КТП по музыке 1 кл по программе Усачевой В. О. Школяр Л. В

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно - тематическое планирование уроков музыки в первом классе.

Составлено в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и на основе программы по музыке (авторы Л.В. Школяр, В.О. Усачёва) и обеспечена УМК: учебниками, рабочими тетрадями, методическими рекомендациями для учителя авторского коллектива под руководством Л.В.Усачёвой (Издательского центра «Вентана-Граф»)


№ урока

Тема урока

Краткое содержание

Примерный музыкальный материал для прослушивания


1 Четверть Тема: Истоки возникновения музыки


1.

Введение в проблему рождения музыки

Урок-путешествие «Где музыка берет начало?». Поиск музыки и красоты. Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого начала. Композитор - исполнитель-слушатель

«Концерт для голоса с оркестром» Р. Глиэа, «Музыкант» Б. Окуджава, Б. Кабалевский « Песня о школе», И. Якушенка «Пестрая песенка»


2.

Образ музыканта

Урок экскурсия - «Что есть музыка». Связь слов «музыка», «человек», «мука». Мелодия. Музыкальная речь, как способ обобщения между людьми, ее эмоциональные стороны.

Б. Окуджава «Музыкант, песня Г Струве «Музыка», «Мороженые песни» С. Паскарева


3.

Родина музыки.

Поиск «адреса» музыки: музыка живет во всех странах и у всех народов. Родина музыки - сама жизнь во всей ее многообразии. Музыка не бывает без человека

«Мелодии» П.И. Чайковский, Г. Струве «Музыка», С. Прокофьев «Марш»


4.

Рождение песни

Знакомство с жанром песни. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песни. Песня без слов. Мелодия - главная мысль любого музыкального произведения, его суть, его душа. Колыбельные песни - начала познания жизни и музыки.

Песня «Добрый день» Я Дубравина, К Сен - Санс «Лебедь», П. И. Чайковский «Колыбельная»


5.

Родные корни: родная речь, родной музыкальный язык

Родные корни: родная речь, родной музыкальный язык - интонирование и озвучивание народных загадок, потешек, закличек, песен.

Русские народные песни, скороговорки, потешки


6.

Где взять танец?.

Интонационно - образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.

«Итальянская полька» С.В. Рахманинов, «Вальс - шутка» Д.Д. Шостакович


7.

Человек танцующий

Познакомить с разными видами танцевальной музыки

«Камаринская» П. И. Чайковский, пьеса А.Я. Эшпая «Перепелочка».


8.

Маршевый порядок

Познакомить с жанром марш, его разновидностями.

С.С. Прокофьев « Любовь к трем апельсинас». «марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковский, С.В. Рахманинов Прелюдия соль минор


9.

Обобщение проблематики четверти

Обобщение жанровой природы музыки, обратить внимание на то, что в зависимости от жанра создается тот или иной образ. Рассмотреть процесс рождения музыки из человеческой речи

С.С. Прокофьев фрагменты из балета «Ромео и Джульета», р.н.п. «Жнеи, мои жнеи», «Осень» П.И. Чайковского



2 ЧЕТВЕРТЬ Тема: Содержание музыки.


10.

Начинаем разговор о содержании музыки.

Характеристика пространственного диапазона музыкального произведения путем определения содержания музыки, сравнения интенсивности музыкального движения, «плотности изложения», общего колорита и основного эмоционального строя.

Пьесы П.И. Чайковского из альбома «Времена года»: «У камелька», «На тройке»,


11.

Проблема: Можно ли, слушая музыку, «видеть» ее?

Поиск ответа на вопрос: «Что значит « видеть музыку?», протекает в двух направлениях: с одной стороны - поиск образа, с другой - попытка воспроизвести запечатленные в нотах образы с помощью музыки. Беседа о том, что все, о чем сейчас начинается разговор, - это только форма и средства, необходимые для выражения содержания музыки. А содержание - это то, что мы чувствуем, о чем думаем, что воображаем, когда слушаем или видим.

«Баба Яга» П. Чайковский, «Баба Яга» М.П. Мусоргский, «Балет невылупившихся птенцов» М.П. Мусоргского.


12.

Каждый композитор -художник

Исследование проблемы «как «увидеть» музыку.. Урок - игра «Музыкальные картинки». Композитор-художник-поэт.

«Картинки с выставки» М.П. Мусоргский


13.

Играем обычный день.

Музыкальное время. Ритм

«Эхо» О. Лассо, «Утро» Э Григ


14.

Движение в музыке.

Разговор о чуде превращения простых движений звуков в музыку Проблема соотношения выразительного и изобразительного начала в музыке.

Фрагменты из балета С.С. Прокофьева «Золушка»( « Вальс», Полночь»), фрагмент из балета «Ромео и Джульетта» («Джульетта-девочка»


15.

Контраст в музыке

Проблема: «Существует ли в музыке чистая изобразительность?». Соотношение контрастных образов в музыке - это не просто прием контраста в музыке, это столкновение двух жизненных начал, конфликт добра и зла

Интродукция пролога и вальса из балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского, дуэт Папагено и Папаны из оперы Моцарта «Волшебная флейта»


16.

Конкретизация проблемы: «Существует ли в музыке чистая изобразительность?»

Портрет в музыке

«Карнавал животнызх» К. Сен-Санса


3 ЧЕТВЕРТЬ Тема: Формы бытования музыки.


17.

Введение в проблематику «форма бытования музыки»

Начало полемики: все, что звучит,-это уже форма. Знакомство с народным театром через сценическо-игровую постановку обряда Коляда. Региональный компонент изучения обычаев и традиций русского народа. Праздник - Веселая Коляда.

Исполнение Рождественских песен. Слушание и исполнение народных колядок.


18.

Исследование проблемы «формы бытования музыки

Знакомство с крупной формой музыки - оперой. Музыкальный театр.Что это значит?

Ария «Кастадива» из оперы В.Беллини «Норма», вальс из балета С.С. Прокофьева «Золушка»


19.

Путешествие в симфонию

Погружение в проблематику музыкального театра. Изучение симфонии как своего рода особого вида музыкального театра, со своим сюжетом и развитием, на примере 4-ой симфонии П.И. Чайковского. Перерастание песни в более крупный жанр - симфонию, как одного из вида бытования музыки.

Р.н.п. «Во поле береза стояла», Финал 4-ой симфонии П.И. Чайковского. Экспозиция 1-ой и 7-ой части симфонии Прокофьева С.С.


20.

В музыкальном театре балет

Закрепление знаний о музыкальном театре. Что значит открыть в себе театр? С помощью фрагментов музыки из балета «Щелкунчик» дети проходят путь композитора, рассматривают характеристики персонажей в различных ситуациях.

Музыка из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» («Уход гостей», «Ночь», «Сражение»)


21.

Идем в театр.

Обобщение знаний детей о опере, музыкальном спектакле. Знакомство с биографией композитора Н.А. Римского-Корсакова, содержанием оперы «Снегурочка»

Ария «Каста дива» из оперы В. Беллине «Норма», пролог вступление к опере Снегурочка Н.А. Римского-Корсакова


22.

Урок -путешествие в оперу Н.А. Римского -Корсакова «Снегурочка»

Анализ отдельных фрагментом оперы «Снегурочка. Раскрытие проблемы противостояния двух образов: холода и тепла и стремление от холода к чувству тепла человеческого сердца. Роль арии в раскрытии персонажа оперы. Единство текста и музыки - необходимое условие для раскрытия характера, мыслей оперного персонажа.

Пролог к опере «Снегурочка» Н.А. Римский-Корсаков (« Хор птиц», «Ария Снегурочки», «Песня Леля»)


23.

Опера Н.А. Римского Корсакова «Снегурочка» (Продолжение)

Знакомство с народным обрядом Масленица, его театральным действием. Слияние народного театра с профессиональным.

«Хор Берендеев «Прощай масленица» из оперы «Снегурочка»


24.

Рассуждаем о «чудесах» в музыке и жизни

Весна, как символ новой жизни, как настоящее чудо. И музыка помогает прожить, прочувствовать рождение и развитие этого чуда, соотнося эти чувства со своими личными переживаниями, мыслями, чувствами. Потребность человека в выражении своих чувств через песню.

«Весна» Э.Григ, «Подснежник» Д. Кабалевского


25.

«Чудеса» в музыкальном театре

Региональный компонент: разыгрывание народного представления обряда «Костромы»

«Кострома» р.н.игра, р.н.п. «Вейся, капуста», «Три чуда» из оперы « Сказка о Царе Салтане» Н.А. Римскмй- Корсаков


4 ЧЕТВЕРТЬ Тема: ЯЗЫК МУЗЫКИ


26

Введение в проблему становления языка музыки

Музыка передает чувства радости, грусть, нежность и любовь, волнение и тревогу с помощью особого , присущего только ей языка чувст.

Р.н.п. «Ах, вы сени. мои сени», «Грустная песня» из цикла Альбома для детей Г. Свиридова. «Веселое. Грустное» Л.В. Бетховен


27.

Хочу быть композитором.

Знакомство с биографией С.Сю. Прокофьева. Симфонический оркестр, инструменты симфонического оркестра

С.С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк»


28.

С.С. Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк»

Знакомство с персонажами симфонической сказки



29.

Продолжаем слушать симфоническую сказку «Петя и Волк»

Слушание сказки до конца с применением приема «стоп-кадр». Осознание учащимися необходимость каких-либо изменений в тематическом материале, появление новых персонажей, взаимодействие ием-образов.



30.

Проблема «языка музыки»

Урок посвящен применению выразительных средств языка в искусстве движения: взаимодействию театра в оркесте с театром в балете.

Пьеса М.П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов», фрагмент из балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» («Джульетта-девочка», р.н.п. «Заплетись, плетень, заплетись»


31.

Кульминация проблемы «язык музыки»

Погружение в атмосферу национально народного музицирования, создание атмосферы миролюбия и доброты и внезапное прерывание темой сражения, войны, горя.

Р.н.п. «На зеленом на лугу», фрагмент из контаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» (начало «Ледового побоища»


32.

Продолжение темы: Кульминация проблемы «Язык музыки».

Символическая оценка возможностей музыки в обогащении наших знаний о мире и человеке. Многообразие музыки, как следствие многообразия жизни, но обязательным условием является сохранение индивидуальности, каждого человека в восприятии жизни и музыки.

Прелюдия до мажор И.С. Баха, Ш. Гуно «Аве Мария», музыка Ф. Шуберта, Г. Струве


33.

Обобщающий урок-концерт

Обобщение и повторение пройденного материала.

Музыка по выбору детей и учителя




© 2010-2022