- Преподавателю
- Математика
- Урок - игра по математике 1 курс НПО
Урок - игра по математике 1 курс НПО
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дорохина Е.Н. |
Дата | 15.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"Себряковский технологический техникум"
Методическая разработка урока математики
«Встреча на Эльбе»
Для обучающихся 1 курса
Отделения ПКР,С
Тип урока обобщение и систематизация знаний
Автор разработки:
преподаватель первой
квалификационной категории
Дорохина Е. Н.
Г. Михайловка 2014 г.
Урок - игра «Встреча на Эльбе».
Цель урока: (Слайд 1-2)
Образовательные:
обобщить и систематизировать знания и способы действий по теме простейшие тригонометрические уравнения;
продолжить формирование практических навыков по данной теме.
Воспитательные:
формировать коммуникативные, социальные (работа в команде) навыки;
воспитывать личную ответственность;
развивать умение оценивать деятельность;
формировать эстетические навыки.
Развивающие:
развивать интерес к урокам математики;
развивать способности к анализу, обобщению, систематизации;
развивать познавательную деятельность учащихся;
Оборудование: презентация; карта с формулами; тесты.
Ход урока
Преподаватель: Сегодня необычный урок математики. Я назвала его «Встреча на Эльбе». Кто-нибудь может сказать, какое историческое событие носит это название? Историческую справку даст нам обучающийся Толстиков (Приложение 1)
(Слайд 3-5)
Мы совершим необычный поход для встречи с союзниками против общего врага - невежества используя знания по теме - «Тригонометрические формулы. Решение простейших тригонометрических уравнений».
Напомню, что тригонометрия - это чрезвычайно важный для жизни человека раздел математики.
В походе на Эльбу будут участвовать 3 команды: (Слайд 6)
69-я пехотная дивизия
1-ая американская армия
58-я стрелковая дивизия
Выберем командиров команд
№1 ____________
№2_____________
№3_____________
Теперь у каждой группы свой командир, который оценивает коэффициент участия каждого «бойца» в нашем марш - броске.
I. Проведем разминку.
Записаны шесть формул. Определите, какие из них записаны верно, а какие - нет, результаты заносим в ТАБЛИЦУ №1 (отмечаем знаком «+» в соответствующей колонке)
Слайд 7
ПРОВЕРКА (Слайд 8)
Поменялись листочками с соседом, проверили, и посчитали количество правильных ответов. За каждый правильный ставим по 1 баллу.
II. Теперь в путь! Поход будет нелегким, могут быть и засады, и минные поля. Но есть и привалы, где вас ждут не только задания. Чтобы продвинуться вперед, надо показать знания. Каждая команда пройдет «по своему маршруту».
(при правильном выборе решения получится слово, результаты заносим в таблицу №2. (Приложение 3).
69-я пехотная дивизия
1 парта
cos x = 0
2 парта
sin x = 1
3 парта
tg x =
4 парта
ctg x = 1
СЛОВО:
1-ая американская армия
1 парта
sin x = 0
2 парта
cos x = 1
3 парта
tg x =
4 парта
ctg x = 0
СЛОВО:
58-я стрелковая дивизия
1 парта
tg x = 1
2 парта
sin x =
3 парта
ctg x = 0
4 парта
cos x =
СЛОВО:
ПРОВЕРКА (Слайд 9)
III. Еще один участок «минное поле» При изучении темы мы изучили целый ряд формул. Задание «Заполни пропуски в формулах» (листочки подписать) (Приложение 4) А теперь поменялись листочками и проверяем ответы.
Заполни пропуски в формулах.
Ф.О.И.
«+» за каждый правильный ответ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Количество плюсов:
ПРОВЕРКА (Слайд 9)
IV. Самое трудный участок пути.
В повседневной практике мы на каждом шагу встречаемся с тригонометрией. Всем командам даны тесты.
(Карточки с тестами для каждого участника.)
1 Вариант.
1.Решите уравнение
2. Решите уравнение
3. Решите уравнение
Задание
Вариант
1
2
3
I
2 Вариант.
1.Решите уравнение
2. Решите уравнение
3. Решите уравнение
Задание
Вариант
1
2
3
II
Результаты заносим в таблицу
ПРОВЕРКА (Слайд 10)
Приложение 6.
Задание
Вариант
1
2
3
I
б
б
а
II
в
б
в
V. А теперь привал.
«Счастливая случайность выпадает лишь на долю подготовленных умов» (Луи Пастер).
Преподаватель: Время отдаляет от нас события тех лет, но никогда не сотрется в памяти поколений подвиг советского народа в годы трудных испытаний, не забудутся имена его славных сыновей, потому что "каждый, кто был верен будущему и умер за него, чтобы оно было прекрасно, подобен изваянию, высеченному из камня" (Ю. Фучек. Избранное. М.,ГИХЛ, 1955.) Огромная роль в победе нашего народа принадлежит науке, в частности, математике. Одновременно с развертыванием фронтов действующей армии советские математики в научно-исследовательских институтах, лабораториях, конструкторских бюро открыли невидимый для непосвященных свой фронт борьбы против фашизма и с честью вышли победителями в этом поединке с врагом. Давая оценку вклада советских ученых в военное дело президент АН СССР С, И. Вавилов написал: "Почти каждая деталь военного оборудования, обмундирования, военные материалы, медикаменты - все это несло в себе отпечаток предварительной научно-технической мысли и обработки" ("Вестник Академии наук СССР", 1947, №11). В значительной части эти мысли были результатом математического поиска или математической обработки изучаемых явлений.
Сообщения учеников.
1 ученик: Математические знания были нужны и непосредственно в бою. Известно, что такой род войск - артиллерия без расчетов не мог бы существовать. На фронте были и специальные расчетные части. Еще в древности математические знания использовались в военном деле. В знаменитом диалоге Платона "Государство" говорится о том, что арифметика и геометрия необходимы каждому воину: "При устройстве лагерей, занятия местностей, стягивания и развертывания войск и разных других воинских построениях, как во время сражения, так и в походах, конечно, скажется разница между знатоками геометрии и тем, кто ее не знает".
2 ученик: Роль математики в военном деле все возрастает. Обратимся к фактам. Математический институт академии наук СССР в 1943 году разработал и вычислил штурманские таблицы. Расчеты всех дальних полетов, выполняемые по этим таблицам, значительно повысили точность самолетовождения. Ни в одной стране мира не было штурманских таблиц, равных этим по своей простоте и оригинальности.
1 ученик:Идет жестокая война. Фронт требует увеличения эффективности огня артиллерии, повышения меткости стрельбы. Важная проблема. Ее успешно решает академик А.Н.Колмогоров.
2 ученик:Во время Великой Отечественной войны появилась еще одна проблема - обеспечение кучности боя и устойчивости артиллерийских снарядов при полете. Эту сложную математическую задачу успешно решил член-корреспондент Академии наук СССР Четаев Н. Г. Он предложил наивыгоднейшую крутизну нарезки ствола орудий, что позволило обеспечить кучность боя и устойчивость снарядов при полете.
1 ученик:Война требует от авиации больших скоростей самолетов. Но, при освоении больших скоростей, авиация столкнулась с внезапным разрушением самолетов из-за вибрации особого рода - флаттера. За решение этой задачи берется группа ученых во главе с Келдышем. Она разработала сложную математическую теорию флаттера.
3 ученик: Стихотворение(Алексеев)
БАЛЛАДА О МАТЕМАТИКЕ
Как воздух, математика нужна,
Самой отваги офицеру мало.
Расчеты! Залп! И цель поражена
Могучими ударами металла.
И воину припомнилось на миг,
Как школьником мечтал в часы ученья:
О подвиге, о шквалах огневых,
О яростном порыве наступленья. .
Но строг учитель был,
И каждый раз он обрывал мальчишку грубовато:
- Мечтать довольно, повтори рассказ
О свойствах круга и углах квадрата.
И воином любовь сохранена
К учителю далекому, седому.
Как воздух, математика нужна
Сегодня офицеру молодому.
V. Представьте себе, что мы попали в засаду. Наша задача - выжить в данной ситуации. А чтобы выжить, нужно решить примеры и результат записать в формулу. Будьте внимательны, от работы каждого зависит результат группы.
1.
2. cos ( arctg
3. ctg(
4. 1.+2.
VI. Теперь, после трудного пути, соберемся все вместе.
Задание для отстающих команд.
На вопросы нужно отвечать только «Да» или «Нет»:
-
sin²α + cos²α = 1 - основное тригонометрическое тождество.
-
Тригонометрия - раздел геометрии.
-
sin x, cos x, tg x, ctg x - тригонометрические функции.
-
Уравнение имеет один корень.
-
- область значений функций sin x и cos x.
-
- область определения функции tg x.
-
- область значения функции ctg x.
-
-
Математика - мой любимый предмет.
VII. Все очень устали, но чем ближе к цели, тем задания становятся все легче и легче.
Последнее препятствие. У каждой группы имеется кроссворд. Ваша задача - решить его.
КРОСВОРД
1. Кофункция тангенса. 2. От чего зависит значение функции. 3. Мера измерения угла. 4. Какой функции недостает: sin x, cos x, ctg x, … 5. Значение тригонометрических функций повторяется через … 6. cos x - тригонометрическая … 7. Как называется график функции y = sin x? 8. - что это? 9. Он не только в земле, но и в математике. 10. Предложение, требующее доказательства. 11. Число из отрезка косинус которого равен а. 12. Отношение противолежащего катета к гипотенузе. 13. sin x - нечетная функция, а cos x - …
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Заключение
«Мышление начинается с удивления», - заметил 2 500 лет назад Аристотель. Наш соотечественник Сухомлинский считал, что «чувство удивления - могучий источник желания знать; от удивления к знаниям - один шаг». А математика замечательный предмет для удивления.
А теперь подведём итоги.
Что кружится, что ложится
И на землю, и на крыши,
И о чем поэт зимою
По ночам поэмы пишет?
Это первое словечко
А второе просто «на».
Ну, а третье? Угадайте,
Что бежит по проводам?
Напиши, что получилось,
И прочти наоборот.
Не запутайся, читая
Слово задом наперед!
(Снег-на-ток…котангенс)
Приложение 1
ВСТРЕЧА НА ЭЛЬБЕ
В числе самых значимых событий конца войны - встреча союзных войск на Эльбе. Многие месяцы они двигались навстречу друг другу с запада и с востока, громя гитлеровские дивизии, прорывая оборонительные линии противника. И вот теперь вчерашние "заочные" соратники смогли пожать друг другу руки, обняться, поднять тост за Победу.
25 апреля 1945 г. недалеко от города немецкого города Торгау встретились части и подразделения 69-й пехотной дивизии 1-й американской армии и 58-й стрелковой дивизии, входящей в состав войск 1-го Украинского фронта.
В результате встречи войск союзников остатки вооружённых сил Германии были расколоты на две части - северную и южную.
Середина апреля 1945 года. Война идет к концу. Союзники вот-вот должны встретиться на реке Эльба. Американцы внимательно отслеживают движение Красной Армии и отлично понимают, что Берлин падет под ее ударами. Американский маршал Эйзенхауэр, подсчитав, во что ему обойдется штурм немецкой столицы, решил от этого отказаться, отлично понимая, что американцы в любом случае там окажутся. Все это было давно обговорено с русскими. Но вот момент встречи с ними пропустить было нельзя.
Во-первых, это было весьма важно с психологической точки зрения - мечта, которая до недавнего времени казалась такой далёкой, должна была стать реальностью. И, во-вторых, нельзя было допустить стихийности. Это могло привести к непредсказуемым последствиям и для американцев, и для русских - столкновению американских и русских частей, так как очень вероятно, что они не опознали бы друг друга. К этому времени американцы подошли к реке Эльба до границы своей зоны оккупации, установленной союзными соглашениями, и остановились в ожидании подхода советских войск. Во избежание столкновений между двумя армиями, на самом высоком уровне были согласованы меры по взаимному опознанию друг друга и на поле боя.
Общим сигналом для советской стороны стала красная сигнальная ракета, для союзных войск - зеленая. Кроме того, и тех и других ознакомили с опознавательными знаками союзников. Американцы, которые очень тепло относились к русским, в третьей декаде апреля 45-го с волнением ожидали встречи с ними. Солдатский телеграф, а это самый достоверный источник на войне, сообщал, что один американский солдат уже вступил в радиосвязь с русскими.
Первая встреча состоялась, когда американский патруль под командованием первого лейтенанта Альберта Коцебу пересёк Эльбу. На восточном берегу они встретили советских солдат под командованием подполковника Александра Гардиева.
Приложение 2
Ф. И. О.
№ формулы
Верно
Неверно
1
2
3
4
5
6
1 1
Ф. И. О.
Ф. И. О.
№ формулы
Верно
Неверно
№ формулы
Верно
Неверно
1
1
2
2
3
3
4
4
5
5
6
6
1 1
Ф. И. О.
Ф. И. О.
№ формулы
Верно
Неверно
№ формулы
Верно
Неверно
1
1
2
2
3
3
4
4
5
5
6
6
1 1
Ф. И. О.
Ф. И. О.
№ формулы
Верно
Неверно
№ формулы
Верно
Неверно
1
1
2
2
3
3
4
4
5
5
6
6
1 1
Ф. И. О.
Ф. И. О.
№ формулы
Верно
Неверно
№ формулы
Верно
Неверно
1
1
2
2
3
3
4
4
5
5
6
6
Заполни пропуски в формулах.
Ф.О.И.
«+» за каждый правильный ответ
.
2.
3.
4.
5.
6.
Количество плюсов:
Заполни пропуски в формулах.
Ф.О.И.
«+» за каждый правильный ответ
.
2.
3.
4.
5.
6.
Количество плюсов:
Заполни пропуски в формулах.
Ф.О.И.
«+» за каждый правильный ответ
2.
3.
4.
5.
6.
Количество плюсов:
Что кружится, что ложится
И на землю, и на крыши,
И о чем поэт зимою
По ночам поэмы пишет?
Это первое словечко
А второе просто «на».
Ну, а третье? Угадайте,
Что бежит по проводам?
Напиши, что получилось,
И прочти наоборот.
Не запутайся, читая
Слово задом наперед!
(Снег-на-ток…котангенс)
69-я пехотная дивизия
1.
2. cos ( arctg
3. ctg(
4. 1.+2.
1-ая американская армия
1.
2. cos ( arctg
3. ctg(
4. 1.+2.
58-я стрелковая дивизия
1.
2. cos ( arctg
3. ctg(
4. 1.+2.
1 Вариант.
1.Решите уравнение
2. Решите уравнение
3. Решите уравнение
Задание
Вариант
1
2
3
I
2 Вариант.
1.Решите уравнение
2. Решите уравнение
3. Решите уравнение
Задание
Вариант
1
2
3
II
69-я пехотная дивизия
1-ая американская армия
58-я стрелковая дивизия
№ конкурса
Кол-во баллов
1
2
3
4
5
6