Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Элективный курс «Избранные вопросы геометрии»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общеизвестно, что геометрическая линия является одной из центральных линий курса математики. Она предполагает систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовку аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физики, черчения и т. д.) и курса стереометрии.

С другой стороны, необходимость усиления геометрической линии обусловливается следующей проблемой: задание частей В и С единого государственного экзамена предполагает решение геометрических задач. Итоги экзамена показали, что учащиеся плохо справлялись с этими заданиями или вообще не приступали к ним. Для успешного выполнения этих заданий необходимы прочные знания основных геометрических фактов и опыт в решении геометрических задач.

Ц е л я м и д а н н о г о к у р с а я в л я ю т с я:

1. Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.

2. Развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений.

Для достижения поставленных целей в процессе обучения р е ш а ю т- с я с л е д у ю щ и е з а д а ч и:

1. Приобщить учащихся к работе с математической литературой.

2. Выделять и способствовать осмыслению логических приемов мышления, развитию образного и ассоциативного мышления.

3. Обеспечить диалогичность процесса обучения математике

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ КУРСА

Данный курс предназначен для учащихся 9 классов, рассчитан на 8,5 часов, предполагает систематизацию и обобщающее повторение ключевых тем курса планиметрии: решение треугольников, вписанные и описанные окружности, применение тригонометрии и т. д. с использованием компьютерных технологий.

Учащиеся должны знать:

1. Ключевые теоремы, формулы курса планиметрии в разделе «Треугольники», «Четырехугольники».

2. Основные алгоритмы решения треугольников.

Учащиеся должны уметь:

1. Применять имеющиеся теоретические знания при решении задач.

2. Использовать возможности персонального компьютера (ПК) для самоконтроля и отработки основных умений, приобретенных в ходе изучения курса.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Включенный в программу материал может применяться для разных групп учащихся, что достигается обобщенностью включенных в нее заданий, их отбором в соответствии с задачами предпрофильной подготовки.

Тема 1

Предполагает прохождение тем: «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника», «Теорема Пифагора», «Теорема синусов и косинусов», «Основные тригонометрические тождества, вписанные и описанные окружности».

Тема 2

Параллелограмм и трапеция, вписанные и описанные четырехугольники, компьютерная модель «Четырехугольники».

Тема 3

Площадь прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции; применение разнообразных формул площади треугольника, площади подобных фигур. Компьютерная модель «Измерение площади».

Тема 4

Окружности, вписанные и описанные около треугольника, применение формул:

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии.

Компьютерная модель «Вписанные и описанные окружности».

Тема 5

Компьютерная модель «Решение треугольников» предполагает проверку знаний и умений по теме с помощью программы «Планиметрия».

Контроль осуществляется на каждом занятии с помощью тестов компьютерной программы «Планиметрия», которая включает в себя проверку теоретических сведений и решение одношаговых, многоплановых задач




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Название занятия

Количество
часов

1

Решение треугольников (повторение теории с помощью ПК)

1

2

Четырехугольники (повторение теории с помощью ПК)

1

3

Решение задач по теме «Площади»

2

4

Решение задач по теме «Вписанные и описанные окружности»

2

5

Компьютерная модель «Решение треугольников»

1

6

Компьютерная модель «Четырехугольники. Вписанные и описанные четырехугольники»

1

7

Проверь себя

0,5

Литература

Д л я у ч а щ и х с я:

1. Гайштут, А., Литвиненко, Г. Планиметрия: задачник к школьному курсу. - М.: АСТ - ПРЕСС: Магистр - S, 1998.

2. Крамор, В. С. Повторяем и систематизируем школьный курс геометрии. - М.: Просвещение, 1992.

Д л я у ч и т е л е й:

1. Гайштут, А., Литвиненко, Г. Планиметрия: задачник к школьному курсу. - М.: АСТ - ПРЕСС: Магистр - S, 1998.

2. Крамор, В. С. Повторяем и систематизируем школьный курс геометрии. - М.: Просвещение, 1992.

3. Алтынов, П. И. Геометрия. Тесты. 7-9. - М.: Дрофа, 1998.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ

Введение

В основе решения большинства задач лежит умение «решать треугольник», поэтому необходимо вспомнить важные соотношения для треугольников. Повторить основные теоретические сведения, основные приемы решения задач можно и с помощью широкого спектра электронных учебных пособий: «Открытая математика 1.0. Планиметрия», «Математика», 5-11 кл. Практикум», «Новые возможности для усвоения курса математики! Математика», 5-11 кл. Практикум» и т. д.

Можно начертить, проводя соответствующие комментарии, таблицу:

Прямоугольный треугольник

Косоугольный треугольник

1

2

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

1) α + β = 90°;

2) c2 = a2 + b2 - теорема Пифагора;

3) a = c cos β,

a = c sin α,

a = b tg α;

4) R = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии ;

5) r = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

1) α + β + γ = 180°;

2) a2 = b2 + c2 - 2bc cos α - теорема косинусов;

cos α = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии ;

3)Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии - теорема синусов;

4) R = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии ;

5) r = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

Т е м а: Решение треугольников

Задача 1

Гипотенуза AB прямоугольного треугольника ABC равна Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометриисм, а катет BC равен 6 см. Найдите длину медианы BK.

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

Дано: ∆ABC, ∠C = 90°,

AB = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометриисм, BC = 6 см, BK - медиана.

Найти: BK.

Решение

1) Рассмотрим прямоугольный треугольник ABC.

По теореме Пифагора AB2 = AC2 + BC2, AC = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

AC = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

2) BK - медиана ∆ABC, значит CK = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииAC = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометриисм.

3) В ∆BCK по теореме Пифагора BK2 = KC2 + BC2.

BK = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

Ответ: 7 см.

Задача 2

В треугольнике ABC стороны AB = BC, AK - высота треугольника, BK = 24 см, KC = 1 см. Вычислите: а) высоту AK; б) сторону AC.

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

Дано: ∆ABC; AB = BC.

AKРабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииBC; BK = 24 см, KC = 1 см.

Найти: AK; AC.

Решение

1) BC = BK + KC = 24 + 1 = 25 (см).

BC = AB = 25 см, тогда в прямоугольном треугольнике ABK по теореме Пифагора AB2 = BK2 + AK2; AK = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

AK = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии.

2) Аналогично в ∆AKC AC = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииРабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииРабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии.

Ответ: 7 см, Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

Задача 3

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

Определите катеты прямоугольного треугольника, у которого перпендикуляр, опущенный из вершины прямого угла на гипотенузу, больше одного из отрезков гипотенузы на 3 и меньше другого на 4.

Решение

Согласно условию CD > AD на 3, CD < BD на 4.

Высота прямоугольного треугольника, опущенная на гипотенузу, есть среднее геометрическое проекций катетов на гипотенузу,
т. е. CD2 = AD · DB.

Пусть CD = x, тогда AD = x - 3, BD = x + 4.

x2 = (x - 3) (x + 4),

x2 = x2 + x - 12,

x = 12.

В ∆ADC по теореме Пифагора AC2 = AD2 + DC2, AC = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии=
= Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии= 15.

В ∆BCD аналогично BC = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

Задача 4

BD - высота равнобедренного треугольника ABC, AB = BC, 0 - точка пресечения высот BD и AK, ∠AOD = 60°. Доказать, что ∆ABC - равносторонний.

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

Решение

OAD - прямоугольный, так как BDРабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииAC.

BOK = AOD = 60° как вертикальные углы. Значит, в ∆BOKOBK = 30°.

BD - высота равнобедренного треугольника, проведенная к основанию, значит BD - биссектриса, т. е. ABC = 30° · 2 = 60°.

Если угол при вершине равнобедренного треугольника 60°, значит, этот треугольник равносторонний.

Задача 5

Докажите, что в прямоугольном треугольнике биссектриса прямого угла делит пополам угол между медианой и высотой, проведенными из той же вершины.


Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

Дано: С = 90°, АМ = МВ, СКАВ,
ACL =LCB.

Доказать: KCL = МСL.

Решение

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииKCB = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииA, Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииACK = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииB.

Пусть Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииKCL = α, тогда Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииKCB = 45° + α.

Точка M - середина гипотенузы, а также является центром описанной окружности, значит, AM = MB = CM.

Тогда ∆CMB - равнобедренный, т. е. Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииMCB = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииMBC.

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииMCL = 45° - Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииMCB = 45° - Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииB = 45° - Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииACK.

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииKCL = 45° - Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииACK = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииMCL. Значит, CL - биссектриса Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииKCM.

Задача 6

В прямоугольный треугольник, катеты которого равны 10 см и 15 см, вписан квадрат, имеющий с ним общий угол. Найти периметр квадрата.

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

Решение

ABC - прямоугольный треугольник с катетами BC и AC, MNCP - квадрат, значит, MNBC. Тогда ∆ABC ∾ AMN, Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии пусть сторона квадрата MN = x, тогда AN = 10 - x.

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии 25x = 150, x = 6.

Итак, сторона квадрата 6 см; периметр 6 · 4 = 24 (см).

Ответ: 24 см.

Задача 7

На боковой стороне BC равнобедренного треугольника ABC (AB = BC) как на диаметре построена окружность, пересекающая основание этого треугольника в точке D. Найдите расстояние от вершины A до центра построенной окружности, если AD = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии, а угол ABC = 120°.

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

Решение

1) Так как O - центр данной окружности, то BO = OC = OD. Тогда ∆DBC прямоугольный с прямым углом D, а BD - высота в равнобедренном треугольнике ABC с основанием AC,
D - середина AC, DO = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииAB.

2) В прямоугольном треугольнике ABD AB = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии;

AB = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

3) ∆DBO - равнобедренный с острым углом 60°, а значит, и равносторонний, Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииBDO = 60°, тогда Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииADO = 90° + 60° = 150°.

4) В ∆DAO по теореме косинусов AO2 = AD2 + DO2 - 2 AD · DO ·
· cosРабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииADO.

AO2 = (Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии)2 + (Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии)2 - 2 · Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии = 21 + 7 + Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии · Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии= 28 + 21 = 49; AO = 7.

Ответ: 7.

Т е м а: четырехугольники

Задача 1

Средняя линия трапеции ABCD равна 15. AD - большее основание трапеции, Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииA = 90°, Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииD = 60°, Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииBAC = 30°. Найдите длину стороны CD.

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

Решение

В ∆ABC (он прямоугольный) BC = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии - по свойству катета, лежащего против угла в 30°.

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииBAC = 30°, значит, Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииCAD = 90° - 30° =
= 60°, следовательно, ∆ACD равносторонний,
т. е. AC = CD = AD = 2BC.

Средняя линия MN = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

3BC = 30, BC = 10, значит, CD = 2 · 10 = 20.

Задача 2

Сторона AB параллелограмма ABCD равна Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии а его диагонали равны 20 и 24. Найдите сторону BC.

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

Решение

Для любого выпуклого четырехугольника справедливо Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометриигде a, b, c и d - стороны четырехугольника, а d1, d2 - его диагонали.

В параллелограмме Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

202 + 242 = 2((Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии)2 + b2), b > 0;

b2 + 88 = 488,

b2 = 400, b = 20.

Ответ: 20.

Задача 3

Основания трапеции равны 4 и 10, а ее боковые стороны - Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии и 15. Найдите косинус наименьшего угла этой трапеции.

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

Решение

1) Проведем BMCD, значит, Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииBMA =
Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииD, ВСDМ - параллелограмм, так как ВМ || MD, ВМ || СD. Следовательно, ВС = MD = 4,
BM = CD = 15, AM = AD - MD = 10 - 4 = 6.

2) В ∆AMB против большей стороны (выбирая из AB и BM) лежит больший угол: AB < BM, значит, Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииBMA <Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииA.

cos α = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии.

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии.

Ответ: 0,8.

Задача 4

Определите периметр равнобочной трапеции, у которой длина меньшего основания равна 7, а диагонали перпендикулярны боковым сторонам и равны Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии.

Решение

1) Проведем в трапеции ABCD высоту CF,
тогда ∆ACD ∼ ∆AFC, Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

2) Пусть FD = x, тогда AF = 7 + x

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

(Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии)2 = (x + 7) (7 + 2x),

36 · 2 = 49 + 21x + 2x2,

2x2 + 21x - 23 = 0,

D = 212 + 4 · 2 · 23 = 625,

х1, 2 = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

3) Итак, AD = 7 +2 = 9;

CD = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

P = 9 + 7 + 2 · 3 = 22.

Ответ: 22.

Задача 5

В ромбе высота, проведенная из вершины тупого угла, делит сторону ромба пополам. Найдите периметр и высоту ромба, если меньшая диагональ его равна 7 см.

1) В треугольнике ABD BK - высота и медиана, значит, ∆ABD равнобедренный с основанием AD, т. е. AB = BD = 7 см. Тогда ∆ABD равносторонний, значит, Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии A = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии ABD = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии BDA = 60°.

2) P = 4AB = 4 · 7 = 28 (см).

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

3) Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииBKD - прямоугольный, BK = AD sin Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииBDK.

BK = 7 · sin 60° = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии(см).

Ответ: 28 см; 3,5Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометриисм.

Т е м а: ПЛОЩАДИ

Задача 1

Медиана BK треугольника ABC равна Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииРабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии Найдите площадь треугольника ABK.

Решение

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

1) В ∆BKC по теореме косинусов
BC2KB2 + KC2 -2KB · KC cos BKC,
т. е. (Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии)2 = (Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии)2 + x2 - 2 · Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии · x cos 45°, где KC = x (х > 0).

20 = 8 + x2 - 2 · Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии · x · Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

x2 - 4x - 12 = 0,

x1 = 6, x2 = -2.

Значит, CK = 6, AC = 12.

2) S(∆ABK) = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии · AK · BK · sin AKB;

S(∆ABK) = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии · 6 · Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии · sin 135° = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии= 6.

Ответ: 6.

Задача 2

В треугольнике ABC проведена медиана AM. Найдите площадь треугольника ABC, если AC = 3Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии, BC = 10, MAC = 45°.

Решение

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

1) Медиана AM разбивает треугольник ABC на два равновеликих треугольника, т. е. S(∆ACM) = S(∆AMB), значит, S(∆ABC) = 2S(∆ACM).

2) В ∆ACM по теореме косинусов CM2 =

= AC2 + AM2 - 2 · AC · AM cos CAM.

52 = (3Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии)2 + x2 - 2 · 3Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии · x cos 45°, где АМ = х (х > 0).

25 = 9 ·2 + x2 - 6x; х2 - 6х - 7 = 0, x1 = 7, x2 = -1, т. е. AM = 7;

S(∆ACM) = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииAC · AM sin CAM = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии · 3Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии · 7 · sin 45° = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии · 3Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии · 7 ·
·Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии = 10,5.

3) S(∆ABC) = 2 · 10,5 = 21.

Ответ: 21.

Задача 3

Основание AB трапеции ABCD вдвое длиннее основания CD и вдвое длиннее боковой стороны AD. Длина диагонали AC равна 12, длина боковой стороны BC равна 5. Найдите площадь трапеции.

Решение

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

1) По условию AB = 2AD = 2DC.

Пусть M - середина AB, тогда AM = MB = CM,
т. е. CM - медиана треугольника ABC и CM = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииAB, значит, ∆ABC прямоугольный с гипотенузой AB.

По теореме Пифагора AB2 = AC2 + BC2; AB = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии = 13.

CM = MB = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии = 6,5.

2) CK - высота трапеции и высота ∆MCB.

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

По формуле Герона S = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии где Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии. Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии;

S(∆MBC) = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии = 3 · 2 · 2,5 = 15.

CK = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

3) S(ABCD) = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

Ответ: 4,5.

Задача 4

В треугольнике ABC проведена биссектриса BK, длина которой равна 4, причем KC = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии ,
Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии BCA = 45°. Найдите площадь треугольника ABK.

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

Решение

1) В ∆BKC по теореме синусов Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

Значит, Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииB = 60°, Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииA = 180° - (45° + 60°) = 75°.

2) Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииBKA = 180° - (Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииA + Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииABK) = 180° - (75° + 30°) = 75°.

Тогда ∆ABK равнобедренный с основанием AK.

AB = BK = 4.

3) S(∆ABK) = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииAB · BK · sin Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииABK = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии · 4 · 4 · sin 30° = 4.

Ответ: 4.

Т е м а: Вписанные и описанные окружности

Задача 1

Точка O является центром окружности, вписанной в прямоугольный треугольник ABC с прямым углом C. Луч AO пересекает катет BC в точке K. Найдите гипотенузу AB, если AC = 6Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии и Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииB в 4 раза больше, чем
Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииKAC.

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

Центр вписанной в треугольник окружности - точка пересечения биссектрис углов. Значит, Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииKAC = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииBAK.

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииKAC = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииBAK.

ABC прямоугольный, значит, Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииA + Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииB = 90°.

Пусть Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииKAC = x°, тогда x + x + 4x = 90°, x = 15°.

Тогда Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииA = 30°, AB = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии.

Ответ: 12.

Задача 2

В равнобедренный треугольник PMK с основанием MK вписана окружность с радиусом Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии. Высота PH делится точкой пересечения с окружностью в отношении 1 : 2, считая от вершины P. Найдите периметр треугольника PMK.

Решение

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

1) F - точка пересечения окружности с высотой PH; O - центр вписанной окружности;

PF : FH = 1 : 2, OH = r = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии.

Значит, PH = 3OH = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии.

2) Рассмотрим прямоугольный треугольник SPO:

PO = 2 · Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии; OS = r = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии. Значит, Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииSPH = 30°, тогда Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииMPK = 2 · 30 = 60 (∆PMK - равнобедренный, PH - высота, а следовательно, и биссектриса). Значит, ∆PMK - равносторонний.

3) Пусть HK = x (х > 0), тогда PK = 2x; по теореме Пифагора PK2 = PH2 + HK2;

(6Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии)2 = (2x)2 - x2; 3x2 = 36 · 3; x2 = 36, x = 6.

Значит, PK = 2 · 6 = 12. P(∆PMK) = 3 · 12 = 36.

Ответ: 36.

Задача 3

Один из катетов прямоугольного треугольника равен 15, а проекция второго катета на гипотенузу равна 16. Найдите диаметр окружности, описанной около этого треугольника.

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

Диаметр окружности, описанной около прямоугольного треугольника, равен его гипотенузе AB.

Так как катет есть среднее пропорциональное гипотенузы и проекции этого катета на гипотенузу, то есть AC2 = AB · AD, то 152 = x · (x + 16), где AD = x (х > 0).

x2 + 16x - 225 = 0,

D1 = 82 + 225 = 64 + 225 = 289.

x1, 2 = -8 ± 17, x1 = 9, x2 = -25

Итак, AD = 9, AB = 9 + 16 = 25.

Ответ: 25.

Задача 4

Найдите радиус окружности, вписанный в правильный шестиугольник, площадь которого равна 72Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии.

Решение

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

S(ABCDEF) = 6 · S(∆FOF) = 6 · Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии, где a - сторона правильного шестиугольника.

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

a2 = 48,

a = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии.

r = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

Ответ: 6.

Задача 5

Найдите отношение площади круга, вписанного в правильный шестиугольник, к площади круга, описанного около этого шестиугольника.

Решение

Пусть S1 = r2, где r - радиус вписанной окружности, S2 = R2, R - радиус описанной окружности:

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии = (Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии)2 = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии.

Ответ: 0,75.

Задача 6

Около треугольника ABC описана окружность с центром O и радиусом, равным 8. Найдите площадь ∆BOC, если Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииA = 105°.

Решение


Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

Так как ∆ABC тупоугольный, то центр описанной окружности O - точка пересечения серединных перпендикуляров - лежит вне ∆ABC.

Вершины треугольника лежат на окружности, значит, Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии BAC вписанный.

По свойству вписанных углов Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииBC = 2 · 105° = 210°, тогда Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииBАC = 360° - 210° = 150°, значит, Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииBOC = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииBАC = 150°.

S(∆BOC) = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииBO · OC · sin Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииBOC = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии · 8 · 8 · sin 150° = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии· sin 30° = 16.

Ответ: 16.

Задача 7

В равнобедренной трапеции длины оснований 21 и 9, а длина высоты 8. Найдите диаметр описанной около трапеции окружности.

Решение

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

1) Окружность, описанная около трапеции, проходит через ее вершины. Эту окружность можно рассматривать одновременно и как окружность, описанную около любого треугольника ABC, ACD, ABD, BCD (вершины такого треугольника - любые три из четырех вершин данной трапеции).

Поэтому можно найти радиус окружности, описанной около ∆ABD.

2) Так как трапеция ABCD равнобедренная, то AM = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии.

3) В ∆MBD по теореме Пифагора BD = BM2 + MD2, MD = 21- 6 = 15.

BD = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

4) S(∆ ABD) = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииРабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии= 3 · 6 · 4 = 84.

R = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

d = 2R = 2 · 10,625 = 21,25.

Задача 8

Около равнобедренного треугольника ABC (AB = BC) с углом B, равным 30°, описана окружность радиусом Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии. Ее диаметр AD пересекает сторону BC в точке E.

Найдите диаметр окружности, описанной около треугольника ACE.

Решение

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

1) Центр окружности, описанной около ∆ABC, есть точка пересечения серединных перпендикуляров к сторонам AC и AB, один из которых совпадает с BM, так как ∆ABC равнобедренный с основанием AC.

2) Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииB = 30°, значит, Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииMBC = 15° по свойству высоты равнобедренного треугольника, проведенной к основанию АС. AO = OB = R, ∆AOB равнобедренный, т. е. Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииBOA = 15°.

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииA = (180° - Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииB) : 2 = 75°, тогда Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииOAC = 75° - 15° = 60°.

3) AO = OC = R, значит, ∆AOC равнобедренный с острым углом 60°, следовательно, ∆AOC равносторонний, т. е. AC = OA = R = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии.

4) В ∆AEC Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииAEC = 180° - (Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииC + Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииEAC) = 180° - (60° + 75°) = 45°.

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

Ответ: 14.

Задача 9

В равнобедренной трапеции с острым углом в 60° боковая сторона равна Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии, а меньшее основание Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии.

Найдите радиус окружности, описанной около этой трапеции.

Решение

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

1) Радиус окружности, описанной около трапеции, - одно и то же, что и радиус окружности, описанной около треугольника, вершинами которого являются любые три вершины трапеции. Найдем радиус R окружности, описанной около треугольника ABD.

2) ABCD - равнобедренная трапеция, поэтому AK = MD, KM =Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии.

В ∆ABK AK = AB cos Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииA = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии · cos 60° = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииРабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии. Значит,
AD = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии.

BK = AB sin Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииA = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии · Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии.

3) По теореме косинусов в ∆ABD BD2 = AB2 + AD2 - 2AB · AD  cos A.

BD2 = (Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии)2 + (3Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии)2 - 2 · Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии · 3Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии · Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии = 21 + 9 · 21 - 3 · 21 = 7 · 21;
BD = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии.

4) S(∆ABD) = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииAD · BK; S(∆ABD) = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии · Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии · 3Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии.

5) R = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

Ответ: 7.

Задача 10

В равносторонний треугольник ABC вписана окружность и проведен отрезок NM, M Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииAC, N Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииBC, который касается ее и параллелен стороне AB.

Определите периметр трапеции AMNB, если длина отрезка MN равна 6.

Решение

1) ∆ABC - равносторонний, точка O - точка пересечения медиан (биссектрис, высот), значит, CO : OD = 2 : 1.

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

2) MN - касательная к окружности, P - точка касания, значит, OD =
= OP, тогда CD = 3 · CP.

3) ∆CMN ∾ ∆CAB, значит, ∆CMN - равносторонний CM = CN = MN = = 6; P.

А так же Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

3) BN = CB - CN = 18 - 6 = 12.

4) P(AMNB) = AM + MN + BN + AB = 18 + 6 + 12 + 12 = 48.

Ответ: 48.

Задача 11

Около окружности описана равнобочная трапеция, средняя линия которой равна 5, а синус острого угла при основании равен 0,8. Найдите площадь трапеции.

Решение

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

Так как окружность вписана в четырехугольник, то BC + AD = AB + CD. Этот четырехугольник - равнобокая трапеция, значит BC + AD = 2AB.

FP - средняя линия трапеции, значит, BC + AD = 2FP.

Тогда AB = CD = FP = 5.

ABK - прямоугольный, BK = AB sin Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииA; BK = 5 · 0,8 = 4.

S(ABCD) = FP · BK = 5 · 4 = 20.

Ответ: 20.

В а р и а н т ы с х е м:

Равенство углов

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

Равенство двух отрезков

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

Перед темой «Площади» стоит повторить всевозможные формулы нахождения площади треугольника, четырехугольника, правильного шестиугольника.

Зафиксировать эти сведения можно, например, так:

Треугольники

Четырехугольники

Правильные
многоугольники

1

2

3

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

1) S = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

2) S = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

3)Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии-
формула Герона

4) S = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

5) S = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

6) S = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

7) S = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии - для правильного треугольника

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

1) S = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

2) S = ah

3) S = ab sin α

Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

4) S = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии - для ромба

1) S = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

2) SΔ = Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

3)Рабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрииРабочая программа элективного курса Избранные вопросы геометрии

Методические рекомендации

З а н я т и е 1. Решение треугольников.

Повторение и систематизация теоретических сведений по теме «Решение треугольников» Конечно, в целях экономии времени, можно пользоваться готовыми таблицами и схемами (заранее приготовленные плакаты, либо слайды на кодоскопе), но наиболее эффективным будет совместное их вычерчивание и заполнение по принципу «мозговой атаки».

Решение задач 2, 3; для самостоятельной работы дома - № 1, 4; в качестве «зачетной» задачи - № 7.

З а н я т и е 2. Четырехугольники.

Основное повторение теории прошло на предыдущем занятии, поэтому можно сразу приступить к решению задач № 1, 4. Разбирать решение желательно по заранее подготовленным записям на доске или с применением ТСО, с помощью программы «Power Point», если учащиеся или учитель владеют этой программой.

Решения задач № 2, 3, 4; для самостоятельной работы дома - № 1, 5.

З а н я т и е 3 и 4. Площади.

Сначала составить и заполнить таблицу «Площади».

На занятии разобрать задачи № 1, 3, и 4; в качестве самостоятельной домашней работы - № 2.

З а н я т и е 5 и 6. Вписанные и описанные окружности.

Разбор задач № 1, 2, 6; для самостоятельной работы дома задачи № 3, 10; решение задач № 4, 5, 7.

З а н я т и е 7 и 8. Тренинг с использованием компьютерных программ, например, «Открытая математика 1,0. Планиметрия», «Открытая математика 2. 5. Планиметрия», «Математика, 5-11 кл. Практикум» и др.

Для зачетной работы задачи № 7 (по теме «Решение треугольников») и № 8, 9 (по теме «Вписанные и описанные окружности»). Задания можно дать заранее, а на зачетной работе провести «круглый стол» по обсуждению решений.

© 2010-2022