» Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание смешанных чисел»

Урок разработан для учащихся 5 класса, обучающихся по УМК Н.Я. Виленкина по теме « Сложение и вычитание смешанных чисел». Данный урок проводила вторым по счету. На данном уроке использовала деятельностный метод обучения.Цели и задачи были определены с учетом особенностей психического развития школьников 11-12 лет ( ведущая деятельность -общение, стремление найти место среди одноклассников).Для актуализации знаний предложила решить примеры на сложение и вычитание смешанных чисел. Дети решали прим...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел

Цели:

1. Обучающие: Обеспечить условия для:

  • формирования способности к сложению и вычитанию смешанных чисел;

2. Развивающие: Обеспечить условия для:

  • самостоятельного добывания знаний, осмысленного отношения к своей деятельности;

  • самостоятельности мышления: выделять главное, видеть общую закономерность и делать обобщенные выводы;

  • формирования культуры учебной деятельности;

  • личностного саморазвития учащихся.

3. Воспитательные: Обеспечить условия для:

  • воспитания аккуратности;

  • воспитания ответственного отношения к учению;

  • воспитания культуры общения;

Тип урока: комбинированный

Методы организации учебной деятельности, применяемые на уроке:

Технологии: исследовательская деятельность

Методы исследования: наблюдение, анализ, сравнение, обобщение.

Форма организации учебной деятельности, применяемая на уроке: индивидуальная, групповая.

Оборудование:

Учебники, литература: Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Я. Виленкин. - М.: Мнемозина, 2010.

Дидактические материалы: раздаточный материал: карточки с заданиями, листы исследования.

Этапы урока:

  1. Мотивационно - целевой этап.

  2. Ориентировочный этап.

  3. Поисково-исследовательский этап.

  4. Практический этап.

  5. Организация первичного контроля

  6. Рефлексивно - оценочный этап.


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Здравствуйте, садитесь. Я очень

рада встречи с вами. Надеюсь, что сегодня мы узнаем с вами много нового. Начинаем наш урок.

.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

Мотивационно - целевой этап

Посмотрите, пожалуйста, на доске у меня записаны выражения. Что можно сказать о них? Кто догадался что мы будем изучать на уроке?

Откройте тетради и запишите тему « Сложение и вычитание смешанных чисел» Как складываем и вычитаем смешанные числа?

Найдите значение выражений.

1) » Урок по математике для 5 класса « Сложение и вычитание смешанных чисел»

2) » Урок по математике для 5 класса « Сложение и вычитание смешанных чисел»

3) » Урок по математике для 5 класса « Сложение и вычитание смешанных чисел»

4) » Урок по математике для 5 класса « Сложение и вычитание смешанных чисел»

5) » Урок по математике для 5 класса « Сложение и вычитание смешанных чисел»

6) » Урок по математике для 5 класса « Сложение и вычитание смешанных чисел»

7)» Урок по математике для 5 класса « Сложение и вычитание смешанных чисел»






Итак, закончили. Со всеми ли заданиями вы справились?

Какие задания вызвали затруднения?

Почему?

Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

Молодцы!.

Что они на сложение и вычитание смешанных чисел.

Тема урока «сложение и вычитание смешанных чисел». Записывают тему урока в тетрадях.

При сложении ( вычитании) чисел в смешанной записи целые части складывают (вычитают) отдельно, а дробные отдельно. А результат записывают в виде смешанного числа.

записывают ответы в тетрадь

Самопроверка:

возникают затруднения: не могут решить два последних примера.

1) » Урок по математике для 5 класса « Сложение и вычитание смешанных чисел» 2)» Урок по математике для 5 класса « Сложение и вычитание смешанных чисел» 3) » Урок по математике для 5 класса « Сложение и вычитание смешанных чисел»

4)» Урок по математике для 5 класса « Сложение и вычитание смешанных чисел»; 5). » Урок по математике для 5 класса « Сложение и вычитание смешанных чисел» 6) » Урок по математике для 5 класса « Сложение и вычитание смешанных чисел»

7)» Урок по математике для 5 класса « Сложение и вычитание смешанных чисел»

Нет.

Последние два примера.

Не умеем вычитать когда дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательны: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Ориентировочный этап

А может кто-нибудь из вас предполагает, как это можно сделать?

Итак, вы предполагаете, что …

Предлагают варианты.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Поисково-исследовательский этап

Давайте проверим ваше предположение, выполнив исследование.

Учащиеся работают в группах, выполняя задания различной сложности. Все учащиеся делятся на 4 группы. На парту каждой группы раздается задание и справочный материал. Для решения задания нужно выбрать соответственное правило.

(учитель оказывает учащимся помощь)

Итак, исследования выполнены, а так как вы выполняли разные действия, нужно познакомить с результатом остальные группы.


Вы рассмотрели правила сложения и вычитания смешанных чисел, когда в результате получается неправильная дробь и когда дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого. А теперь вернемся назад к нашему предположению, верно ли оно?

Делятся на группы. Выполняют задания.

Результаты фиксируют на листах исследования.



Один учащийся из группы выступает с результатом своего исследования. Остальные внимательно слушают.

Проговаривают алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел.


Действия выполняются с целой частью, а потом с дробной.


Да верно.



Практический этап





Организация первичного контроля

А теперь вернемся к тем примерам, которые у нас вызвали затруднение при решении.

Образец выполнения на доске:

» Урок по математике для 5 класса « Сложение и вычитание смешанных чисел»

» Урок по математике для 5 класса « Сложение и вычитание смешанных чисел»

Выполнить №1117(и-р),


Где нам могут понадобиться наши умения?

Вариант 1 Вариант 2

Вычислить

1) » Урок по математике для 5 класса « Сложение и вычитание смешанных чисел» 1) » Урок по математике для 5 класса « Сложение и вычитание смешанных чисел»

2) » Урок по математике для 5 класса « Сложение и вычитание смешанных чисел» 2) » Урок по математике для 5 класса « Сложение и вычитание смешанных чисел»

3) » Урок по математике для 5 класса « Сложение и вычитание смешанных чисел» 3) » Урок по математике для 5 класса « Сложение и вычитание смешанных чисел»

4) » Урок по математике для 5 класса « Сложение и вычитание смешанных чисел» 4) » Урок по математике для 5 класса « Сложение и вычитание смешанных чисел»

5) » Урок по математике для 5 класса « Сложение и вычитание смешанных чисел» 5) » Урок по математике для 5 класса « Сложение и вычитание смешанных чисел»


Учащиеся получают карточки с заданиями для самостоятельной работы по вариантам.

-Критерии оценивания.

Если верно выполнено:

5 заданий, то - «5»,

4 задания, то - «4»,

3 задания, то - «3».

-Какие результаты получились?

Кто получил «5»,

«4»,

«3».

А есть такие, кто не справился с заданием?

-Где были допущены ошибки?

-Повторим правила сложения и вычитания смешанных чисел.



Выполняет ученик

- Выполняет ученик на доске

-Учащиеся выполняют в тетради примеры с громким комментированием.

При решении задач, уравнений.






самостоятельную работу




-Сопоставление своего решения с подробным вариантом решения, предложенным учителем. Самостоятельное исправление допущенных ошибок, оценивание результата.


Учащиеся поднимают руки.

-Вычислительные.

-В записи.

-Проговаривают.

-Приводят примеры.

(Отвечают ученики, допустившие в самостоятельной работе наибольшее число ошибок.)





Регулятивные: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.



Регулятивные: Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.



Рефлексивно - оценочный этап

Итак, настала пора подвести итог:

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Наша цель достигнута?

- Что нам помогло справиться с затруднением?

- Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке? Запишите домашнее задание:

№ 1136(д-з), № 1138

- Оцените свою работу на уроке и давайте посмотрим какое сегодня у нас «дерево успеха». Пусть каждый выберет листочек для себя. Если вы довольны собой возьмите зеленый листочек., допустили неточности « желтый», надо постараться - красный листочек. Урок окончен.

Высказываются.Оценивают свою работу.

Регулятивные: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


РЕШЕНИЕ

1) » Урок по математике для 5 класса « Сложение и вычитание смешанных чисел»

2) » Урок по математике для 5 класса « Сложение и вычитание смешанных чисел»

3) » Урок по математике для 5 класса « Сложение и вычитание смешанных чисел»

4) » Урок по математике для 5 класса « Сложение и вычитание смешанных чисел»

5) » Урок по математике для 5 класса « Сложение и вычитание смешанных чисел»

Исследование

Учащиеся работают в группах, выполняя задания различной сложности. Все учащиеся делятся на 4 группы. На парту каждой группы раздается задание и справочный материал. Для решения задания нужно выбрать

соответственное правило.

Задание 1. Выполните сложения » Урок по математике для 5 класса « Сложение и вычитание смешанных чисел»

Задание 2. Выполните сложения » Урок по математике для 5 класса « Сложение и вычитание смешанных чисел»

Задание 3. Выполнение вычитания » Урок по математике для 5 класса « Сложение и вычитание смешанных чисел»

Задание 4. Выполните вычитания » Урок по математике для 5 класса « Сложение и вычитание смешанных чисел»

Справка

1.

  1. К дроби прибавить дробь.

  2. Из полученной неправильной дроби выделить целую часть.

  3. К целому числу прибавить целую часть смешанного числа.

  4. К целому числу прибавить оставшуюся дробь.

  5. Сформулируйте правило сложения смешанного числа и дроби .

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2

  1. К целому числу прибавить целое число.

  2. К дроби прибавить дробь.

  3. Из полученной неправильной дроби выделить целую часть.

  4. К полученному целому числу прибавить целую часть смешанного числа.

  5. К целому числу прибавить оставшуюся дробь.

  6. Сформулируйте правило сложения смешанных чисел.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3

  1. У целого части уменьшаемого занять единицу и представить ее в виде неправильной дроби.

  2. Из неправильной дроби вычитается дробь (вычитаемого).

  3. Получившийся остаток дроби прибавляется к остатку целого числа.

  4. Сформулируйте правило вычитания дроби из целого числа.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.

  1. Занимаем у целой части уменьшаемого единицу и представляем ее в виде неправильной дроби.

  2. Полученную дробь складываем с дробной частью уменьшаемого.

  3. Вычитаем отдельно целые части и дробные части.

  4. К оставшейся целой части прибавляем оставшуюся дробную часть.

  5. Сформулируйте правило вычитания из смешанного числа дроби, причем дробь уменьшаемого меньше дроби вычитаемого.

___________________________________________________________________________________________________________________________________


© 2010-2022