Гармония в музыке и изобразительном искусстве

План проведения открытого урока по музыке и изобразительному искусству. Интегрированный урок, с помощью которого у учеников 7 класса расширится представление о понятиях "гармония", "музыка", "искусство". Урок ведут 2 учителя - музыки и изобразительного искусства.урок имеет 4 выраженных раздела: 1 - разминка, выявление темы урока, 2 - музыкальный блок, 3 - изобразительный блок, 4 - подведение итогов
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информационная карта урока

Тема: « Гармония в искусстве» 7 класс.

Тип урока: интегрированный ИЗО - музыка - МХК, обобщающий.

Целеполагание для ученика

Целеполагание для учителя

1.Знать содержание картин, музыки, текста.

2. Иметь представление о различных областях (жизни, культуры, …), основанных на ГАРМОНИИ.

3. Уметь сформулировать эмоционально-ценностную позицию и научиться высказывать свою точку зрения о собственных представлениях о ГАРМОНИИ в искусстве.

4. Научиться узнавать гармонию (в ИЗО, музыке,

литературе).

1. Предметные цели

- познакомить детей с произведениями искусств:

Леонардо да Винчи «Портрет Моны Лизы» («Джоконда), Рафаэль «Мадонна с

младенцем и Иоанном Крестителем»,Марко Ротко «Белая полоса, номер 27»;

Прелюдия до мажор И.С. Бах; рассказ К.Паустовского «Старый повар»,

Фантазия ре-минор Моцарт;

- познакомить детей с понятием ГАРМОНИЯ;

- обобщить приобретенные знания в курсе ИЗО: о гармонии, как организационной

среде в живописи;

- обобщить знания учащихся о гармонии в музыке, как средстве выразительности;

  1. Цели, отражающие развитие УУД

- создать условия для формирования умения использовать различные

приемы, средства композиции на уроках ИЗО, музыки и МХК

  1. Цели, развивающие личностную мотивацию, социализирующие цели

- создать условия для возникновения интереса к разным видам искусства;

- способствовать формированию творческого мышления;

- активизировать настрой на социализацию творческих инициатив (социально-

культурная адаптация школьников);

- способствовать развитию познавательного интереса, вкуса и чувства композиции;

- формировать у учащихся представления о нравственных, эстетических ценностях на основе комплексного изучения МХК, музыки и ИЗО;

Опорные понятия, термины Новые понятия, термины

Из курса музыки: композиторы, музыкальные инструменты, формы музыкальных произведений.

Из курса ИЗО: художники, формы и виды в живописи.

ГАРМОНИЯ

Домашнее задание: Подобрать по 2-3 высказывания выдающихся людей о гармонии в ИЗО (к уроку ИЗО) и музыке ( к уроку музыки).

Этапы урока

Деятельность обучающихся

Дидактическое обеспечение

1.Организационный момент 2 мин.

2. Разминка и Мозговой штурм 8 мин.

3. Сообщение темы урока. Актуализация знаний учащихся. 2 мин.

Блок музыки 10 мин.

Блок ИЗО 10 мин.

Блок МХК 10 мин.

4. Подведение итогов урока 3 мин.

Активное слушание с обсуждением. Учащиеся рассматривают репродукции и записывают в тетради названия картин и художников.

Учащиеся активно обсуждают и отгадывают слова (буквы) кроссворда-разминки.

Активное обсуждение и перечисление областей, в которых проявляется гармония.

Беседа с введением новой информации и опорой на знания учащихся.

Формулировка выводов.

Самооценка учащихся и совместная с учителями оценка результативности урока.

Компьютерная презентация (КП).

КП.

КП.

Музыкальный центр, синтезатор

Художественные материалы для выполнения практической работы,

клей, бумага.

Аудиозапись Фантазии Моцарта, текст рассказа К.Паустовского «Старый повар» (или запись).

КП.

Логическая структура урока

Файлы презентации

Деятельность

ученика

Деятельность учителя

Дидакт. обеспеч-е

Гармония в музыке и изобразительном искусстве

Активное слушание с обсуждением.

Урок начинается с чтения эпиграфа (фрагмент стихотворения Микеланджело Буонарроти)

КП, слайд 1




Гармония в музыке и изобразительном искусствеГармония в музыке и изобразительном искусстве

Гармония в музыке и изобразительном искусстве

Учащиеся рассматривают репродукции и записывают в тетради названия картин и художников.

Ученикам предлагается рассмотреть репродукции с картин известных художников:

1.Леонардо да Винчи «Портрет Моны Лизы» («Джоконда),

2.Рафаэль «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем»,

3. Марко Ротко . «Белая полоса, номер 27».

Учитель МХК: " Эти работы принадлежат разным мастерам, течениям, эпохам. Мне хочется, чтобы вы обратили на них внимание.



КП,

слайд 2-4




Гармония в музыке и изобразительном искусстве

Гармония в музыке и изобразительном искусстве


Разминка


Учащиеся активно обсуждают и отгадывают слова (буквы) кроссворда-разминки.







«Мозговой штурм»:

Активное обсуждение и перечисление областей, в которых проявляется гармония.

Вывод: Произнося слово гармония мы подразумеваем гармонию в семье, в природе, в быту, гармонию души и тела, взаимоотношений….

Учитель ИЗО: " Вы заметили, что мы не озвучили тему нашего урока? Потому что вы должны сами сформулировать тему, ответив на вопросы РАЗМИНКИ. Г - сигнальный музыкальный инструмент (горн)

А - подросшая скрипка (альт)

Р - эпоха интеллектуального и художественного расцвета, эпоха Возрождения (ренессанс)

М - старинный народный французский грациозный танец, исполнялся плавно, торжественно, движения строились в основном на поклонах и реверансах (менуэт)

О - крупная вокально-инструментальная форма музыкального произведения (опера)

Н - вид живописи, изображающий живописно разбросанные на столе цветы, битую дичь, кухонную посуда (натюрморт)

И - с этой буквы начинается имя великого русского художника, написавшего картины «Опять двойка» и «Иван Грозный убивает своего сына» (Илья Репин)

Я - Бог Солнца (Ярило)

Учитель ИЗО: " Задумайтесь, пожалуйста, что означает слово гармония и где встречается.

У каждого человека свое представление о гармонии и я предлагаю подумать какое определение гармонии могли бы дать люди разных профессий, например:

портной - …, архитектор - …, повар - ….

Учитель ИЗО: " Все перечисленные сферы трудно рассмотреть в пределах одного урока, но есть одна сфера, где мы можем наиболее точно самореализоваться, глубже прочувствовать, стать чище, мудрее, и это - ГАРМОНИЯ В ИСКУССТВЕ".


КП, слайд 6

В процессе отгадыва-ния (на экране в презента-ции) появ-ляются буквы, образующие слово "ГАРМО-НИЯ".











Гармония в музыке и изобразительном искусстве



Гармония в музыке и изобразительном искусстве













Гармония в музыке и изобразительном искусстве

Учащиеся обсуждают и составляют определение Гармонии из предложенных слов и формулируют тему урока (записывают в тетрадь тему урока и определение).







Активное слушание.











Предполагаемые ответы. Гармонией, окраской, разные аккорды.




Дети слушают и отвечают: Мажор и минор.

Предполагаемые ответы. Гармония. Состояние покоя, красивая, благородная, возвышенная, светлая и т. д.

III. Сообщение темы урока. Актуализация знаний учащихся.

Слово гармония оставили в наследство человечеству древние греки. Как вы думаете,

Что они называли ГАРМОНИЕЙ?

ИГРА: Составить из предложенных слов определение ГАРМОНИИ.

Учитель музыки: " Итак, давайте сформулируем тему нашего урока."

Варианты учеников.

Блок музыки.

Учитель Музыки: " Тема нашего урока «ГАРМОНИЯ В ИСКУССТВЕ».

Само понятие «гармония» употреблялось чрезвычайно широко и многозначно. Оно обозначало и закономерное устройство природы и космоса, и красоту физического и нравственного мира человека и принципы строения художественного произведения, и закономерности эстетического восприятия.

Выделяют три основных понимания гармонии, сложившихся в процессе развития науки и эстетики:

(1) математическая гармония. Аристотель определял её как единство и завершённость целого, как единство в многообразии.

(2) Эстетическая гармония. Связана с эстетическими переживаниями, проявляется при восприятии красоты природы.

(3) Художественная гармония. Этот тип гармонии связан с искусством.

Музыканты понимают гармонию как прекрасный, в чём-то таинственный порядок звуков и одно из важнейших средств музыкальной выразительности, основанной на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении. Основной тип созвучия - аккорд. Гармония строится по определенным законам лада в многоголосной музыке…»

Учитель. Играет песню «В лесу родилась елочка» в 2 вариантах (традиционной и в джазовой обработке)

Вопрос учителя: " Чем отличаются эти исполнения?"

Учитель: " Гармония - это аккорды, сопровождение. А что такое аккорд? Играет один звук, затем два, затем три. Прислушайтесь. Аккорд - это когда несколько звуков играют одновременно.

Благодаря гармонии усиливается выразительность мелодии. Возможности сочетания аккордов бесконечно разнообразны. Это сродни математике. Различные комбинации аккордов дают новые и новые краски ,так же как и цифры. Вы уже знаете самые распространенные краски музыки: свет и тень. Музыканты говорят…? "

Учитель предлагает послушать Прелюдию до мажор И.С. Баха и ответить на вопрос: "Какое выразительное средство самое яркое?" А также найти 5 эпитетов, которые передают настроение этой музыки.

Итог блока музыки. Гармония придает мелодии красочность и выразительность.





КП,

слайд 7-9



























Музыкаль-ный центр, синтезатор






КП, слайд 10

Гармония в музыке и изобразительном искусстве



Гармония в музыке и изобразительном искусстве

Активное слушание и ответы на вопросы учителя.

Повторение материала предыдущих уроков, на которых составлялись композиции 1-2-3-4. Обсуждение результатов самостоятельной работы.


Из приготовленных дома элементов ученики составляют на цветном фоне свои композиции. На работу отводится 5-7 мин. Ученики заканчивают свои работы и развешивают их на доске.

Блок ИЗО

Когда мы посещаем выставки картин, то возле одних картин мы останавливаемся и подолгу ими любуемся, мимо других проходим мимо. Это не случайно. На всех картинах можно увидеть ту или иную композиции. А что же такое композиция?

Композиция - это соединение отдельных частей в единое целое, расположенное в пространстве или на плоскости. Отдельные части целого должны быть расположены не хаотично, а осмысленно, гармонично.

Гармония - это согласованность и упорядоченность всех элементов всех элементов, составляющих целое.

Изучив основы композиции на предыдущих уроках мы узнали, что она бывает фронтальной и глубинной.

При составлении 1-ой композиции на плоскости мы начинали с чёрно-белого изображения, где достигали гармонии с помощью динамичного уравновешивания черного и белого.

Во 2-ой работе мы добавили линии и на композиции появился ритм, движение.

В 3-ю композицию мы добавляли цветовое пятно, которое изменило общее цветовое восприятие работы.

В 4-ой композиции мы решали эмоционально- образные задачи..

Сегодня мы будем составлять композицию на цветовом пространстве по принципу цветовой гармонии (цветовой близости) или контраста.

Не забывайте, что достичь гармонии в композиции можно не только с помощью изобразительных элементов, но и из пространства между ними. Начинаем ребята работу."



КП, слайд 11-12




Художественные материалы для выпол-нения практичес-кой рабо-ты, клей, бумага.

Гармония в музыке и изобразительном искусстве

Гармония в музыке и изобразительном искусстве



Гармония в музыке и изобразительном искусстве

Гармония в музыке и изобразительном искусствеГармония в музыке и изобразительном искусствеГармония в музыке и изобразительном искусстве


Гармония в музыке и изобразительном искусстве

Активное обсуждение









































Активное слушание


Цифровой диктант.

Формулировка выводов.

Самооценка учащихся и совместная с учителями оценка результативности урока.



Блок МХК

Учитель МХК: " Ребята, в начале урока я обращала ваше внимание на картины (демонстрация репродукций) и обещала к ним вернуться. Увидеть эти шедевры вы можете в Лувре. Проходя по залам этого известнейшего музея, экскурсоводы сначала обращают внимание на эти и другие шедевры искусства, выслушав восхищенные отзывы об одних и возгласы негодования о других, экскурсовод предлагает задуматься: «А где бы вы повесили эти картины у себя дома?».

Учитель повторяет этот вопрос ребятам и выслушивает несколько ответов.

Учитель МХК:… и как правило гости Лувра растерянно задумываются, а потом приходят к выводу, что несмотря на свою внутреннюю гармонию и гармонию с окружающим миром ( Леонардо да Винчи ), далеко не все шедевры гармонично впишутся в интерьер дома, а вызывающие оживленные споры, дисгармоничные на первый взгляд, картины (Марко Ротко «Белая полоса, номер 27») могут привнести в нашу жизнь новый яркий смысл, внутреннее успокоение и гармонию в мироощущении."

"Скажите, а ваши работы какое место могут занять в вашем доме?

"Человек лишь тогда в полной мере откроет мир для себя, если сможет одновременно и видеть, и слышать, и чувствовать. Мир наполнен красками, звуками, эмоциями. А в полной мере раскрыть эту картину может синтез искусств. Я хочу познакомить вас с рассказом К.Пришвина «Старый повар» и показать, что, соединив различные виды искусств можно достичь пика эмоций, а значит полной ГАРМОНИИ."

Наше знакомство с Константином Паустовским я хочу завершить его же словами: «Музыка и литература не иллюстрируют одна другую, они дополняют и обогащают друг друга, усиливают наши переживания».

Заключение.

Наш урок подходит к концу. И мы с вами должны подвести итог. Что же такое ГАРМОНИЯ В ИСКУССТВЕ ? Красота скульптуры, красота храма, красота картины, симфонии, поэмы … Что между ними общего? Разве можно сравнивать красоту храма с красотой серенады? Оказывается можно, если будут открыты общие формулы красоты. Существует легенда, что однажды Будда провел проповедь без единого слова. Он просто протянул цветок своим прихожанам. Это был известный «Цветок церемонии», то есть церемонии на языке форм, на немом языке цветов. Если рассматривать цветок и другие естественные и созданные человеком творения, то можно найти единство и порядок, свойственные всем этим предметам. Этот порядок и единство - есть Гармония, определяющая Красоту.

И в заключение урока мы предлагаем проверить, как вы усвоили некоторые понятия, а проведем это в виде цифрового диктанта. Вам предлагается разделить на две колонки, отметив 0 - согласие и 1 - несогласие утверждений (иллюстрированных) о красоте и гармонии: девушка идет в театр в джинсах, фаст-фуд и красивое физическое тело, девушка-подросток и сигарета, здоровый образ жизни, здоровое питание, мать и дитя.

Самооценка учащихся и совместная формулировка вывода: искусство учит пониманию Красоты, а Красота входит в жизнь через искусство. Красота - наше представление о совершенстве. Но не всегда гармония, красота и совершенство - одно целое, взаимодополняемое.


КП, слайды 13-14

















Уч-ль МХК читает рассказ К.Паустов-ского «Старый повар» (чтение сопровождают музы-кальный фрагмент Фантазии ре-минор Моцарта, фото, и ре-продукции презентации сл. 15-26).

КП, слайд 27-29


КП, слайд 30-31


КП, слайд 32

Гармония в музыке и изобразительном искусстве

Гармония в музыке и изобразительном искусстве


Дети записывают возможные варианты поиска домашнего задания.



Учитель объявляет оценки, рассказывает о форме и содержании домашнего задания: подобрать по 2-3 высказывания выдающихся людей о гармонии в ИЗО (к уроку ИЗО) и музыке (к уроку музыки).



КП, слайд 33-34


© 2010-2022