• Преподавателю
  • Математика
  • Выступление: Развитие пространственного мышления на уроках геометрии у обучающихся - нестандартные приёмы

Выступление: Развитие пространственного мышления на уроках геометрии у обучающихся - нестандартные приёмы

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие пространственного мышления на уроках геометрии у обучающихся - нестандартные приёмы.

Пространственное мышление обеспечивается различными психическими процессами, такими как восприятие (первоосновой которого является ощущение), внимание, память, воображение при обязательном участии речи. Ведущую роль играют логические приемы мышления: сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование.

Мы живем в трехмерном пространстве. Очень часто в процессе своей деятельности человек сталкивается с необходимостью представить внешний вид, структуру объекта окружающего мира. Многие профессии - закройщики, конструктор, архитектор, хирург - требуют от человека умения мысленно производить пространственные преобразования, хорошо ориентируясь в пространстве, видимым или воображаемом.

При работе с умственно отсталыми детьми, все педагоги сталкиваются с практически полным отсутствием у них пространственных представлений (почти 100% плохо ориентируются во всех направлениях пространства). Это связано с не закреплённостью пространственных представлений на уровне лексики, а так же с грубым нарушением восприятия пространства в целом. В связи с этим, педагогам, занимающимся с умственно отсталыми детьми, зачастую приходится формировать пространственные представления школьников с «нуля», потому что без данной базы занятий ни по какому предмету не получится.

Формирование пространственных представлений учащихся имеет большое значение для их дальнейшего развития. В специальном федеральном государственном образовательном стандарте II поколения сказано: «целью образования детей с ОВЗ, в наиболее общем смысле, является введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства». Для практической реализации данной цели, на каждом этапе обучения и в каждой из семи содержательных областей происходит реализация «жизненных» и «академических» компетенций. Развитию пространственных представлений внимание уделяется на всех уроках, но более всего этому способствуют уроки математики. В ФГОС указано, что на уроках математики учащиеся должны овладеть способностью использовать математические знания, при решении соответствующих их возрасту житейских задач (ориентировка в пространстве и использование мер измерения какого-либо пространства, времени и др., в разных видах повседневной практической деятельности.

В связи с тем, что наличие представлений о пространстве и пространственного воображения, является одним из основных показателей успешности учащегося в области математики, задача формирования этого вида мышления, традиционно является одной из главных задач математического образования ребёнка. Так же эта задача связывается с изучением геометрического материала, как в начальной, так и в средней школе (формирование четких представлений и первичных понятий о таких геометрических фигурах, как точка, прямая, отрезок прямой, ломаная линия, угол, многоугольник, круг) .

Работа по формированию пространственных представлений у детей с умственной отсталостью, должна быть систематичной (поурочной) и включать в себя применение тщательно подобранных, постепенно усложняющихся упражнений, различного вида заданий. Всё это, главным образом, включают в себя уроки математики.

Одним из приёмов развития пространственного мышления мы выбрали - использование на уроках геометрии техники оригами.

Оригами помогают проведению коррекционной работы с детьми, имеющими недостатки в развитии речи: развивают психические процессы, мелкую моторику пальцев рук, способствует формированию произвольного поведения, социальной адаптации, помогает раскрыть способности ребенка, познать окружающий мир

Оригами-это искусство, которое:

● развивает память (так как последовательность действий чаще всего держится в уме), способствует концентрации внимания и самодисциплине (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления);

● помогает развивать художественный вкус и логику;

● эффективно способствует формированию пространственного воображения;

● активизирует мыслительные процессы;

● совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев;

● развивается глазомер;

● дисциплинирует;

● воспитывает усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу;

● способствует формированию добрых чувств к близким, и дает возможность выразить эти чувства через сделанные своими руками подарки;

● влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки;

Еще одним полезным качеством, которое помогают приобретать бумажные фигурки - это усидчивость. Бумажные игрушки требуют от своего создателя кропотливой работы, а у детей даже самые простые модели не всегда получаются с первого раза. Чтобы сложить фигурку, ребенку придется постараться и потратить на работу некоторое время. Это учит ребенка концентрироваться на актуальной задаче, стараться и добиваться успеха.

Еще одной образовательной ценностью оригами является тот факт, что при работе над игрушкой ребенок в игровой форме изучает понятия геометрии. Дети получают представления о геометрических фигурах и различиях между ними, узнают новые понятия (сторона, угол, параллельная линия, диагональ). Оригами дает возможность объяснить детям наглядно, что такое целое и его части, а также учит разбивать целое пополам, на три, четыре и более частей. На примере сложенного листа бумаги педагог может легко объяснить детям, что такое половина, одна треть или четверть и как та или иная часть соотносится с целым.

Список используемой литературы:

1) Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения.

2) Выготский Л. С. Педагогическая психология.

3) Выгонов В.В. Технология Оригами. 1-4 классы-М: Издательство «Экзамен» ,2013 - 95.

4) Кадаяс Х.-М. X. Особенности пространственного мышления учащихся с художественными и математическими склонностями - М, 2005г.

5) Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. М, 2005г.

6) Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Т. Г. - «Первые шаги в геометрии». - М.: Открытый мир1995.



ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа- интернат.











Развитие пространственного мышления на уроках геометрии обучающихся - нестандартные приёмы.









Подготовили:

Меркушева В. И.

Проскурина А.П.

Учителя математики

1квалификационная категория.

Г. Черногорск 2015г.



© 2010-2022