Рабочая программа по элективному курсу по математике (9 класс)

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель

МО______________Т.В. Труфанова

Приказом директора

МБОУ « СОШ № 5»

«30» августа 2013 год

_____________В.А. Кошкарева

от___________№ __________

Заместитель

директора _______ Т.Н. Клепфер

«__»__________________2013 год



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по математике

«Готовимся к ГИА»

для 9А класса

на 2013 - 2014 учебный год

Учитель: Ротарь Светлана Васильевна


Количество часов в неделю: 2 часа

Количество часов в год: 70 часов



Рассмотрена на заседании методического объединения учителей математики, физики, информатики

Протокол от «_30_» августа 2013 года № 1


г. Нефтеюганск

2013

Пояснительная записка


Спецкурс по математике «Готовимся к ГИА» предназначен для подготовки учащихся 9 класса к Государственной итоговой аттестации в новой форме. С 2013 года в модули «Алгебра» и «Геометрия» входит две части, соответствующие проверке математической компетентности на базовом и повышенном уровнях, в модуль «Реальная математика» - одна часть, соответствующая проверке знаний на базовом уровне.

При проверке базовой математической компетентности учащиеся

должны продемонстрировать: владение основными алгоритмами, знание и

понимание ключевых элементов содержания (математических понятий, их

свойств, приемов решения задач и пр.), умение пользоваться математической

записью, применять знания к решению математических задач, не сводящихся

к прямому применению алгоритма, а также применять математические зна-

ния в простейших практических ситуациях.

Части 2 модулей «Алгебра» и «Геометрия» направлены на проверку

владения материалом на повышенном уровне. Их назначение - дифференци-

ровать хорошо успевающих школьников по уровням подготовки, выявить

наиболее подготовленную часть выпускников, составляющую потенциаль-

ный контингент профильных классов.

Геометрия является индикатором математических способностей обучающегося.

В геометрии, в отличии от алгебры, нет стандартного подхода к решению той или иной задачи, поэтому надо рассматривать различные методы и подходы для решения геометрических задач, а для этого необходимо дополнительное время, чем и будем заниматься на данном спецкурсе. Кроме того большую трудность вызывает у ребят умение решать текстовые задачи. Для повышения качественных показателей учащихся необходимо уделить внимание функциональному методу решения задач и уравнений.

Цель курса:

Подготовка учащихся к ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми образовательными стандартами второго поколения.

Задачи курса:

1. Развитие потенциальных творческих способностей каждого слушателя спецкурса.

2.Умение работать самостоятельно над разнообразными заданиями.

3.Формирование УУД решать задания более сложного уровня(2 часть).

Назначение данного элективного курса: повысить уровень общеобразовательной подготовки по математике выпускников основной школы с целью их успешной подготовки к государственной (итоговой ) аттестации.
Нормативно - правовая база элективного курса:

Содержание элективного курса определяется на основании кодификатора элементов содержания для проведения в 2014 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по математике, подготовленного федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений». Кодификатор элементов содержания по математике составлен на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований ФГОС второго поколения к уровню подготовки выпускников основной школы.

Рабочая программа разработана с учетом положения, что результатом освоения основной образовательной программы основного общего образования должна стать математическая компетентность выпускников, т.е. они должны овладеть специфическими для математики знаниями и видами деятельности, научиться преобразованию знаний и его применению в учебных и внеучебных ситуациях, сформировать качества присущие математическому мышлению, а также овладеть математической терминологией, клюевыми понятиями, методами и приемами.

Структура рабочей программы. Курс рассчитан на 34 занятия. Структура рабочей программы отвечает цели построения системы дифференцированного обучения в современной школе. Дифференциация обучения направлена на решение двух задач: формирование у всех учащихся базовой математической подготовки, составляющей функциональную основу общего образования; одновременного создания условий, способствующих получению частью учащихся подготовки повышенного уровня, достаточной для активного использования математики во время дальнейшего обучения, прежде всего, при изучении его в средней школе на профильном уровне. С учетом изменений в ГИА-2013 года задания, предусмотренные в ходе реализации рабочей программы, подразделены на три модуля: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика». Проверка усвоения материала предполагает работу с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д. При проверке базовой математической компетентности учащиеся должны продемонстрировать:
владение основными алгоритмами, знание и понимание ключевых элементов содержания (математических понятий, их свойств, приемов решения задач), умение пользоваться математической записью, применять знания к решению математических задач, не сводящихся к простому применению алгоритма, а также применять математические знания в простейших практических ситуациях. Части 2 модулей «Алгебра» и «Геометрия» направлены на проверку владения материалом на повышенном уровне. Их назначение - дифференцировать хорошо успевающих школьников по уровням подготовки, выявить наиболее подготовленную часть выпускников, составляющую потенциальный контингент профильных классов. Поэтому при прохождении модулей «Алгебра» и «Геометрия» предполагается рассматривать на занятиях задания повышенного уровня сложности из различных разделов курса математики. Задания второй части модуля направлены на проверку

таких качеств математической подготовки, как:
-уверенное владение формально- оперативным алгебраическим аппаратом;
-умение решать комплексную задачу, включающую в себя знания из различных тем курса алгебра;
-умение математически грамотно и ясно записывать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования;
-владение широким спектром приемов и способов рассуждений.
Планирование составлено таким образом, чтобы после знакомства с данными темами на уроках математики рассмотреть более сложные задания и методы их решения на данном курсе.

После рассмотрения полного курса учащиеся должны иметь следующие результаты обучения:

1)уметь определять тип задания, знать алгоритм решения;

2)уметь применять полученные математические знания в решении жизненных задач;

3)уметь использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора и формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики.

В результате освоения содержания программы обучающийся получает возможность совершенствовать и расширить круг умений, навыков и способов деятельности:

  1. Познавательная деятельность

Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность. Создание идеальных и реальных моделей объектов, процессов.

  1. Информационно-коммуникативная деятельность.

Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Умение развернуто обосновать суждение, давать определения, приводить доказательства.

  1. Рефлексивная деятельность

Владение навыками организации и участие в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств её достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

Формирование ключевых компетентностей:

1)готовность к самообразованию;

2)готовность к использованию информационных ресурсов;

3)коммуникативная компетентность.

Инструментарием для оценивания результатов могут быть: тестирование, творческие работы.

Темы учебного курса
Тема : Натуральные, рациональные и действительные числа. Дроби.
Арифметические действия над натуральными, рациональными, действительными и дробными числами. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Сравнение чисел. Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий. Понятие об иррациональном числе. Действительные числа как бесконечные десятичные дроби.
Тема 2: Измерения, приближения, оценка.
Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего мира, длительность процессов в окружающем мире. Округление чисел, прикидка и оценка результатов вычисления. Выделение множителя - степени десяти в записи числа.
Тема 3: Алгебраические выражения.
Допустимые значения переменных, входящих в алгебраическое выражение. Подстановка выражений вместо переменных. Равенство буквенных выражений, тождество. Преобразование выражений
Тема 4: Свойства степени с целым показателем
Основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями.

Тема 5: Многочлены
Сложение, вычитание, умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения. Разложение многочлена на множители. Квадратный трехчлен. Теорема Виета. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители. Степень и корень многочленов с одной переменной.
Тема 6: Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях
Применение свойства арифметических квадратных корней для преобразования числовых выражений, содержащих квадратные корни
Тема 7: Уравнения
Уравнения с одной переменной, корень уравнения. Квадратное уравнение, формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Примеры решения уравнений высших степеней. Решение уравнений методом замены переменной. Решение уравнений методом разложения на множители. Уравнения с двумя переменными. Системы уравнений.
Тема 8: Неравенства
Числовые неравенства и их свойства. Неравенства с одной переменной. Системы линейных неравенств. Квадратные неравенства.
Тема 9: Текстовые задачи
Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение текстовых задач алгебраическим способом.
Тема 10: Числовые последовательности
Арифметическая и геометрическая последовательности. Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессии. Формула суммы первых членов прогрессии.
Тема 11: Сложные проценты
Практические расчетные задачи, связанные с процентами. Интерпретация результатов решения задач с учетом ограничений , связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов.
Тема 12: Числовые функции
Область определения и область значения функции. Графики функций, их свойства. Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы.
Тема 13: Декартовы координаты на плоскости
Координаты точки, координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками плоскости. Уравнение прямой, угловой коэффициент прямой, условие параллельности прямых.
Тема 14: Графическая интерпретация уравнений и неравенств с двумя переменными.

Использование графиков функций для решения уравнений и систем. Уравнение окружности.
Тема 15: Геометрические фигуры и их свойства. Треугольник, многоугольники, окружность и круг.
Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренный, равносторонний, прямоугольный треугольники. Теорема Пифагора. Признаки равенства и признаки подобия. Решение прямоугольных треугольников. Многоугольники, их свойства и признаки. Центральный , вписанный угол. Касательная и секущая к окружности. Вписанные и описанные окружности.
Тема 16: Измерения геометрических величин
Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длины дуги окружности. Площадь и ее свойства, формулы нахождения площади для различных фигур планиметрии.
Тема 17: Описательная статистика
Представление данных в виде таблиц , диаграмм, графиков. Средние результаты измерений. Статистические характеристики.
Тема 18: Вероятность
Частота события, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности. Представление о геометрической вероятности.
Тема 19: Комбинаторика
Решение комбинаторных задач: перебор вариантов, комбинаторное правило умножения.
Тема 20: Внутришкольный пробный ГИА
Тема 21:Решение задач из контрольно-измерительных материалов для ГИА

Тематическое планирование курса


№ п\п


Тема занятия


Количество часов


Дата

план

факт


1


Натуральные, рациональные и действительные числа. Дроби.


1

05.09



2


Измерения, приближения, оценка


2

05.09

12.09



3


Алгебраические выражения


3

12.09

19.09

19.09



4


Свойства степени с целым показателем


2

26.09

26.09



5


Многочлены


2

03.10

03.10



6


Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях


2

10.10

10.10



7


Уравнения


3

17.10

17.10

24.10



8


Неравенства


2

24.10

31.10



9


Текстовые задачи


2

31.10

14.11



10


Числовые последовательности


4

14.11

21.11

21.11

28.11



11


Сложные проценты


2

28.11

05.12



12


Числовые функции


3

05.12

12.12

12.12



13


Декартовы координаты на плоскости


2

19.12

19.12



14


Графическая интерпретация уравнений и неравенств с двумя переменными


2

26.12

26.12



15


Геометрические фигуры и их свойства. Треугольник, многоугольники, окружность и круг.


4

16.01

16.01

23.01

23.01



16


Измерения геометрических величин


2

30.01

30.01



17


Описательная статистика


1

06.02



18


Вероятность


1

06.02



19


Комбинаторика


1

13.02



20


Внутришкольный пробный ГИА


1

13.02



Площади фигур.

2

20.02

20.02



Задачи на построение

2

27.02

27.02



Вписанные и описанные треугольники, четырехугольники.

2

06.03

06.03



Практические задачи по геометрии

2

13.03

13.03



Задачи на проценты

2

20.03

20.03



Задачи на движение

2

03.04

03.04



Задачи на работу

2

10.04

10.04



Задачи на делимость.

2

17.04

17.04



Решение задач с помощью систем уравнений.

2

24.04

24.04



Уравнения и неравенства с модулем

3

30.04

30.04

08.05



Уравнения с параметром.

3

08.05

15.05

15.05



Элементы комбинаторики и теории вероятностей

4

22.05

22.05

29.05

29.05


Используемая литература

1.ГИА 2013. Математика. 9 класс. Типовые тестовые задания (в новой форме) Ященко И.В., Шестаков С.А., Трепалин А.С., Семенов А.В., Захаров П.И.;
2.ГИА 2013. Математика. 9 класс. Типовые тестовые задания Ященко И.В., Шестаков С.А., Трепалин А.С., Семенов А.А., Захаров П.И.;
3.ГИА. Математика. 9 класс. Тематические тренировочные задания. Рабочая тетрадь Минаева С.С., Рослова Л.О;
4.Мирошин, Шевелева, Корешкова: ГИА-2013. Математика. Тренировочные задания;
5.Каспарова, Балаян: Справочник по математике для подготовки к ГИА и ЕГЭ;
6.ГИА. 3000 задач с ответами по математике Семенов А.Я. , Ященко И.В.



© 2010-2022