- Преподавателю
- Математика
- Статья ФГОС, проектно – исследовательская деятельность учащихся и ИКТ
Статья ФГОС, проектно – исследовательская деятельность учащихся и ИКТ
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Захарова С.Н. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ФГОС, проектно - исследовательская деятельность учащихся и ИКТ.
Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качества образования, внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества.
Задача школы - обеспечение формирования базовых компетентностей выпускника, а ключевые образовательные компетенции могут быть сформированы только во взаимодействии, т.е. интеграции различных учебных областей. В связи с этим изменились требования к труду учителя: от умений транслировать и формировать программный объем знаний - к умениям решать творческие задачи, формировать многомерное сознание, развивать способности к самореализации путем сочетания творческого, личностно - ориентированного, исследовательского, проектного подходов.
В последние годы, в рамках модернизации российского образования, одной из главных задач является вооружение учащихся умениями и навыками самостоятельно добывать знания, развитие их познавательной самостоятельности и активности. В этом помогают им информационные коммуникативные технологии, ведь одним из условий эффективной подготовки учащихся к жизни в информационном обществе - это применение ИКТ, позволяющих решать в кратчайшие сроки широкий круг задач, недоступных ранее. Уровень сформированности информационной культуры определяется, во-первых, знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях, а во-вторых, умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности; в-третьих, умением использовать в образовательной деятельности; в-четвертых, мировоззренческим видением окружающего мира.
Организация проектно - исследовательской деятельности школьников и приобщение учащихся к проектно - исследовательской деятельности является одним из наиболее важных путей решения указанной выше задачи. Обучение приёмам проектно - исследовательской деятельности способствует развитию творческого склада мышления, творческого подхода к явлениям действительности, формированию умений давать объективную оценку этим явлениям и способности ориентироваться в дополнительных источниках знаний и ресурсов.
Проектная деятельность как метод обучения формировался достаточно длительный период. Впервые о нем в России более 300 лет назад написал Я.А.Каменский, основоположник теоретической педагогики. В его трудах это звучало так: «Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг ,а наблюдали сами небо и землю, то есть чтобы они исследовали и познавали самые предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения.»
Такой подход к обучению имеет несколько преимуществ:
-
активизация интереса к знаниям;
-
развитие представлений о межпредметных связях;
-
развитие коммуникативной направленности;
-
развитие научного мышления;
-
развитие творческого подхода к собственной деятельности;
-
освоение новых информационных технологий. . современные информационные технологии
В ФГСО прописано « методологической основой стандарта является системно- деятельностный подход, который обеспечивает
-
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
-
проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;
-
активную учебно познавательную деятельность обучающихся.»
Дальше в ФГСО можно прочитать, что «Программа должна содержать цели и задачи, включая учебно-исследовательскую и проектную деятельность как средства универсальных учебных действий».
В современном Российском обществе чрезвычайно высок интерес к проектному обучению: издаются книги; проводятся ученические конференции, выставки, ярмарки, конкурсы, защищаются диссертации.
В ходе проектно-исследовательской деятельности формируются универсальные учебные действия, что соответствует требованиям федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).
Какие же общеучебные умения и навыки развивает проектная деятельность у школьников?
1. Рефлексивные умения:
-
умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
-
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
-
умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
-
умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
-
умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)
-
умение находить несколько вариантов решения проблемы
-
умение выдвигать гипотезы
-
умение устанавливать причинно-следственные связи
3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
-
навыки коллективного планирования
-
умение взаимодействовать с любым партнером
-
навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
-
навыки делового партнерского общения
-
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
4. Менеджерские умения и навыки:
-
умение проектировать процесс (изделие)
-
умение планировать деятельность, время, ресурсы
-
умение принимать решения и прогнозировать их последствия
-
навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)
5. Коммуникативные умения:
-
умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
-
умение вести дискуссию
-
умение отстаивать свою точку зрения
-
умение находить компромисс
-
навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
6. Презентационные умения и навыки:
-
навыки монологической речи
-
умение уверенно держать себя во время выступления
-
артистические умения
-
умение использовать различные средства наглядности при выступлении
-
умение отвечать на незапланированные вопросы.
Оценка проекта.
При использовании метода проектов существует как минимум две оценки:
-
Первая (скрытая) - это педагогический эффект от включения школьников в процесс добывания знаний, формирование личностных качеств, мотивации, рефлексии самооценки, умение делать выбор и оценивать результаты собственной деятельности.
-
Вторая- это рейтинговая оценка (т.е. оценка видимой части «айсберга»). Это может быть защита проекта перед одноклассниками, участие в конкурсах, конференция
Проекты, подготовленные с использованием ИКТ , в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект.
Проектно- исследовательской работой в МБОУ Лицей №15 г. Химки мы занимаемся не первый год. В лицее работает лицейское научное общество «НЛО», которому уже больше 10 лет. Ежегодно в феврале учащиеся защищают свои проекты на школьной конференции, победители и призеры представляют наш лицей на муниципальном уровне. С 2010 года учащиеся, разрабатывающие проекты под моим руководством, стали представлять свои работы на региональный, всероссийский и международный уровнях , показывая хороший уровень подготовки по математике и информатике по курсу «Пользователь ПК».
2010-2011 учебный год: 8 учащихся 6 класса приняли участие во Всероссийском конкурсе «Юный математик и космос» и заняли 2 место по России (коллективная работа) и 8 призовых мест по центральному округу, Московской области ,г. Химки. Награждали победителей известные космонавты в Звездном городке .
2011-2012 учебный год:
-
команда учащихся 8-10 классов работала над проектом «Комплексное освоение Луны» (основываясь на возможных перспективах развития НПО Энергомаш). Проект бал представлен на научной конференции «Интеллектуальное будущее наукограда» в г.Жуковский (грамота за перспективный проект) и на региональном конкурсе в МГОУ «Первые шаги в науку» (лауреаты конкурса);
-
8 участников 7-11 классов участвовали в региональном конкурсе «Перспективный проект» в г. Дмитров и 5 человек стали призерами;
-
В международном конкурсе «Математика и проектирование» приняла участие Терехова Надежда !0 класс и стала победителем в номинации «Геометрические миниатюры». Надежда создала электронное пособие к учебнику геометрии 7-9 класс , которым пользуются не только учителя нашего лицея, но и городского округа Химки.
2012-2013 учебный год:
-
Муниципальная ярмарка инноваций- участвовали 10 человек и стали победителями по трем номинациям;
-
Научно-практическая конференция в Долгопрудном при ФИЗТЕХе- участвовали 3 человека и стали лауреатами и победителями в постерной сессии;
-
Региональный конкурс ООД «Исследователь» «Вернадские чтения» .Участвовали 6 человек ; лауреаты- 2 человека и получили приз зрительских симпатий 2 учащихся;
Кроме этого мои учащиеся представляли свои проекты и исследовательские проекты на региональной конференции «Перспективный проект», муниципальном конкурсе «Первые шаги в науку», на международном конкурсе «Математика и проектирование».
2013-14 учебный год:
-
2 место во Всероссийском конкурсе проектных работ «Талантоха»;
-
3 место во Всероссийском конкурсе «Образ мысли» (Кладезь знаний);
-
Призеры регионального конкурса в МГОУ «Первые шаги в науку»;
-
Прошли в финал международного конкурса «Математика и проектирование»;
Выступления с проектно-исследовательскими работами на различных конференциях поднимает значимость работ в глазах учащихся, дает возможность сравнить свои достижения с работами учащихся из других образовательных учреждений, расширяет их кругозор. Проектная деятельность с использованием ИКТ дает возможность формировать активную учебно- познавательную деятельность учащихся, помогает учащимся осваивать новые способы работы с альтернативными источниками информации, формировать основы информационной культуры. В результате самостоятельной работы у учащихся возрастает мотивация к изучению школьных предметов. В процессе использования информационных технологий в проектной работе у детей автоматически формируется отношение к компьютеру, как к исполнителю, то есть инструменту, с помощью которого можно решить поставленную задачу быстро, качественно, интересно.
В работе над проектами я использую различные подходы: индивидуальные, парные . групповые работы; одновозрастные и разновозрастные. Такой подход позволяет развивать индивидуальные способности учащихся, работу в паре и преемственность между учащимися разных классов.
Кроме этого в целях улучшения качества работ, повышения их научности я применяю систему ментор-тьютер.
Тьютор - учитель, сопровождающий исследовательскую деятельность учащегося, а ментор - научный консультант. В качестве тьютора выступают школьный учитель математики, а в качестве ментора - ученый, преподаватель вуза, а иногда родитель.
Например в качестве ментора в работе «Юный математик и космос» для учащихся 6класса выступал учение 10 класса Езиев Джамалдин; а при работе над проектом «Комплексное освоение Луны» в качестве ментора был заместитель главного конструктора по науке НПО Энергомаш кандидат ФМН Левочкин П.С.
В заключении хотелось бы подвести итоги преимуществ проектно-исследовательской деятельности:
1. В корне меняются отношения «учитель - ученик»:
-
ученик определяет цель деятельности - учитель помогает ему в этом;
-
ученик открывает новые знания - учитель рекомендует источники знаний;
-
ученик экспериментирует - учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;
-
ученик выбирает - учитель содействует прогнозированию результатов выбора;
-
ученик активен - учитель создает условия для проявления активности;
-
ученик субъект обучения - учитель партнер;
-
ученик несет ответственность за результаты своей деятельности - учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.
2. Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы.
3. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.
4. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.
5. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.
6. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.
7. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ-компетенции.
Список литературы:
-
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: Аркти, 2003.
-
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М.: Аркти, 2007.
-
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2003.
-
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: «Сентябрь», 2003.
-
Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2003. № 3.
-
Рождественская И.В. Межпредметный элективный курс "Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности" //Исследовательская работа школьников.-2005.-№4.