- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по алгебре
Рабочая программа по алгебре
Раздел | Математика |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Колотовкина Л.А. |
Дата | 14.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Рассмотрено
Руководитель МО
МБОУ «СОШ № 4» ___________
З.Л.Масалова
Протокол №1 от ________
«_____»___________20__ г._
Согласовано
Заместитель директора
по НМР
________________________
Т.Ф. Колесникова
«_____»___________20__ г._
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ № 4»
___________________________
Л. А. Колотовкина
Приказ №___________________
«_____»___________20__ г._
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Колотовкиной Ларисы Анатольевны,
учителя высшей категории
по учебному курсу АЛГЕБРА
для 7 класса
( 4 часа в неделю)
базовый уровень
Рабочая программа составлена на основе
Примерной государственной программы для образовательных учреждений. Алгебра 7 - 9 классы. Составитель Бурмистрова Т.А. М., «Просвещение», 2011 , 95 г.
Программы для общеобразовательных учреждений. Математика. Составители Кузнецова Г.М., Миндюк Н.Г. М., «Дрофа», 2004 г.
Учебник «Алгебра - 7 кл.», Макарычев Ю.Я. и др., М. «Просвещение», 2008 г.,
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Математика является одним из основных, системообразующих предметов школьного образования. Такое место математики среди школьных предметов обусловливает и её особую роль с точки зрения всестороннего развития личности учащихся. При этом когнитивная составляющая данного курса позволяет обеспечить как требуемый государственным стандартом необходимый уровень математической подготовки, так и повышенный уровень, являющийся достаточным для углубленного изучения предмета.
Вместе с тем очевидно, что положение с обучением предмету «Математика» в основной школе требует к себе самого серьёзного внимания.
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития:
-
Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
-
Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
-
Формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
-
Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
-
Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
-
Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении:
-
Развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
-
Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении:
-
Овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
-
Создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям.
Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.
Исторически сложились две стороны назначения математического образования: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определенным методом познания и преобразования мира - математическим методом.
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно-емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
В курсе алгебры можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика; алгебра; функции; вероятность и статистика. Наряду с этим в содержание включены два дополнительных методологических раздела: логика и множества; математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую основные содержательные линии. При этом первая линия - «Логика и множества» - служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая - «Математика в историческом развитии» - способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.
Содержание линии «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики, способствует развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием первичных представлений о действительном числе.
Содержание линии «Алгебра» способствует формированию у учащихся математического аппарата для решения задач из разделов математики, смежных предметов и окружающей реальности. Язык алгебры подчёркивает значение математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира.
Развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, и овладение навыками дедуктивных рассуждений также являются задачами изучения алгебры. Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству. В основной школе материал группируется вокруг рациональных выражений.
Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Раздел «Вероятность и статистика» - обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности-умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе и простейших прикладных задачах. При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
-развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
-овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
-изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
- развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами; получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
-развить логическое мышление и речь - умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Место предмета в Федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебры на ступени основного общего образования в 7 классе отводится 4 часа, всего 140 ч.
В рабочей программе предусмотрено 10 контрольных работ:
«Выражения, тождества, уравнения»
«Функции»
«Степень с натуральным показателем»
«Многочлены»
«Формулы сокращенного умножения»
«Системы линейных уравнений»
«Повторение курса 7 класса»
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся, перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
-
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
-
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения; исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач; ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства; проведения доказательных рассуждении, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: « знать/понимать », « уметь », « использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». Последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.
Рабочая учебная программа курса разработана на основе Примерной программы основного общего образования (базовый уровень) с учетом требования федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Тематическое планирование составлено с УМК на основе государственной программы по математике для общеобразовательных учреждений.
Целью изучения курса алгебры в VII-IX классах является развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники и др.), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников. В ходе изучения курса учащиеся овладевают приемами вычислений на калькуляторе.
Курс характеризуется повышением теоретического уровня обучения, постепенным усилением роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений. Прикладная направленность курса обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению практических задач.
В 7 а классе обучается 25 учащихся, из них с индивидуальным подходом 2 ученика, а в 7 б классе обучается 25 человек, 2 ребенка находятся на индивидуальном обучении, и 3 ученикам рекомендован индивидуальный подход. Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения, как правило, оказываются для детей с ОВЗ непосильными. Отсутствие у отстающих учащихся минимального фонда знаний по математике, несформированность приемов учебной деятельности, основных операций мышления не позволяют им активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к учебе.
Цели обучения математике для детей с ОВЗ следующие:
-
овладение комплексом минимальных математических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, продолжения обучения в классах общеобразовательных школ;
-
развитие логического мышления, пространственного воображения;
-
формирование предметных основных общеучебных умений.
Основой обучения детей с ОВЗ является изучение особенностей личности каждого ученика, создание оптимального психологического режима на уроке, выявление пробелов в знаниях учащихся и помощь в их ликвидации, включение ученика в активную учебную деятельность, формирование заинтересованности и положительного отношения к учебе.
Особенности программы следующие:
-
в основу положена программа по математике для общеобразовательных учреждений;
-
проведена корректировка содержания программы в соответствии с целями обучения для детей с ОВЗ;
-
реализовано систематическое включение блоков повторения изученного материала перед основными темами;
-
индивидуальные дифференцированные задания.
Содержание учебной дисциплины
алгебра 7 класс, 4 часа в неделю, всего 140 часов.
Содержание курса алгебры 7 класса включает в себя следующие темы:
-
Выражения, тождества, уравнения - 26 часов
-
Функции - 18 часов
-
Степень с натуральным показателем - 18 часов
-
Многочлены - 23 часа
-
Формулы сокращенного умножения - 27 часа
-
Системы линейных уравнений - 17 часов
-
Повторение курса 7 класса - 11 часов
Тема 1. Выражения, тождества, уравнения
(26 ч. из них контрольная работа 2 ч)
Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Статистические характеристики.
Основная цель - систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной.
Первая тема курса 7 класса является связующим звеном между курсом математики 5 - 6 классов и курсом алгебры. В ней закрепляются вычислительные навыки, систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях выражений и решении уравнений.
Нахождение значений числовых и буквенных выражений дает возможность повторить с учащимися правила действий с рациональными числами. Умения выполнять арифметические действия с рациональными числами являются опорными для всего курса алгебры. Следует выяснить, насколько прочно овладели ими учащиеся, и в случае необходимости организовать повторение с целью ликвидации выявленных пробелов. Развитию навыков вычислений должно уделяться серьезное внимание и в дальнейшем при изучении других тем курса алгебры.
В связи с рассмотрением вопроса о сравнении значений выражений расширяются сведения о неравенствах: вводятся знаки и , дается понятие о двойных неравенствах.
При рассмотрении преобразований выражений формально-оперативные умения остаются на том же уровне, учащиеся поднимаются на новую ступень в овладении теорией. Вводятся понятия «тождественно равные выражения », «тождество», «тождественное преобразование выражений», содержание которых будет постоянно раскрываться, и углубляться при изучении преобразований различных алгебраических выражений. Подчеркивается, что основу тождественных преобразований составляют свойства действий над числами.
Усиливается роль теоретических сведений при рассмотрении уравнений. С целью обеспечения осознанного восприятия учащимися алгоритмов решения уравнений вводится вспомогательное понятие равносильности уравнений, формулируются и разъясняются на конкретных примерах свойства равносильности. Дается понятие линейного уравнения и исследуется вопрос о числе его корней. В системе упражнений особое внимание уделяется решению уравнений вида ах = b при различных значениях а и b. Продолжается работа по формированию у учащихся умения использовать аппарат уравнений как средство для решения текстовых задач. Уровень сложности задач здесь остается таким лее, как в 6 классе.
Изучение темы завершается ознакомлением учащихся с простейшими статистическими характеристиками: средним арифметическим, модой, медианой, размахом. Учащиеся должны уметь использовать эти характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях.
Тема 2. Функции
(18 ч. из них контрольная работа 1 ч)
Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и ее график.
Основная цель - ознакомить учащихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.
Данная тема является начальным этапом в систематической функциональной подготовке учащихся. Здесь вводятся такие понятия, как функция, аргумент, область определения функции, график функции. Функция трактуется как зависимость одной переменной от другой. Учащиеся получают первое представление о способах задания функции. В данной теме начинается работа по формированию у учащихся умений находить по формуле значение функции по известному значению аргумента, выполнять ту же задачу по графику и решать по графику обратную задачу.
Функциональные понятия получают свою конкретизацию при изучении линейной функции и ее частного вида - прямой пропорциональности. Умения строить и читать графики этих функций широко используются как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии и физики. Учащиеся должны понимать, как влияет знак коэффициента на расположение в координатной плоскости графика функции у = kx, где к 0, как зависит от значений k и b взаимное расположение графиков двух функций вида y = kx + b
Формирование всех функциональных понятий и выработка соответствующих навыков, а также изучение конкретных функции сопровождаются рассмотрением примеров реальных зависимостей между величинами, что способствует усилению прикладной направленности курса алгебры.
Тема 3. Степень с натуральным показателем
(18 ч. из них контрольная работа 1 ч)
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у = х2, у = х3 и их графики.
Основная цель - выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
В данной теме дается определение степени с натуральным показателем. В курсе математики 6 класса учащиеся уже встречались с примерами возведения чисел в степень. В связи с вычислением значений степени в 7 классе дается представление о нахождении значений степени с помощью калькулятора. Рассматриваются свойства степени с натуральным показателем. На примере доказательства свойств ат ап = аm + п, ат : ап = ат- п, где т > п, (ат)п - атп, (аb)п = апbп учащиеся впервые знакомятся с доказательствами, проводимыми на алгебраическом материале. Указанные свойства степени с натуральным показателем находят применение при умножении одночленов и возведении одночленов в степень. При нахождении значений выражений, содержащих степени, особое внимание следует обратить на порядок действий.
Рассмотрение функций у = х2, у = х3 позволяет продолжить работу по формированию умений строить и читать графики функций. Важно обратить внимание учащихся на особенности графика функции у = х2: график проходит через начало координат, ось Оy является его осью симметрии, график расположен в верхней полуплоскости.
Умение строить графики функций у = х2 и y = х3 используется для ознакомления учащихся с графическим способом решения уравнений.
Тема 4. Многочлены
(23 ч. из них контрольная работа 2 ч)
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.
Основная цель - выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.
Данная тема играет фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Формируемые здесь формально-оперативные умения являются опорными при изучении действий с рациональными дробями, корнями, степенями с рациональными показателями.
Изучение темы начинается с введения понятий многочлена, стандартного вида многочлена, степени многочлена. Основное место в этой теме занимают алгоритмы действий с многочленами - сложение, вычитание и умножение. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена. Действия сложения, вычитания и умножения многочленов выступают как составной компонент в заданиях на преобразования целых выражений. Поэтому нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям прежде, чем усвоены основные алгоритмы.
Серьезное внимание в этой теме уделяется разложению многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки. Соответствующие преобразования находят широкое применение как в курсе 7 класса, так и в последующих курсах, особенно в действиях с рациональными дробями.
В данной теме учащиеся встречаются с примерами использования рассматриваемых преобразований при решении разнообразных задач, в частности при решении уравнений. Это позволяет в ходе изучения темы продолжить работу по формированию умения решать уравнения, а также решать задачи методом составления уравнений. В число упражнений включаются несложные задания на доказательство тождества.
Тема 4. Формулы сокращенного умножения
(27 ч. из них контрольная работа 2 ч)
Формулы (а ± b)2 = а2± 2аb + b2, (а ± b)3 = a3 ± 3a2b + 3ab2 ± b3, (а ± b) (a2 + ab + b2) = а3 ± b3. Применение формул сокращенного умножения в преобразованиях выражений.
Основная цель - выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.
В данной теме продолжается работа по формированию у учащихся умения выполнять тождественные преобразования целых выражений. Основное внимание в теме уделяется формулам (а -b) (а + b) = а2 -b2, (а ± b)2 = а2 ± 2ab +b2. Учащиеся должны знать эти формулы и соответствующие словесные формулировки, уметь применять их как «слева направо», так и «справа налево».
Наряду с указанными рассматриваются также формулы (а ± b)3 = a3 ± 3a2b + 3ab2 ± b3,
(а ± b) (a2 + ab + b2) = а3 ± b3 Однако они находят меньшее применение в курсе, поэтому не следует излишне увлекаться выполнением упражнений на их использование.
В заключительной части темы рассматривается применение различных приемов разложения многочленов на множители, а также использование преобразований целых выражений для решения широкого круга задач.
Тема 4. Системы линейных уравнений
(17 ч. из них контрольная работа 1 ч)
Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.
Основная цель - ознакомить учащихся со способом решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
Изучение систем уравнений распределяется между курсами 7 и 9 классов. В 7 классе вводится понятие системы и рассматриваются системы линейных уравнений.
Изложение начинается с введения понятия «линейное уравнение с двумя переменными». В систему упражнений включаются несложные задания на решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах.
Формируется умение строить график уравнения а + by = с, где (a 0 или b 0, при различных значениях а, b, с. Введение графических образов дает возможность наглядно исследовать вопрос о числе решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными.
Основное место в данной теме занимает изучение алгоритмов решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки и способом сложения. Введение систем позволяет значительно расширить круг текстовых задач, решаемых с помощью аппарата алгебры. Применение систем упрощает процесс перевода данных задачи с обычного языка на язык уравнений.
Тема 10. Повторение курса 7 класса. Решение задач
(11 ч. из них контрольная работа 1 ч).
Тематическое планирование.
№ п/п
тема
Кол-во часов
Контр. работа
1
Выражения, тождества, уравнения
24
2
2
Функции
17
1
3
Степень с натуральным показателем
17
1
4
Многочлены
21
2
5
Формулы сокращенного умножения
25
2
6
Системы линейных уравнений
16
1
7
Повторение курса 7 класса
10
1
Итого:
130
10
Всего:
140
Требования к уровню подготовки семиклассников
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
-
что уравнения - это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики;
-
что функция - математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами и описывать и изучать большое разнообразие реальных зависимостей;
-
что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
уметь:
-
правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, рациональное, положительное и др.; переходить от одной формы записи чисел к другой;
-
сравнивать числа, выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значения степеней;
-
правильно употреблять термины: «выражение», «тождественное преобразование», «функция», «аргумент», «значение функции», «область определения», «уравнение», «неравенство», «система», «угловой коэффициент прямой», др.;
-
выполнять действия с числовыми выражениями, со степенями с натуральными показателями, с одночленами и многочленами;
-
преобразовывать выражения с переменными, в частности, применять формулы сокращённого умножения;
-
решать линейные уравнения и системы уравнений с двумя переменными, линейные неравенства с одной переменной и их системы;
-
решать текстовые задачи с помощью составления уравнения;
-
находить значение функции, зная значение аргумента и решать обратную задачу;
-
строить графики линейной функции, прямой пропорциональности, зависимостей у = х2 и
у = х3;
-
решать задачи на применение свойств смежных и вертикальных углов, параллельных прямых, равнобедренного треугольника, признаков равенства треугольников, теоремы о сумме углов треугольника;
-
выполнять несложные построения с помощью циркуля и линейки;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для решения несложных практических задач, в том числе с использованием справочных материалов, калькулятора, компьютера;
-
устной прикидки и оценки результатов вычислений; проверки результатов вычислений с использованием различных приёмов;
-
интерпретации результатов решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Критерии и нормы оценки знаний умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний
1. Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:
-
при ответе обнаруживает осознанное усвоение изученного учебного материала и умеет им самостоятельно пользоваться;
-
производит вычисления правильно и достаточно быстро;
-
умеет самостоятельно решить задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи);
-
правильно выполняет практические задания.
Оценка «4» ставится обучающемуся, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но:
-
обучающийся допускает отдельные неточности в формулировках;
-
не всегда использует рациональные приемы вычислений.
При этом ученик легко исправляет эти недочеты сам при указании на них учителем.
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он показывает осознанное усвоение более половины изученных вопросов, допускает ошибки в вычислениях и решении задач, но исправляет их с помощью учителя.
Оценка «2» ставится обучающемуся, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с решением задач и вычислениями даже с помощью учителя.
Оценка «1» ставится обучающемуся в том случае, и он обнаруживает полное незнание программного материала или не приступает к его выполнению.
2. Письменная проверка знаний, умений и навыков
При проверке письменных работ по математике следует различать грубые и негрубые ошибки.
К грубым ошибкам относятся:
-
вычислительные ошибки в примерах и задачах;
-
ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий;
-
неправильное решение задачи (пропуск действий, неправильный выбор действий, лишние действия);
-
недоведение до конца решения задачи или примера.
-
Невыполненное задание считается грубой ошибкой.
К негрубым ошибкам относятся:
-
нерациональные приемы вычислений;
-
неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи;
-
неверно сформулированный ответ задачи;
-
неправильное списывание данных (чисел, знаков);
-
недоведение до конца преобразований.
При оценке работ, включающих в себя проверку вычислительных навыков, ставятся следующие оценки:
оценка «5» ставится, если работа выполнена безошибочно;
оценка «4» ставится, если в работе допущены 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки;
оценка «3» ставится, если в работе допущены 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибок;
оценка «2» ставится, если в работе допущено 4 и более грубых ошибок;
оценка «1» ставится, если все задания выполнены с ошибками.
При оценке работ, состоящих только из задач:
оценка «5» ставится, если задачи решены без ошибок;
оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки;
оценка «3» ставится, если допущены 1 грубая и 3-4 негрубые ошибки;
оценка «2» ставится, если допущено 2 и более грубых ошибок;
оценке «1» ставится, если задачи не решены.
При оценке комбинированных работ:
оценка «5» ставится, если работа выполнена безошибочно;
оценка «4» ставится, если в работе допущены 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубой ошибки не должно быть в задаче;
оценка «3» ставится, если в работе допущены 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, но при этом ход решения задачи должен быть верным;
оценка «2» ставится, если в работе допущены 4 грубые ошибки;
оценка «1» ставится, если ученик выполнил все задания с ошибками.
Математический диктант.
Оценка "5" ставится:
- вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
Оценка "4" ставится:
- не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа.
Оценка "3" ставится:
- не выполнена 1/4 часть примеров от их общего числа.
Оценка "2" ставится:
- не выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа.
Тест.
Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий
Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий
Оценка "3" ставится за 60% правильно выполненных заданий
Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий
Примечания:
1. За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается. Эти ошибки принимаются во внимание учителем при оценке знаний по русскому языку.
2. За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на один балл, но не ниже оценки «3».
3. Итоговая оценка знаний, умений и навыков
1. За учебную четверть и за год знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются одним баллом.
2. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.
3. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень теоретических знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками. Однако ученику не может быть выставлена положительная итоговая оценка по математике, если все или большинство его текущих обучающих и контрольных работ, а также итоговая контрольная работа оценены • как неудовлетворительные, хотя его устные ответы оценивались положительно.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Интернет - ресурсы:
-
Я иду на урок математики (методические разработки) - режим доступа: festival.1september.ru
-
Уроки, конспекты - режим доступа pedsovet.ru
2. Информационно - коммуникативные средства:
-
Уроки математики 5 - 10 классы. Москва издательство «Глобус»
-
Тематическое планирование математика 5 - 11 классы. Издательство «Учитель»
3. Наглядные пособия:
-
Портреты великих ученных.
-
Демонстрационные таблицы по темам: «Формулы сокращенного умножения», «Свойства степени».
4. Технические средства обучения:
-
Компьютер.
-
Видеопроектор.
4. Специализированная мебель:
Компьютерный стол
Учебно-методическое обеспечение:
-
Сборник программ для образовательных учреждений. Алгебра 7 - 9 классы. Составитель Бурмистрова Т.А. М., «Просвещение», 2011 , 95 г. 95 стр.
-
Учебник «Алгебра - 7 кл.», Макарычев Ю.Я. и др., М. «Просвещение», 2008 г., 239 стр.
-
Программы для общеобразовательных учреждений. Математика. Составители Кузнецова Г.М., Миндюк Н.Г. М., «Дрофа», 2004 г.
-
Дидактические материалы по алгебре 7 класс. Звавич Л.И., и др. М. «Просвещение», 1991 г.
-
Математические диктанты для 5 - 9 классов. Арутюнян Е.Б. и др.,М., «Просвещение», 1991 г.
-
Тесты по алгебре 7 - 9 классы. Алтынов П.И. М. «Дрофа», 2001 г.
-
Проверочные задания по математике для учащихся 5 - 8 классов средней школы. Буланова Л.М., М., «Просвещение», 1992.
-
Ким Алгебра 7 класс. Москва «Вако» 2012 г. 96 стр.
-
Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5 - 11 классы Москва «Айрис - пресс» 2011 г. 295 стр.
-
Алгебра. Математические диктанты 7 - 9 классы. Автор - состовитель А.С. Конте. Волгоград «Учитель», 2012 г.
Рассмотрено
Руководитель МО
МБОУ «СОШ № 4» ___________
З.Л.Масалова
Протокол №1 от ________
«_____»___________20__ г._
Согласовано
Заместитель директора
по НМР
________________________
Т.Ф. Колесникова
«_____»___________20__ г._
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ № 4»
___________________________
Л. А. Колотовкина
Приказ №___________________
«_____»___________20__ г._
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по АЛГЕБРЕ
Класс 7 а
Учитель Колотовкина Лариса Анатольевна,
Всего 140 часов, 4 ч/неделя.
Плановых контрольных уроков 10 ,
административных контрольных работ 2 часа.
Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Алгебра 7 - 9 классы, составитель Бурмистрова Т.А. М., «Просвещение», 2011 г.
учебник Алгебра - 7 класс, Макарычев Ю.Я. и др., М. «Просвещение», 2008 г.
2014 - 2015
Календарно - тематическое планирование 7 «А» класс
Кол - во часов
№ урока
Содержание учебного материала
Дата
Корректи -
ровка
26
Тема 1. Выражения, тождества, уравнения
2
1 - 2
Повторение
1
3
Числовые выражения.
1
4
Выражения с переменными.
1
5
Сравнения значений выражений.
2
6 - 7
Свойства действий над числами.
2
8 - 9
Тождества. Тождественные преобразования.
2
10 - 11
Решение задач.
1
12
Контрольная работа№1
по теме:
«Числовые выражения. Преобразование выражений»
2
13 - 14
Уравнение и его корни.
3
15 - 17
Линейное уравнение с одной переменной.
4
18 - 21
Решение задач с помощью уравнений.
1
22
Среднее арифметическое, размах и мода.
1
23
Медиана как статистическая характеристика.
1
24
Формулы.
1
25
Решение задач.
1
26
Контрольная работа №2
по теме: «Уравнения»
18
Тема 2. Функции.
1
27
Что такое функция.
2
28 - 29
Вычисление значений функции по формуле.
2
30 - 31
График функции.
2
32 - 33
Решение задач.
3
34 - 36
Прямая пропорциональность и ее график.
2
37 - 38
Линейная функция и ее график.
2
39 - 40
Задание функции несколькими формулами.
1
41
Решение задач. Математический диктант.
2
42 - 43
Решение задач.
1
44
Контрольная работа №3
по теме: «Функции»
18
Тема 3. Степень с натуральным показателем.
2
45 - 46
Определение степени с натуральным показателем.
3
47 - 49
Умножение и деление степеней
3
50 - 52
Возведение в степень произведения и степени.
2
53 - 54
Решение задач.
1
55
Одночлен и его стандартный вид.
2
56 - 57
Умножение одночленов.
1
58
Функции вида у = х 2 и у = х 3 и их графики.
1
59
О простых и составных числах.
2
60 - 61
Решение задач.
1
62
Контрольная работа №4
по теме:
«Степень с натуральным показателем»
23
Тема 4. Многочлены
2
63 - 64
Многочлен и его стандартный вид.
2
65 - 66
Сложение и вычитание многочленов.
2
67 - 68
Умножение одночлена на многочлен.
2
69 - 70
Вынесение общего множителя за скобки.
3
71 - 73
Решение задач.
1
74
Контрольная работ №5
по теме:
«Многочлен и его стандартный вид»
2
75 - 76
Умножение многочлена на многочлен.
2
77 - 78
Решение задач
2
79 - 80
Разложение многочлена на множители способом группировки.
2
81 - 82
Решение задач
2
83 - 84
Деление с остатком.
1
85
Контрольная работа №6
по теме: «Произведение многочленов»
27
Тема 5. Формулы сокращенного умножения.
2
86 - 87
Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений.
3
88 - 89
Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности.
3
90 - 92
Решение задач.
2
93 - 94
Умножение разности двух выражений на их сумму.
2
95 - 96
Разложение разности квадратов на множители.
2
97 - 98
Разложение на множители суммы и разности кубов.
1
99
Контрольная работа №7 по теме:
«Формулы сокращенного умножения»
3
100 - 102
Преобразование целого выражения в многочлен.
4
103 - 106
Применение различных способов для разложения на множители.
5
107 - 111
Решение задач.
1
112
Контрольная работа №8 по теме:
«Разложение на множители»
17
Тема 6. Системы линейных уравнений.
2
113 - 114
Линейные уравнения с двумя переменными.
2
115 - 116
График линейного уравнения с двумя переменными.
2
117 - 118
Системы линейных уравнений с двумя переменными.
2
119 - 120
Способ подстановки.
2
121 - 122
Способ сложения.
5
123 - 127
Решение задач с помощью систем уравнений.
1
128
Линейные неравенства с двумя переменными и их системы.
1
129
Контрольная работа по №9 теме:
«Системы линейных уравнений»
11
Тема 7. Повторение курса 7 класса.
2
130 - 131
Повторение. Выражения, тождества, уравнения. Функции.
2
132 - 133
Повторение. Степень с натуральным показателем. Многочлены.
2
134 - 135
Повторение. Формулы сокращенного умножения.
2
136 - 137
Повторение. Системы линейных уравнений.
1
138
Годовая контрольная работа
2
139 - 140
Решение задач.
140
Итого