• Преподавателю
  • Математика
  • Диагностический инструментарий для проведения психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ 5-8 лет

Диагностический инструментарий для проведения психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ 5-8 лет

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей  с ОВЗ 3-8 лет составлен на  основе материалов: Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко и С. Д. Забрамной. — М., 2003., Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Стребелевой. — М., 2005., Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. — М., 1981., Ветер   А. А.,...
Раздел Математика
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс



Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ 5-8 лет

На основе материалов: Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко и С. Д. Забрамной. - М., 2003., Психолого-педагогич. диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Стребелевой. - М., 2005., Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. - М., 1981., Ветер А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М., 1972., Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, - 2012., Организация и содержание диагностической и коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья: /Ред. сост. Г.Н. Лаврова - Челябинск, 2012., Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития - М., 2004


2013-2014 учебный год


Составила: учитель-дефектолог Шестакова Ирина Александровна


Развитие психических функций.

  1. Восприятие

Исследуемые параметры: зрительное восприятие свойств предметов (цвет, форма, величина); целостность и осмысленность восприятия

Название методики

Цель:

Оборудование:

Проведение обследования:

Оценка действий ребенка в баллах

1

2

3

4

5

  1. «Цветные кубики»


Выявить уровень развития зрительного восприятия, знания основных цветов и соотнесение оттенков.

2 набора цветных кубиков: красный, жёлтый, белый, зелёный, синий, оранжевый, фиолетовый.

Ребёнку предлагаются цветные кубики основных цветов: «Назови, какого цвета кубики». Затем взрослый предлагает ребёнку соотнести кубики по оттенкам.

За экраном оставляет по два кубика одного оттенка, предлагая назвать: «Назови, какие кубики одинаковые по цвету?»

Оценивается: знание названий цветов и оттенков ребёнок; узнавание их по слову или соотнесение.

1 балл: ребенок не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла: ребенок принимает задание, но не понимает его условия путает названия основных цветов самостоятель­но не соотносит оттенки цвета после организующей помощи..

3 балла: ребенок принимает и понимает условия задачи, самостоятельно вы­полняет задание, пользуясь практическим соотнесением называет большую часть оттенков.

4 балла: ребенок принимает и понимает условия задачи, самостоятельно выполня­ет задание, пользуясь зрительной ориентировкой, правильно соотносит и называет все цвета и оттенки.

Обучение:

Если ребёнок не справляется, то взрослый обучает его повторив или указав 2-3 раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания.

Примечание:

Для детей 5-6 лет допустимы пробы, но зрительное соотнесение уже занимает больше места. Попытки поставить кубики без учета цвета являются неадек­ватными

  1. «Включение в ряд»

Выявить уровень развития зрительного восприятия, а именно, ориен­тировки на величину.


экран, шестиместная матрешка.


Взрослый на глазах у ребенка, разбирает и собирает шестиместную матрешку и выстраивая матрешек в ряд по росту, соб­людая между ними равные интервалы. За экраном убирает одну из матрешек и выравнивает интервал между оставшимися матрешками. Ребенку дают эту матрешку и просят поставить ее на свое место, не обращая внимания, на при­нцип построения ряда. Когда матрешка на своем месте, взрослый, продолжая игру, предлагает ребенку действовать самостоятельно. Ребенок должен поставить в ряд две-три матрешки (каждый раз по одной) и определить их место в ряду.

Оценивается: принятие задания; способы выполнения; обучаемость, отно­шение к результату.

1 балл: ребенок не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла: ребенок принимает задание, но не понимает его условия, ставит матреш­ки без учета их размера, после показа правильного размещения матрешек самостоятель­но не ориентируется на величину.

3 балла: ребенок принимает и понимает условия задачи, самостоятельно вы­полняет задание, пользуясь практическим примериванием.

4 балла: ребенок принимает и понимает условия задачи, самостоятельно выполня­ет задание, пользуясь зрительной ориентировкой.

Обучение:

В тех случаях, когда ребенок ставит матрешку без учета основно­го признака (величины), то взрослый исправляет его ошибку, говоря и действуя: «Нет, неверно, эту матрешку надо поставить сюда». Затем еще раз он предлагает поиграть и убирает за экраном другую матрешку, но принцип выстраивания в ряд не объясняет.

Примечание:

Данная методика дается детям с 5 лет. В этом возрасте допустимы пробы. Включение со зрительным соотнесением указывает на хороший уровень развития.

Для детей 6 лет допустимы пробы, но зрительное соотнесение занимает больше места. Попытки поставить матрешек без учета величины являются неадек­ватными

1

2

3

4

5

  1. «Коробка форм («почтовый ящик»)

Выявить уровень развития зрительной ориентировки на форму, обучаемость.

Коробка с шестью прорезями: круглой, полукруг­лой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной формы и двенадцатью объемными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей

На стол перед ребенком ставят коробку с проре­зями, около нее расставляют фигуры (одинаковые фигуры не должны находиться рядом). Далее взрослый берет одну из фигур и бросает ее в соответствующую про­резь.

Затем предлагает ребенку выполнить это задание самостоятельно. Если ребенок не может найти нужную прорезь, а силой пытается протолкнуть фигуру, то необходи­мо провести обучение.

Оценивается: принятие и понимание условий задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.

1 балл: ребенок не понимает цель, действует неадекватно, даже в услови­ях обучения.

2 балла: ребенок принимает задание, пытается выполнить его, используя ха­отичные действия или действия силой, после обучения пользуется методом пере­бора вариантов.

3 балла: ребенок принимает и понимает задание, выполняет его методом пере­бора вариантов, но после обучения пользуется методом целенаправленных проб.

4 балла: ребенок принимает и понимает задание, выполняет его методом практического примеривания, либо методом зрительного соотнесения, заинтере­сован в конечном результате.

Обучение:

В зрослый берет одну из фигур и медленно прикладывает ее к раз­ным отверстиям, пока не найдет нужное. Затем выполняет аналогичное действие вместе с ребенком, используя практическую ориентировку или целенаправленные пробы. Остальные фигуры ребенок опускает самостоятельно

Примечание:

Дети с нормальным умственным развитием после 5 лет переходят к зрительному соотнесению. Однако сохранение проб у детей 5 лет является допустимым

Детям с задержкой психического развития характерно отсутствие неадекватных действий и эффективное использование помощи

  1. «Сложи разрезную картинку»

Выявить уровень развития целостного восприятия сюжетного изобра­жения на картинке.

Две одинаковые, предметные картинки, одна из них разрезана на четыре части по диагонали (мишка на лошадке).

Взрослый показывает ребенку четыре части разрезан­ной картинки и просит: «Сделай целую картинку».

После выполнения задания ребёнок должен ответить на вопрос: «Что нарисовано на собранной им картинке?»


Оценивается: принятие и понимание задания; способы выполнения; обуча­емость; отношение к результату, результат.

1 балл: ребенок не понимает цель задания, действует неадекватно в условиях обучения.

2 балла: ребенок принимает задание, но не понимает его условий, расклады­вает картинки без учета целостного восприятия предметного изображения, в про­цессе обучения пытается складывать картинку, но после обучения не переходит на самостоятельное выполнение задания.

3 балла: ребенок принимает и понимает цель задания, но самостоятельно не мо­жет выполнить его, но пытается соединить части в целое, после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения, присутствует интерес к результату деятельности.

4 балла: ребенок принимает и понимает цель задания, самостоятельно вы­полняет его, собирает путём зрительного анализа, заинтересован в конечном результате своей деятельности.

Обучение: В тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, педагог показывает целую картинку и просит сложить из частей раз­резную. Если задание снова вызывает затруднения, то взрослый сам накладывает часть разрезной картинки на целую картинку и предлагает ребенку наложить дру­гие части. После чего ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Примечание:

Детям с задержкой психического развития характерно отсутствие неадекватных действий и эффективное использование помощи.

  1. Ориентировка в пространстве

Исследуемые параметры: ориентировка в схеме тела, пространственное восприятие.

1

2

3

4

5

  1. Беседа. «Определи правую и левую сторону»

Выявить представления детей о частях своего тела, лица, знания об их назначении, умение ориентироваться в схеме собственного тела по словесной инструкции.

Цветные карандаши, разноцветные мячи.

Ребёнку предлагается показать соответствующие части тела по словесной инструкции:

  • покажи правую, левую руку; правую, левую ногу; правый, левый глаз;

  • возьми карандаш правой рукой;

  • подними мяч левой рукой;

  • закрой левый глаз;

дотронься рукой до правой брови.

Рассказать, для чего нужны человеку нос, руки и т.д. При наличии затруднений использовать образец.

После выполнения задания ребёнок должен ответить на вопрос: «Где нахо­дится у него та или иная часть тела (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку, справа, слева, над, под)?»

Оценивается: различение основных направлений пространства в схеме собственного тела: верх-низ, право-лево; различение основных направлений про­странства; знание о назначении частей тела, соответствие представлений нормативным показателям.

1 балл - ребенок называет и показывает части тела, руки не различает, не ориентируется в основных направлениях пространства относительно собствен­ного тела по словесной инструкции.

2 балла - ребенок называет и показывает части тела, руки пуга­ет, различает основные направления пространства относительно собственного тела.

3 балла - ребенок ориентируется в схеме собственного тела, руки различает, владеет понятиями впереди - сзади, наверху - внизу, над - под, но испы­тывает трудности в вербализации пространственных представлений.

4 балла - ребенок различает руки и дифференцирует их местоположение. Знает и называет направления пространства в схеме собственного тела: верх - низ, право - лево. Различает направления пространства относительно собственного тела: сверху - снизу, справа - слева, над - под. Рассказывает о назначении частей тела.

Обучение: В тех случаях, когда ребенок не может правильно выполнить задание, можно использовать игру «Прятки» с применением игрушек. Ребёнок выполняет действия (прячет игрушку) по образцу и словесной инструкции.

Примечание: В 5-6 лет ребенок овладевает ориентировкой «на себе» и использует данную систему отчета в разных жизненных ситуациях, при выполнении заданий на ори­ентировку в пространстве. Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам

  1. «Положи верно»


Выявить умение ребенка ориентироваться на листе бумаги.

Лист бумаги А4, геометрические фигуры:

2 квадрата, 2 круга, 2 овала, 2 прямоугольника 1 треугольник.

Взрослый по словесной инструкции предлагает:

  • положить круг в левый верхний угол,

  • квадрат в левый нижний угол,

  • в средину лис­та - треугольник и так далее.

После выполнения действия ребенку предлагается ответить на вопрос: «где находится треугольник, квадрат и т.д.».

Оценивается: понимание инструкции, сформированность представлений о пространстве листа, их соответствие нормативным показателям: на уровне по­нимания и показа (импрессивный уровень), словесной инструкции (экспрессив­ный уровень)

1 балл - ребенок задание принимает, но доступна простейшая ори­ентировка: вверху, внизу, середина, дать словесный отчет о выполненном действии не может.

2 балла - доступна ориентировка на листе бумаги по образцу, пространственные представления сформированы на уровне понимания и показа, испытывает серьезные трудности в словесном отчете.

3 балла - доступна ориентировка на плоскости листа по сло­весной инструкции; но затрудняется в использовании пространственных речевых конструкций, и предлогов: «над», «под».

4 балла - доступна ориентировка на плоскости листа по инструкции; называет пространственные положения геометрических фигур на листе бумаги, самостоятельно использует пространственные речевые инструкции (экспрессивный уровень).

Итоговый уровень развития процессов восприятия

Количество баллов

Характеристика уровней

Низкий уровень

менее 5 баллов

В целом объем знаний об основных свойствах и качественных характеристиках предметов не сформирован. Не достаточно знаний о воспринимаемых объектах. При сборе целого из частей не понимает цели, действует неадекватно, даже в условиях обучения. Целостность восприятия не развита.

Ниже среднего

6 - 10 баллов

Находит и называет меньшую часть свойств предметов и их пространственных координат. При сборе целого из частей действует хаотично, после обучения не переходит к самостоятельному способу деятельности. Мало осознаёт то, что воспринимает. Испытывает затруднения при восприятии нестандартных (зашумлённых, силуэтных, наложенных, перепутанных, частичных) изображений.

Средний уровень

10 - 15 баллов

Находит и называет половину из каждого блока свойств предметов, их пространственного расположения. Недостаточно осознанно воспринимает информацию, образы, затрудняется в интерпретации по причине малого опыта. Собирает целостное изображение путём перебора вариантов, после обучения переходит к целенаправленным пробам. Воспринимает простые целостные изображения по отдельной части. Включает часть в целое в знакомых изображениях.

Выше среднего

15 - 20 баллов

Находит и называет большую часть свойств предметов, их пространственных координат. Осознаёт воспринимаемый объект, интерпретирует образы восприятия в соответствии со своими знаниями и опытом. Собирает целостное изображение путём целенаправленных проб или практического промеривания и частичного зрительного анализа. Воспринимает несложные целостные изображения по части и умеет включать часть в целое.

Высокий уровень

более 21 балла

Соотносит и называет все свойства предметов, их пространственное расположение. Осознаёт воспринимаемый объект, интерпретирует образы восприятия в соответствии со своими знаниями, опытом. Собирает целостное изображение путём зрительного анализа. Воспринимает целостный предмет по части и умеет включать часть в целое.




  1. Внимание

Исследуемые параметры: объём, устойчивость, концентрация, переключение внимания, работоспособность.

1

2

3

4

5

  1. Задание

«Кто спрятался в лесу?»

Развитие объёма и устойчивости внимания.

Рисунок с изображением леса и зверей.

Ребёнку предлагается рассмотреть изображение и найти, кто спрятался в лесу.

После выполнения задания ребёнок должен ответить на вопрос: «Покажи, каких зверей нашёл на картинке. Как узнал изображения зверей?»

1 балл-задание принимает, требует неоднократного повторения, внимание непроизвольное.

2 балла - в процессе выполнения задания частично удерживает материал, механическое сколь­жение внимания с одного объекта на другой.

3 балла - в ходе работы может отвлекаться, внимание неустойчивое, воспринимает не более 3-х предметов, ребенок нуждается во внешней стимуляции и организации деятельности.

4 балла - может распределять внимание, объём соответству­ет показателям возрастной нормы, (до 4-х объектов), работает сосредоточенно.

  1. Задание

«Найди отличия»

Определение объема и степени концентрации внимания.

Две картинки, имеющие между собой 5 различий.

Ребёнку предлагается внимательно посмотреть на обе картинки и найти, как можно больше различий между ними.

Оценивается: принятие и понимание задания, количество найденных различий.

1 балл: задание принимает, но выполняя действует хаотично, внимание непроизвольное.

2 балла: задание принимает, понимает условие задачи, но в процессе выполнения частично удерживает материал, преобладает непроизвольное внимание, находит до 3-х различия

3 балла: задание принимает, понимает условие задачи, в ходе работы может отвлекаться, отмечается не­достаточная активность, находит до 4-х различий

4 балла: принимает задание, действует в соответствии с условием, находит 5 различий.

  1. Задание

«Найди и вычеркни» (Лиепинь)

Определение уровня продуктивности, устойчивости, концентрации, переключения и распределения внимания.

Таблица с тремя видами чередующихся предметов (5 рядов по семь предметов в каждом).


Ребёнку предлагается просмотреть пять строчек с предметами и как можно быстрее зачеркнуть сначала один вид предметов, затем второй вид предметов и третий.


Оценивается: принятие и понимание задания, умение последовательно вычёркивать все предметы, время выполнения, количество пропусков.

1 балл - принимает задание, но не может проанализировать условие задачи, действует хаотично, после обучения не переходит к самостоятельному способу деятельности.

2 балла - принимает задание, условие задачи понимает, но нет активного самостоятельного выбора действий, время выполнения 3,5 минуты, допускает 5-6 ошибок, переключение происходит с большим трудом.

3 балла - принимает задание, самостоятельно анализирует условие задачи, время выполнения 2,5 - 3 минуты, допускает 4-5 ошибки, отмечается не­достаточная активность.

4 балла - Возможны проявления недоста­точной активности действует самостоятельно, время выполнения 2 - 1,5 минуты, пропусков не допускает.

Примечание:

С 5 лет продолжается рост устойчивости внимания. Важным показателем развития внимания является то, что появляется действие по правилу - первый необходимый элемент произвольного внимания. Повышается его устойчивость, объём, переключение возрастает, что наиболее существенно, его произвольность, способность ребёнка к всё более направленному сосредоточению.

Итоговый уровень развития внимания

Количество баллов

Характеристика уровней

Низкий уровень

менее 4 баллов

Ребенок задание принимает, но требуется неоднократное повторение словесного материала, внимание неустойчивое, непроизвольное. Объём внимания резко снижен (способен воспринимать 1 объект с внешней стимуляцией). Рассеян (многократные, длительные отвлечения). Неспособен к концентрации внимания, характерны «застревания» на объектах, информации. Выполняет простейшую инструкцию (1-2 ступени) после многократного повторения, показа.

Работоспособность слабая (быстрая утомляемость и истощаемость)

Ниже среднего

4-6 баллов

Объём внимания ограничен (воспринимает не более одного объекта). Устойчивость резко снижена (частые длительные отвлечения). Концентрация слабая. Переключается с большим трудом, механическое сколь­жение внимания с одного объекта на другой. Способен к выполнению многоступенчатой инструкции, разбитой на простые звенья. Ребенок в процессе выполнения задания частично удерживает материал, преобладает непроизвольное внимание.

Работоспособность недостаточная (утомляемость и истощаемость)

Средний уровень

6-8 баллов

Ребенок в ходе работы может отвлекаться, отмечается не­достаточная активность, самостоятельность, внимание неустойчивое (возможны отвлечения), и ребенок нуждается во внешней стимуляции и организации деятельности. Объём внимания снижен (воспринимает не более двух объектов). Концентрация слабая, переключаемость затруднена. Испытывает затруднения при выполнении многоступенчатой инструкции, при напоминании справляется.

Выше среднего

8 - 10 баллов

Объём внимания незначительно снижен (воспринимает не более трёх предметов одновременно). Внимание устойчивое (малое количество отвлечений), достаточная концентрация и переключаемость. Способен выполнять многоступенчатую инструкцию (3-4). Достаточная работоспособность.

Высокий уровень

более 10 баллов

Внимание устойчивое (отсутствуют отвлечения). Ребенок может распределять внимание, объём соответству­ет показателям возрастной нормы, работает сосредоточенно, лёгкая переключаемость. Способен выполнять многоступенчатую инструкцию (4-5). Высокая работоспособность. Возможно проявление недоста­точной активности и самостоятельности.



  1. Воображение

Исследуемые параметры:

1

2

3

4

5

Задание «Дорисуй до реального предмета»

Цель:

выявить уровень развития обобщённых представлений о свойствах и качествах предметов окружающей действительности, элементов воссоздающего воображения.

лист бумаги, на котором нарисовано два круга цветными фломастерами.

ребёнку дают лист бумаги и просят его дорисовать эти фигуры, чтобы получились два разных предмета.

Оценивается: принятие и понимание задания, отношение (заинтересованность) к выполнению задания, анализ рисунков.

0 баллов: не принимает задание, не понимает его условий, карандаш или фломастер не исполь­зует по назначению.

1 балл: принимает задание, но не понимает его условий, пытается изображать предметы, рисуя только их элементы, может рисовать одним карандашом все предметы, либо чиркает.

2 балла: принимает задание, понимает его условия, с помощью может нарисовать только один предмет, либо два одинаковых.

3 балла: принимает задание, понимает его условия, рисует только основные части предметов, может выпускать важные детали в изображении.

4 балла: принимает задание, понимает его условия, рисует два разных предмета, используя разные цвета.

Итоговый уровень развития воображения

Количество баллов

Характеристика уровней

Низкий уровень

1 балл

Не воссоздает или неправильно воссоздает незаконченные образы. Не способен воссоздать целое по части, самостоятельно рассказать или пересказывает выделенные сюжеты с одним персонажем.

Ниже среднего

2 балла

Незаконченные образы воссоздает по прямой подсказке взрослого. Самостоятельно не стремиться дополнить образ деталями, выполненную деятельность не оречевляет. Механически рассказывает или пересказывает выделенные сюжеты с одним персонажем.

Средний уровень

3 балла

Воссоздает незаконченные образы по небольшому напоминанию, но не всегда вербализирует новые образы. Способен воссоздать целое по части в процессе хаотических проб. Составляет небылицы, сказки, рассказы со значительной внешней помощью. Сюжеты типичны, образы однообразны.

Выше среднего

4 балла

Правильно воссоздает незаконченные образы. Составляет небылицы, сказки, рассказы по подсказке, с незначительной помощью взрослого. Доступны развернутые, нетрадиционные образы в самостоятельном речетворчестве, способен развернуть интересный сюжет рассказа, сказки.

Высокий уровень

5 баллов

Воссоздает незаконченные образы (изображения, выражения). Создаёт и вербализирует образы. Способен воссоздать целое из частей (по части). Самостоятельно составляет небылицы, рассказы, сказки. Отмечается необычность, оригинальность сюжетов, образов, разнообразие образов.

  1. Интеллектуальные умения

Исследуемые параметры: Мыслительные операции (анализ, синтез, исключение, обобщение, группировка, сравнение). Логичность, самостоятельность, умение выражать в слове свои действия

1

2

3

4

5

  1. Задание

«Сравни предметы»

Цель:

Выявление умения выделять признаки сходства и различия предметов и явлений.

картинки с изображением предметов.

Ребёнку показывают картинку и просят сказать, что общего между предметами и чем они отличаются друг от друга.

0 баллов: задание не выполняет.

1 балл: затрудняется в сравнении предметов, заменяет его описанием.

2 балла: выделяет явные различия между объектами, выделение сходства вызывает затруднения.

3 балла: выделяет ярко выраженные сходство и различия между предметами.

4 балла: выделяет ярко выраженные сходство и различия между предметами и явлениями.

  1. Методика

«Классификация картинок по функциональному назначению»


Цель: выявление способности исключать и обобщать на основе выделения существенных признаков объектов по принципу классификации.

Наборы картинок с изображением одежды и посуды (по 8 картинок)

Взрослый кладёт перед ребёнком на стол картинку с изображением одежды (пальто) так, чтобы можно было выложить вертикальный ряд. Затем показывает картинку с изображением посуды (чашки) и кладет на стол на некотором расстоянии от первой так, чтобы под ней можно было выложить другой вертикальный ряд (параллельный первому). После этого ребёнку последовательно (по одной) дают в руку картинки, на каждой из которых изображена одежда или предмет посуды, и просят положить картинку в один из столбцов. Если он положил картинку неверно, взрослый не исправляет ошибку. Порядок подачи картинок нужно постоянно менять, чтобы ребенок не ориентировался на порядок предъявления. После того, как ребёнок разложит картинки, его спрашивают: «расскажи, какие в этом ряду, а какие в другом»,

Оценивается: понимание и принятие задания, способ выполнения, умение работать по образцу, умение в речевом плане обобщать принцип группировки.

0 баллов: не понимает условия задачи, в условиях обучения действует неадекватно.

1 балл: принимает задание, выполняет классификацию без учета основного признака, раскладывает картинки либо по очереди, либо в один ряд; потом в другой.

2 балла: принимает задание, выполняет классификацию по основному признаку, но не может обобщить в речевом плане принцип группировки.

3 балла: принимает и понимает задание, выполняя задание на классификацию и обобщение, нуждается в помощи (наводящие вопросы) при аргументации выбора.

4 балла: принимает и понимает задание, выполняет классификацию по основному признаку, может обобщить в речевом плане.

Обучение: Взрослый берёт картинку с изображением шапки, спрашивает у ребёнка, положить её под изображением пальто или чашки, и сам кладёт под изображение пальто. Картинку с изображением ложки располагают под изображением чашки.

  1. Методика

«Группировка картинок по способу действия»

Цель:

выявить уровень развития наглядно - образного мышления, выяснить может ли обобщить принцип группировки в речевом плане

8 пар предметных картинок, с одними из которых можно действовать, с другими нельзя.

Взрослый кла­дет перед ребенком рядом две картинки: на одной - ведро с ручкой, на другой - ведро без ручки. Затем взрослый показывает ребенку картинку с изображением машинки с колесом, и спрашива­ет: «куда ее надо положить?» - и сам кладет под изображение ведра с ручкой. Картинку с изображением машинки без ко­леса кладет под изображение ведра без ручки.

После этого ребенку дают по одной картинке, вперемешку, чтобы не ориен­тировался на порядок предъявления. Далее ребенка просят рассказать, какие картинки в первом ряду, какие во втором.

Оценивается: принятие задания, умение работать по образцу, умение оречевлять принцип группировки.

0 баллов: ребенок задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно.

1 балл: ребенок задание принимает, раскладывает картинки без учета основ­ного принципа.

2 балла: ребенок задание принимает, раскладывает картинки с учетом основ­ного принципа, но не может обобщить принцип группировки в речевом плане.

3 балла: принимает и понимает задание, выполняя задание на классификацию и обобщение, нуждается в помощи (наводящие вопросы) при аргументации выбора.

4 балла: ребенок задание принимает, раскладывает картинки с учетом основ­ного принципа, может обобщить принцип группировки в своих высказываниях.

Примечание: У детей в 5 лет наглядно-образное мышление становится ведущим типом мышления, основным средством решения задач является образ.

1

2

3

4

5

  1. Методика

«Серия сюжетных картинок»

Цель:

Выявить понимание ребенком последовательности событий, изображен­ных на картинке, то есть уровень сформированности наглядно-образного мышления.


4 сюжетные картинки с изображением последовательности действий

Перед ре­бенком выкладывают вперемешку сюжетные картинки и предлагают рассмотреть их и раз­ложить по порядку: «Разложи, что сначала было, что потом и чем все завершилось. А те­перь расскажи, что там нарисовано».

В процессе раскладывания картинок взрослый не вмешивается. Ребенок может сам исправлять свои ошибки. Оценивается: принятие и понимание задания, умение ребенка понять, что одно событие изображено на всех картинках, а также то, что событие имеет оп­ределенную временную последовательность, умение ребенка составить связный логический рассказ.

Оценивается: принятие и понимание задания , способы выполнения - самостоятельно, по об­разцу, после обучения, по показу, умение описывать последовательность событий.

0 баллов: ребенок не понимает задание, действует неадекватно инструкции.

1 балл: задание принимает, воспринимает каждую кар­тинку как отдельное действие, не объединяя их в один сюжет. Даже после обучения раскладывает картинки без учета после­довательности изображенных событий.

2балла: ребенок задание понимает, раскладывая картинки, воспринимает каждую, как отдельное действие. После­довательность событий изображенных на картинках устанавливает с помощью наводящих вопросов, однако составить связный рассказ о данном событии не может.

балла: ребенок принимает задание, раскладывает картинки, путая действия, но в конечном итоге раскладывает их последовательно, при описании последовательности событий нуждается в помощи (наводящие вопросы)

балла: ребенок принимает задание, раскладывает картинки в определенной пос­ледовательности, объединяя их в одно событие, и может составить рассказ об этом.

  1. Задание «Нелепицы»


Цель:

Выявить понимание ребенком логических связей и закономерностей в окружающем, умения логически рассуждать.


картинки с изображением нескольких нелепых ситуаций с животными

Ребёнку показывают картинку: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, всё ли здесь находится на своём месте если неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему не так, как на самом деле должно быть?»

Сначала ребёнок просто называет все нелепицы и указывает на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

Время рассматривания картинки и выполнения задания ограничено 3-мя минутами.

Оценивается: принятие и понимание задания, количество найденных неточностей за предложенное время.

1 балл: успел обнаружить меньше 4 из 8 имеющихся нелепиц.

2 балла: не успел заметить 1-4 из имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

3 балла: заметил все имеющиеся нелепицы, но не успел до конца объяснить или рассказать, как на самом деле должно быть.

4 балла: за 3 минуты заметил все 8 имеющихся на картинке нелепиц, удовлетворительно объяснил, что не так и высказал своё предположение, как должно быть.

Итоговый уровень развития мышления

Количество баллов

Характеристика уровней

Низкий уровень


менее 6 баллов

Мыслительные операции не сформированы. При исключении, группировке пользуется случайным выбором. Обобщающие понятия отсутствуют. Не понимает простейших причинно-следственных связей, закономерностей.

Ниже среднего


6-10 баллов

Исключает, обобщает, группирует, опираясь на несущественные признаки предметов и явлений, не может объяснить свой выбор. Затрудняется в сравнении предметов (заменяет его описанием). Аналитико-синтетические навыки не сформированы, не способен к установлению простейших причинно-следственных связей, высказывает бессмысленные суждения. Мышление носит непроизвольный характер, действует только на наглядном уровне. Понимание скрытого смысла выражений и изображений недоступно.

Средний уровень


10-15 баллов

Не всегда может выделить существенные признаки предметов и явлений, иногда обобщает по ситуативным или функциональным признакам. Исключает, обобщает и группирует в «грубом» подборе объектов, нуждается в помощи при аргументации выбора. Выделяет явные различия между объектами (выделение сходства вызывает затруднения). Способен к элементарному анализу и синтезу, установлению простейших причинно-следственных связей и закономерностей. Понимает скрытый смысл простых выражений и изображений с внешней помощью. Навыки мыслительной деятельности недостаточно устойчивые. Слабовыраженная способность к установлению элементарных умозаключений. Мышление несамостоятельное.

Выше среднего


15 - 19 баллов

Исключает, обобщает, группирует на основе выделения существенных признаков, но не всегда может аргументировать свой выбор. Испытывает затруднения в тонкой дифференцировке. Выделяет ярко выраженные сходства и различия между предметами и явлениями. Имеет аналитико-синтетические навыки, устанавливает распространённые причинно-следственные связи и закономерности. Навыки мыслительной деятельности достаточно устойчивые. Умеет, строит элементарные умозаключения. Понимает скрытый смысл простых выражений и изображений. Мышление не всегда самостоятельно.

Высокий уровень


более 19 баллов

Исключает, обобщает, группирует на основе существенных признаков, аргументирует свой выбор. Способен к тонкой диффернцировке. Выделяет сходства и различия между предметами и явлениями. Имеет хорошие аналитико-синтетические способности, устанавливает причинно-следственные связи и закономерности. Понимает скрытый смысл выражений и изображений. Умеет строить простые умозаключения. Мышление самостоятельное и произвольное. Навыки мыслительной деятельности устойчивые. Узнаёт предметы на схематических изображениях, доступно понимании причинности. Формируются элементы критичности мышления, ребёнок замечает в небылицах, перевертышах несо­ответствие с действительностью

  1. Мнестические процессы

Исследуемые параметры: Объём памяти, зрительная, слуховая память (прочность, быстрота запоминания, точность и полнота воспроизведения образов). Произвольность мнемических процессов.


1

2

3

4

5


  1. Задание «Десять слов»

Определение уровня сформированно- сти слуховой механической памяти.

десять слов: дом, лес, ком, игла, брат, ночь, мост, окно, конь, стол.

Ребёнку даётся инструкция: «Сейчас я прочту десять слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке». Даётся 4 попытки. Каждый раз слова зачитываются снова.

Оценивается: количество воспроизведённых слов.

1 балл: воспроизводит 1-2 слова.

2 балла: воспроизводит 4-5 слов.

3 балла: воспроизводит 6-7 слов.

4 балла: воспроизводит 8-9 слов.

5 балов: воспроизводит 10 слов.


Примечание: В 5 лет ребёнок может запомнить 7-8слов, предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках


  1. Задание «Построй из палочек»

(лесенка)

Выявление уровня развития конструктивных способностей, умение ра­ботать по памяти и образцу.

20 плоских палочек одного цвета, экран.

Ребенку показывают, как построить лесенку из десяти палочек, и просят запомнить. Затем взрослый закрывает лесенку эк­раном и предлагает ребенку сделать такую же по памяти. При затруднениях проводится обучение.

Оценивается: принятие задания; способы выполнения - по памяти, по об­разцу, после обучения, по показу.

1 балл: ребенок не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла: ребенок принимает задание, но не понимает его условий, расклады­вает палочки иначе, чем в образце, не может построить не только по памяти, но и по образцу, выполняет задание на основе показа или воспроизводит только элемен­ты лесенки.

3 балла: ребенок принимает и понимает задание, но самостоятельно выпол­нить сразу не может, после повторного показа ребенок самостоятельно выполняет задание по образцу.

4 балла: ребенок принимает и понимает задание, умеет воспроизвести конс­трукцию по памяти.


Обучение: Взрослый строит «лесенку», обращая внимание ребенка на то, как он это делает. Закрывает свою «лесенку» экраном и просит ребенка постро­ить такую же. Если у ребенка отмечаются трудности, задание предлагают выпол­нить по образцу.


  1. Задание «Повтори предложение»

Выявление уровня развития смысловой памяти.

Предложения: 1.Дети любят играть.

2.В небе летит самолёт.

3.Мальчик помогает своей бабушке.

4.В саду растут яблони и груши.

5.Осенью идут дожди.

Ребёнку зачитываются предложения, которые он должен постараться запомнить.

Повтори те же фразы, которые удалось запомнить, при этом главное - передать смысл каждой фразы, дословно повторять необязательно.

Оценивается: способность запомнить и воспроизвести фразу, не переставляя слов, сохраняя смысл высказывания.

0 баллов: отказывается от выполнения задания, не принимает условия выполнения задания.

1 балл: путается в грамматических конструкциях, с трудом понимает и воспроизводит текст.

2 балла: понимание текста ребенку доступно , для воспроизведения фразы нужны наводящие вопросы

3 балла: понимание текста, воспроизведение фразы не полностью, но с близким по смыслу значением.

4 балла: четкое понимание текста, понимание грамматических конструкций, запоминание фраз и почти дословное воспроизведение их.


Обучение: Если с первого раза ребёнок не смог повторить все фразы, прочитать ещё раз, можно сделать и третью попытку.


  1. Задание «Чтение стихов, потешек»

Выявление особенностей мнемических процессов (запоминание, сохране­ние и воспроизведение).


Ребенку предлагается прочитать любимое сти­хотворение наизусть.


Оценивается: самостоятельность чтения стихов, выразительность, точ­ность, соблюдение ритма.

1 балл - ребенок задание принимает и проявляет интерес, но доступ­но воспроизведение двустишия после неоднократного повторения.

2 балла - ребенок читает любимое стихотворение, но доступ­но чтение коротких стихотворений, ритм часто нарушен, воспроизводит с персеве­рациями.

3 балла - ребенок читает стихотворение при минимальной помощи взрослого, стремится передать ритмический рисунок, но может опускать или пов­торять отдельные фразы. смысл, передаёт ритмический рисунок без выразительного оттенка.

4 балла - ребенок самостоятельно рассказывает наизусть стихи, по­тешки, проявляет интерес к запоминанию, с удовольствием воспроизводит словес­ный материал, сопровождая жестами и интонацией.


Итоговый уровень развития памяти

Количество баллов

Характеристика уровней

Низкий уровень

менее 3 баллов

Объём памяти резко снижен (зрительная в пределах 1-2 образов, слуховая - 1-2 слова). Процесс запоминания не выражен или избирателен. Воспроизведение с грубыми неточностями. Смысловое содержание мало доступно или не доступно вообще. Память непроизвольная.

Ниже среднего

4-6 баллов

Объём памяти низкий (зрительная в пределах трёх образов, слуховая - 4-5 слов). Медленное запоминание, непрочное, быстрое забывание. Воспроизведение с множественными неточностями. Смысловое содержание запоминает с трудом, воспроизводит с внешней помощью. Произвольность памяти низкая.

Средний

6-8 баллов

Объём памяти несколько снижен (зрительная в пределах четырёх образов, слуховая - 6-7). Недостаточная быстрота и прочность запоминания, быстрое забывание. Незначительные неточности при воспроизведении. Запоминает простое смысловое содержание. Произвольность памяти снижена.

Выше среднего

8 - 10 баллов

Объём памяти достаточный (зрительная до пяти образов, слуховая - 8-9 образов). Хорошая быстрота и прочность запоминания. Запоминает смысловое содержание. Память произвольная.

Высокий уровень

более 11 баллов

Широкий объём памяти (зрительная 6-7 образов, слуховая - десять слов). Точное и прочное запоминание. Полнота воспроизведения. Запоминает смысловое содержание. Память произвольная.

Социальный и психолого-педагогический уровень.

  1. Общий запас знаний и представлений в быту, социуме, природе

Исследуемые параметры: знания и представления о природном и предметном окружении, социальная осведомленность, их точность и осознанность, умение отвечать на поставленные вопросы, воз­можность выражать свои мысли в грамматически правильно оформленных предложениях.

Название

Цель:

Оборудование:

Проведение обследования:

Оценка действий ребенка в баллах

  1. Методика: Беседа.


Цель:

Выявление запаса сведений о предметном окружении, точность имеющихся представлений

Тестовый опросник

Проведение обследования: ребенку предлагается ответить на вопросы по темам:


- Расскажи, что тебе нравится (интересы ребенка), во что ты любишь играть (любимые игры и игрушки);

- Покажи и расскажи для чего нужны: лампа, пылесос, телефон, часы, холодильник, радио, видеомагнитофон, телевизор;

- Назови и покажи эти растения по картинкам;

- Назови и покажи этих животных по картинкам;

- Назови кто летает, ходит, ползает, плавает, прыгает (использовать картинки);

- Назови кто живет в небе, на земле, в земле, в воде;

- Покажи и расскажи об этом: снегопад, ледоход, пар град, гроза, туман, вода, лёд, земля, песок, глина, камни;

- Расскажи для чего тебе сердце, уши, глаза, нос

Проведение обследования: ребенку предлагается ответить на вопросы:

- имя, фамилия, возраст, адрес;

- члены семьи, понимание родственных связей;

места общественного назначения: магазин, аптека, почта, театр, вокзал;

- явления общественной жизни (сведения о родной стране, родном городе, праздниках);


Оценивается:

1 балл: Знания об окружающем ограничены, отрывочны, бессистемны, не может рассказать о любимой игрушке, об окружающих предметах;

на вопросы ребенок отвечает односложно, фраза аграмматичная.

2 балла: запас сведений и представлений о предметах быта, бытовых приборах незначителен (называет 1-2), нет точных знаний о назначении бытовых приборов, существенные признаки предметов по ро­довым обобщениям не определяет

3 балла: представления ребенка об окружающих предметах конкретны, осознанны, но затрудняется в назывании функционального назначения 1-2-х предметов

4 балла: знает и называет существенные признаки предметов, лежащие в основе ро­довых обобщений (игрушки, продукты, обувь, одежда, посуда, материалы, инструменты). Называет бытовые приборы: лампа, пылесос, часы, холодильник, телефон, телевизор, радио, видеомагнитофон: знает их функциональное назначение

  1. Методика: Беседа

Цель:

Определение соответствия социальных представлений и ориентировок возрастным возможностям

  • Картинки с изображением растений: дерево, трава, куст, цветы;

  • Картинки с изображением животных: кошка, собака, жук, червяк, бабочка, лягушка, змея, рыба, птица,

  • Картинки с изображением явлений неживой природы

Оценивается:

1 балл: затрудняется назвать отличительные особенности явлений живой и неживой природы не может рассказать о животных, растениях

2 балла: нет точных знаний о явлениях живой и не живой природы, а существенные признаки выявлены с помощью наводящих вопросов

3 балла: представления ребенка о явлениях живой и неживой природы конкретны, осознанны, но знаний недостаточно для данного возраста

4 балла: различает и называет достаточное количество растений, животных, их характерные признаки и определяет их принадлежность к живым существам Имеет представления о некоторых особенностях своего организма (сердце, уши, глаза, нос).

Имеет представления о явлениях неживой природы

  1. Методика: Беседа

Цель:

Выявление уровня социальных представлений и ориентировок, их точность и осознанность

Тестовый опросник

Оценивается:

1 балл: ребенок знает свое имя, фамилию, возраст, но представления о себе не соответствуют возрастным нормативам не может рассказать о членах своей семьи;

2 балла: ребенок знает свое имя, фамилию, но запас сведений и представлений о себе и семье незначителен нет точных знаний о явлениях общественной жизни, а существенные признаки выявлены с помощью наводящих вопросов Ограничены и бессистемны сведения о родной стране, родном городе, праздниках, в ответах на вопросы допускает значительные грамматические ошибки

3 балла: ребенок дифференцирует свое имя, фамилию, называет членов семьи, понимает и устанавливает родственные отношения, называет адрес,

4 балла: знает свое полное имя, фамилию, возраст, адрес. Понимает разнооб­разие людей по полу и возрасту. Находит себя и членов семьи на фото. Различает признаки профессий людей по особенностям одежды (матрос, милиционер, врач и т. д.) Имеет достаточно полные знания о родной стране, столице, о городе и селе. Понимает разницу между городом и селом (транспорт, количество жителей, разли­чия в природе, специфика людей). Имеет сведения о своём родном городе (селе), как называется главная улица, площадь. Знаком с достопримечательностями го­рода (памятники, площади, театры, парки).

Хорошо знают праздники: Новый год, 8 Марта, Масленицу - зимний празд­ник, дни рождения: свой и родителей.

Примечание

В 5 - 6лет дети знают и называют существенные признаки предметов, лежащие в основе ро­довых обобщений

ребенок знает свое имя, отчество, фамилию, пол, возраст, дату рождения, место жительства, адрес, номер телефона, членов семьи, ближайших родственников, место работы родителей. Понимает, как образуются «взрослое» имя и отчество, последовательность возрастного развития (младенец, малыш, ребенок, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой, старый, старик), родственные отношения.

Ребенок знает существенные признаки таких предметов как одежда зимняя, летняя, демисезонная, головные уборы, обувь (кожаная, резиновая), постельное белье, овощи фрукты, транспорт (воздушный, наземный, городской водный).



Итоговый уровень общей осведомлённости

Количество баллов

Характеристика уровней

Низкий уровень

менее 4 баллов

Ребенок знает свое имя, фамилию, но не дифференцирует имя и фамилию, представления о себе, семье не соответствуют возрасту (не может рассказать членах семьи, о любимой игрушке, об окружающих предметах, о жи­вотных, растениях), не знает отличительных особенностей явлений живой и нежи­вой природы. Отсутствуют сведения о родной стране, родном городе, праздниках.

Знания об окружающем ограничены, отрывочны, бессистемны, на вопросы ребенок отвечает односложно, фраза аграмматична.

Ниже среднего

4-6 баллов

Ребенок знает свое имя, фамилию, но не дифференци­рует имя и фамилию, запас сведений и представлений о себе и семье недостаточен, нет точных знаний о функциональном назначении бытовых приборов и оборудова­ния, о явлениях общественной жизни. Существенные особенности предметов, явле­ний живой и неживой природы и общественной жизни выявлены с помощью наводя­щих вопросов. Сведения о родной стране, родном городе, праздниках неточные.

Знания об окружающем неполны, в ответах на вопросы допус­кает системные ошибки.

Средний уровень

6-8 баллов

Ребенок дифференцирует свое имя, фамилию, называет членов семьи, понимает и устанавливает родственные отношения, называет адрес, свой возраст с помощью наводящих вопросов. Имеются представления о некоторых существенных признаках предметов, лежащие в основе ро­довых обобщений, сведения о своём родном городе, представления о животных и растениях, явлениях неживой природы, но знаний недостаточно для формулирования развернутого высказывания.

В ответах на вопросы ребенок может допускать ошибки, которые способен исправить после уточняющих вопросов, напоминания.

Выше среднего

8 - 10 баллов

Устойчивые знания своего полного имени, фамилии, возраста, адреса. Представления ребенка о явлениях живой и неживой природы и об окружающих предметах, о явлениях общественной жизни конкретны и осознанны, но требуют некоторой систематизации знаний.

При построении высказываний ребёнок допускает незначительные ошибки, неточности в грамматическом оформлении фразы, которые понимает и старается исправить.

Высокий уровень

более 10 баллов

Представления ребенка о себе, семье и окружающем мире достаточно развернуты и конкретны. Ребенок может рассказать о месте житель­ства, о животных, растениях, любимых игрушках и занятиях, о явлениях обще­ственной жизни. Объясняет суть происходящих явлений в неживой природе и соотносит их с сезонными изменениями, отвечает на вопросы в правильной грамматической форме.


Состояние продуктивных видов деятельности

Изобразительные навыки

Исследуемые параметры: уровень развития предметного рисунка, целенаправленность предметной деятельности

1

2

3

4

5

Методика «Рисование (дом, дерево, человек)»

Оценивается:

0 баллов: если ребёнок рисует «головонога».

1 балл: рисунки непредметны, ребенок не способен передать форму в изображении;

2 балла: значительные искажения предмета, пропорции переданы неверно;

3 балла: незначительные искажения формы предмета или рисует основные части заданных предметов, опуская основные детали (человека рисует без шеи);

4 балла: форма передана точно, целостно, соблюдены пропорции, у человека выражено представлен пол;

  1. Форма

Цель:

Выявление способности передачи формы предмета.

Лист бумаги, цветные карандаши или фломастеры.

Ребенку дают бумагу и просят нарисовать сначала один предмет - дом.

Обучение не проводится.


  1. Цвет


Цель:

Выявление умения различать и назвать цвета, сличение и выбор цвета по образцу.


То же

После этого на том же листе бумаги ребёнка просят нарисовать человека.

Обучение не проводится.

Оценивается:

0 баллов: цвета не сличает и не осуществляет выбор по названию, помощь не принимает;

1 балл: не выделяет оттенки цвета по слову и не называет, цвет передан в рисунке неверно;

2 балла: основные цвета различает, значительные отступления от реального цвета, не использует цвет как признак определенных свойств предметов или выполняет работу одним цветом;

3 балла: незначительные отступления от реального цвета, использует выразительные средства

4 балла: выбирает соответствующий цвет и использует его как средство изображения (передача реального цвета), передает выразительность рисунка (добрый, злой, красивый, веселый , др).

  1. Композиция


Цель:

Выявление способности передачи композиционного построения сюжетной линии в рисунке

То же

Затем ребенка просят нарисовать - дерево.

Обучение не проводится.

Оценивается:

0 баллов: на одной линии изображены предметы, но связаны единым содержанием;

1 балл: изображение непредметное и не соответствует заданию («каляка - маляка»)

2 балла: расположение предметов непродуманно, случайно, без соблюдения пропорций и не связано единым содержанием;

3 балла: на одной линии изображены предметы, но связаны единым содержанием;

4 балла: изображение на всём листе с соблюдением пропорций разных предметов, четко отмечаются тенденции к сюжетному изображению

  1. Методика

«Штриховка»

Цель: выявление навыков самоконтроля, пространственной ориентировки,

Лист бумаги с контурными изображениями предметов, простые и цветные карандаши

Ребенок получает задание определить предмет по контуру (первый этап задания) и самостоятельно заштриховать его не выходя за пределы контура (второй этап задания).

Оценивается: точность выполнения заданного направления линий в пределах контура и правильность нажима

1 балл: ребёнок не пользуется штриховкой;

2 балла: при штриховке предметов резко заходит за контур, штрихует с просветами, не определяет предмет по контуру;

3 балла: при штриховке предметов может заходить за контур, штрихует с просветами, затрудняется определить предмет по контуру, помощь принимает;

4 балла: заштриховывает предметы и не заходит за контур, штрихи в разных направлениях, штрихует без просветов, штрихует непрерывно, легко определяет предмет по контуру;

  1. Задание

«Графический узор».

Цель: диагностика внимания, умения действовать по правилу, мелкой моторики

Тетрадный лист в клетку, графический узор

карандаши

Ребенок получает задание перерисовать на тетрадный лист в клетку имеющийся на образце графический узор (первый этап задания) и самостоятельно продолжить его до конца стро­ки (второй этап задания).

Оценивается: точность копирования образ­ца и правильность последующего воспроизведения узора

1 балл: изначально не может скопировать графический узор с визуального образца, что свидетельствует о несформированных навыках произвольного внимания и слабой пространственной ориентировке.

2 балла: точно срисовывает образец узора, но допускает ошибки при выполнении его про­должения, что требует развитых навыков самоконтроля. Наблюдается моторная расторможенность, бы­строе истощение внимания, не может сосредоточиться на целенаправленной деятельности.

3 балла: успешно выполняет задание, но в их работе присутствуют некоторые неточности, которые ребенок самостоятельно исправляет, сверяя свой результат с образцом.

4 балла: полностью справляется с заданием и не допуская ни одной ошибки. Точно копирует образец и продолжает узор до конца строки. Работает внимательно, сосредоточенно, постоянно сверяясь с образцом.

Примечание:

В 5 лет ребёнок рисует всё то, что вызывает интерес. У человека появляются объёмные изображения рук и ног в виде цилиндров. В целом соблюдаются пропорции между туловищем, конечностями и головой. Могут отсутствовать такие детали, как кисти рук, стопы, некоторые части лица (брови, нос, уши), нарушаются пропорции второстепенных частей лица и фигуры, но человека можно узнать и сказать о его настроении, мужчина это или женщина. Появляется сюжетное изображение. У ребёнка в 5 лет рисунки предметны, имеются существенные и незначительные детали, появляются элементы сюжета, замысел опережает изображение



Итоговый уровень сенсомоторной координации

Количество баллов

Характеристика уровней

Низкий уровень

менее 6 баллов

Знания о цвете и композиции ограничены, изображенные предметы не объединены сюжетной линией. Высказывания о своем рисунке отрывочны, на вопросы ребенок отвечает односложно, фраза аграмматична.

Несформированные навыки произвольного внимания и слабая пространственная ориентировка не позволяют ребенку даже приближенно скопировать графический узор с визуального образца.

Ниже среднего

6-10 баллов

В рисунке отсутствуют отдельные элементы. Детали рисунка расположены отдельно друг от друга или вынесены за контур рисунка. Отмечаются повороты рисунка или его деталей на 90-180°. Рассказывая о рисунке, ребенок допускает ошибки, которые может исправить только после напоминания, практической помощи.

Дети практически не пользуются образцом в процессе выполнения задания. Прямое указание на ошибку не приводит к ее исправлению. Количество ошибок - более 6. При копировании образца допус­кает системные ошибки.

Средний уровень

10-15 баллов

У ребенка могут быть грубо нарушены пропорции рисунка и пропорции деталей по отношению друг к другу. Наблюдаются неправильное пространственное расположение деталей рисунка, отсутствие некоторых деталей, смещение рисунка или отдельных его элементов по оси. В рассказе по рисунку ребенок может допускать ошибки, которые способен исправить после уточняющих вопросов.

Этим детям свойственно отвлекаться во время выполнения задания. Количество ошибок возрастает до 4 - 5. Исправление ошибок возможно только при прямом указании на них.

Выше среднего

15 - 19 баллов

Устойчивые знания о цвете и композиции может самостоятельно воплотить, но допускает 2 - 3 ошибки или неточности: пропорциональное уменьшение или увеличение рисунка, нерезко выраженная диспропорциональность деталей по отношению друг к другу, недорисованность отдельных деталей и т. д. При проверке результатов своей работы дети замечают ошибки и исправляют их.

Рассказывая о своем рисунке, ребёнок допускает незначительные ошибки, неточности в грамматическом оформлении фразы, которые понимает и старается исправить.

Высокий уровень

более 19 баллов

Представления о цвете и композиции ребенок свободно воплощает в рисунке, выполняя задание практически без ошибок. Все детали рисунка правильно расположены в пространстве и по отношению друг к другу. Ось расположения рисунка не смещена в пространстве листа. Приступая к заданию, дети сосредоточены, внешне собраны. По ходу работы часто обращаются к образцу, сверяются с ним. По содержанию своего рисунка рассказывает в правильной грамматической форме.



© 2010-2022