01.УП.02

Хоровое пение

157.5

52.5

105.0



2.4.6

-

1.0

1.0

1.0

ПО.02.

Историко- теоретическая подготовка



105.0






ПО.02.УП.01

Слушание музыки

157.5

52.5


105.0


2.4.6


1.0

1.0

1.0

Аудиторная нагрузка по двум предметным областям:



420.0


4.0

4.0

4.0

Максимальная нагрузка по двум предметным областям:



420.0


8.0

8.0

8.0

Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов по двум предметным областям:








А.04.00.

Аттестация

Годовой объем в неделях

ПА.04.01.

Промежуточная (экзаменационная)

2




1

1

-

ИА.04.02.

Итоговая аттестация

1






1

ИА.04.02.01.

Основы музыкального исполнительства

1







Резерв учебного времени

3








Примечание к учебному плану.

  1. В разделе исполнительская подготовка, реализуется учебный предмет:

  • Музыкальный инструмент (фортепиано);

  • Музыкальный инструмент (баян, аккордеон);

  • Музыкальный инструмент (домра, чанза);

  1. При реализации данной образовательной программы устанавливаются следующие виды учебных занятий и численность обучающихся: групповые занятия (хоровое пение) - от 11 человек; мелкогрупповые занятия (слушание музыки) - от 4 до 8 человек, индивидуальные занятия (специальность).

  2. Объём самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам в среднем за весь период обучения определяется с учётом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования.

По учебным предметам объём самостоятельной нагрузки обучающихся планируется следующим образом:

  • «Музыкальный инструмент»: 1-3 классы - по 3часа в неделю;

  • «Хоровое пение» - 0,5 часа в неделю;

  • «Слушание музыки» - 0,5 часа в неделю;

Аудиторные часы для концертмейстера предусматриваются:

  • по учебному предмету «Хоровое пение» в объёме 100% аудиторного времени;

  • по учебному предмету «Музыкальный инструмент» (домра, чанза) в объеме 50% аудиторного времени.

  1. График образовательного процесса


График образовательного процесса определяет его организацию и отражает:

  • - срок реализации общеразвивающей программы;

  • - бюджет времени образовательного процесса (в неделях), предусмотренного на аудиторные занятия, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся, каникулы, резерв учебного времени, а также сводные данные по бюджету времени.

График образовательного процесса разрабатывается и утверждается МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ» в соответствии со сроками обучения. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в сроки, установленные графиком образовательного процесса.

С целью обеспечения сбалансированной организации образовательной деятельности в МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ» при реализации предпрофессиональных и общеразвивающих программ устанавливаются общие временные сроки по продолжительности учебного года, каникулярного времени, академического часа:

-продолжительность учебного года в объеме 39 недель,

-продолжительность учебных занятий 35 недель,

-в течение учебного года продолжительность каникул - не менее 4-х недель.

-продолжительность летних каникул - не менее 13 недель.

ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

дополнительной общеразвивающей программы

в области музыкального искусства

«Музыкальное исполнительство»

Утверждаю

Директор МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ»

И.А. Лазарева._____________

«_____» ______________ 2014 г. срок обучения - 3 года

М.П.


Классы

Сентябрь


Октябрь


Ноябрь

Декабрь


Январь


Февраль


Март


Апрель


Май

Июнь


Июль


Август

Сводные данные по бюджету времени в неделю

1 - 7

8 - 14

15 - 21

22 - 28


6 - 12

13 - 19

20 - 26


3 - 9

10 - 16

17 - 23

24 - 30

1 - 7

8 - 14

15 - 21

22 - 28


5 - 11

12 - 18

19 - 25


2 -8

9 - 15

16 - 22


2 -8

9 - 15

16 - 22

23 - 29


6 - 12

13 - 19

20 - 26


4 - 10

11 - 17

18 - 24

25 - 31

1 - 7

8 - 14

15 - 21

22 - 28


6 - 12

13 - 19

20 - 26


3 - 9

10 - 16

17 - 23

24 - 31

Аудиторные занятия

Каникулы

Всего

1



=



=

=



=



=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

35

17

52

2



=



=

=



=



=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

35

17

52

3



=



=

=



=



=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

33

17

52

ИТОГО

105

51

156





Обозначения:

Аудиторные занятия


-

Каникулы-


Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства Инструментальное исполнительство срок реализации 3 года

=
Расшифровка графика промежуточной и итоговой аттестации

дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства

«Инструментальное исполнительство»

Предметы

1 класс

2 класс

3 класс

1.

Музыкальный инструмент

Контрольный урок

Академический концерт

Контрольный урок

Академический концерт

Академический концерт

экзамен

2.

Коллективное музицирование (Хор, вокальный ансамбль, инструментальный ансамбль)


Контрольный урок


Контрольный урок


Контрольный урок

3.

Слушание музыки



Контрольный урок


Контрольный урок


Контрольный уроксрок обучения 3 год

  1. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения

дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Инструментальное исполнительство»


Оценочная деятельность педагога - один из важнейших аспектов педагогического труда.

Организация и совершенствование любого вида деятельности, в том числе учебно-познавательной, без оценки невозможна, так как оценка является одним из ее компонентов, ее регулятором показателем результативности и социальной востребованности этой деятельности. Вместе с тем подходы к оценке, ее критерии четко определены, поэтому оценка выполняет все свои основные функции, в том числе и формирования самооценки как основы саморегуляции и внутренней мотивации.

Достаточно высокий уровень обучения в школе, а также индивидуальная форма обучения и воспитания юного музыканта требуют от педагога не только дифференцированного, индивидуального подхода к оценке, но и соблюдения и выполнения определенных профессиональных норм и требований к музыкальной подготовке учеников.

Критерии оценки качества подготовки обучающегося должны позволить:

  • определить уровень освоения обучающимся материала, предусмотренного учебной программой по учебному предмету;

  • оценить умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

  • оценить обоснованность изложения ответа.

Текущий контроль успеваемости обучающихся и промежуточная аттестация проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

В качестве средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации в МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДИШ» используются зачеты, контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, концертные выступления. В процессе промежуточной аттестации обучающихся в учебном году устанавливается не более четырех зачетов. В МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДИШ» разработаны критерии оценок промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости обучающихся, итоговой аттестации. С этой целью создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ» самостоятельно.

Фонды оценочных средств соответствуют целям и задачам общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Инструментальное исполнительство» и её учебному плану.


Критерии оценок за концертное исполнение программ

Основные критерии:

  1. Знание, уверенность исполнения текста музыкального произведения наизусть (при необходимости - по нотам).

Всегда следует помнить и воспитывать у обучающихся понимание, что музыка существует, как звуковой процесс во времени и во времени она развивается. Она не должна и не может прерываться, лишь в этом случае можно говорить о художественном ее воздействии на слушателей, но для выполнения этого условия данная программа вполне допускает исполнение произведений, если это необходимо, по нотам.

  1. Ритмичная точность и соответствие темпа характеру исполнения музыки.

Для того чтобы набор звуков в определенном порядке стал мелодией - основой музыки, необходимо чтобы звуки были метроритмически организованы. Темп как ритм, придает музыке основной характерно-смысловой колорит. Правильно, с учетом индивидуальных возможностей подобранный репертуар и организованная работа должны способствовать выполнению учениками этого требования.

  1. Технический уровень исполнения.

Этот критерий включает все основные навыки владения инструментом: звукоизвлечение, динамические оттенки и штрихи, техническое развитие игрового аппарата и владение необходимыми видами техники и игровыми приемами.

  1. Музыкально-образная выразительность и культура исполнения, общая музыкальная культура и кругозор.

Дополнительные (корректирующие) критерии:

  1. Посадка, постановка и организация исполнительского аппарата.

  2. Индивидуальные эталоны: достижения ученика сравниваются с его же прошлыми результатами, и тем самым выявляется динамика его музыкально-исполнительского развития.

  3. Проявление волевых усилий, мотивация учения.

  4. Исполнительская свобода и артистизм, творческая индивидуальность и самобытность.

Музыкальный инструмент - итоговая аттестация.

Оценка «5» («отлично»):

- увлеченное исполнение, свободное поведение на сцене;

- хороший слуховой контроль собственного исполнения;

- стабильность воспроизведения нотного текста;

- выразительность интонирования;

- хорошая передача динамического разнообразия;

- единство темпа.

Оценка «4» («хорошо»):

- незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;

- формальное прочтение авторского нотного текста;

- недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;

- хорошее понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;

- неустойчивый темпо-ритм;

- слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;

Оценка «3» («удовлетворительно»):

- неустойчивое психологическое состояние на сцене;

- слабый слуховой контроль собственного исполнения;

- ошибки в воспроизведении нотного текста;

- слабое качество звукоизвлечения и звуковедения;

- отсутствие выразительного интонирования;

- метро-ритмическая неустойчивость.

5-бальная шкала оценки промежуточной аттестации

по учебному предмету «Музыкальный инструмент»


Баллы

Критерии (показатели) оценки

5

отлично

Безукоризненное техническое исполнение и точная передача авторского текста. Осознание музыкальной формы и взаимосвязи ее частей, музыкального развития и содержания произведения. Стилевая грамотность и хорошая культура звука. Исполнение программы отличается выраженной творческой индивидуальностью, хорошей подготовкой и широким музыкально-художественным кругозором. Заметный уровень музыкального дарования отличается артистичностью и глубиной музыкально-образного мышления. Ученик проявляет целеустремленность, ответственность, познавательную активность, творческое отношение к занятиям музыкой.

4

хорошо

Достаточно уверенное знание текста и музыкального материала. Динамический план, фразировка, элементы формы и музыкального развития произведения выучены уверенно. Достигнуто темповое соответствие и ритмическая точность исполняемой музыки, однако исполнение не отличается эмоциональной насыщенностью, яркой выразительностью и технической свободой. Небольшое количество в основном случайных, малозаметных технических погрешностей, ошибок и запинок мало влияет на музыкально-образное впечатление от исполнения. Отсутствие существенных и трудноисправимых проблем в посадке, постановке и организации исполнительского аппарата. Ученик проявляет добросовестность и ответственность, интерес к занятиям музыкой.

3 удовлетво-рительно

Неуверенное знание (недоученность) нотного текста и музыкального материала. Неуверенное, эмоционально скованное и маловыразительное исполнение. Посредственный уровень владения техническими навыками. Многочисленные технические погрешности и остановки, не соответствующие характеру музыки темпы, ритмические неточности по причине недостаточной технической подготовки и недоученности значительно влияют на восприятие музыки, искажают ее. Изъяны в постановке и организации исполнительского аппарата имеют явные признаки и мешают музыкальному развитию. Ученик не проявляет достаточного старания в учебе, интерес к музыке вялый и неустойчивый, слабо выражен в действиях.

Оценочные критерии итоговой аттестации по коллективному музицированию


Оценка по

5-ти бальной системе

коллективное музицирование (хоровое пение)


5


Отличное исполнение произведений, понимание стиля и художественного образа; владение навыками исполнения инструктивного материала в заданном варианте (темпе, динамике, штриховой стилистике)

4


Хорошее исполнение произведений и инструктивного материала с некоторыми техническими, штриховыми, артикуляционными и интонационными неточностями.

3


Исполнение произведений и инструктивного материала с некоторыми техническими, штриховыми, артикуляционными и интонационными неточностями.


Оценочные критерии промежуточной аттестации по коллективному музицированию (хоровое пение)


5 («отлично») регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, знание своей партии во всех произведениях, разучиваемых в хоровом классе, активная эмоциональная работа на занятиях, участие на всех хоровых концертах коллектива;

4 («хорошо») регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии всей хоровой программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов (вокально-интонационная неточность), участие в концертах хора;

3 («удовлетворительно») нерегулярное посещение хора, пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание наизусть некоторых партитур в программе при сдаче партий, участие в обязательном отчетном концерте хора в случае пересдачи партий.

Оценочные критерии промежуточной аттестации по учебному предмету «Слушание музыки»

«5» - осмысленный и выразительный ответ, обучающийся ориентируется в пройденном материале;

«4» - осознанное восприятие музыкального материала, но обучающийся не активен, допускает ошибки;

«3» - обучающийся часто ошибается, плохо ориентируется в пройденном материале, проявляет себя только в отдельных видах работы.


Оценочные критерии итоговой аттестации по учебному предмету

«Слушание музыки»


Оценка «5» («отлично»):

- знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы;

- владение музыкальной терминологией;

- умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.

Оценка «4» («хорошо»):

- знание музыкального, исторического и теоретического материала на уровне требований программы;

- владение музыкальной терминологией;

- не достаточное умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.

Оценка «3» («удовлетворительно»):

- не полные знания музыкального, исторического и теоретического материала;

- не уверенное владение музыкальной терминологией;

- слабое умение охарактеризовать содержание и выразительные средства музыки.

Система оценок в рамках промежуточной и итоговой аттестации предполагает пятибалльную шкалу в абсолютном значении:

«5» - отлично; «4»- хорошо; «3» - удовлетворительно;

Оценка, полученная на экзамене, заносится в экзаменационную ведомость.

В свидетельство об окончании школы оценка выставляется в баллах с соответствующей словесной характеристикой.

Оценка качества реализации программы «Инструментальное исполнительство» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

В качестве средств текущего контроля успеваемости школой используются контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, академические концерты, прослушивания, технические зачеты. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачёты и экзамены проходят в виде академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся во время аудиторных учебных занятий.

По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании школы.

Для аттестации обучающихся в школе созданы фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

По окончании каждой четверти учебного года оценки выставляются по каждому учебному предмету.


7. Программа творческой, методической

и культурно - просветительской деятельности

МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ»


7.1. Программа творческой, методической и культурно - просветительской деятельности (далее программа) разрабатывается МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ» на каждый учебный год самостоятельно, утверждается приказом директора и является неотъемлемой частью дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Инструментальное исполнительство», реализуемой в МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ» и отражается в общем плане работы учреждения в соответствующих разделах.

7.2. Цель:

Создание в МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ» комфортной развивающей образовательной среды для обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, а также духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности.

Задачи программы:

- Организация творческой деятельности обучающихся путем проведения (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, творческих встреч, и др.);

- Организация посещения обучающимися учреждений и организаций культуры сферы культуры и искусства:

  • концертных залов в п. Усть-Ордынский (ДК, ККЗ «Эрдэм», ОГБУК государственный ансамбль «Степные напевы»)

  • выставочных художественных залов (ОГБУК «Усть-Ордынский краеведческий музей»;

  • театров, филармонии, органного зала г. Иркутска и других городов.

- Организация творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств Усть-Ордынского территориально методического объединения, г. Иркутска, Ангарска, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

- Использование в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;

- Организация эффективной самостоятельной работу обучающихся при поддержке преподавателей МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ» и родителей (законных представителей) обучающихся.

-Обеспечение программы «Инструментальное исполнительство» учебно-методической документацией по всем учебным предметам, для самостоятельной работы обучающихся.

- Создание учебных творческих коллективов

В МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ» существуют следующие творческие коллективы:

  • Хор обучающихся младших классов «Росинка»

  • Хор обучающихся средних классов «Домисолька»

  • Хор обучающихся старших классов «Ровесник»

  • Вокальный ансамбль «Сороки»

  • Вокальный ансамбль «Солнышко»

  • Оркестр Русских народных инструментов

  • Оркестр Бурятских народных инструментов

  • Инструментальный ансамбль «Рэгтайм»

- Повышение качества педагогической и методической работы МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ» через регулярное участие преподавателей в методических мероприятиях на уровне ТМО, Иркутской области, за пределами Иркутской области (мастер-классы, конкурсы, концерты, творческие отчеты, конференции, форумы), а также обобщение опыта педагогической и методической работы педагогического коллектива школы: (теоретические семинары, методические декады, тренинги, педагогические чтения, лектории, тематические педагогические советы, открытые уроки, деловые игры).

7.3. В рамках творческой, методической и культурно-просветительской деятельности МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ» сотрудничает:

  • с детскими садами поселка;

  • общеобразовательными школами;

  • районными учреждениями культуры;

  • окружными учреждениями культуры («Центр художественных национальных промыслов», Государственный ансамбль «Степные напевы», «Национальный музей», Национальная библиотека, центр народного художественного творчества, ККЗ «Эрдэм»);

  • школами искусств Усть-Ордынского Бурятского округа, Усть-Ордынского ТМО, Иркутского района, г. Ангарска, Иркутска, Братска, Нижнеудинска и др.

  • УМЦ «Байкал», ГОУ СПО «Иркутский музыкальный колледж ин. Ф. Шопена», ФГБОУ ФПО ВСГАКИ г. Улан-Удэ и др.

7.4.Для эффективного осуществления творческой деятельности на музыкальном отделении МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ» ежегодно проводятся:

Конкурсы и олимпиады:

- школьный конкурс «Новогодний серпантин»;

- школьный конкурс на лучшее исполнение пьесы из летнего репертуара;

- конкурс по чтению с листа;

- конкурс хоровых коллективов и инструментальных ансамблей «Родные напевы».

Концерты:

- «Посвящение в юные музыканты»;

- выпускников Школы ставших студентами средних и высших учебных заведений культуры и искусства;

- благотворительные концерты;

- отчетные концерты;

- концерты обучающихся и преподавателей школы;

- участие в концертах проводимых для жителей района;

Одаренные дети ежегодно участвуют в мастер- классах.

7.5.Творческая, методическая и культурно-просветительная деятельность обучающихся и преподавателей МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ» осуществляется в счет времени отведенного на внеаудиторную работу обучающихся.


8.Требования к условиям реализации программы

«Инструментальное исполнительство»

Материально-технические условия МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ» обеспечивает возможность достижения обучающимися результатов, предусмотренных общеразвивающей программой.

Материально-техническая база МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ» соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. В школе соблюдаются своевременные сроки текущего и капитального ремонта.

Минимально необходимый для реализации общеразвивающей программы перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения соответствует профилю общеразвивающей программы.


Условия, созданные в МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ» для реализации данной общеобразвивающей программы:

МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ» имеет необходимую материально-техническую базу для осуществления программы «Инструментальное исполнительство»

  • 10 учебных классов для занятий по предметам «Музыкальный инструмент», 1 учебный класс для занятий по предмету «Хоровой класс»;

  • 2 учебных класса для занятий по предмету «Слушание музыки».

  • Все кабинеты укомплектованы фортепиано, роялями, баянами, аккордеонами, домрами и чанзами.

МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ» использует в работе технические средства обучения и оборудование:

  • музыкальные центры, мультимедийное оборудование, компьютеры, видеокамеры, принтеры, факс, сканер, фотоаппараты, в школе установлен беспроводной интернет Wi -Fi.

  • стулья разновысотные, подставки под ноги, пюпитры, магнитные доски.

Творческие коллективы (хор младших классов, хор средних классов, хор старших классов, оркестр бурятских народных инструментов) имеют концертные костюмы.

Реализация данной программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана.

Библиотечный фонд МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ» укомплектован в достаточном количестве печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам.

Реализация данной программы обеспечена педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.


В МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ» созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

МОУ ДОД «Усть-Ордынская ДМШ» вправе реализовывать данную программу при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности

9


© 2010-2022