Лекция-концерт Роберт Шуман и детская музыка

Лекция-концерт разработан для знакомства детей с музыкой Роберта Шумана. Ученики-пианисты исполнили пьесы из "Альбома для юношества" Роберта Шумана для воспитанников детских садов города и учеников начальных классов средних школ.Подобные концерты позволяют ученикам музыкальной школы познакомиться с творчеством композитора более объёмно, слушая его музыку в исполнении своих товарищей, каждый раз сочувствуя и переживая.Опыт показывает, что совместные концерты способствуют развитию кругозора ученик...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роберт Шуман и детская музыка.


Здравствуйте, дорогие наши слушатели. Сегодня вы будете слушать музыку замечательного немецкого композитора Роберта Шумана, а исполнят её для вас ученики Детской музыкальной школы.

Роберт Шуман жил очень давно. Он родился 200 лет назад в 1810 году. С детства он проявил свою одарённость - писал стихи и пьесы, изучал иностранные языки, пытался сочинять для фортепиано. С 13 лет руководил школьным оркестром, который сам организовал из товарищей, для которого сам писал музыкальные и хоровые пьесы. Несмотря на такую одарённость, мать настояла, чтобы Роберт получил юридическое образование. Но любовь к музыке одержала победу и Шуман решил полностью посвятить себя любимому делу и стать пианистом-виртуозом. В тайне от своего учителя, он даже разработал собственную методику развития пальцевой беглости на инструменте, для чего сконструировал специальное механическое устройство, которое сыграло роковую роль в его судьбе. Такая тренировка пальцев привела к неизлечимому заболеванию правой руки. Шуману пришлось отказаться от своей мечты стать виртуозом, и он решил все свои силы отдать сочинению музыки.

Судьба распорядилась так, что лишившись возможности выступать, он стал много сочинять, а знакомила публику с этими сочинениями его жена - Клара, блестящая пианистка и дочь учителя Шумана.

Семья Шуманов очень много гастролировала. Они даже были на гастролях в нашей стране. Русские очень тепло принимали знаменитую пару. А русские композиторы пропагандировали музыку Шумана и давали ей высокую оценку.

К сожалению Роберт Шуман прожил недолгую жизнь, в конце жизни он серьезно болел, но продолжал сочинять до последних минут.

Все вы - пока ещё дети. Мир детей отличается от мира взрослых. Каждый день вам приходится сталкиваться со специальными, созданными только для вас, вещами. Это детские книжки, детские игры, детские фильмы и мультфильмы. Вы носите детскую одежду, и она отличается от взрослой, едите и пьёте из детской посуды. А как вы считаете, существует ли детская музыка? И если существует, то что же это такое?

Вы встречаетесь с детской музыкой каждый день. На музыкальных занятиях поёте песенки, которые написали детские композиторы. Вы слышите детскую музыку по радио, по телевидению в специальных детских передачах.

Детской мы называем музыку, написанную композиторами специально для вас. Чаще всего, когда взрослые начиняют сочинять что-нибудь для детей - музыку, стихи, рассказы, сказки, то они это делают для собственных сыновей или дочек, внуков или племянников.

Роберт Шуман тоже писал музыку для своих детей. У него их было пятеро, и старшие учились играть на музыкальных инструментах. В те далекие времена, когда жил Шуман, когда детская музыка только начинала создаваться, в большой моде были самые разнообразные альбомы. Их красочно оформляли, клали в гостиной на видное место. Гости записывали в альбом красивым почерком стихи, пожелания, комплименты, шутки, а также рисовали шуточные портреты и картинки.

Вот так и в альбоме Шумана под одной обложкой собраны самые разнообразные пьесы. О чём они? Жена Шумана вспоминала, что Роберт Шуман очень любил наблюдать за детскими играми, за всем происходящим вокруг, а свои наблюдения превращал в музыку. В таком альбоме были записаны пьески, которые дети могли не только слушать в исполнении мамы, но и исполнить сами, даже если только начинают обучаться игре на фортепиано. Постепенно дети подрастали и появлялись новые пьесы, более сложные для исполнения, так появилась вторая часть альбома.

Сборник пьес был издан под названием «Альбом для юношества». Он вышел в виде роскошного издания с золотыми буквами и картинками.

Давайте перелистаем страницы этого альбома и познакомимся с замечательной музыкой, а через неё и с жизнью детей той эпохи. Ведь недаром сам композитор замечал, что альбом возник «из самой гущи семейной жизни»


«Песенка»


Альбом начинается с трёх очень похожих друг на друга пьес. Это как бы варьирование одной и той же мелодии. В первоначальном подарочном сборнике одна из них называлась «Колыбельная для Людвига». Людвиг мыл самым маленьким сынишкой Шумана, ему не исполнилось ещё и года. Анне, его старшей сестричке, поручалось очень ответственное дело - убаюкивать младенца. Вот отец и написал для этого простую песенку, очень похожую на колыбельную, которую можно напевать без слов. Её светлая и спокойная мелодия мягко и неторопливо звучит на фоне мерно покачивающегося, убаюкивающего сопровождения.

«Марш»

«Марш» тоже помещён в самое начало альбома, потому что ему придаётся очень большое значение. Почему же?

Это сейчас нашу жизнь сопровождает музыка. Мы слышим её по радио и телевизору. Иногда она даже очень громко звучит на улице или из проезжающих автомобилей. А вот раньше, когда не было звукозаписывающей техники, всё было по-другому. Горожан окружала тишина, которую нарушали только цокот лошадиных копыт, да скрип проезжающей повозки, лай собаки или хлопанье дверей, крики разносчиков товаров и другие различные шумовые звуки. А вот живая звучащая музыка была большой редкостью. Её исполнение было целым событием для города. Только по праздникам или выходным дням на площади или в парке звучал военный оркестр. Да и это было лишь в тех городах, где располагался военный гарнизон. Выступление оркестра всегда ждали с большим нетерпением. Ну, а у военного оркестра главным музыкальным жанром является, конечно, марш.

«Марш» Шумана - очень энергичный, бодрый, с чётким «рубленым» ритмом. Но он не тяжеловесный, а лёгкий и прозрачный из-за большого количества пауз. Это придаёт ему оттенок «детскости». Мы как бы видим марширующих детей, которые играют в военных.

«Бедная сиротка»


Следующая пьеса называется «Бедный сиротка». Сирота - это ребёнок, оставшийся без родителей. Сиротами оставались дети и из богатых и из бедных семей. Судьба бедняков была нелёгкой. Они воспитывались в специальных приютах и лишены были родного крова и любви родителей. Детей одевали в одинаковую одежду, у них не было ни игрушек, ни сластей. Воспитатели относились к ним очень сурово. Во время своей поездки в Россию Роберт и Клара Шуман посетили такой приют в Москве. Тяжёлая сиротская доля нашла свой отклик в пьесе «Бедный сиротка». Глубоко печальная музыка проникнута жалобными, скорбящими интонациями, напоминающими всхлипывающий плач, а по скупому и размеренному ритму - траурный марш.

«Незнакомец»


Шуман приготовил своим детям, да и нам с вами, слушателям, музыкальный сюрприз: во второй части «Альбома» грустный и жалобный «Бедный сиротка» неожиданно превращается в злого «Незнакомца». Почему так произошло, объяснить трудно. Может быть это какая-нибудь сказка о колдовстве и превращениях? Ведь Шуман был большим мастером рассказывать разные волшебные истории своим детям. Но та же мелодия, которая вызывает у слушателя сострадание и скорбь, в новой пьесе звучит очень напористо, энергично, жёстко и пугающе. «Незнакомец» у Шумана - это агрессивный недружелюбный чужак. Его музыкальный портрет представлен в крайних частях пьесы, а в середине слышится испуг маленьких детей, которые застыли от страха и неожиданности и с трепетом взирают на «Незнакомца», от которого исходит явная угроза.


«Первая утрата»


Пожалуй, самая нежная и задушевно-грустная пьеса «Альбома», рассказывающая нам о детских переживаниях и огорчениях, - это «Первая утрата». Её появление было связано с реальным событием. В семье Шуманов жила в клетке птичка - чижик. Дети всегда очень радовались ей. Однажды они нашли птичку бездыханной, лежащей лапками кверху. Слово «утрата» и означает потерю какого-то близкого существа. Печально-трогательная красивая мелодия передаёт глубокое переживание и горе детей, которым впервые пришлось столкнуться с такими чувствами.

В «Альбоме для юношества» есть две пьесы, музыка которых рассказывает нам о всадниках. Но ведь верховая езда на лошади случается при разных обстоятельствах. Охотник скачет верхом, преследуя загнанного зверя. Цирковой артист скачет по арене, выполняя головокружительные трюки перед публикой. А мальчик скачет верхом на палочке, только играя в настоящего всадника. Каждый раз характер скачки и настроение у наездника будут разными. Так и у Шумана пьесы получились совсем не похожими друг на друга.

«Смелый наездник»

Первая из них «Смелый наездник». Характер музыки немного озорной: мальчишка оседлал палочку, как коня, и во весь опор скачет по комнате. Он подстёгивает свою «лошадку» прутиком, то и дело налету натыкаясь то на стол, то на дверь. Оттого в музыке мы слышим внезапные акценты.

«Всадник»

Совсем иного характера пьеса «Всадник». Перед нами разворачивается картина настоящей стремительной скачки. Вся музыка пронизана неуклонным поступательным движением с очень чётким ритмом. Она полна напряжения и тревоги. Резкие смены очень тихого и очень громкого звучания производят ощущение неожиданной опасности. В конце пьесы долго слышится затихающий топот лошадиных копыт, как будто всадник скрывается вдали.

«Дед Мороз»


Сейчас мы послушаем пьесу, название которой - «Дед Мороз». Как вы полагаете, какой должна быть музыка? Весёлая, немного шутливая и обязательно добрая. Ведь доброта - это главное качество Деда Мороза, приносящего маленьким детям целый мешок чудесных подарков и зажигающего разноцветные огоньки в Новогодний праздник. А теперь послушайте первые такты пьесы Шумана «Дед Мороз».

Что это? Ещё одни сюрприз композитора? Ведь музыка совершенно не соответствует характеру добродушного Деда Мороза. А может быть, Шуман ошибся или не сумел правильно изобразить в музыке румяного и улыбающегося старичка, с удовольствием играющего с детьми? Ведь вместо него получается сердитый и злобный старик, нагоняющий страх не только на маленьких детей. Музыка звучит очень сурово, резко, с акцентами, напоминающими хлёсткие оплеухи. Какую же загадку преподнёс нам Шуман?

Ответ таится в неточном переводе названия пьесы. В немецком языке она называется «Кнехт Рупрехт» - в буквальном переводе означает «Слуга Рупрехт», и вовсе не Дед Мороз, который назывался бы Санта Клаусом. Так кто же такой «Слуга Рупрехт» и какое отношение он имеет к Санта Клаусу?

У нас в России Дед Мороз традиционно приходит в Новый год со своей помощницей - внучкой Снегурочкой. В Чехии Дед Мороз (по-чешски Микулаш) приходит в рождество со своим помощником - чёртиком в красном плаще, который звонит в колокольчик, чтобы Микулашу открыли двери.

В Германии же, в той стране, где жил Шуман, Санта Клауса сопровождает слуга Рупрехт, сердитый и злобный персонаж, который носит с собой розги для детей, который плохо себя ведут или не слушаются родителей. Он ходит шаркающей походкой в обсыпанном снегом длиннополом тулупе мехом наружу; лицо его выпачкано сажей. Вместо подарка Рупрехт может подсунуть непослушным детям кусок угля или мороженую картофелину. Именно его и изобразил Шуман в своей пьесе. Но в коротком названии нельзя объяснить, кто такой слуга Рупрехт, а похожего персонажа в России нет. Вот переводчику и пришлось заменить его Дедом Морозом, что вовсе не соответствует замыслу Шумана.

Теперь становится понятно, почему в крайних частях пьесы, рисующих портрет Рупрехта, такая «сердитая» и угрожающая музыка. А в середине можно представить себе детей, испугавшихся его появления. И всё-таки пьеса заканчивается просветлённо. Ведь слуга Рупрехт всего лишь забавный персонаж рождественских обрядов и не может испортить чудесную атмосферу праздника.

«Весёлый крестьянин»

Пусть у вас не остаётся ощущения, что Шуман в своём «Альбоме для юношества» изображал только сердитых и злобных персонажей вроде Рупрехта и Незнакомца. Есть у него и добродушные весельчаки. Одна из пьес так и называется «Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы». Широко льющаяся мелодия исполнена бодрости и радости. Ведь нелёгкая работа в поле закончена, и теперь крестьянину можно отдохнуть. Он поёт свою песню не слишком быстро. Ведь крестьяне всё делают не спеша, основательно, даже когда танцуют или поют. Мы слышим, как в первой части запевает песню один голос, а во второй части ему подпевает голос повыше. Голос звучит в басу и дублируется в верхнем голосе, как будто поют отец с сыном - ведь крестьянские дети часто помогали своим родителям работать в поле. Песня крестьянина удивительно тонко передаёт деревенский колорит.

Наше путешествие по «Альбому для юношества» заканчивается. Мы услышали много очень хорошей музыки. В основном это были разнообразные музыкальные портреты - и детские, и взрослые, целая галерея. Так достоверно выразить в музыке тончайшие краски человеческого настроения мог только великий композитор, имя которому - Роберт Шуман. Его портрет, как напоминание о нашей встречи пусть останется на память у каждого из вас.

Лекция-концерт Роберт Шуман и детская музыка

Роберт Шуман


© 2010-2022