Статья «Новые подходы в обучении»

В статье рассказывается о том как можно посредством новых подходов улучшить преподавание предмета математики. Каждому учителю хочется, чтобы на его уроке глаза детей горели от интереса к предмету, чтобы дети могли говорить без страха быть непонятыми, могли слушать и быть услышанными. Этому способствуют внедрение новых принципов в обучении через организацию деятельностного подхода и создания доверительной среды. Немалое место уделяется развитию коммуникативных навыков как условию развития творчес...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Акпарова Жанар Егимбаевна

Статья «Новые подходы в обучении»Статья «Новые подходы в обучении»

«Новые подходы в обучении»

Чтобы у школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. А в наше время только творческий человек, нестандартно мыслящий, может достичь успеха.

Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности - это, то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни - стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я». Развитие поисковой активности и познавательного интереса - это главное условие уверенности в себе. Организуя учебный процесс, я должна обязательно учитывать все те условия, при которых формируются поисковая активность и познавательный интерес. Тогда можно гарантировать, что в школьнике развивается уверенность в себе, а значит, сформируется личность, обладающая необходимыми качествами.Поэтому темой исследования я выбрала «Влияние развития коммуникативных навыков на творческие способности учащихся 5 классов на уроке математики».

Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся - обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее. Данным умениям мои дети учились на первом и втором задании при создании кластера для определения понятий «выражение» , «площади». Данные умения очень важны для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план. В математике очень важное умение продемонстрировать эти знания.

Успех человека зависит не только от силы его характера и жизненного везения. Во многих делах определяющим фактором являются наши взаимоотношения с окружающими. В частности это наши коммуникативные способности, и от того, насколько они развиты, зависит успешность человека в трудовой деятельности и других различных областях жизни. Формирование коммуникативных способностей у человека начинается почти с рождения. Чем раньше ребенок научится говорить, тем проще будет его взаимодействие с окружающими. Коммуникативные способности личности у каждого человека формируются индивидуально. Влияющими факторами здесь являются взаимоотношения с родителями, сверстниками, позже с руководством и коллегами по работе, а также собственная социальная роль человека в обществе. Если будучи ребенком человек не получал должной поддержки со стороны близких, и не смог приобрести опыт коммуникации, он может вырасти замкнутым и неуверенным в себе. Это значит, что его коммуникативные способности общения будут находиться на низком уровне. Выходом из этой ситуации является развитие навыков общения и поведения в обществе. В этом отношении существуют проблемы в моем классе, которые выявились в ходе проведения диагностик. Это адаптация новичков, демонстративный отказ от совместного действия некоторых учащихся, существование в классе отверженных учащихся, страх самовыражения, негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя в демонстрации своих возможностей (Динара К., Серик Д., Рахат А), неумение слушать, невнимательность, недобросовестное выполнение каких-либо поручений и заданий, неумение всех ребят участвовать в диалоге: некоторые предпочитают «отсиживаться», «отмалчиваться»; затрудняются чётко излагать свои мысли, их ответы сбивчивые, непоследовательные. Все эти проблемы мне пришлось решать в течение практики.

Успешность обучения и преподавания заключается в создании атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения. Для создания этой атмосферы мною были проведены ряд наблюдений за учащимися, проведены тренинги по сплочению коллектива и создания атмосферы доброжелательности. Контингент учащихся неоднородный: есть учащиеся, которые проживают в дорогих особняках и имеют домработниц, а есть ученики, проживающие в малосемейных общежитиях или в ветхих маленьких домиках. В течение этой практики я регулярно проводила занятия по созданию коллектива, по адаптации двоих вновь прибывших ребят. Проводила занятия по формированию умений задавать вопросы, составлять ментальную карту. Учащиеся свободно общаются друг с другом, но речь односложная. Поэтому одно занятие мы провели с ребятами по созданию предложений, позволяющих красиво выразить свои мысли. Ребятам очень понравилось. Интересно, что сразу же на следующем занятии каждый пытался проговорить предложения по форме. Ребятам понравилось говорить и понравилось слушать друг друга. Нужно будет продолжить работу по развитию коммуникативных способностей и их видов.. Так как они испытывают трудности при анализе текстовых задач.

Структура коммуникативных способностей включает в себя следующие виды:

  • информационно-коммуникативная. Способность начать, поддержать и завершить беседу, а также привлечь внимание собеседника, использовать вербальные и невербальные средства общения;

  • аффективно-коммуникативная. Способность заметить эмоциональное состояние партнера и правильно на него отреагировать, проявлять уважение и отзывчивость к собеседнику;

  • регуляционно-коммуникативная. Способность помогать партнеру в беседе и принимать помощь от других, уметь решать конфликты, используя адекватные методы.

Их можно развивать в любом возрасте. На моих уроках я попробовала реализовать все этапы развития коммуникативных навыков. Первый этап психолого- информационный - направлен на установление психологического контакта в группе, изучение интересов обучающихся, формирование умений работать в группе, находить, обрабатывать и структурировать информацию, отбирать релевантные факты, выделять главное в большом количестве информации -на всех уроках и внеурочное время при создании коллаборативной среды. Комплекс условно-коммуникативных упражнений ориентирован на формирование умений совершать поэтапный переход от непосредственного понимания содержания аутентичных материалов, их анализа к использованию полученной информации в речевой практике. Упражнения направлены на развитие умений находить, обрабатывать и структурировать информацию, восполнение информационных пробелов при взаимодействии с партнерами, выделение предмета обсуждения , формулирование аргументов и выводов. Исходя из данного положения, на уроках всегда присутствовал мотивационный этап, где дети заряжались позитивом. На этапе рефлексии использовалась стратегия «Две звезды, одно желание». Они помогают научиться сглаживать конфликты, развить убедительную речь, приобрести навыки эффективной самопрезентации и повысить доверие. Для достижения большей эффективности, упражняться в умении строить коммуникацию можно выполнять в классе. Чтобы понять, как развивать коммуникативные способности приведем несколько примеров.

  1. Упражнение "Желание". Помогает отработать коммуникативные умения и навыки. Каждый человек в компании пишет на листке свое желание. Задача: заставить партнера его выполнить, не говоря о самом желании ни слова, затем продемонстрировать то, что написано на листке.

  2. Упражнение «Выйди из скорлупы». Помогает обрести навыки убеждения. Человек, имеющий слабые коммуникативные способности встает посреди комнаты в очерченный круг. Задача товарищей выманить его из этого круга, используя для убеждения различные аргументы. Например, торговаться, предлагать или обещать что-либо взамен. Само упражнение можно снять на видеокамеру, а затем разобраться, как вел себя человек в круге, а также какие техники и приемы убеждения были использованы.

  3. Эссе «как бы я помог(ла) детям, если бы был(а) учителем…»

  4. «Ассоциации на слова «домашнее задание», «портфель ученика», «ученическая тетрадь», «я и будущее»»- помогают узнать о внутреннем состоянии и ожиданиях учеников.

  5. «климат в классе-времена года»-помогает определить степень комфортности класса ученика в классе.

  6. «Как я учусь и как мне помочь улучшить обучение»

Интересно заметить, что ребята очень ответственно подошли к самооценке. К примеру Юра-ученик с средним уровнем успеваемости написал, что учиться лучше ему мешают компьютер и желание спать. И тут же предлагает решение данной проблемы: поставить пароль на компьютеры и ложиться раньше спать. Значит нужно прислушиваться к голосу ученика, потому что он очень объективно оценивают себя и своих одноклассников, а приемы для повышения мотивации, предложенные самими детьми действеннее

Второй этап деятельность под руководством преподавателя - включает формирование умений презентации элементов и результатов групповой или индивидуальной деятельности, его обсуждение в группе с использованием дискуссионных метакоммуникационных сигналов и оценки его практической значимости. На этом этапе обучения используются условно-коммуникативные упражнения и коммуникативные задания: на структурирование ответа ; 3) на структурирование и выбор речевых формул в соответствии с интенциями говорящего; 4) на активизацию метакоммуникационных средств; 5) на обучение речевому и неречевому поведению в ситуациях групповой работы, проведения дискуссии и презентации; 6) на выбор стилистически адекватных речевых средств; 7) на формирование умений выдвижения идей; 8) на закрепление речевых навыков и умений, необходимых для обсуждение проблем, дискуссии, ролевые игры, симуляции. При частом опросе обогащается лексический состав языка учеников, В своей практике раньше я использовала опрос, направленный на получение правильного односложного ответа. Я получаю от учеников заученный правильный ответ и радуюсь, а они ответили и забыли. Как показывает практика, прочности знаний данный вид опроса не гарантирует. Анализируя свои вопросы и ознакомившись с модулями «Новые подходы в обучении» и «Критическое мышление», поняла, что можно построить вопрос так, чтобы ребята, ища ответ, задумывались над структурой темы, основами знаний. Речь в классе оказывает большое влияние на обучение («Руководство для учителя» Барнс). Хотя мои дети маленькие, они пытаются учиться правильно говорить. Для этого я провела внеклассное занятие, на котором учащиеся, проанализировав заснятые на видео первые занятия, пришли к мнению, что нужно учиться формулировать предложения. Вместе с ними мы составили несколько видов клише «Как начать свой ответ». Роль учителя- поддержать социальную вовлеченность в процесс обучения- решающая для развития ученика ( «Руководство для учителя», Выготский).. Минимально управляемые со стороны преподавателя задания открытого типа предполагают большую свободу учащихся в определении содержания высказывания, в выборе и комбинировании языковых средств, отличаются творческим характером, так как ориентированы на личность обучающегося, на развитие его исследовательской, творческой, познавательной деятельности. Такие вопросы я использовала на этапах актуализации знаний. Сейчас я стараюсь составлять разные виды вопросов, по таксономии Б.Блума. Пока только получаются ответы низкого и среднего уровня познания и мышления. Но на 2 и 3 уроке задавала вопросы дающие возможность рассуждать, сравнивать :

- Что общего между предложениями в русском языке и выражениями в математике?

Задавала вопросы на оценку:

Зона ближайшего развития- навыки и способности, развиваемые учеником, диапазон заданий, которые он не может решить. Поэтому все вопросы должны быть в зоне его ближайшего развития. Но после каждого этапа беседы нужно делать выводы с учениками, чтобы дети видели процесс и результат бесед, а не просто говорили. Беседа в обучении не односторонний, а взаимный процесс. («Руководство для учителя» Александер) Тогда он перерастает в диалог.

В диалоге равноправные партнеры заинтересованы в совместном приобретении знаний, который, по мнению Мерсера является процессом «обмена мыслями». Анализируя уроки, можно заметить, что характер бесед, проводимых мной на уроке, исследовательский. Используется работа в малых группах с общей проблемой, думают вместе, размышляют вслух, выдвигают гипотезы и рассуждения. На этапе вызова я предлагала учащимся составить вопросы к данной теме.

- Что общего и чем они отличаются?

- Какие приемы решения необходимы для решения данной задачи?

- Какой прием решения дает полный ответ на данную задачу?

-Как нужно изменить данные, чтобы ответ получился таким..?

-Как нужно изменить данные, чтобы решение было таким…?

Затем, выделяя главные вопросы, мы переходили к формулированию целей урока. Постановка вопросов это ключевой навык для достижения понимания. Для достижения полного и глубокого понимания можно задавать открытые и закрытые вопросы. Поэтому очень важно применять диалоговое обучение на этапе рефлексии. По характерам ответов дети могут сделать соответствующие выводы по теме.

- По вашему мнению данное решение правильно? Аргументируйте свой ответ.

На всех стадиях работы группы особое внимание уделяется формированию метакоммуникационных умений, оптимизации которых способствуют разнообразные наглядные средства по разделам «Презентация» и «Дискуссия», к которым школьники могут постоянно обращаться. Для эффективности групповой или индивидуальной коммуникации используются карты оценки коммуникации. Для создания обратной связи я использовала листы оценивания.

Коммуникативные навыки, можно применить на любой работе независимо от сферы деятельности. Технические навыки необходимы для получения работы, но для продвижения и успеха в карьере огромную роль играют коммуникативные навыки. Не так давно бизнес-консультантами был разработан список навыков, полезных на любой работе. Коммуникативные навыки, обеспечивающие успех

Навык

Применение

Умение решать проблемы

Спокойное, рассудительное и творческое разрешение повседневных проблем, особенно межличностных конфликтов

Порядочность

Выполнение обязанностей при строгом соблюдении норм этики и понимании, что хорошо, а что плохо; верность своим моральным принципам

Открытость

Усвоение новых идей, адаптация к новым реалиям бизнеса

Способность убеждать

Умение выслушать других и убедить их в правильности своей точки зрения спокойно, не повышая голос

Лидерство

Способность брать на себя ответственность за решение поставленных задач, умение привлекать к этому других; поддержка и обеспечение подчиненных всем необходимым для работы

Постоянное обучение

Профессиональный рост и самосовершенствование

.

За период практики в школе я поняла, что совместные усилия всех учителей в коллективе по созданию коллаборативной среды может, подобно резонансу, откликнуться в сердцах учеников и направить его усилия на сознательное приобретение знаний, поможет понять и взять на себя ответственность за собственное обучение таким образом, чтобы они могли продолжить обучение самостоятельно. В этом смысле, курсы нового формата стали проводником обеспечивающим учителей знаниями и практической готовностью по организации процесса обучения, способствующего формированию учеников навыков самостоятельного обучения, саморегуляции; становлению их активными гражданами и специалистами, компетентными в сфере информационных технологий, способными к конструктивному диалогу в различных аудиториях, успешному функционированию в современном мире. Это помогает выработать у нас навыки критического размышления (рефлексии) о своей практике, способности к самосовершенствованию. Уверена, что результатом наших усилий, несомненно, будет повышение образовательного потенциала учеников внутри школы и за пределами.

8



© 2010-2022