Методическое сообщение на тему Жизнь и творчество Ян Амоса Коменского

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Жизнь и творчество Я.А. Коменского,

основоположника науки дидактики






Сообщение к педсовету

преп. Рафиковой З.Р.

Педагогическая деятельность Коменского (1592-1670) -выдающегося философа-гуманиста, общественного деятеля, ученого - протекала в эпоху грандиозных общественных столкновений, в ходе которых в Европе возникала буржуазная формация, происходили поистине революционные изменения в духовной культуре, решительно пересматривалась концепция человека и мира.

Я.А. Коменский занял видное место в борьбе прогрессивных сил против отживших и отживающих норм средневековья в науке и культуре, в воспитании и образовании.

Жизненный путь Коменского тесно связан с трагической и мужественной борьбой чешского народа за свою национальную независимость. Он был среди тех, кто возглавлял общину «чешских братьев»- прямых наследников традиций национально-освободительного движения.

Выходец из семьи члена общины «чешских братьев», Коменский получил начальное образование в братской школе. Блестяще закончив латинскую (среднюю) школу, в дальнейшем он приобрел наилучшее для своего времени образование в Пражском Карловом, Гернборском и Гейдельбергском университетах. Коменский изучает творчество античных мыслителей, знакомится с идеями выдающихся гуманистов и философов своего времени. После путешествия по Европе в 1614г. Коменский возвращается в Чехию, где принимает пост руководителя латинской школы, которую ранее сам закончил. Спустя четыре года, он переезжает в Фульпек, где возглавляет школу.

Начавшаяся в 1618г. Тридцатилетняя война в Европе навсегда прерывает сравнительно спокойную педагогическую деятельность Коменского. В результате репрессий, которым подверглись протестанты со стороны католической церкви, община «чешских братьев», принуждена была покинуть родину. В 1928г. Коменский начал жизнь скитальца. Вместе с общиной он перебирается в Лешно (Польша), где находится с перерывами около 28 лет. За эти годы Коменский посетил Англию, Швецию, Венгрию, Нидерланды.

В Лешно он закончил одно из своих наиболее крупных педагогических сочинений «Великую дидактику». Им был написан и ряд школьных учебников, в которых он ставил перед собой задачу дать детям целостную картину мира. Учебники принесли автору европейскую известность.

В 1650-54г.г. Коменский находится в Венгрии. В это время он завершает труд «Мир чувственных вещей в картинках», пишет несколько школьных пьес, создает школу.

Тридцатилетняя война разрушила надежды «чешских братьев» на освобождение родины. Много горя принесла война и самому Коменскому. В1656г. В Лешно сгорели все его рукописи. За эти годы изгнания Я.А. Коменский потерял детей, жену, немало близких людей.

Последние годы жизни он проводит в Амстердаме. В Голландии ему удалось издать многие свои труды. В 1657г. Впервые увидела свет на латинском языке «Великая дидактика». Коменский так разъясняет смысл своего произведения: «Суть нашей дидактики заключается в том, чтобы отыскать способ, с помощью которого учителя меньше бы учили, а ученики при этом научились бы большему; чтобы в школах был покой и удовлетворенность успехами».

За четыре года до смерти Коменский публикует часть «Всеобщего совета об исправлении дел человеческих». В этом своеобразном завещании потомкам Коменский выступает как выдающийся деятель Возрождения, призывая человечество к миру и сотрудничеству.

Педагогические взгляды Коменского непосредственно выражают его общее философское видение мира. Мировоззрение его складывалось под влиянием идейных потоков, которые в значительной мере исключали друг друга: античной философии, религии идей Возрождения.

Мировоззрение Коменского является своеобразным знаменателей новых и уходящих идей, когда чаша весов неизменно склонялась в сторону прогресса и гуманизма.

Взгляд Коменского на человека противостоял догматам средневековья. Великий гуманист, он видел совершенное творение природы в каждой личности, отстаивал её право на развитие всех своих возможностей, придавал огромное значение воспитанию и образованию, которые должны сформировать людей, способных служить обществу. Я. А. Коменский высказывает полный оптимизма взгляд на возможности каждого ребёнка при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса взойти на «самую высокую» ступень «лестницы» образования.

Полагая, что познание должно приносить пользу в практической жизни, Коменский провозглашает обязательность реального, общественно-полезного обучения. Коменский проявлял пристальное внимание к развитию системы органов чувств ребёнка. Он был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. У Коменского человек предстаёт как «микрокосм». Подобный взгляд вёл к признанию особых закономерностей формирования личности, тесно взаимосвязанных с законами природы. Природное в человеке, считал Коменский, обладает самодеятельной и самодвижущейся силой. Исходя из этого, Коменский формулирует как закономерность воспитания принцип самостоятельности воспитанника в осмыслении и деятельном освоении мира. Эта идея наиболее полное воплощение получила в работе Коменского «Выход из школьных лабиринтов». Требование природосообразности воспитания было для своего времени громадным шагом вперед в педагогике.

Главным путём воспитания в эпоху Я.А. Коменского было безусловное подчинение воспитанника, т. е. решающим в формировании личности оказывались внешние по отношению к ней обстоятельства, формирующие её по своим законам, независимым от потенциала самой личности, от её активности и воли. Коменский же провозглашает понимание, волю и деятельность воспитанника как основные составляющие педагогического процесса.

Принцип природосообразности в воспитании исходил из признания природного равенства людей. Люди наделены одинаковой природой, они одинаково нуждаются в возможно более полном умственном и нравственном развитии, которое принесёт пользу человечеству. Таким образом, их права на образование равны. Провозглашая равенство людей от природы, Я. А. Коменский не отрицал индивидуальных задатков.

Считая, что детям присуща склонность к деятельности, чешский педагог усматривал цель воспитания в раскрытии этих задатков. Эта цель может быть достигнута при соблюдении определенной последовательности обучения: вначале посредством развития чувств они должны ознакомиться с окружающими предметами и явлениями, затем усвоить образы окружающего мира и, наконец, научиться активно действовать с помощью руки и речи, опираясь на приобретённые знания, умения, навыки.

Главное достижение педагогики Коменского состоит в том, что он пришёл к выводу о наличии объективных закономерностей учебно-воспитательного процесса. Ему первому удалось подняться до осознания наличия объективных законов воспитания и обучения.

Призывая к формированию человека в соответствии с идеалами добра и общественной пользы, Коменский особое внимание уделял вопросам нравственного воспитания. Все основные его труды, прежде всего «Великая дидактика» и «Всеобщий совет», проникнуты высокой верой в человеческую личность, расцвет которой всегда оставался заветной мечтой Я.А.Коменского. «Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение»,- читаем мы в первых строках «Великой дидактики».

В своей утопии «Лабиринт света и рай сердца» (1625) он изобразил человека путником, проходящим по лабиринту жизни. Чтобы достойно и успешно пройти такой лабиринт, человек должен приобрести приносящее общественную пользу образование. Продолжая размышлять о необходимости такого образования, Коменский писал спустя четверть века в трактате «О культуре природных дарований». «Кто мудр, тот повсюду сумеет быть полезным и будет подготовлен ко всем случайностям».

Я.А. Коменский решительно отстаивал гуманистическую программу школьного дела. Он отдал всего себя превращению учебного заведения из места бессмысленной зубрежки, телесного наказания, подавления детей в храм разумного, радостного воспитания и обучения.

Я.А.Коменский создал стройную систему всеобщего образования. Он поставил вопросы об общегосударственной школе, о плановости школьного дела, о соответствии ступеней образования возрасту человека, об обучении на родном языке, сочетании гуманитарного и научно-технического общего образования, о классно-урочной системе.

Наследие Коменского вооружает в борьбе против косности, догматизма в воспитании, за всемерное развитие духовных сил ребенка.

«Великая дидактика»

Свой главный педагогический труд Я.А.Коменский начал писать в Чехии и закончил в Польше. Коменский рассматривал дидактику как педагогику в целом - в трактате рассматриваются вопросы не только обучения, но и воспитания (умственного, нравственного, физического, эстетического), школоведения, педагогической психологии.

«Великая дидактика»- своеобразный сплав педагогических идей времени, он вносит в педагогику новые идеи, например:

1.Человека, если он должен стать человеком, необходимо формировать.

2.Формирование человека легче всего происходит в раннем возрасте.

Природа всех рождающихся существ такова, что они являются гибкими и всего легче принимают форму, пока они в нежном возрасте; окрепнув, они не поддаются формированию, мягкий воск можно лепить, придавая ему новую форму, но если он затвердеет, то его легче обратить в порошок.

3.Юношество следует формировать совместно, и для этого нужны школы.

Попечение о детях собственно есть дело родителей. На помощь им, однако, даются школьные учителя. Чтобы человек мог сформироваться как человек, Бог даровал ему годы юности, чтобы он проявил бы прилежание только для формирования. Ибо, в самом деле, конь, слон и др. животные, как бы громадны они ни были, в течение одного-двух лет развиваются до настоящего роста; один только человек доходит до настоящего роста в 20 или 30 лет.

4. Школа была устроена как учреждение для совместного воспитания

юношества.

Так как сами родители очень обладают надлежащей способностью обучать своих детей и редко имеют для этого достаточно досуга, то отсюда следует, что должны быть люди, которые бы по своей профессии занимались одним этим делом.

5.По мнению Коменского - мастерские гуманности. Школы должны трудиться над тем, чтобы сделать людей мудрыми по уму, благонравными в своих действиях и благочестивыми сердцем.

Юношество должно получать образование не кажущееся, а истинное, не поверхностное, а основательное, т. е. чтобы разумное существо- человек - приучался руководствоваться не чужим умом, а своим собственным, не только вычитывать из книг и понимать чужие мнения о вещах, но развивать в себе способность проникать в корень вещей и вырабатывать истинное понимание их и употребление.

6.Коменский выделил шесть типов способностей:

1.Во-первых, есть ученики с острым умом, стремящиеся к знаниям и податливые; они, преимущественно пред всеми другими, особенно способны к занятиям. Им ничего не нужно, кроме того, чтобы предлагалась научная пища: растут они сами, как благородные растения. Нужно только благоразумие, чтобы не позволять им слишком торопиться, чтобы раньше времени они не ослабели и не истощились.

2. Во-вторых, есть дети, обладающие острым умом, но медлительные, хотя и послушные. Они нуждаются только в пришпоривании.

3. В-третьих, есть ученики с острым умом и стремящиеся к знанию, но необузданные и упрямые. Таких обычно в школе не любят и считают безнадежными; однако, если их надлежащим образом воспитывать, из них обыкновенно выходят великие люди.

4. В-четвертых, есть ученики послушные и любознательные при обучении, но медлительные и вялые. И такие могут идти по стопам идущих впереди. Но для того чтобы сделать это для них возможным, нужно снизойти к их слабости, не предъявлять к ним слишком строгих требований, относиться к ним доброжелательно и терпеливо, поддерживать их, чтобы они не падали духом. Пусть они позднее придут к цели, зато они будут крепче, как бывает с поздними плодами.

5. В- пятых, есть ученики тупые и, сверх того, равнодушные и вялые. Их ещё можно исправить, лишь бы только они не были упрямыми. Но при этом требуется великое благоразумие и терпение.

6.На последнем месте стоят ученики тупые, с извращенной и злобной натурой; большей частью эти ученики, однако известно, что в природе для всего испорченного есть противодействующие средства, и бесплодные от природы деревья при правильной посадке становятся плодоносными. Поэтому не стоит отчаиваться, а нужно устранить у таких учеников, по крайней мере, упрямство.

По словам Плутарха: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими - это в нашей власти».

7. Основою школ является точный порядок во всем.

Искусство обучения не требует ничего иного, кроме искусного распределения времени, предметов и метода.

Кто-то метко и верно сказал, что порядок есть душа вещей. Ведь все, что приведено в порядок, сохраняет своё положение до тех пор, пока удерживает порядок. Например, что даёт возможность пчёлам, муравьям, паукам производить работу такой точности, что человеческий ум находит в ней больше чему удивляться, чем подражать: не что иное, как врожденное искусство соблюдать в действиях порядок, число, меру.

Итак, подводя итоги своих размышлений о целях и сущности воспитания, Коменский писал, что мудрым и полезным человек становится лишь тогда, когда видит основную цель жизни - « благополучие человеческого рода». И что людей надо научить так любить земную жизнь, чтобы они захотели жить вечно.


© 2010-2022