Конспект урока музыки 2 класс Знакомство со скрипкой

Раздел Музыка
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кировская средняя общеобразовательная школа»

Мишкинского района Курганской области



План-конспект урока музыки во 2 классе.

Тема: ЗНАКОМСТВО СО СКРИПКОЙ.









Подготовил: учитель музыки Бухтоярова Ирина Анатольевна





Кирово 2014г

ЦЕЛЬ: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных , рефлексивных) учащихся 2 класса в предметной области «Музыка» по теме «Знакомство со скрипкой» через знакомство с историей рождения и развития инструмента.

УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ:

1) направленные на достижение личностных результатов:

· формирование основ уважительного отношения к искусству;

· формирование целостного взгляда на мир.

· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

· развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

2) направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;

· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;

· формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов;

· взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;

· овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

3) направленные на достижение предметных результатов обучения:

· формирование основ музыкальной культуры;

· умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и современной песне;

· развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности.

ТИП УРОКА

· Урок формирования и совершенствования знаний.

ФОРМЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

· Метод зрительной наглядности: презентация;

· Метод звуковой и зрительной наглядности;

· Метод эмоциональной драматургии;

· Метод сравнения;

· Словесные методы (беседа, объяснение, разъяснение).

НЕОБХОДИМОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

· Фортепиано.

· Презентация.

· Видео и аудиоматериалы.

· Разраточный материал: иллюстрации, тесты

· Музыкальный центр.

· Мультимедиапроектор.

Ход урока

1.Введение в тему.

Звучит «Вокализ» С.Рахманинова.

-Здравствуйте ,ребята! Вы, конечно, обратили внимание на музыку, которая звучала в начале урока. Какой инструмент вел мелодию?(скрипка)

-Сегодня мы поговорим об этом замечательном инструменте.

2.Рассказ о скрипке.

-Можно смело сказать, что скрипка - один из самых загадочных и таинственных инструментов. Никакой другой инструмент не изучали так много, долго и тщательно как скрипку. Ею занимались люди разных профессий: физики, математики, искусствоведы, музыкальные мастера, музыканты.

Кое-что они объяснили, но многое так и осталось непостижимым. Вначале скрипку придумали вот такой (учитель рисует на доске форму квадратной скрипки), но она не запела. Затем скрипку придумали вот такой (форма круглой скрипки), но она тоже не запела. Еще скрипку придумали такой(форма балалайки), но она отказывалась петь. И только когда скрипку придумали вот такой(презентация слайд №1), у неё появился голос. Давайте рассмотрим этот хрупкий и изящный музыкальный инструмент. Посмотрите, у неё есть плечики, замечательная длинная шейка, прическа, и даже сережки, красивое лаковое платье, талия и красивая ножка. Похожа скрипка на девочку?(да)

-Скрипку носят только в футляре, который повторяет все изгибы инструмента, Её, как малыша, бережно закутывают в пеленку и бережно закрепляют в футляре, смычок, с помощью которого играют на скрипке, тоже имеет своё удобное место. (презентация слайд №2). Скрипка боится влаги, ударов, резкого перепада температур, но музыканты прощают этой неженке все капризы из-за её чарующего голоса. Послушайте еще раз пение нашей красавицы.(приложение №1)

-На что похоже звучание инструмента?(на пение человека). Обратите внимание у каждого из вас есть своя скрипка .(карточка с контуром инструмента)Что в ней не так?(она черно-белая)Я предлагаю вам её оживить цветом ,но не совсем необычно. Какой цвет вы представили себе, прослушивая музыку ? Возьмите карандаш соответствующего цвета и закрасьте кусочек вашей маленькой скрипочки под номером один. Как скрипач относится к ней?(бережно, нежно, любя). Группа инструментов, к которым относится скрипка - струнно-смычковые. Почему? (у неё есть струны и смычок, которым извлекается звук.)

-Молодцы! Обратите внимание, на смычок натянута тонкая струна. Для того что бы смычок скользил по струнам и извлекал звук его покрывают специальной смолой-канифолью .Теперь внимательно посмотрите на скрипку и опишите её.(презентация слайд №1). Имеет четыре струны, на корпусе две прорези. Верхняя (гриф) и нижняя части соединяются узким ободком, есть крепления для струн.

_-Есть ли на грифе порожки? (Нет, гриф гладкий.)

-Верно, одна из сложностей исполнения на инструменте - отсутствие разметки на грифе, т.е. нельзя «определить на глаз», где какая нота находится. Поэтому, главный помощник исполнителя слух и мышечная память.

-Руки музыканта должны быть независимы в своих движениях. Я предлагаю вам эксперимент: одна рука легко похлопывает по макушке, а вторая гладит живот по часовой стрелке. Сначала попробуйте каждой рукой отдельно, а потом одновременно. (Дети пробуют. )

-Получилось, но с трудом, правда? А это - одно из простейших упражнений на координацию. Обучение скрипачей начинается очень рано, с трёх лет. Поэтому сначала малышу дают небольшую скрипку, так называемую «восьмушку»- это одна восьмая часть от величины взрослой скрипки. По мере взросления юный музыкант переходит на «четвертушку», «половинку» и наконец получает в руки «полную» скрипку.

3.Разучивание песни.

-А вы помните , у какого героя сказок обычно в руках скрипка?(У Кузнечика или Сверчка)(презентация слайд№ 3)

-Правильно. Посмотрите, какой замечательный сверчок играет на скрипочке. Ответьте самые внимательные, куда же он спрятал футляр? (дети рассматривают, отвечают). Давайте разучим песню «Мальчик и сверчок» и попытаемся исполнить ее плавным, мягким звуком. Представьте себе, что этот звук рождается от нежного, легкого прикосновения смычка и длиться долго-долго. (песня «Мальчик и сверчок» сл. Аспазии, муз. Р.Паульса, русский текст Н.Королевой )Какого цвета получилась наша песенка? Закрасьте кусочек вашей маленькой скрипочки под номером 2.

4.Продолжение рассказа о скрипке и слушание ее звучания.

-Как вы думаете, можно ли различить скрипки по голосу или они все одинаковые? (наверное, можно)

-Вы правы, у каждой скрипки свой, неповторимый голос. И чем он ярче и богаче - тем выше ценится инструмент. Самые ценные - это инструменты старых мастеров, имена которых очень известны. Вспомните их. (Дети пытаются вспомнить их.)

-Это Страдивари, Гварнери, Амати.(учитель открывает записанные имена на доске) Скрипки этих мастеров различались не только по размеру, форме и цвету лака, но, конечно же, еще и по тембру.

Теперь давайте переместимся во времени назад и посмотрим, как же появилась скрипка.

Смычковые инструменты были известны давно. Можно считать, что их родиной была Индия. А время рождения - начальные века нашей эры.

Из Индии смычковые инструменты попали к персам, арабам, народам Северной Африки, а оттуда в VIII века пришли в Европу. Было несколько разновидностей смычковых. Постепенно, в течение столетий, они отошли в прошлое, но дали инструментам совершенно новой формы- виолам и скрипкам.

Виолы появились раньше скрипок. Они были разных размеров, и держали их во время игры по-разному - между колен, на колене, даже ставили на скамеечку. Но была виола, которую держали на плече, - она-то и послужила прообразом скрипки. (слайд №3)

Виола была инструментом аристократическим, салонным, а скрипка еще долго бытовала только в народе, да и сейчас остается и народной тоже, например, у молдаван, румын, негров. Послушайте и посмотрите игру румынского скрипача, произведение называется «Хора со свистом».(приложение №2) Каким цветом вы представили музыку? Заполните цветом, соответствующим музыке следующий кусочек. Под каким номером? Правильно, три.(дети рисуют) Опишите впечатление от пения инструмента.(музыка передает настроение ,напоминает беседу людей).

Точная дата рождения скрипки известна, но приблизительно это конец XV - начало XVI вв. Самые первые скрипки делали те же мастера, что производили лютни и виолы, а потом появились и скрипичные мастера. С начало в Брешии, а потом в Кремоне (города в Италии) появились школы скрипичных мастеров. Кремонцы наиболее полно воплотили идею скрипки: звучание этого инструмента должно было стать моделью человеческого голоса.

-Назовите самые главные, на ваш взгляд, черты, присущие человеческому голосу.( Плавность разговора, умение пропеть звуки, перепады громкости, возможность передать разное настроение.)

-Все еще забыли про тембр. Он должен был быть глубоким, насыщенным, теплым, со множеством оттенков, а характер звучания - гибким, способным как угодно изменяться- от быстрого грубоватого речитатива до нежнейшего пения. Скрипка, как и голос, должна была уметь выражать любые человеческие чувства. Теперь мы знаем, что мастера блестяще осуществили свои замыслы.

Послушайте, как проникновенно звучит мелодия «Вокализа» С.Рахманинова. Термин «вокализ» относиться к вокальной музыке и обозначает «пение без слов». Но разве можно сказать, что в этом произведении скрипка не поет?

Звучит фрагмент «Вокализа»(приложение №3)

-Чем здесь скрипка напоминает голос? (Ведет фразы, берет дыхание, меняет громкость на длинных нотах, постепенно затихает в конце).Представим цвет услышанной музыки. Закрашиваем часть номер четыре. Посмотрите на свою скрипочку. Вам нравится, как сейчас она выглядит? Мы с вами тоже мастера, слушая музыку ,определяя её настроение и цвет вы сумели «оживить» черно-белое изображение и передать впечатления.

-Кроме работы над звучанием кремонцы уточнили конструкцию скрипки, а форму довели до поразительного изящества. Некоторые поклонники прекрасного могут часами любоваться старинной скрипкой, настолько притягательная красота этого инструмента.

И все же поначалу путь скрипки был очень не легким. Ее считали ярмарочным, трактирным инструментом. И кто знает, долго ли еще оставалась бы скрипка отверженной, если бы не замечательные исполнители, оценившие и избравшие ее.

-Имя какого исполнителя сразу же приходит на ум? ( Николо Паганини)(слайд№4)

-Да. Это был блестящий музыкант, значительно обогативший приемы игры на скрипке и скрипичную музыку вообще. Имя этого человека окутано легендами так же плотно, как история скрипки, с которой он не расставался до самой смерти. Например, мастерство маэстро было так велико, что многие говорили, будто он продал душу дьяволу. Как у каждого талантливого человека, у Паганини было много завистников, готовых на любые подлости, лишь бы досадить объекту зависти.

Перед одним из концертов у скрипки оказались подпилены струны. Во время исполнения они рвались одна за другой. Паганини закончил пьесу на единственной целой струне, и в зале этого не заметили!

К своему инструменту Паганини относился очень трепетно и с большой нежностью. Из множество инструментов он выбрал скрипку работы Гварнери и уже не расставался с ней. Все неполадки с инструментом Паганини воспринимал так, будто болел сам. Послушайте отрывок из книги о Паганини.

…Музыкант старел, скрипка была все та же. И вот однажды его товарищ заболел. Он потерял голос. Это было во время концертов Паганини в Париже.

Паганини долго не хотел этому верить. Вновь и вновь он принимался играть, но звук был тусклый и неясный. И в отчаянии, схватив свою скрипку, он побежал к известному скрипичному мастеру Вильому, славившемуся своим искусством починки старых инструментов.

Осмотрев инструмент, мастер объяснил, что необходимо забрать скрипку в мастерскую. Хмуро и неохотно расставался Паганини со своей скрипкой.

Через неделю он зашел к Вильому. Мастер протянул ему скрипку. Паганини, волнуясь, приложил смычок к струнам и просиял: звук был старый, тот же знакомый. Он бросился обнимать Вильома и протянул ему драгоценную шкатулку, украшенную камнями.

-Примите её от меня. У меня были две одинаковые, одну я подарил моему врачу, другую вам; одну- исцелившему моё тело, другую- исцелившему мою скрипку…

….Паганини до конца жизни не расставался со своей любимой скрипкой. Умирая, он завещал её музею Гену, города, в котором родился. Она лежит в музее под стеклянным колпаком и зовут её «Вдова Паганини».(презентация слайд№5)

-Может быть эпизод из жизни замечательного итальянского скрипача не совсем достоверен, потому что ещё при жизни имя Николо Паганини обросло легендами и небылицами. Но неоспоримо одно: скрипка в его руках стала чудом из чудес -так многообразен и прекрасен был голос инструмента. Паганини был не только исполнителем, но и композитором. Многие его произведения- ,написанные для скрипки -соло, что еще раз подчеркивает удивительные возможности скрипки. Звучит фрагмент «Каприс №24»(приложение №4).

-Что вы услышали? Расскажите о своих впечатлениях.(красота звучания, полетность звука, своеобразие тембра).Представили цвет музыки ?Назовите каждый свой.(дети делятся впечатлениями).

-Несмотря на свой почтенный возраст скрипка не устарела она как весна всегда молода.Музыканты всего мира и сегодня её любят и используют в своих выступлениях.(приложение№5).Можно «поиграть» вместе с музыкантом.(дети импровизируют)

-Поделитесь впечатлениями от услышанной мелодии. (дети характеризуют ,определяют цвет).

5.Итог урока.

-На этой зажигательной ноте хочу закончить урок. Что нового вы сегодня узнали?

-С каким настроением вы покидаете наше занятие, что повлияло на ваше состояние?

Домашнее задание: к следующему уроку найдите и выпишите в тетрадь несколько выдающихся скрипачей-исполнителей.











8


© 2010-2022