Статья по теме «Преемственность в обучении при переходе из начальной школы в среднюю»

"Описание материала: Статья «Преемственность в обучении при переходе из начальной школы в среднюю». В статье рассмотрены различные аспекты, влияющие на адаптацию учащихся в 5 классе при переходе из начальной школы в среднюю. А так же способы преодоления возникающих трудностей, как психологических, так и организационных. Особое внимание в статье отводится организации работы с учащимися в рамках проведения математической недели. В качестве примера приведена методическая разработка внеклассного мер...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Одинцова А.И.,

учитель математики ГБОУ СОШ №2035


Преемственность

в обучении при переходе из начальной школы в среднюю


Переход из начальной школы в среднюю - это кризисный этап в школьной жизни обучающегося, сопряжённый с большой психологической нагрузкой. Зачастую, переходя в 5-й класс, ученик теряет интерес к учёбе, его успеваемость снижается. Это объясняется тем, что появляется много учителей-предметников, предъявляющих новые требования к ученикам. Педагоги относятся к пятиклассникам не как к малышам, а как к самостоятельным, сформировавшимся ученикам. Пока ребёнок пытается приспособиться, выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке, он попадает в число отстающих учеников. Проблема снижения успеваемости является одной из важных проблем в образовании.

Учителя, работающие с пятиклассниками, должны быть квалифицированными педагогами, психологами и воспитателями. Они должны обеспечить плавный переход учащегося из начальной школы в среднюю, чтобы он не растерял все приобретения начальной школы и не утратил интерес к учёбе.

Желательно, чтобы родители будущих пятиклассников заранее познакомились со всеми учителями, которые будут преподавать в данном классе. Будущий классный руководитель и учитель начальной школы должны встретиться и обсудить характерные особенности каждого ученика, его сильные и слабые стороны, поведение, составить полную психолого-педагогическую характеристику каждого ученика.

Учитель, у которого будут учиться пятиклассники, должен посещать уроки ещё в 4-м классе, знакомиться с детьми, с уровнем их подготовленности. Кроме того, во время внеклассных мероприятий можно организовать различные конкурсы, викторины, игры с целью более глубоко изучения уровня подготовленности учеников.

Так, во время проведения «Недели математики» ученики старших классов готовят математическую викторину с участием сказочных героев и проводят её в четвёртых классах. Это даёт возможность учителю присмотреться к будущим своим ученикам.

При работе с пятым классом необходимо создать комфортную атмосферу на уроках. Новый материал нужно излагать доступным языком. В первое время на уроках создавать ситуацию успеха учащихся. Необходимо применять здоровье сберегающие технологии, которые предполагают разгрузки на уроке и дозированное домашнее задание.

Чтобы обеспечить единство педагогических требований, необходимо методическому объединению учителей начальных классов и МО учителей-предметников выделить основные умения и навыки учащихся по всем предметам, провести детальный анализ на выявление пробелов в знаниях учащихся, наметить мероприятия по их устранению. Необходимо согласовать правила оформления тетрадей, различных видов работ и ведения дневника. Сделать нормой единые дисциплинарные требования: прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика, отвечать с поднятой рукой и т.д. Задавание домашнего задания нельзя оставлять на конец урока, его надо чётко прокомментировать и дать инструкцию по выполнению. Задача учителя - знать трудности в усвоении учебного материала и вовремя их предупредить.

Период адаптации в пятом классе один из труднейших периодов школьного обучения. Решение проблемы преемственности на методическом уровне предполагает учёт тесной взаимосвязи разных её аспектов:

- дидактического, включающего преемственность содержания, средств, форм и методов обучения;

- психологического, связанного с учётом закономерностей формирования учебной деятельности и развития психических функций ребёнка;

- методического, связанного с разработкой новых подходов к формированию математических понятий, оказывающих эффективное влияние на развитие мышления учащихся.

Сценарий внеклассного мероприятия.

Викторина в 4-м классе: Волшебный мир чисел.

Цели: учить решать задачи логического характера, развивать творческое воображение, логическое мышление, память, умение рассуждать и анализировать.

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир чисел. Если вы отгадаете загадку, то узнаете главного героя.

У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный:

На земле и под водой,

Ищет ключик золотой,

Всюду нос суёт свой длинный,

Кто же это?

Дети: Буратино!

Учитель: Ребята, как называется сказка и кто её написал?

Дети: Алексей Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».

Учитель: Сегодня вам предстоит решить некоторые задачи, с которыми столкнулись герои этой сказки. Они вышли победителями, а вам ещё предстоит себя проверить. Итак, начинаем……

Буратино: Отправляясь в страну дураков, я попал в дремучий математический лес. Чтобы найти тропинку, мне нужно ответить на несколько вопросов:

а) сколько месяцев в году;

б) назовите третий и восьмой;

в) могут ли они поменяться местами;

г) напишите число «один» тремя двойками;

д) какое наибольшее возможное однозначное число можно представить с помощью четырёх цифр «2»;

е) изобразите число «13» посредством четырёх двоек;

ж) выразите число «23» пятью цифрами;

з) представьте число «40» путём использования четырёх цифр «2»;

и) найдите закономерность, по которой построена последовательность чисел- 1, 2, 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19……

Ответы:

г) 1=2-2:2;

д) 9: 22:2-2;

е) 13=22:2+2;

ж) 23=22+2-2:2;

з) 40=(22-2)х2;

и) ряд состоит из чисел, которые делятся сами на себя.

Учитель: Так, Буратино нашёл тропинку и встретил лису Алису и кота Базилио, которые привели его на пустырь.

Лиса Алиса: Это Поле чудес: если закопаешь золотые монеты, то наутро вырастет дерево, на котором в три раза больше золотых монет. Затем, полученные монеты снова можно закопать в землю и снова вырастет дерево с монетами. Так можно снять несколько урожаев. Мы можем посторожить ночью эти монеты.

Учитель: В награду за услуги лиса и кот потребовали отдавать после каждого урожая 9 монет. Подумав немного, Буратино не согласился с их требованиями.

Буратино: После двух урожаев у меня совсем не останется денег. Уж лучше я сам посторожу.

Учитель: Сколько золотых монет было у Буратино?

Решение: второй урожай даст 9 монет. Значит, во второй раз Буратино посадит 9:3=3 (монеты). Первый урожай даст 3+9=12 (монет). Следовательно, в первый раз Буратино посадит 12:3=4 (монеты). Ответ: у Буратино было 4 золотые монеты.

Учитель: Буратино взял свои монеты и пошёл дальше по тропинке, которая привела его к Мальвине.

Мальвина: Я пригласила Буратино в гости, напоила его чаем и решила проверить его знания по математике. Ведь Буратино не ходил в школу.

Все домой! Звонок раздался!

На доске пример остался,

Залетели в класс синицы

И склевали единицы.

Залетели сойки

И склевали двойки.

Залетели воробьи,

И не стало цифры три.

Сообщить прошу вас, дети,

Где стояли цифры эти?

*4** Ответ: 1423

+*745 +1745

6*98 6298

9466 9466

Мальвина: Задача. Дуремар ловил пиявок в пруду прямоугольной формы, длина которого 25м, а ширина 8м. Сколько пиявок может поймать Дуремар, если известно, что на каждом квадратном метре пруда обитает 150 пиявок. (30000 пиявок).

Мальвина: Ребята! Буратино немного устал, да и вы тоже. Давайте вместе отдохнём. Кто желает вместе с Буратино сделать разминку?

Буратино потянулся.

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Хорошо, продолжим занятие.

Мальвина: Ребята, у меня в буфете была спрятана банка варенья. В банке 650 г варенья. Буратино узнал и не удержался. Каждый день втихомолку съедал по пять ложек малинового варенья. Сколько граммов варенья я обнаружила, когда Буратино через 20 дней закашлял? В ложку, которой Буратино «выуживал» варенье помещается 5 г.

Артемон: За спасение черепашек черепаха Тортилла решила подарить Буратино Золотой ключик, который уронил в пруд Карабас-Барабас. Она вынесла три коробочки: красную, синюю и зелёную. На красной коробочке было написано: «здесь лежит Золотой ключик», на синей - «зелёная коробочка пуста», а на зелёной - «здесь лежит гадюка» (учитель прикрепляет на доску рисунки коробочек). Тортилла прочла надписи и сказала: «Действительно, в одной коробочке лежит Золотой ключик, в другой - гадюка, а третья - пуста, но все надписи неверны. Если отгадаешь, в какой коробочке лежит Золотой ключик, - он твой!» где лежит Золотой ключик?

Дети: В зелёной коробке. Из надписи на синей коробке следует, что в ней что-то лежит, а из надписи на зелёной коробке следует, что в ней лежит не гадюка. А так как, по словам Тортиллы, лежать в коробке может лишь гадюка или Золотой ключик, то там находится Золотой ключик.

Артемон: Молодцы, ребята, нашли ключик. У нас осталось последнее задание, которое должен выполнить Буратино. «Крылатые слова», объясните их значение:

- за семью печатями;

- семи пядей во лбу;

- семимильными шагами;

- седьмая вода на киселе;

- до седьмого пота;

- семь вёрст до небес;

- семь смертных грехов;

- семь бед - один ответ;

- семь раз отмерь, один раз отрежь.

МОЛОДЦЫ! А вот и ключик!

Подведение итогов, награждение.

Статья по теме «Преемственность в обучении при переходе из начальной школы в среднюю»

© 2010-2022