Элективный курс Математика и жизнь (9 класс)

Программа разработана на основе авторской программы Юровой Т.В. «Математика и жизнь» (Сборник программ курсов по выбору для учащихся 9-х классов, участвующих в эксперименте по предпрофильной подготовке. Краснодар , 2004г.).Программа элективного курса «Математика и жизнь» предназначена для учащихся 9 класса. Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с историей математики и ее ролью в современном мире. Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Зачем она родилась и что явилось ...
Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Карпогорская средняя общеобразовательная школа №118»



Рассмотрено

на МО учителей математики

Протокол №_____

от «___» ________ 2013 г

Руководитель МО ______________

Согласовано

на МС школы

от «___» _______ 2013 года

Руководитель МС

_________________

Утверждаю

Директор МБОУ «Карпогорская СОШ №118»

__________________________

Заварзина Е.Н.

Приказ №

от «___» _________ 2013 года



ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

по математике для учащихся 9-го класса

«Математика и жизнь»

(17 часов)

2013-2014г



Составитель: учитель математики

Чаусова Н.М.





Веркола 2013

Пояснительная записка

Программа разработана на основе авторской программы Юровой Т.В. «Математика и жизнь» (Сборник программ курсов по выбору для учащихся 9-х классов, участвующих в эксперименте по предпрофильной подготовке. Краснодар , 2004г.).

Программа элективного курса «Математика и жизнь» предназначена для учащихся 9 класса. Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с историей математики и ее ролью в современном мире. Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Зачем она родилась и что явилось причиной ее возникновения? На эти и другие вопросы найдутся ответы в рамках данного элективного курса. Содержание курса направлено на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, имеет существенное образовательное значение, т.к. затрагивает исторические, географические знания.

Цель курса:

- формировать представления о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

- развивать логическое мышление, пространственное воображение, алгоритмическую культуру;

- овладевать математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни;

- воспитывать средствами математики культуру личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей; понимания значимости математики для общественного прогресса.

Задачи:

Обучающие:

-обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,

-обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе,

-сформировать умение учиться,

-формирование умения следовать устным инструкциям, чертить фигуры,

-обучать различным приемам работы с бумагой.

Развивающие:

-развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,

-развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии учащихся,

-выявить и развить математические и творческие способности.


Воспитательные:

-воспитание интереса к предмету «Математика»,

-расширение коммуникативных способностей учащихся,

-формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Курс «Математика и жизнь» позволяет учащимся лучше понять, что же дала математика человечеству, каковы приложения математики. Наше время - период невиданного расцвета математики и целью данного курса является активизация интереса к математики, как науке.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

-построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

-выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале;

-выполнения расчетов практического характера;

- использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

-самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

-проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;

-самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесения своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

Ожидаемые результаты обучения

В результате прохождения элективного курса ученик должен

знать/понимать:

-значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

-значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, возникновения и развития геометрии;

-универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;

-вероятностный характер различных процессов окружающего мира.

Уметь:

-производить арифметические действия в разных позиционных системах счисления;

-применять признаки делимости чисел;

-распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;

-строить «золотой» прямоугольник.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных фактов и свойств фигур.

Содержание курса предполагает в конце каждой темы решение задач. Они труднее тех задач, которые решаются на уроках, чтобы справится с ними, надо проявить смекалку, настойчивость и целеустремленность. Без этих качеств трудно заниматься любым делом, не только математикой.

Контроль и система оценивания

Текущий контроль осуществляется по результатам выполнения учащимися практических работ.



Изменения, внесённые в авторскую программу

1. Программа элективного курса сокращена с 34 ч на 17 ч.

2. Внесены корректировки в содержание программы и учебно-тематический план.

3. Изменен список литературы.


Планирование курса


Введение 1ч

I

История математики 4ч

  1. Математика Древнего Востока

  2. Античная математика

  3. Средние века и Возрождение

  4. Новое время



II

Числа 5ч

  1. Позиционные системы счисления

  2. Делится или не делится?

  3. Охота за простыми числами

  4. Совершенные и дружественные числа

  5. Арифметика остатков



III

Фигуры 6ч

  1. Треугольник, простейший и неисчерпаемый

  2. Геометрия - значит «землемерие»

  3. Движение

  4. Симметрия в природе

  5. Самоподобие в природе. Фракталы

  6. Чудеса архитектуры



Итоговое занятие 1ч

Содержание программы

Введение (1ч)

Тема 1. История математики (4ч)

Математика Древнего Востока. Античная математика. Средние века и Возрождение. Новое время. Основная цель: познакомить с историей развития математики, с деятельностью таких учёных как Евклид, Архимед, Пифагор и других.

Тема 2. Числа (5ч)

Позиционные системы счисления. Делится или не делится? Охота за простыми числами. Совершенные и дружественные числа. Арифметика остатков. Основная цель: рассмотреть разнообразие систем счисления, простейшие вычислительные операции над числами в них; раскрыть природу простых чисел и признаков делимости.

Тема 3. Фигуры (6ч)

Треугольник, простейший и неисчерпаемый. Геометрия - значит «землемерие». Движение. Симметрия в природе. Самоподобие в природе. Фракталы. Чудеса архитектуры. Основная цель: показать практическую значимость геометрии как науки; раскрыть понятия «движения», «симметрия» на примерах из жизни.

Итоговое занятие (1ч)

Список литературы:

  1. Т.В. Юрова. Сборник программ курсов по выбору для учащихся 9-ых классов предпрофильной подготовки. Краснодар, 2004г.

  2. Методическая газета «Математика» изд. дом «Первое сентября» 2006-2007.

  3. Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе» №10, 2003г.

  4. Пичугин Л.Ф. «За страницами учебника алгебры», Москва, «Просвещение», 1990г.

  5. Пойа Д. Как решать задачу. - М., 1961г.- Глейзер Г.И. «История математики в школе» 7-8 классы, Москва, «Просвещение», 1982г

  6. Еженедельная методическая газета «Математика» изд.дом «Первое сентября» № 15,16,17 2004г

© 2010-2022