- Преподавателю
- Музыка
- КТП по музыке 1 кл по программе Усачевой В. О. Школяр Л. В
КТП по музыке 1 кл по программе Усачевой В. О. Школяр Л. В
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лебедева Т.Л. |
Дата | 01.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Календарно - тематическое планирование уроков музыки в первом классе. | ||||||
Составлено в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и на основе программы по музыке (авторы Л.В. Школяр, В.О. Усачёва) и обеспечена УМК: учебниками, рабочими тетрадями, методическими рекомендациями для учителя авторского коллектива под руководством Л.В.Усачёвой (Издательского центра «Вентана-Граф»)
| ||||||
№ урока | Тема урока | Краткое содержание | Примерный музыкальный материал для прослушивания |
| ||
1 Четверть Тема: Истоки возникновения музыки |
| |||||
1. | Введение в проблему рождения музыки | Урок-путешествие «Где музыка берет начало?». Поиск музыки и красоты. Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого начала. Композитор - исполнитель-слушатель | «Концерт для голоса с оркестром» Р. Глиэа, «Музыкант» Б. Окуджава, Б. Кабалевский « Песня о школе», И. Якушенка «Пестрая песенка» |
| ||
2. | Образ музыканта | Урок экскурсия - «Что есть музыка». Связь слов «музыка», «человек», «мука». Мелодия. Музыкальная речь, как способ обобщения между людьми, ее эмоциональные стороны. | Б. Окуджава «Музыкант, песня Г Струве «Музыка», «Мороженые песни» С. Паскарева |
| ||
3. | Родина музыки. | Поиск «адреса» музыки: музыка живет во всех странах и у всех народов. Родина музыки - сама жизнь во всей ее многообразии. Музыка не бывает без человека | «Мелодии» П.И. Чайковский, Г. Струве «Музыка», С. Прокофьев «Марш» |
| ||
4. | Рождение песни | Знакомство с жанром песни. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песни. Песня без слов. Мелодия - главная мысль любого музыкального произведения, его суть, его душа. Колыбельные песни - начала познания жизни и музыки. | Песня «Добрый день» Я Дубравина, К Сен - Санс «Лебедь», П. И. Чайковский «Колыбельная» |
| ||
5. | Родные корни: родная речь, родной музыкальный язык | Родные корни: родная речь, родной музыкальный язык - интонирование и озвучивание народных загадок, потешек, закличек, песен. | Русские народные песни, скороговорки, потешки |
| ||
6. | Где взять танец?. | Интонационно - образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. | «Итальянская полька» С.В. Рахманинов, «Вальс - шутка» Д.Д. Шостакович |
| ||
7. | Человек танцующий | Познакомить с разными видами танцевальной музыки | «Камаринская» П. И. Чайковский, пьеса А.Я. Эшпая «Перепелочка». |
| ||
8. | Маршевый порядок | Познакомить с жанром марш, его разновидностями. | С.С. Прокофьев « Любовь к трем апельсинас». «марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковский, С.В. Рахманинов Прелюдия соль минор |
| ||
9. | Обобщение проблематики четверти | Обобщение жанровой природы музыки, обратить внимание на то, что в зависимости от жанра создается тот или иной образ. Рассмотреть процесс рождения музыки из человеческой речи | С.С. Прокофьев фрагменты из балета «Ромео и Джульета», р.н.п. «Жнеи, мои жнеи», «Осень» П.И. Чайковского |
| ||
| 2 ЧЕТВЕРТЬ Тема: Содержание музыки. |
| ||||
10. | Начинаем разговор о содержании музыки. | Характеристика пространственного диапазона музыкального произведения путем определения содержания музыки, сравнения интенсивности музыкального движения, «плотности изложения», общего колорита и основного эмоционального строя. | Пьесы П.И. Чайковского из альбома «Времена года»: «У камелька», «На тройке», |
| ||
11. | Проблема: Можно ли, слушая музыку, «видеть» ее? | Поиск ответа на вопрос: «Что значит « видеть музыку?», протекает в двух направлениях: с одной стороны - поиск образа, с другой - попытка воспроизвести запечатленные в нотах образы с помощью музыки. Беседа о том, что все, о чем сейчас начинается разговор, - это только форма и средства, необходимые для выражения содержания музыки. А содержание - это то, что мы чувствуем, о чем думаем, что воображаем, когда слушаем или видим. | «Баба Яга» П. Чайковский, «Баба Яга» М.П. Мусоргский, «Балет невылупившихся птенцов» М.П. Мусоргского. |
| ||
12. | Каждый композитор -художник | Исследование проблемы «как «увидеть» музыку.. Урок - игра «Музыкальные картинки». Композитор-художник-поэт. | «Картинки с выставки» М.П. Мусоргский |
| ||
13. | Играем обычный день. | Музыкальное время. Ритм | «Эхо» О. Лассо, «Утро» Э Григ |
| ||
14. | Движение в музыке. | Разговор о чуде превращения простых движений звуков в музыку Проблема соотношения выразительного и изобразительного начала в музыке. | Фрагменты из балета С.С. Прокофьева «Золушка»( « Вальс», Полночь»), фрагмент из балета «Ромео и Джульетта» («Джульетта-девочка» |
| ||
15. | Контраст в музыке | Проблема: «Существует ли в музыке чистая изобразительность?». Соотношение контрастных образов в музыке - это не просто прием контраста в музыке, это столкновение двух жизненных начал, конфликт добра и зла | Интродукция пролога и вальса из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского, дуэт Папагено и Папаны из оперы Моцарта «Волшебная флейта» |
| ||
16. | Конкретизация проблемы: «Существует ли в музыке чистая изобразительность?» | Портрет в музыке | «Карнавал животнызх» К. Сен-Санса |
| ||
3 ЧЕТВЕРТЬ Тема: Формы бытования музыки. |
| |||||
17. | Введение в проблематику «форма бытования музыки» | Начало полемики: все, что звучит,-это уже форма. Знакомство с народным театром через сценическо-игровую постановку обряда Коляда. Региональный компонент изучения обычаев и традиций русского народа. Праздник - Веселая Коляда. | Исполнение Рождественских песен. Слушание и исполнение народных колядок. |
| ||
18. | Исследование проблемы «формы бытования музыки | Знакомство с крупной формой музыки - оперой. Музыкальный театр.Что это значит? | Ария «Кастадива» из оперы В.Беллини «Норма», вальс из балета С.С. Прокофьева «Золушка» |
| ||
19. | Путешествие в симфонию | Погружение в проблематику музыкального театра. Изучение симфонии как своего рода особого вида музыкального театра, со своим сюжетом и развитием, на примере 4-ой симфонии П.И. Чайковского. Перерастание песни в более крупный жанр - симфонию, как одного из вида бытования музыки. | Р.н.п. «Во поле береза стояла», Финал 4-ой симфонии П.И. Чайковского. Экспозиция 1-ой и 7-ой части симфонии Прокофьева С.С. |
| ||
20. | В музыкальном театре балет | Закрепление знаний о музыкальном театре. Что значит открыть в себе театр? С помощью фрагментов музыки из балета «Щелкунчик» дети проходят путь композитора, рассматривают характеристики персонажей в различных ситуациях. | Музыка из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» («Уход гостей», «Ночь», «Сражение») |
| ||
21. | Идем в театр. | Обобщение знаний детей о опере, музыкальном спектакле. Знакомство с биографией композитора Н.А. Римского-Корсакова, содержанием оперы «Снегурочка» | Ария «Каста дива» из оперы В. Беллине «Норма», пролог вступление к опере Снегурочка Н.А. Римского-Корсакова |
| ||
22. | Урок -путешествие в оперу Н.А. Римского -Корсакова «Снегурочка» | Анализ отдельных фрагментом оперы «Снегурочка. Раскрытие проблемы противостояния двух образов: холода и тепла и стремление от холода к чувству тепла человеческого сердца. Роль арии в раскрытии персонажа оперы. Единство текста и музыки - необходимое условие для раскрытия характера, мыслей оперного персонажа. | Пролог к опере «Снегурочка» Н.А. Римский-Корсаков (« Хор птиц», «Ария Снегурочки», «Песня Леля») |
| ||
23. | Опера Н.А. Римского Корсакова «Снегурочка» (Продолжение) | Знакомство с народным обрядом Масленица, его театральным действием. Слияние народного театра с профессиональным. | «Хор Берендеев «Прощай масленица» из оперы «Снегурочка» |
| ||
24. | Рассуждаем о «чудесах» в музыке и жизни | Весна, как символ новой жизни, как настоящее чудо. И музыка помогает прожить, прочувствовать рождение и развитие этого чуда, соотнося эти чувства со своими личными переживаниями, мыслями, чувствами. Потребность человека в выражении своих чувств через песню. | «Весна» Э.Григ, «Подснежник» Д. Кабалевского |
| ||
25. | «Чудеса» в музыкальном театре | Региональный компонент: разыгрывание народного представления обряда «Костромы» | «Кострома» р.н.игра, р.н.п. «Вейся, капуста», «Три чуда» из оперы « Сказка о Царе Салтане» Н.А. Римскмй- Корсаков |
| ||
4 ЧЕТВЕРТЬ Тема: ЯЗЫК МУЗЫКИ |
| |||||
26 | Введение в проблему становления языка музыки | Музыка передает чувства радости, грусть, нежность и любовь, волнение и тревогу с помощью особого , присущего только ей языка чувст. | Р.н.п. «Ах, вы сени. мои сени», «Грустная песня» из цикла Альбома для детей Г. Свиридова. «Веселое. Грустное» Л.В. Бетховен |
| ||
27. | Хочу быть композитором. | Знакомство с биографией С.Сю. Прокофьева. Симфонический оркестр, инструменты симфонического оркестра | С.С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк» |
| ||
28. | С.С. Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк» | Знакомство с персонажами симфонической сказки |
|
| ||
29. | Продолжаем слушать симфоническую сказку «Петя и Волк» | Слушание сказки до конца с применением приема «стоп-кадр». Осознание учащимися необходимость каких-либо изменений в тематическом материале, появление новых персонажей, взаимодействие ием-образов. |
|
| ||
30. | Проблема «языка музыки» | Урок посвящен применению выразительных средств языка в искусстве движения: взаимодействию театра в оркесте с театром в балете. | Пьеса М.П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов», фрагмент из балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» («Джульетта-девочка», р.н.п. «Заплетись, плетень, заплетись» |
| ||
31. | Кульминация проблемы «язык музыки» | Погружение в атмосферу национально народного музицирования, создание атмосферы миролюбия и доброты и внезапное прерывание темой сражения, войны, горя. | Р.н.п. «На зеленом на лугу», фрагмент из контаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» (начало «Ледового побоища» |
| ||
32. | Продолжение темы: Кульминация проблемы «Язык музыки». | Символическая оценка возможностей музыки в обогащении наших знаний о мире и человеке. Многообразие музыки, как следствие многообразия жизни, но обязательным условием является сохранение индивидуальности, каждого человека в восприятии жизни и музыки. | Прелюдия до мажор И.С. Баха, Ш. Гуно «Аве Мария», музыка Ф. Шуберта, Г. Струве |
| ||
33. | Обобщающий урок-концерт | Обобщение и повторение пройденного материала. | Музыка по выбору детей и учителя |
|